Универсальный алгоритм проектирования и моделирования архитектурно-средового объекта

4.1. Концептуальные основы проектного алгоритма.   Современные

проектные средства.

В настоящее время (период постмодерна в культуре) формирование устойчивого потребительского интереса к объекту дизайнерского и архитектурного проектирования возможно только в рамках наметившейся в конце ХХ – начале XXI века художественной тенденции, предопределяющей знаковую культуру проектирования, включающую ряд аспектов, не связанных с функциональной полезностью вещи [1].

Современная дизайнерская вещь становится все более коннотативной, она функционирует не только на прагматическом, утилитарном, но и на эмоциональном уровне, затрагивая духовную сферу жизни человека. Как отмечает Г.С. Кнабе, «с раскрывшимися в вещах разнообразными духовными свойствами связан целый ряд существенных явлений культуры» [2, С.124]. Изменяется сама методология дизайнерского и архитектурного проектирования – актуализируется поиск симметрии отношений «дизайнер-потребитель», «архитектор-потребитель», практикуется творческое включение адресата в проектирование на правах «соавтора», имеет место дизайн поведения и восприятия как отказ от канонических методов проектирования.

Популярные сегодня предметы интерактивного дизайна, где означаемое и означающее, текст и контекст, форма и содержание больше не являются частью целого, а напротив, могут противопоставляться друг другу, предполагают игровое общение с ними. В основу их морфологии автор закладывает некую хитроумную идею, связанную с физическим явлением или необычным свойством материала. В результате можно менять архитектуру и даже физику вещи, например, превратив стеллаж в стол, и наоборот, пустив по воздуху… стул из сверхлегкой, но прочной углеродной фибры, который действительно полетит при включенном вентиляторе, настроить на собственные биоритмы houseman – дом-человек... Интерактивная вещь,

151


ведущими творческими методами проектирования которой становятся гибридизация, игра с контекстами, культурная рефлексия, перфоманс и соучастие, способна изменять характер объективных связей и отношений между предметами и явлениями действительности в сознании человека (истинность – ложность, реальность – ирреальность, известность – неизвестность, возможность – невозможность, зависимость – независимость, определенность – неопределенность и др.) [3].

Однако такой подход невозможен в проектировании ряда объектов, рассчитанных на массовое производство и длительный период эксплуатации. Так для средовых объектов, мебели, оборудования, транспортных средств (в особенности, специального и утилитарного назначения), в которых приоритетны удобство, надежность, а эстетика традиционно определяется функцией («если вы тщательно продумаете все функции объекта, его облик сам сформируется в вашем сознании…» Ф.А. Порше) недопустима смысловая и визуальная перегрузка формы, которая может превратить вещь в макет, концептуальный выставочный экземпляр. Это справедливо и в случае проектирования крупного архитектурного сооружения или комплекса, где важно вписать объект в существующий контекст, учтя все технологические и градообразующие факторы.

В учебном дизайнерском и архитектурном проектировании в высшей школе помимо названной существует еще одна проблема - нацеленность учебной программы на узко поставленные задачи (проектирование единичных объектов).

Студент на этапе предпроектного анализа осуществляет сбор информации (проектная документация, иконографическая информация по аналогам и прототипам объекта проектирования). При этом зачастую, факторами отбора становятся сходство объектов по назначению и модная форма. Совершенно упускаются из виду структурно-конструктивные признаки объекта, ситуации его функционирования, средовой контекст, стилевая и художественная основа визуальной формы. Приступая к

152


собственно проектированию, студент зачастую игнорирует стадию формирования проектной концепции, в основе которой лежат адекватно поставленная проблема и четко сформулированные задачи на проектирование, представляющие собой синтезирующую фазу предпроектной работы с аналогами.

Естественно, что на конечной стадии проектирования, учащийся сталкивается с определенными трудностями: невозможностью адекватно решить эргономическую составляющую проекта (сопоставить параметры объекта с параметрами человека в статике и динамике, для архитектурного объекта - решить взаимодействие с динамикой человекопотока), детально проработать композицию объекта и тем самым гармонизировать его визуальную форму, наконец, создать макет изделия и его объемную графическую модель, адекватно отражающую пространственную структуру и габариты изделия. Создание самостоятельного художественного образа объекта вообще остается за границами проектного исследования [4].

Для устранения подобных ошибок уместно использование универсального алгоритма проектирования средового объекта разного уровня мобильности.

Проблема формообразования подобного объекта решаема через адресность, адекватность его визуальной картины положительным ожиданиям максимально широкой целевой аудитории, включающей не только человеческий, но и средовой фактор.



Алгоритм проектирования и моделирования архитектурно-

Средового объекта

Основополагающим принципом художественно-конструкторского моделирования средового объекта является построение типологии ситуаций проектного процесса с целями и задачами, типологии потребителей и сред (потребитель и его окружение как смысловой «центр» ситуаций проектирования); решение конструкции, формы и смысла объекта как ответа

153


на утилитарные и социокультурные требования потребителя и средового контекста*.

При создании средового объекта человек (потребитель) последовательно ставится в центр семантического, функционального, художественно-морфологического осмысления предметной среды**. Вышеназванные отношения человека с предметной средой были реализованы на следующих нормативных этапах дизайн-процесса:

·   тематизация объекта (рождение замысла) – через моделирование
семантической ситуаций;

·   становление формы объекта (развитие замысла) – через
моделирование и функциональной и функционально-морфологической
ситуаций;

· форма как визуально-смысловая целостность (воплощение замысла) –
через моделирование художественно-морфологической ситуации [1].

Процесс моделирования и проектирования объекта архитектурной среды может быть представлен как последовательность шагов восходящего ряда:

·   тематизация объекта (рождение замысла):

- поиск первичного смыслообраза проектируемого объекта через семантическое
осмысление исторической предметной среды проектируемого объекта и
семантическое осмысление образа адресата, проектируемого как центр
семантической ситуации («Типаж-знак») -игровое (графическое)
моделирование (инструментальная, идейно-ценностная позиция дизайнера);

·   становление формы объекта (развитие замысла):

- поиск структурной организации объекта в русле функционального осмысления
предметной среды, объекта и адресата, «Оператора» (центр функциональной

* А. Павлив отмечает, что «…типологическое моделирование позволяет понять тенденции и явления в сфере проектирования на уровне образного обобщения»; результаты типологического моделирования подкрепляются сценарным моделированием [5, С.2-3]

** Л. Кузьмичев, анализируя акт художественного моделирования, пишет о перспективном подходе к проектированию, когда дизайнер создает среду, условия, в которой «выращивается» комплексный объект;«… это среда художественно воссозданной организационной коммуникации между дизайнером и другими персонажами социально-культурной действительности и проектной ситуации.» [6, С.61]

154


с итуации) – графическое (эргономическое) моделирование и макетирование (инструментальная позиция дизайнера);

- морфологический поиск визуальной формы объекта в русле функционально-
морфологического осмысления взаимоотношений «Адресата – потребителя»,
объекта и среды (функционально-морфологическая ситуация) - развертывание
потребностно-мотивационной сферы потребителя через типологическое
моделирование возможного множества адресатов и сред, построение
классификации требований и их предметного воплощения в объекте -
графическое (вариативное) моделирование морфологии (идейно-ценностная
позиция дизайнера)
;

· форма как визуально-смысловая целостность (воплощение замысла):

- образный поиск синтезированной визуальной формы объекта, его
синтезированного смысла в русле художественно-морфологического,
аксиологического осмысления предметной среды и образа адресата,
обозначаемого как «Человек-Ценитель» ( центр художественно-
морфологической ситуации)
(идейно-ценностная, культурно-языковая позиция
дизайнера)
.

Заданный пошаговый алгоритм проектирования, основанный на приемах сценарного (ситуативного) и типологического моделирования не препятствует развитию инициативы и навыков самостоятельной работы у студента.

Применение алгоритма с одной стороны стимулирует воображение студента (в каждой конкретной работе моделируются разные ситуации функционирования объекта, рассматриваются разные типы потребителей и решаются специфические пластические задачи), с другой стороны обеспечивает упорядочение фантазии и реалистическое отношение к работе. Пошаговая модель процесса дизайнерского и архитектурного проектирования и моделирования учит оценивать формообразующие факторы в условиях неопределенности и изменяющихся данных, что развивает логическое и критическое мышление; предусматривает мотивированный выбор проблемы,

155


направление принципиального решения темы и служит целям выявления новой точки зрения на проектируемый объект.


























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: