Подобрать игровые задания на формирование понятий: неделя, месяц, пора года, год, понимание их отношений и последовательности

Формирование понятий: неделя, месяц, пора года, год, понимания их отношений последовательности.

Пятилетних детей, если они овладели счетом в пределах семи, можно познакомить с днями недели, научить называть дни по порядку, определять, какой день был вчера, какой будет завтра, какой – сегодня. Формируя представления о последовательности дней недели, следует обратить внимание детей на чередование труда и отдыха: пять дней рабочих, а два – выходных, уточнить название каждого дня недели, их последовательность, связав с деятельностью детей, порядковым счетом.

Для этого можно провести с детьми следующую беседу, которая поможет уточнить представление о днях недели, смысле их названия:

Педагог помогает детям называть дни недели, побуждая прислушиваться к словам; подводит к объяснению тех названий, происхождение которых понятно: вторник – второй; среда – средний, середина; четверг – четвёртый; пятница – пятый.

Смысл слов «понедельник», «суббота», «воскресенье» объясняется так: «понедельник» – первый «по недели», по ходу недели; «суббота» – «саббат», что в переводе означает «день отдыха»; выходной день связывают с Воскресением Иисуса Христа.

Для запоминания дней недели можно также использовать календари, графическую модель с цветным изображением, разучивать стихотворения.

 

Как запомнить дни недели – Подскажите – ка нам, звери, Как запомнить дни недели? Первый – ПОНЕДЕЛЬНИК, Зайка – рукодельник За ним приходит ВТОРНИК, Соловей – задорник. За вторником – СРЕДА Лисичкина еда За средой – ЧЕТВЕРГ, Волк глазами сверк! За четвергом к нам ПЯТНИЦА Колобком катится. За пятницей СУББОТА, Баня у енота. За субботой ВОСКРЕСЕНЬЕ, Целый день у нас веселье. Кто не знает – выходи! Кто не знает – тот води! Дни недели В понедельник ровно в час мы зажжём на кухне газ. А во вторник утром рано побежит вода из крана. В среду будем печь пирог, купим сахар и творог. Вымоем в четверг окошки, блюдца, чашки, вилки, ложки. Скатерть в пятницу погладим. И за стол в субботу сядем. Приходите на веселье, в воскресенье новоселье. Вход в квартиру со двора. Вот и кончилась игра.   Дидактические игры «Назови время года», «Когда это бывает?» Времена года Первой к нам ЗИМА идёт, За зимой – второй – ВЕСНА. Новый год она ведёт. Говорят: «Весна – красна». Третьим – ЛЕТО всё в цветах А четвёртой ОСЕНЬ… И с малиной на кустах. Лес наряд свой сбросил. Назови время года: 1. Встал на лыжи Барсучок, Синие проталинки Барсучок весёлый. На лесной дорожке. Подхватил свой рюкзачок Сбросил Зайка валенки И помчался в школу. И надел сапожки. 2. Знает синий мотылёк, На колючего Ежа Что похож на цветок. Листья падают кружа. Мотыльку летать приятно, Завернётся в листья он Киски с ним играть занятно. И увидит сладкий сон.   Можно при знакомстве с неделей использовать цифры, числовые карточки, цветные круги, геометрические фигуры, с помощью которых дети выполняют упражнения по составлению одной, двух недель, начиная с любого дня. Для закрепления знаний о последовательности дней недели используются дидактические игры «Неделька», «Чья неделька быстрее соберется», «Живые деньки», «Кто знает, пусть называет», «Назови соседей» и др. Предполагаем, что слово «год» имеется в пассивном словаре (для этого активно используются художественные произведения). Чтобы ввести обобщающее слово «год», проводится дидактическая игра «Назови одним словом». Сначала предлагается провести обобщение других, знакомых детям понятий (мебель, посуда). Затем даем карточку, на которой изображены характерные признаки четырех сезонов. Вопросы: Какое время года изображено на 1-ой (2-ой, 3-ей, 4-ой) картинке? Как можно назвать все 4 картинки одним словом? Вывод: когда проходит зима, весна, лето, осень, мы говорим, что прошли целые сутки. В дальнейшем необходимо детям показать, что год состоят из 4-х частей, идущих друг за другом в определенной последовательности. Вначале говорят, что год начинается с весны. А затем поясняют, что год может начинаться с любой своей части. Например, в школу вы пойдете через год. (Надо ли ждать весны, чтобы отсчитать год?). Игра «Продолжай».Ведущий называет временную единицу, а тот, кому бросили мяч, должен по порядку назвать все остальные части, чтобы получилось целое (сутки, неделя, год). Игра «Год стройся». 1) разложить картинки так, чтобы получились год 2) необходимо построиться в порядке следования временных единиц (дети играют роль частей суток (дней недели, времен года)). Обязательно дети должны сделать словесный отсчет: «Я – среда, стою за вторником, перед четвергом». Предлагаем строить год (неделю, сутки) с разных временных единиц. Кроме картинок, календарей, круговой модели, целесообразно использовать спиральную модель времени (может быть объемная или плоскостная), а также модель времени Монтессори. Последняя представляет собой круг (картонный или из проволоки) с ленточками по границе (365 ленточек), после 7 дней ленточки сплетаются в косичку; через 1 месяц - в пучок; через сезон – в пучок одинакового цвета для одного сезона. Представления о месяце можно формировать в беседе. Ознакомление с месяцами можно начинать с любого из них, например с сентября. Однако нельзя нарушать последовательность месяцев в году. Работа с пословицами и поговорками /Декабрь год кончает, а зиму начинает. Январь – году начало, зиме – середина/. Знакомство с литературными произведениями: сказка С. вик».  

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: