Дизайн-проектированиеобщественных зданий и сооружений

Архитектурное проектирование и реализация проекта выполняют задачи материальной органи­зации функционально определенного простран­ства, дизайн-проект доводит творческий замысел


которые автоматически включаются в формообра­зование, гарантируя его грамотность, но не тор­мозя творческого акта и защищая автора от обви­нений в издевательстве над культурой прошлого, да и в невежестве тоже.

Дизайн интерьера жилой среды современной России быстро накопил разнообразный опыт, ши­роко представленный в многочисленных публика­циях. Попытаемся проанализировать наиболее ха­рактерные решения в небольшом иллюстративном обзоре, уделяя внимание удачным, на наш взгляд, примерам гармоничного и стилистически целост­ного дизайна (рис. IV.2.6).

авторов до необходимого уровня художествен­ной выразительности и эмоционального воздей­ствия. В случае программирования высокого то­нуса психологического воздействия объекта на наблюдателя дизайнерские замыслы рождаются уже в недрах архитектурного проекта и являются его неотъемлемой частью.

К такого рода объектам, где дизайн представ­ляет не изолированное последействие по декори­рованию среды, а полноценный раздел архитек­турного проекта, относятся крупные комплексы общественных зданий (сооружений), рассчитан­ных на присутствие больших людских масс.

Уточним еще раз, что в составе объектов об­щественного назначения, особенно рекреацион­ных, границы между понятиями здание и сооруже­ние проницаемы. Театр — это обычно здание, лет­ний театр в парке - скорее сооружение. Сооружение — это строительный объект, про­странство которого конструктивно и климатически не изолировано от внешней среды (например, крытый стадион); здание имеет закрытый объем, но его связь с внешней средой может быть обес­печена открытыми галереями, террасами с наве­сами, глубокими лоджиями.

Типологический диапазон объектов обществен­ного назначения, как это показано в разделе I, очень широк. По своим социальным функциям, представляющим специальный интерес для дизай­на, их среда подразделяется на рекреационные и,


128


условно говоря, деловые пространства. Те и дру­гие в разной пропорции могут входить в обще­ственные объекты любой классификационной груп­пы. Школьные рекреации представляют собой ме­сто смены учебной обстановки, а помещения вестибюля, фойе и зрительного зала составляют функциональное и пространственное ядро театра как объекта рекреационных функций в целом. С другой стороны, школьные классы и администра­тивные помещения театра есть среда, организаци­онно формирующая деловые процессы.

Эта дифференциация является предпосылкой различного подхода к решению дизайна про­странств обоих типов.

К общественным сооружениям преимуще­ственно рекреационного типа относятся зрелищ-но-торгово-развлекательные комплексы (не обя­зательно массового посещения), от визита в кото­рые люди ждут получения эстетического или коммерческого удовольствия, психологической разрядки или, наоборот, энергетической зарядки. В осуществлении этих намерений заинтересованы как посетители, так и те, кто предлагает услуги.

Активизация процессов стимулируется при­емами, в число которых входит визуальная демон­страция качеств пространства, дополненная и усиленная системой психологических катализато­ров, действующих и на другие чувственные рецеп­торы (музыкой, ароматами, вкусом).

Рекреационная деятельность современности характерна повышенной энергетикой поведения, стремлением получить яркие, необычные зритель­ные и психологически стрессовые впечатления.

В современных общественных сооружениях не ищут тихих развлечений. Но это не значит, что в пространстве активных действий нет зон отдыха, а вся среда имеет такой уровень психологической насыщенности, что это становится утомительным, т.е. дискомфортным.

Тектоническая выразительность эстетики си­ловых напряжений, масштабность и конструктив­ная логика всегда были источником творческого вдохновения в архитектуре общественных зданий, символом утверждения господствующих идеоло­гических установок и технического могущества.

Каменное изложение деревянных стоечно-ба-лочных конструкций в ордерных системах на­долго закрепило приоритет массивности как ос­новного выразительного средства архитектуры, осознаваемого в плоскости, либо в системе ку­лис, глубинных связей между которыми просто не воспринимали. Современные большепролетные безопорные конструкции основаны преимуще­ственно на тектонике распорных систем, их структура выразительна пространственной ло­гикой инженерного расчета, невыдуманной кра-


сотой материализованных в бетоне, вантах, ме­талле усилий (рис. IV.2.7). Естественно, что выра­зительным потенциалом такой мощности не пре­небрегают в архитектурном решении крупных пе­рекрытых пространств, и конструктивные идеи становятся художественной основой объемной доминанты спортивного комплекса, выставочного павильона, цирка, рынка.

Сооружения рекреационной группы обеспечи­ваются развитыми системами инженерных служб, реализованных в трубопроводных коммуникациях, венткамерах с разводками воздуховодов, диспет­черских узлах, электропультах, датчиках пожаро­опасное™ и т.п. В зависимости от общей поста­новки задачи стилизации интерьера дизайнер принимает решение экранировать трубопроводы и стояки или использовать их в языке художе­ственного членения пространства.

Обширные помещения большой высоты визу­ально оцениваются как экстерьеры, и для их офор­мления уместно применять материалы, обычные для фасадов: фактурную штукатурку, травертин и колотый камень для облицовки стен, экстерьер-ность которых поддерживается включением компо­зиций фитодизайна, каменных полов, малых форм (керамики, скульптуры), обычных для парка.

Из вышесказанного дизайнер может сделать нижеследующие выводы.

1. Есть существенная разница в уровне «дра­матизации» художественной выразительности де­лового и рекреационного интерьеров; для дизай­нерского решения второго привлекаются более активные и эффективные средства и приемы.

2. Поскольку в основу функциональной схемы большинства рекреационных учреждений заложена смена пространств и их визуальная оценка в дви-


129


жении от внешней среды к главному объекту инте­реса, то наиболее целесообразным и исторически проверенным является прием повышения градиен­та выразительности в направлении к центру тяготе­ния, но не равномерным проявлением силы воз­действия, что не будет замечено, а в пульсирую­щем режиме с использованием «шлюзов».

3. По трассе программированного планиро­вочной схемой движения людских потоков распре­деляются композиционные акценты (интенсив­ная окраска или неординарная облицовка стены, элементы монументально-декоративного искусст­ва, контрасты освещенности) и зоны затишья, к которым могут подключаться объекты обслужива­ния — киоски, кафе-автоматы.

4. При крупногабаритных интегрированных пространствах необходимо использовать члене­ния и промежуточные масштабы предметного на­полнения, соразмерного человеку, коль скоро речь идет об организации комфортной среды ин­терьера общественного здания, для которого про­верка на антропометрические тесты так же важна, как и для жилища. Здесь, если вы помните, целе­сообразна трехчастная шкала масштабов: круп­ного, среднего и мелкого.

5. Монотонность ритмичного членения про­странства, колористики, оборудования, как и из­быточная напряженность выразительности, пере­груженность цветом, декором, мебелью, равно недопустимы; массы людей, наполняющих про­странство интерьера, следует считать компонен­том его дизайна.


6. Построение пространства должно быть ло­гичным и понятным по своей структуре и векторам движения; неясная система связи помещений и трасс передвижения вызывает негативные ощу­щения потерянности, ненадежности и даже стра­ха. Подобные впечатления оставляет сложная си­стема лестничных переходов в фойе здания Фи­лармонии в Берлине (архит. Г. Шарун) (см. рис. 11.7.31). Обеспечение свободного, но плани-ровочно организованного, предвходного про­странства и дистанционность обозрения крупного общественного комплекса извне, выраженная па­радность — это его визитная карточка. Именно та­кие комплексы создали прецедент понимания их как части городского интерьера.

Общественные здания города рубежа XX и XXI в. были организованы в систему социального обслуживания нескольких ступеней, имевших чет­кую функциональную градацию соответственно размерам обслуживаемых территорий и демогра­фическим характеристикам населения.

Тенденции кооперации привели к проектиро­ванию и строительству комплексных районных центров, заменивших рассредоточенные по тер­ритории жилой застройки отдельные службы: поч­ту, ателье, кафе, учреждения.

С точки зрения целостности архитектурного решения и наличия достаточных размеров участка объединенные центры представляли интерес для «сквозных» дизайнерских решений, охватывающих вопросы благоустройства и гармонизации инте­рьеров (рис. IV.2.8). Однако стихийные экономи-


Рис. IV.2.8. Кооперированное здание сельского общественного центра. Общий вид. В его состав входят: дом культуры со зрительным залом, кружковыми комнатами и библиотекой, сельсовет, магазины, столовая и кафетерий, гостиница, ателье обслуживания (парикмахерская, ремонт бытовых приборов, обуви, пошив одежды), спортзал (проект 1978 г.)


ческие процессы, изменение форм собственности и аренды быстро превратили такие центры в ком­мерческие «муравейники», в которых владелец каждого отсека решает вопросы дизайна и рекла­мы автономно. Практика показывает, что эта бо­лезнь излечима: большие рыбы съедят маленьких, а с единым хозяином можно решать задачи сти­листического единства дизайна. Удивительно бы­стро прошла этот путь торговля. Опустевшие в 90-х гг. XX в. укрупненные корпуса универсамов сначала поделили на боксы, затем, после ремонта силами рабочих СНГ, вновь интегрировали в оформлении доморощенным дизайном, а теперь объединенные фирмы открывают друг за другом супермаркеты, затмевающие своим дизайном за­падные торговые комплексы. Кто теперь вспом­нит, что в теле представительного здания респек­табельной торговой фирмы спрятан каркас боль­шепролетного экспериментального навеса для приема стеклотары? {рис. IV.2.9).

Стабилизированные в статусе собственности, здания крупных торгово-промышленных объеди­нений проще поддаются перепрофилированию и обогащению функционального ассортимента ус­луг Сегодня в мегамаркете можно провести целый день — покупая, развлекаясь, питаясь и отдыхая.

Понятно, что для привлечения в его недра по­сетителей нужно воспользоваться всем арсена­лом доступных средств создания физического и психологического комфорта.

Но даже при полном поглощении внимания по­сетителя «тем, что внутри», у покупателя сохраня­ется потребность определить свое положение в пространстве, увидеть, хоть мельком, деревья


сквозь широкий витраж, выяснить время суток, состояние погоды. Психологическая потребность человека выверять свое положение в простран­стве, довольствуясь даже малой возможностью ориентации, подсознательно соединяясь с окру­жающей средой — предмет самого серьезного внимания архитектора и дизайнера.

Общественное здание, «проглатывающее» по­сетителя, обеспечивается грамотным проектиров­щиком некими «окнами в мир», за которыми орга­низована продуманная композиция живой приро­ды, трогающая чувства в любое время года.

Реализация проекта подтвердит успешность композиционного замысла, если автор формиро­вал его, вписавшись в масштаб чертежей и вирту­ально освоив визуальные ориентиры интерьеров.

Связь со средой может быть продемонстриро­вана единством материала и уровня мощения пло­щадки за витражом и пола вестибюля, соседством инсталляций фитодизайна с продолжением по­добных растительных форм и каменных компози­ций за пределы здания или просто кадрировани­ем в светопрозрачным проеме живописной перс­пективы улицы, площади.

Обратите внимание на то, что исчезновение растительности в центральной части города из-за отравленной атмосферы и скованной асфальтом земли компенсируется созданием мезопрост-ранств, отделяющих наглухо изолированные, обо­рудованные кондиционерами здания от уличного грохота и смрада автомобильных выхлопов. Бу­ферное пространство, шлюз на выход во «враж­дебную среду» оформляется в виде имитаций фрагментов живой природы с поддержанием не­обходимого режима микроклимата {рис. IV.2.10). Пока мезопространства реализованы в виде атри-умных вестибюлей, перекрытых прозрачными крышами дворов-колодцев, сохранившихся в пе­реуплотненной жилой застройке центральных кварталов; в ближайшей перспективе — это пас­сажи, целые улицы, комплексная изолированная застройка матричного типа. Понятно, что это, ко­нечно, уход от радикального решения экологиче­ской проблемы города, от ликвидации самих ис­точников загрязнения среды, однако опыт показы­вает безнадежность обращения к прагматике социального разума. Поэтому остекленные мезо­пространства и освоение тихого прохладного под­земного пространства — реальное будущее мега­полисов {рис. IV.2.11).

Дизайнеру полезно набирать опыт проектиро­вания психологически приемлемой имитации жи­вой природы на инсталляциях фитодизайна (о ко­тором речь впереди) и атриумных композициях, собирая информацию о возможных конструкциях светопрозрачных покрытий и климатронах.


131


     
 



просам решения интерьеров и элементов благоуст­ройства общественных объектов деловой сферы. Общественные здания системы социально-бытового обслуживания (административные, ком­мунальные, торговые, общественного питания) по характеру функций имеют в своей структуре две основные группы помещений:

1) помещения для работы с посетителями
(зальные или кабинетные) в пределах всего комп­
лекса пространственного решения, т.е. с органи­
зацией входной группы внешнего подхода, тамбу­
ра, вестибюля, буферных зон, санузлов и т.д. со­
образно объему людских потоков, времени и
«технологии» пребывания;

2) другая группа помещений, представляющая
в планировочном отношении изолированную зону,
предназначена для размещения служб поддержки
основного функционального процесса и эксплуа­
тационно-инженерного обеспечения.

Очевидно, что при решении комплексного ди­зайна объекта в целом целесообразно разграни­чение проектных задач на акцентирование худо­жественной выразительности, ассоциированной с социальными функциями объекта, в помещениях представительских и на создание оптимальной рабочей атмосферы в помещениях служебных.

Максимум нарастания насыщенности про­странства средствами колористики, декоративно-прикладного искусства и предметного наполнения должен фиксироваться в зоне, предшествующей основному функциональному пространству, чтобы в нем ничто не отвлекало от профилирующей ра­боты.

Как и в зрелищных учреждениях с крупными залами, здесь необходима четкая планировочная и информационная организация движения по эта­пам обслуживания.

Эргономическая небрежность в простран­ственной организации работы раздражает клиен­тов и негативно влияет на психологическую обста­новку учреждения обслуживания. Дизайнер дол­жен об этом помнить, как и о том, что избыточный пафос художественного замысла и выразительно­сти символики неуместны в дизайне учреждения районного масштаба.

Большой осторожности и ответственности требует дизайн-проектирование сложнофункцио-нальных объектов, таких как ресторан и кафе, ма­газины, школы, имеющих даже при небольшом масштабе чрезвычайно разветвленную систему пространственной организации и эксплуатацион­ные особенности отдельных служб и помещений. Задача дизайнера здесь состоит не только в обес­печении полной прозрачности понимания структу­ры учреждения даже у вновь пришедшего, но и в грамотном устранении психофизиологической дискомфорности классов, раскрытых окнами на юг, избыточного тепловыделения кухни, визуаль­ной тесноты спортзала (рис. IV.2.14).

Зрительный дискомфорт протяженных коридо­ров нейтрализуется устройством световых карма-


Область дизайна как средства эмоционально-художественного осмысления среды обитания расширяется за счет явлений авангардистского искусства, вовлекающего — буквально — в сце­нарий своего действа массы людей, трансформи­руемые пространственные структуры, привлекаю­щие внимание своей необычностью, нередко аб­сурдностью; идеологические манифесты их авторов, несущие заряд социального протеста, просто встряхивают общественное сознание без серьезных политических последствий.

Отметим в связи с этим, что для населения не­большого и тесного полуострова под названием Западная Европа с глубокими и устойчивыми этно­культурными традициями, свято оберегаемыми чо­порностью и респектабельностью семейно-обще-ственных отношений, нет большего удовольствия, чем нарушить сонный мир добропорядочного бы­тия и «выпустить пар» средствами акционизма, лазерных спектаклей, упаковки в блестящие плен­ки мостов и рейхстагов [120].

Эпидемия виртуальных форм и образов, пора­зившая сознание архитекторов и дизайнеров, выра­жается и в симптомах компьютерного проектирова­ния средового дизайна, позволяющего с помощью специального видеошлема совмещать на очках-эк­ранах реально наблюдаемую картину среды с фан­томными формами «вставляемого» в нее объекта, создавая нечто вроде виртуального макета.

Таким образом, техническая и эстетическая мысль ищет новые возможности активизации ви­зуальных качеств среды за счет кратковременных метаморфоз перфоманса и смелой «врезки» в старомодную ткань городов форм скандальной архитектуры.


132


нов, устранением монотонности ритма дверей за счет цветовых пятен информации, чередованием ярко освещенных мест, аритмичной установкой малых форм. С другой стороны, исключение пред­метных визиров и членений стен по трассе движе­ния может, напротив, создать впечатление сокра­щенной длины коридора.

Самым важным отправным обстоятельством формирования пространственной и эстетической концепции дизайн-проекта объекта просвещения является создание благоприятных условий для ос­воения мира — обучения.

Зонирование классных блоков по возрастному признаку может быть отражено в дизайне про­странств, где обитают в учебное время и млад­шие, и старшие школьники. Дизайн школы не дол­жен носить откровенно менторский и декларатив­ный характер, однако ассоциативный мир детских представлений о сфере познания должен нахо­дить отклик в экспозиции коридоров и классных комнат. При перепланировке учебных аудиторий следует учитывать ориентацию их окон по странам света, эргономические нормативы, что в целом отражается на количестве учебных мест и ориен­тации парт, вводе солнцезащитных устройств (при необходимости), соответствующей колористике и сочетании искусственного освещения с естест­венным.

Кабинеты и аудитории для специальных заня­тий в своем пространственном и дизайнерском решении регламентируются спецификой учебного предмета. Разработка новых типов школ с эф­фективной методикой обучения предусматривает высокую мобильность пространственной органи­зации учебной аудитории. Предполагается, что изменение параметров среды (в т.ч. простая пере­становка парт) стимулирует процесс обучения


(рис. IV.2.15). Мобильные пространства — вообще прекрасное поле деятельности для дизайнера, желающего проверить потенциал своего комбина­торного мышления.

В дизайне детских садов нельзя скупиться на обогащение среды обитания малышей цветовыми композициями, простыми, но грамотными с точки зрения композиционной организованности, орна­ментами, лаконичными изображениями предметов и событий, природы и людей. Однако учитывая, что маленький человек должен все-таки готовиться к взрослой жизни, не следует гипертрофировать си­стему образов в архитектуре детского учреждения на уровне абсолютно детского сознания (как его понимают взрослые). Если дети рисуют домики с окнами вкривь и вкось и, не задумываясь особенно о выборе цвета, раскрашивают их, то взрослым дя­дям надо знать, что спроектировать детский садик с такими окнами еще не значит «увидеть мир гла­зами детей».

Целесообразна, по-видимому, такая диффе­ренциация: параметры пространства детского уч­реждения рассчитываются на универсальную ан­тропометрию; мебель «растет» вместе с ребен­ком, но не более чем на протяжении двух этапов. Сооружения дворовых игровых площадок, высоту сидений, ступеней, проемов следует проектиро­вать, исходя из размерностей детской эргономики. Вот здесь фантазия дизайнера может полностью подчиняться гипотетическому детскому взгляду на мир, хотя, заметим, психологический феномен детского визуального восприятия среды практи­чески не изучен, и созданный взрослыми куколь­ный мир по традиции остается вне критики.

Учебные заведения высшего и среднего уровня, профессионально-технические училища как объект дизайн-проектирования зально-ячей-


 



ковой или линейной структуры кроме акцентиро­вания атмосферы, стимулирующей образователь­ную деятельность, мало отличаются от учрежде­ний социального обслуживания {рис. IV.2.16).

Не выразимый словами дух единения священ­ной тяги к знаниям и демократичного поведения студенчества — в недалеком прошлом — уступил, по-видимому, место прагматизму хорошо ориен­тированных в жизни молодых людей. Вероятно, и дизайн среды, где они получают профессиональ­ную подготовку, также должен иметь деловой ха­рактер без всякого ложного пафоса.


Рис. IV.2.17. Интерьер электрофизической лаборатории

Организациям и учреждениям науки и управ­ления свойственна преимущественно зально-ячейковая форма пространственных решений. Даже поверхностное знакомство с картиной дея­тельности научных учреждений позволяет судить о том, что здесь господствует технология работы, поддерживаемая сложной системой информаци­онных коммуникаций, инженерных служб, контро­лирующих необходимые параметры атмосферы: температуры, влажности, смены воздуха; а что ка­сается эмоционально-выразительных аспектов среды, то вот они: батареи пробирок и колб с цветными растворами, гудящие аппараты, компь­ютерные экраны, стенды с бегающими огоньками [рис. IV.2.17). Но и здесь дизайнеру есть на что покуситься, разрабатывая вопросы колористики и освещенности помещений, упомянутый TBR а так­же оптимальные решения кабельных разводок для перехода всего сложного многоярусного организ­ма учреждения в разряд интеллектуального зда­ния.

Понятие «интеллектуальное здание», «умный дом» возникло не сегодня. Разработка прогнозов развития технического обеспечения среды обита­ния привела к моделям автоматизации служб сле­жения за стабильностью микроклимата, экономии энергозатрат, предупреждения о природных и тех­ногенных аномалиях и даже контроля за состояни­ем здоровья обитателей такого дома.

Современные интеллектуальные здания — это, в первую очередь, учреждения с интенсивными формами обмена информацией: банки, биржи, те-


133



лефонные станции, диспетчерские, бюро, собира­ющие и обрабатывающие информацию спутников, и т.д.

Как правило, информационными каналами здесь являются кабельные электрические и стек-ловолоконные сети (мобильная телефонная и ра­диосвязь в информационной среде такой плотно­сти функционируют с погрешностями).

Специфический объект дизайн-проектирова­ния представляют бюро зального типа, сформиро­вавшиеся как прием размещения административ­ного аппарата в просторном зале, разгороженном на зоны шумозащитными, но прозрачными пере­городками {рис. IV.2.18). Такая форма простран­ственной организации оказалась удобной как для контроля служащих руководством, так и осуществ­ления деловых контактов; например, в проектных бюро вполне рационально размещение одной проектной группы в интегрированном помещении соответствующих размеров.

Учреждения здравоохранения специфичны в пространственной организации по признаку санитарно-гигиенической дифференциации [рис. IV.2.19). Специальный режим доступа име­ют эпидемиологические, инфекционные подраз­деления клиник, вирусные лаборатории.

В дизайне лечебных заведений планируется создание спокойной психологически гигиениче­ской обстановки с соответствующим колористи­ческим решением и предметным наполнением па­лат, рекреаций, кабинетов. Коридоры лечебных корпусов должны быть свободны для прохода и проезда колясок, для уборки; поверхности полов и стен выполняются из материалов, которые легко дезинфицировать.

Последовательность рабочего проектирования строится на предварительном подробном изуче­нии архитектурного решения объекта, уяснении схемы его жизнедеятельности и коммуникацион­ной системы аккумулированием образно-художе-


В интерьерах больниц уровень шума не дол­жен превышать нормативные показатели; окраска помещений должна способствовать созданию спокойного визуального климата.

Особую область проектирования представля­ют транспортные объекты по перемещению лю­дей и грузов автомобильным, железнодорожным, речным, морским, воздушным путями.

Трассы людских и грузовых потоков здесь яв­ляются организующим каркасом объемно-плани­ровочного решения. Высокий социальный статус вокзалов определяет и уровень архитектурной выразительности их объемов и интерьеров. В бесперебойности и четкости их деятельности важную роль играет информационный дизайн [рис. IV.2.20).

Функциональные особенности общественных зданий в пределах типологических границ обуслав­ливают их внешний облик и внутреннюю структуру, подчеркнутую выразительностью и узнаваемостью объемов и интерьеров. Рассмотрим некоторые из видов крупных общественных сооружений, обра­щая внимание на корреляцию «внешней» архитек­туры и дизайна интерьеров [рис. IV.2.21).

ственных ассоциаций. Затем разрабатывается об­щая программа стилистической драматургии ди­зайна и распределения акцентов, осуществляется детальное конструктивное и художественное про­ектирование.


134










































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: