Выделение производственной деятельности как формы бытия человека постепенно привело к ее пространственному обособлению, что в конечном итоге стало предпосылкой формирования промышленной архитектуры. Освоение природных ресурсов, развитие энергетики, многозвенные производственные системы, в которых продукция предшествующих предприятий становится исходным сырьем для работы последующих, породили многообразие организационных структур, видов зданий, особенностей технологических процессов и самого вида предприятий.
Промышленные революции, выводившие человечество на следующий виток индустриальной цивилизации, знаменовались появлением новых отраслей производства, грандиозных заводских комплексов, открывающих безграничные перспективы социально-экономического развития, а сами образы индустрии становились эстетическим идеалом эпохи. Французский архитектор К.Н. Леду (конец XVIII в.) с пафосом рисует дымящие трубы печей в проекте солеварен г. Шо, масштабные сооружения из металла и стекла появляются на Всемирных промышленных выставках в Лондоне и Париже (рис. IV.2.22), грохотом металла и ритмом работающих машин полны патетические симфонии М. Равеля и А.Н. Скрябина, на плакатах и облигациях эпохи построения социализма в СССР изображены мартеновские печи, домны, электростанции.
|
|
Промышленные сооружения обладают необычайно емким потенциалом выразительности форм и образов, здесь нет необходимости изыскивать надуманные членения, пропорции, композиционные приемы — сам масштаб производственных зданий и сооружений, установленное в них техническое оборудование представляют собой предпосылку создания впечатляющих художественных форм. В пространственной структуре цехов основу их предметного наполнения и меру визуальной оценки составляют станки, инженерное оборудование и коммуникации, транспорт.
При всем том промышленные здания есть среда, где в процессе производства в различном количественном соотношении участвуют человек и машина. Есть предприятия почти безлюдные, где в основном работают машины, перерабатывающие сырье. Это — упомянутые еще в разделе I материалоемкие производства с высоким уровнем санитарной вредности и загрязненности (рис. IV.2.23), сооружения открытого типа с крупногабаритным оборудованием преимущественно складского и транспортного назначения. От горо-
да их отделяет широкая санитарно-защитная зона, Люди, работающие на таких предприятиях, должны быть обеспечены специальным санитарно-бы-товым комплексом и помещениями для отдыха.
На другом полюсе производства — предприятия нематериалоемкие, где объекты труда небольших размеров проходят многоступенчатую обработку и где занято много работающих. Эти предприятия могут располагаться в черте города. Здесь требования к условиям трудового режима и уровню комфорта для людей практически совпадают.
|
|
135
В любом случае архитектурная организация пространства производственных объектов — открытых и закрытых — предусматривает решение трех основных задач:
1) обеспечение предусмотренного технологией производственного процесса;
2) обеспечение необходимых комфортных условий для работающего персонала;
3) эксплуатационно-информационное обеспечение сооружения, в состав которого входят и аспекты дизайна среды; создание эстетически полноценного пространства, благотворно влияющего на психику и трудоспособность человека.
Рассмотрим эти решения подробнее.
1. Архитектурно-конструктивный тип здания, вид станочного оборудования, характер инженерного обеспечения производственного процесса определяются техническими условиями. Существуют помещения с ТВР, одинаковым с наружными условиями. Это неотапливаемые помещения. Есть т.н. «горячие цехи» с активным тепловыделением, повышенной влажностью, относящиеся, преимущественно, к сфере материалоемкого производства.
Вклад дизайнера в организацию технологического процесса заключается в предъявлении эрго-
номических требований при проектировании станков, установлении оптимальных схем их размещения на площади цеха. В технологических картах освоения пространства цехов указываются трассы движения транспорта, места промежуточного складирования и пункты обслуживания. Устанавливается сигнализация, предупреждающая о перемещении мостовых кранов, движении транспортеров. Системы трубопроводов, емкости, движущееся оборудование обозначаются различной окраской (см. раздел I гл. 4. «Эргономика и антропометрия»).
2. Создание комфортных условий на рабочих местах направлено, во-первых, на поддержание работоспособности персонала и, во-вторых, на обеспечение высокой производительности труда и требуемого качества продукции. К физиологическим аспектам производственного комфорта относятся: температурно-влажностный режим, освещенность, акустика. К психологическим — визуальное восприятие пространства в его объеме, протяженности, цвете, предметной наполненности.
Различные технологически обусловленные ТВР предусматривают либо особый вид одежды персонала, либо нормируемое время пребывания в дискомфортном микроклимате и наличие в рабочем пространстве специальных помещений — изолированных боксов с комфортной средой.
Улучшение условий производственной среды (если они не входят в технологические параметры) достигается вентиляцией, подогревом или охлаждением рабочих мест. Окрашивание стен в теплый или холодный тона способствует психологической нейтрализации реального ощущения тепла или холода.
Стены литейного цеха рекомендуется окрашивать в серо-голубые тона, а интерьер здания холодильника — в оранжевые и коричневатые.
Необходимость создания равных условий освещенности дневным светом производственных цехов большой ширины, когда бокового света недостаточно, вынуждает вводить верхнее освещение в виде светоаэрационных фонарей, составляющих специфическую особенность интерьеров одноэтажных многопролетных промзданий.
Сокращение времени светового дня зимой вынуждает дополнять естественное освещение искусственным светом. В середине XX в. строили безоконные промздания, которые освещались только искусственным светом.
Вспомним, что психологически нормальным воспринимается колерное изменение света с утра до вечера в последовательности голубой—белый—оранжевый. Спектральный состав света искусственных источников дополнительного осве-
|
|
136
траста цветов {pnc.lV.2.25). О необходимости предупредительной окраски движущегося оборудования вы уже знаете.
Гармоничная светоцветовая атмосфера производственного интерьера не создается автоматически регламентированными средствами и приемами, обусловленными технологическими требованиями и правилами научной организации труда. Конечная цель организационных мероприятий на производстве — рост производительности труда и качество выпускаемой продукции — зависит не от формально реализованных нормативных рекомендаций, а от благоприятного воздействия среды на здоровье и психику персонала.
Подсознательная реакция людей на шум, температуру, влажность закрепляется визуальными
ассоциациями, воспринимаемыми как цветовая гармония или диссонанс, выявленные светом. Грамотным, обобщающим использованием цвета для группы станков удается снять негативные впечатления силуэтного дробления оборудования.
В составе производственного комплекса есть подразделения, лишь опосредованно связанные с трудовыми процессами, определяющими профиль предприятия. Это здания и сооружения вспомогательных служб: заводоуправление, административно-бытовые корпуса (АБК) цехов, зоны отдыха и спорта, клубы, детские учреждения и пр. Формирование их интерьеров задано как их функциями, так и соотнесением с условиями труда на предприятии. Например, санпропускники в АБК предпочтительно решать в светло-голубой гамме,
чтобы снять эффект влияния избыточных тепловыделений и соответствовать гигиеническим условиям. Столовая при цехе, где выполняется однообразная, монотонная работа, должна иметь выразительно расчлененное пространство с мебелью яркого цвета, небольшими картинами на стенах, витраж или декоративную решетку, легкие по текстуре и цвету шторы.
Комната отдыха при горячем цехе с контрастным освещением и активным режимом работы решается в сдержанной сине-зеленой гамме с мягким диффузным освещением, мебелью с матовой поверхностью. Если есть возможность выбора между клеткой с щебечущими птичками и аквариумом, то лучше отдать предпочтение последнему.
|
|
Большой вклад в визуальные впечатления от уровня организации среды на производстве вносят архитектурно-конструктивные и технологические элементы, присущие функциональной специфике предприятия. К ним относятся технологические устройства и сооружения: трубы, градирни, этажерки с перегонными трубопроводами, эстакады, мачты, портальные краны, бункеры, силосы. Пейзаж задает тон масштабности, ритмичности, расстановке композиционных акцентов внешнего облика и интерьеров производственных корпусов, выражаемых в силуэтах завершений, формах лестниц, навесов, окон, дверей и ворот, сочетаниях глухих и остекленных поверхностей.
Большепролетные покрытия одноэтажных промзданий, яркоокрашенные крупные агрегаты (турбины машинного зала электростанции) придают масштабность их просторным интерьерам (рис. IV.2.26). Вместе с тем в таких интерьерах есть необходимость в масштабах, переходных к антропометрическим, локальной гармонизации элементов среды по габаритам, цвету и освещенности.
Снижению зрительного напряжения способствует ступенчатая цветовая гармонизация интерьера, в котором сначала оценивается колористика про-
странства в целом на основе взаимодействия дополнительных цветов или нюансного различия, затем цветовые соотношения окраски оборудования, станочных линий в целом и друге другом и, наконец, цветовой баланс отдельного станка, его обрабатывающих частей и второстепенных деталей. Рекомендуется цветоконтрастное соотношение предмета обработки и рабочих частей станка.
Для выявления тектонического строя интерьера целесообразно цветовое выделение элементов его каркаса более насыщенной окраской [рис. IV.2.27). Монотонную окраску широких стеновых поверхностей желательно разнообразить пятнами того же тона, но разной насыщенности.
При подборе цветовых тонов, их насыщенности и светлоты в процессе проектирования необходимо учитывать разницу между цветностью краски и визуальным впечатлением от нее на окрашенной поверхности. Как правило, дистанционное наблюдение и воздушная перспектива создают ощущение большей разбеленности цвета в
137
сравнении с его рецептурной выкраской. Поэтому и цветовая подача проекций интерьеров в проектной графике выполняется с подмешиванием белил к цветам колерной таблицы.
Одной из естественных составляющих производственных процессов являются производственные шумы, оказывающие вредное влияние на нервную систему человека; они вносят дискомфорт в рабочую среду и, как следствие, на треть снижают производительность труда. Допустимые уровни шума на предприятии — это вы уже знаете — находятся в пределах ЭО дБ. По спектральному составу наиболее неприятны высокочастотные звуки.
Эффективный способ устранения производственного шума — использование станков и оборудования, в которых проблема решена уже их устройством. При отсутствии такой возможности шумы от вибрации (ударный) и воздушный подавляются техническими средствами на месте работы «шумного» оборудования: использованием упругих оснований, кожухов со звукоизолирующей отделкой, звукопоглощающих экранов стен и потолков, выгородок, изоляцией шумных цехов и отделением их шлюзами. Помещения, постоянно производящие конструктивный и воздушный шум (венткаме-ры, системы кондиционирования), пространственно отделяют от остальных помещений и обеспечивают промежуточными звукоизолирующими преградами. В интерьерах шумопоглощающие поверхности и устройства могут использоваться как специфические элементы дизайна (рис. IV.2.28).
Опознавательным знаком крупных предприятий и утвердившихся на рынке фирм становится единый цвет зданий, акцентированный вводом дополнительных цветов, эмблем, флагов.
Отделка поверхностей зданий, благодаря использованию высококачественных облицовочных материалов изысканных цветов, безопасного витринного стекла, элегантной фурнитуры, строительных технологий на основе скоростного монтажа прочных каркасов и легких эффективных ограждающих конструкций, обозначила новый этап промышленной архитектуры, размещаемой за пределами города — архитектуры, не претендующей на вечное существование, но пространственно организующей эффективную технологию и комфортную среду для работающих.
Физический, психологический и эстетический комфорт среды таких предприятий закладывается на стадии комплексного архитектурного проектирования, и требования дизайна составляют одну из предпосылок проектного решения, а не финишное мероприятие по художественной доводке интерьеров и фасадов.
Промышленные предприятия нового типа становятся пионерами рационального дизайна, в котором вопросы гармонизации среды решаются не творческим наитием талантливого дизайнера, индивидуальным композиционным даром и чувством цвета, а жестким учетом технологических и комфортных нормативов, научным подходом к конкретизации решений по освещенности, колористике, акустическому режиму, микроклимату. Казенная оптимальность такого дизайна при этом не мешает, включив «человеческий фактор», сделать в нужном с точки зрения художника месте декоративный акцент в виде скульптуры, фонтана, композиции фитодизайна, т.е. разделение вопросов творчества и рутинной комфортности решается безболезненно. Глубокая специализация производителей по
типу и окраске стеновых материалов, деревянных, каменных, рулонных полов, малым формам для интерьеров и внешнего благоустройства обеспечивает дизайнеру возможность широкого выбора выразительных средств и приемов в рамках предлагаемого ассортимента и по специальному заказу.
Действительность подкрепляет предположение об опережающем развитии рынка отделочных материалов и предметного наполнения интерьеров, что сказывается в перетекании творческих кадров дизайнеров в сферу подготовительную и в изменении форм проектной работы с традиционной ступенчатой на выборочную компоновку предлагаемых каталогом решений.
Особый раздел дизайна производственной среды составляет организация рабочего пространства для инвалидов. Этой теме в проектной практике в настоящее время уделяется большое внимание, поскольку в России создается система трудовой реабилитации людей с недостатками зрения и инвалидов других категорий. Организуются центры профессиональной подготовки, проектируются специальные учебно-производственные предприятия с соответствующими пространственными параметрами рабочих помещений и их дизайном, включая мероприятия по созданию оптимального акустического режима, с конструктивно-планировочными особенностями, отвечающими характеру деятельности и перемещения инвалидов [104].
Разрабатываются специальные типы оборудования и мебели, пересматриваются функциональные связи пространства, нормативы наполненности помещений и организации рабочих мест.
На рис. IV.2.30 приведен ряд примеров, демонстрирующих высокий уровень дизайна производственной среды.
Последовательность учебного рабочего проектирования производственных интерьеров и дизай-
138
на внешнего облика предприятий определяются первичностью функциональных аспектов проекта, представляющих базу для общего дизайнерского решения задач комфортности и художественной выразительности. Целесообразно при этом осуществлять разработку единого фирменного стиля.
Ландшафтный дизайн
Ландшафтный дизайн есть эстетическая составляющая работ по благоустройству территорий, их эмоционально-художественное осмысление. Объект его практики — окружающая (а точнее, окруженная) природа, цель — ее включение в искусственную среду обитания без потерь. Надо добавить — облагородить, и не потому, что в этом нуждается «дикая природа», а скорее по необходимости восстановления нарушенного экологического равновесия, залечивания ран, нанесенных ей человеком.
Конечно, в общем виде освоенное человеком пространство пока «встроено» в природную среду, однако на урбанизированных территориях фрагменты живой природы представляют резервации, требующие защиты и ухода.
Не принимая всерьез вред, наносимый природе, люди одновременно к ней тянутся, видя в ней спасительное рекреационное пространство. Только в естественных природных формах наш взгляд находит отдых от геометризованного мира вещей и построек. Вид за окном группы деревьев, стоящих в сугробах, с ветвями, покрытыми инеем, потом с весенней листвой или под летним дождем, а также ясным осенним днем, когда зеленая крона становится желто-багряной и начинает редеть, вызывает сезонные переживания и далеко не самые худшие ассоциации.
Ландшафтный дизайн композиционными и техническими средствами укрепляет духовную связь человека с природой, частично возвращая ей долг пониманием необходимости взаимной поддержки. Уже сложились и стали привычными формы очеловеченного, «цивилизованного» пейзажа, созерцание которого вызывает различные чувства: от хозяйственной удовлетворенности до философских размышлений над смыслом жизни. Но в любом случае эстетические переживания рождаются видимым или подразумеваемым присутствием человека и следов его деятельности.
В каких случаях масштабное возмущение ландшафта расценивается как грандиозная победа че-_ ловечества или как колоссальный ущерб, причиненный природе?
Каждая эпоха находит свой ответ на этот вопрос. Ведь и древние пирамиды можно понимать
как насилие над окружающим пейзажем. Гигантские карьеры, вырытые на стройках гидроэлектростанций, на картинах художников демонстрировали созидательный пафос социалистического строя. Ощущение очевидности вреда, причиненного природе, приносит зрелище ее беспорядочного варварского «освоения»: взорванная земля, изуродованная гусеницами тракторов тундра! хищнический лесоповал. В то же время организованное, деликатное включение в природное окружение масштабных сооружений оставляет впечатление хозяйственной целесообразности, близкое эстетическому, например, спиралевидные воронки карьеров открытой добычи, мосты, бетонные плотины гидроэлектростанций на горных реках [рис. IV.2.31). Искусство достижения эффекта сопряженности человека и природы может ограничиваться легким штрихом — переброшенным через ручей безыскусным мостиком — или потребовать сложного и долговременного воздействия на природные формы (выращивание дерева заданного силуэта, паркового лабиринта из кустов геометризованной стрижки).
139
Как средство достижения эффективной визуальной поддержки художественной ценности и целостности природного пространства и объектов искусственного происхождения ландшафтный дизайн оперирует образным языком, во многом отличающимся от интерьерного. Носителем визуально воспринимаемых образов ландшафтного дизайна является, как правило, горизонтальная поверхность со многоплановыми композициями вертикалей в виде деревьев, пятен кустарников, малых архитектурных форм и демонстрацией глубины пространства аллеями, дорожками, зеркалом прудов и туманом просек. Все они составляют отдельные сферы деятельности, в разном объеме задействованные в разработке проекта ландшафтного дизайна:
собственно ландшафт, его рельеф, зеленый партер газонов и инженерно-техническое обеспечение (трассирование путей, дренаж, подпорные стенки);
• деревья, кустарники, цветники, формирующие вертикальный визуальный материал парков, садов, скверов;
• водные объекты: пруды, озера, бассейны, фонтаны;
• малые архитектурные формы, помогающие привести к человеческому масштабу силуэты живой природы, которая является мерой самой себя;
• информационные системы как важная составляющая городского ландшафта.
В соответствии с масштабом охвата выстраивается следующая цепочка объектов, дифференцируемых визуально и привлекающих в разных пропорциях мероприятия, составляющие содержание ландшафтного дизайна: урбанизированные окрестности — город — район (квартал) — придомовая территория — мезопространство (атриум) — интерьер (как среда для размещения фитодизайна).
Как ландшафтный объект местность, предваряющая город, визуально оценивается через кадр дорожной обстановки и с обзорных площадок. Оказывается, что эстетическая ценность дальнего пейзажа прямо пропорциональна качеству среды, составляющей передний план общей картины. Гладкий асфальт, свежевыкрашенные дорожные столбики и опрятные знаки — с одной стороны — и пейзаж, открывающий природу — с другой — взаимно облагораживают друг друга и вводят путника в атмосферу приятного ожидания въезда в город. Это — идеальная картина, которая еще свойственна городам, не вытеснившим на периферию свои хозяйственные объекты. Большинство же современных, даже не очень крупных городов открываются индустриальным «пейзажем»,
складскими зонами, сложными дорожными развязками, стройкой, напряженной хозяйственной жизнью, и только в их центре сохраняется тихий оазис старины. Чтобы не разрушить обещанного туристическими путеводителями ожидания встречи с прекрасным, в такие города нужно въезжать, закрыв глаза. Даже в Париж...
Шок пересечения индустриального пояса города может еще долго влиять на вашу способность перестроить свое внимание на собственно городские достоинства. К тому же в незнакомом городе вам не удастся сразу настроить свое восприятие на резонанс с его достопримечательностями. Только визитер, загипнотизированный собственным воображением, возбужденным информацией, сможет оказаться очарованным с первого взгляда. Чаще лишь с постепенным освоением пространства вы поймете, что здесь есть нечто, делающее людей патриотами, несмотря на дорожную пыль, облупленные фасады домов и нелепые вывески. Для этого достаточно, например, увидеть город снежной зимой, когда под белым покровом исчезает все лишнее, или оказаться на высоком берегу крутого изгиба реки летним вечером. Вы, наверное, догадались, что речь идет о Суздале (рис. IV.2.32)?
Осознание структуры города до уровня освоенного пространства приходит позже всего, им как
140
бы закрепляется в уме мнемоническая схема В связи с различными режимами эксплуатации
среды, становятся понятными его композиционные травяного ландшафта существуют газоны луго-
оси и узлы, появляется чувство дистанции и ориен- вого типа с разнотравьем, которое периодически
тации (известен феномен переоценки расстояния скашивается, газоны английского типа с регу-
при его первом преодолении). Закрепление визу- лярной стрижкой, газоны «пикник» с травой, ус-
альных реперов городской среды осуществляется тойчивой к вытаптыванию и быстро восстанавли-
их фиксацией вертикальными объектами, включен- вающейся (ее используют также для зеленых по-
ными в кадр обзора. Это-сменяющий ритмичную крытий стадионов). Для укрепления склонов
череду деревьев вдоль проезжей части улиц мае- холмов, оврагов, дорожных откосов используют
сив зелени сквера, раздвигающего пространство травы с развитой корневой системой [35, 134].
внутри города, высотные инсталляции рекламных При планировании благоустройства террито-
установок, акценты фоновой застройки, масштаб- рий, прилегающих к строящимся зданиям, верх-
ный объект, расположенный за пределами места ний слой одернованной почвы срезают и св'орачи-
наблюдения, но «насаженный» на визуальную ось. вают в рулоны, которые по завершении строитель-
Для экологии города важно сохранение зон ства возвращают на место.
природного ландшафта, вытянутых от периферии Газоны дополняют цветниками разной формы:
к центру Часть их существует в качестве парковых в виде линейных посевов - рабаток, регулярных
зон, ландшафтное проектирование которых связа- клумб, замысловатых по рисунку арабесок, слож
но с поддержанием и рекультивацией рельефа ных тематических композиций. Квалифицирован-
и древесно-кустарниковой флоры, трассировани- ный подбор растений, учитывающий сменность
ем путей движения, расположением малых архи- периодов их цветения, сохранит яркий наряд
тектурных форм и объектов обслуживания. цветника с весны до поздней осени. Особого вку-
Первая часть проектной задачи состоит в фор- са и профессионализма требуют живописные пей-
мировании структурного каркаса ландшафта - зажные композиции из цветов, трав, камней (ро-
природных форм в виде рельефной подосновы с карий) среди газонов, на берегах прудов и ручьев
газонами, цветниками, дорожками, а также про- (рис. IV.2.33).
странственных композиций из деревьев и кустар- «Зрелый» вид парковому зеленому ансамблю
ников- придают взрослые деревья, в сложившуюся ком-
141
позицию которых вписываются новые насаждения. Деревья различаются по виду, характеру кроны и сезонности ее облика, по скорости роста и размерам. По высоте различают 4 группы деревьев. К первой группе относят деревья высотой более 20 м (ель, сосна, дуб, тополь), ко второй— деревья высотой 10—20 м (липа, береза, ива, ясень), к третьей — деревья высотой до 10 м (яблоня, рябина, клен, акация), к четвертой — высотой до 5 м (лещина, ирга, бузина, боярышник). В специальных каталогах-определителях приводятся подробные данные по растениям с краткими рекомендациями по их районированию [112, 114].
Подбор деревьев по размерам и типу кроны имеет существенное значение при прогнозировании силуэта общей композиции. Нужно быть готовыми к тому, что очень старые деревья, несмотря на поддержку, рано или поздно будут изъяты из пейзажа, в котором они были исторически сложившейся доминантой, поэтому необходимо заранее планировать подсадкой новых деревьев радикальную смену образа парка. Вероятно, это скорое будущее группы дубов в парке Коломенское (рис. IV.2.34).
Ретроспективному пониманию парков как пространства для удаления от стрессов динамичной городской жизни, вроде временного ухода в монастырь, сопутствуют новые тенденции, понятные людям, не отягощенным генетической памятью о парке как романтической резервации духа. Современный городской парк не поляризуется от жизни города ни территориально, ни содержательно. Условная достаточность некоторого объема зеленой массы на обозначенной территории для получения ею статуса парка отвергается в пользу масштабных дизайнерских композиций, оперирующих нестандартными приемами, но правдиво отображающих современные атрибуты городского пространства в его рекреационных функциях, его изменчивость, насыщенность активными формами времяпрепровождения, визуальную открытость и внимание к обработке рельефа.
С отказом от ностальгических мотивов в новой эстетической концепции парка снимается налет трагичности гибели старинного дерева с его заменой молодыми посадками; в то же время при реконструкции городских территорий, например, ликвидации старой котельной, пакгауза, и разбивке на их месте рекреационных зон сохраняют некоторые строения, детали оборудования, которые вписываются в ландшафт как послеобраз, как дух места.
В проектах ландшафтного благоустройства можно планировать сезонное использование на открытом воздухе композиций из выносных вазонов, в том числе с комнатными цветами (герань, рододендроны, растущие на юге в открытом грунте). Их целесообразно размещать на городских улицах, площадях, используя как цветовые акценты и «межевые» знаки, разграничивающие зоны движения, и в целом для «одомашнивания» городской спеды (рис. IV.2.35).
142
Вертикальная планировка территории —
объекта ландшафтного дизайна — предусматривает как выравнивание рельефа с формированием трасс водоотвода, так и создание искусственного рельефа — холмов, террас, заглубленных тальвегов. Пластика декора дает дополнительную возможность для наблюдения пейзажа, усиливая впечатления перепадом высот, демонстрацией визуальных планов. При этом ландшафт обогащается лестницами, подпорными стенками, живописными композициями камней. Желание посетить парк — это не только желание отдыха, но и подсознательное стремление погрузиться в покой прошлого, которое олицетворяют руины и искусственные гроты {рис. IV.2.36).
В парке нужно избавить посетителей от будничных проблем грязных дорожек и луж, образовавшихся после дождя. Гранитные, бетонные плиточные и монолитные покрытия дорожек и площадок должны иметь добротную подготовку, обеспечивающую их прочность и дренирующие качества. Даже грунтовые дорожки, уместные на периферии парка как естественные тропы, следует трассировать на подготовленном основании в виде щебеночной подушки-ленты, а рисунок плиточного покрытия из предлагаемого рынком обширного набора плит разных размеров и конфигураций (см. рис. 11.6.7) из различных устойчивых и экологичных материалов может стать предметом интересных композиционных разработок.
Небольшие искусственные водоемы, фонтаны, быстрые водотоки с перепадами уровней (торраны) устраиваются как элементы сезонного ландшафтного благоустройства городской территории.
Тенденция к концентрации торгово-развлека-тельных предприятий у входов в станции метро и узловых пунктах наземного транспорта отражена и в пространственном существовании павильонов остановок, «нагруженных» коммерческой информацией и киосками с товарами, потребляемыми на ходу (соки, мороженое, журналы).
Для дизайнеров история появления в больших
городах России павильонов ---- остановок назем
ного транспорта --------------------- поучительна в том смысле, что
внешний облик, конструкции и прочность предметов городского быта должны предусматривать защиту от вандализма Первые остановки, сработанные в автомастерских с минимальным намеком на какой-либо дизайн, были изуродованы в первые же месяцы после их установки.
Выяснился любопытный феномен воздействия беспризорной «красоты» на криминальную область сознания горожанина: попробовать на прочность и сокрушить, ободрать, погнуть... С привыканием к новому действие феномена ослабевает, но не исчезает совсем.
При проектировании уличных инсталляций городского масштаба, за которыми не виден конкретный владелец и защитник, следует ориентироваться прежде всего на лаконичные по образу, прочные по исполнению скамьи, фонари, урны для мусора и, по-прежнему, павильоны остановок.
Освещение городской среды решает не только утилитарные задачи продолжения функционирования города и его служб в вечернее и ночное время. От обязательного освещения транспортных улиц и трасс постепенно переходят к созданию светопейзажных композиций ночного города с подсветкой фасадов, крупных деревьев, памятников, фонтанов.
Световая архитектура преображает город.
Как-то в 60-е гг. прошлого столетия специальным
указом правительства экономии ради было запре
щено освещать крупные города ночью, и они на
ночь умирали. Нравы нынешнего времени таковы,
что теперь город залит электрическим светом и
днем, и ночью. Комментарии этого явления из-
лишны. Мы лишь затронем классификацию видов
осветительных установок. Самые высокие све
тильники простых «техничных» форм устанавлива
ются на мачтах высотой 10---------------------------- 12 м у магистральных
улиц. Тротуарные фонари, более изысканного ди
зайна высотой 3-------------------- 5 м устанавливают вдоль пеше
ходных путей {рис. 1\/-2.39). Чтобы избежать сле
пящего действия верхнего света, в парках неред
ко вдоль прогулочных дорожек выстраивают
цепочки партерных светильников (высотой 1--------------------------------------------
0,5 м), свет которых направлен вниз; они удобны и тем, что не нарушают природную красоту пейзажа. Для подсветки улиц, фасадов, рекламных иди-
143
Объектом ландшафтного проектирования жилого района (квартала, жилой группы) является его территория с естественной растительностью и искусственными посадками, элементами благоустройства. При общем экологическом подходе решения благоустройства в целом в проекте акцентируются зоны, прилегающие к зданиям и сооружениям социального обслуживания, внутри квартальные детские, спортивные и хозяйственные площадки, зоны отдыха. Их номенклатура, классификация, размеры и принципы размещения регламентируются социальными нормами. При всех изменениях жизни города наиболее радикальные требования к системе благоустройства остаются неизменными,
хотя и трудно осуществимыми полностью. Остается кризисной ситуация с сохранением детских площадок ввиду перегрузки придомовых территорий автостоянками. С попытками несанкционированного захвата и коммерческого строительства на озелененных территориях жилых районов годами борются жители окрестных домов. Тем не менее, благодаря мерам, принимаемым городскими властями, зоны благоустроенных внутрирайонных территорий стабилизируются.
Дизайн придомовых территорий мы рассмотрим ниже, а сейчас обратим внимание на внутрирайонные многофункциональные площадки. В зависимости от размеров и демографической ситуации площадки дифференцируются по следующим назначениям:
• для детей дошкольного возраста;
• для детей младшего школьного возраста;
• спортплощадки для детей среднего школьного возраста;
• для отдыха взрослых;
• хозяйственные площадки.
Число и комбинации зон могут быть различными. В принципе внутрирайонные мероприятия по благоустройству включают полный список ландшафтных компонентов, приведенных выше; в действительности же масштаб района позволяет охватить лишь несколько компонентов.
В состав детских площадок входит игровое оборудование, представляющее сборно-мобильные комплексы заводского изготовления с безопасными устройствами для лазания, ползания, скатывания и прочих активных действий, способствующих физическому и социальному развитию эебенка, а также игровые обучающие устройства, эазвивающие интеллект. Все они имеют соответствующие возрасту детей размеры (рис. IV.2.41).
Для самых маленьких предусмотрены песочницы, качели, невысокие горки. Школьникам необходимо прививать вкус к спорту, помогая определиться в желании заниматься в школьной спортивной секции. Если позволяют территория и рельеф, можно запроектировать велотрассу, универсальную площадку для активных игр и катка. Учитывая повальный интерес тинейджеров к катанию на доске, в проекте можно предусмотреть специальную рельефную трассу и даже хафпайп в миниатюре.
В Германии при организации детских площадок обращают большое внимание на воспитание бесстрашия, чувства спортивного азарта, устраивая высокие мачты с веревочным плетением в виде паутинного конуса, сложные подвески с препятствиями, велосипедные трассы с крутыми виражами и активным рельефом. Тягу детей к самодеятельности здесь удовлетворяют выделением полигона под строительство дощатых химер, материал для которых (обрезки досок, жерди, бруски) регулярно подвозится.
Современная европейская практика преобразования городских центров в пешеходные зоны позволяет выносить на них развлекательные мероприятия, более привычные для внутрирайонного пространства. Наклонная площадь рядом с реконструированным зданием Лионской оперы стала излюбленным местом скейтбордистов, здесь для них даже устроена специальная трасса.
Места отдыха и прогулок для пожилых жителей предусматривают, как правило, на изолированных участках внутрирайонной территории в виде небольших уютных площадок с навесами, ветровыми стенками, скамьями и столиками. Всем известен интерес старушек, сидящих у подъезда, к комментированию событий из жизни сограждан. Может
144
быть, имеет смысл продумать приемы обеспечения комфортности этого занятия: поставить удобные скамьи и вазоны с цветами, реконструировать сам вход в дом и перенести «пост наблюдения» в место, не смущающее прохожих.
Если внутрирайонная зона отдыха становится популярной, ее территория быстро вытаптывается, поэтому необходимо предусматривать меры защиты зеленых насаждений и травы устройством непылящих покрытий дорожек и площадок, но лучше всего отделить их от мест активных развлечений, обеспечив естественной оградой — кустовыми барьерами, сетками на металлическом каркасе (для дворовых стадионов и теннисных кортов). Компактные цветники в центре площадки выживут только при ревностном уходе добровольных цветоводов. При подсадке к существующим деревьям новых растений не рекомендуется включать в их состав плодовые, в т.ч. дикие, колючие кустарники: облепиху, боярышник. Очень эффектно вертикальное озеленение павильонов, стенок, брандмауэров домов. Вьющиеся многолетние растения лучше чувствуют себя на юге, но и в средней полосе их культивирование в защищенной от холодных ветров зоне может оказаться удачным. В условиях Москвы, в частности, на южных фасадах хорошо приживаются дикий виноград, лимонник, хмель; для их крепления на поверхностях стен устраивают специальные консоли и трельяжи.
При разработке общей структуры районной зоны отдыха учитываются, в соответствии с заданием, все композиционные аспекты, в том числе расположение и форма доминирующего объекта — центрального павильона, детского игрового комплекса, сюжетного городка, замка, крепости, выразительность образа которого должна стать стилистическим объединяющим фактором всего комплекса.
Из внимания дизайнера не должны выпадать и вопросы, связанные с размещением и формой хозяйственных площадок — автостоянок, выгородок для контейнеров-мусоросборников, штанг для выбивания ковров и т.д. Следует продумать и приемы гармонизации в общей системе ландшафтного дизайна внутриквартальных хозяйственных построек и сооружений: электроподстанций, теплопунктов, диспетчерских, шахт вентиляции подземных сооружений — бомбоубежищ, гаражей, метро.
Продумывая рисунок композиции всего рекреационного пространства и его частей, не следует забывать и о том, что с верхних этажей окружающих домов хорошо видны и достоинства, и недочеты планировочного замысла.
Придомовые территории в качестве объекта ландшафтного дизайна в соответствии с возмож-
ностями обзора и визуальной оценки подразделяются на два типа.
I тип. Городские дома предоставляют чаще всего только фронтальные возможности их обзора с дистанции, в лучшем случае, равной глубине входного двора, счастливо сохранившегося в виде зеленого кармана улицы перед особняком, который пощадили в процессе реконструкций. В большинстве же случаев в распоряжении дизайнера остается только плоскость фасада и ширина газона от стены до тротуара (рис. IV.2.42).
II тип. Более широкие возможности обзора здания могут образоваться с его расположением на перекрестке или его повышенным социальным статусом — тогда под его постройку в плотном городском массиве расчищается относительно просторная территория; в этом случае оно, как Парфенон, просматривается со всех сторон и, следовательно, предполагает круговое ландшафтное благоустройство.
Этот вариант без особых проблем решается при ландшафтной организации участка загородного усадебного дома, дифференцированного на две зоны: парадную и хозяйственно-интимную (рис. IV.2.43).
Отметим, что в отношении зданий социального обслуживания районного масштаба, хотя и свободно расположенных на территории, задачи ланд-
145
шафтного акцентирования пространства ограничиваются, в основном, зоной входа. Более того, для большинства сооружений эти задачи решаются аналогичным образом, т.е. по I типу визуальной представительности, заслуживающему подробного рассмотрения.
Основным компонентом входной группы, попадающим в кадр наблюдения, является сценическое пространство с планшетом «сцены» и фоном.
В истории архитектуры вся без исключения художественная проблематика образа здания оттачивается на эстетике и символике входа, наполнении пластикой форм двух пересекающихся плоскостей — поверхности земли и картины окружающего пейзажа, образующих сцену для архитектурного спектакля — от прямой аллеи скульптур перед барельефами пилонов храмов в Гизе до динамических форм скульптурного ансамбля фонтана Треви, примыкающего к массивному фасаду палаццо Поли в Риме (см. рис. 11.7.11).
При формировании ландшафтного дизайна предвходной территории основной осью композиции является ориентация на входной узел. Ось может непосредственно указывать на вход фронтальной трассой доступа или, как подсказывает восточная традиция, обозначить подход к нему с флангов. Целесообразны (и в транспортном отношении тоже) компромиссы, когда направленная на вход отводная от трассы дорожка заканчивается площадкой, рассеивающей агрессию ориентированного на вход «острия» (см. рис. 1.3.47).
Максимальной свободы и индивидуального своеобразия художественных решений дизайнеры добиваются, работая над созданием ландшафтных композиций загородных усадеб. Некогда главным объектом реализации творческого потенциала и художественного дара были культовые сооружения; сейчас их место заняла архитектура частного жилого дома, компоненты окру-
жающего ландшафта которого защищены надежной оградой, поэтому они, выполненные из дорогих материалов, имеют более утонченные формы и тщательно продуманную компоновку изысканных решений с применением редких цветов. В композицию усадебных участков могут входить детские игровые площадки и теннисные корты, беседки и мостики, летние кухни, бассейны, флигельные постройки, фруктовый сад и огород, прогулочные дорожки, садовая скульптура и произведения монументально-декоративного искусства — но не обязательно все сразу. Обитатели усадьбы будут чувствовать себя защищенными высшими силами, если дизайнер при разработке генерального плана продемонстрирует знание рекомендаций фэн-шуй (наложенных на грамотную урбанистику). Помните, где должны располагаться Черная Черепаха, Белый Тигр, Зеленый Дракон и Красный Феникс?
Естественно, все художественные замыслы должны опираться на реальную возможность инженерно-технической поддержки и терпение, поскольку ожидаемый результат может проявиться лишь через несколько лет.
Планировка рельефа с расчетом распределения грунтовых масс и трассировкой уклонов для водоудаления требует привлечения грамотного специалиста по вертикальной планировке, равным образом как и для прокладки дренажных систем. Устройство покрытий теннисных кортов и игровых площадок предусматривает серьезную многослойную подготовку площадки (см. рис. 11.2.24). Пруды, бассейны и фонтаны нуждаются в оборудовании, обеспечивающем водооборот, контроль и очистку воды. Подбор цветов, многолетних растений и деревьев с учетом их гармоничного сочетания на весь вегетационный период должен контролироваться опытным дендрологом с хорошим вкусом и высоким уровнем соответствующих знаний. В дендрологической части проекта живописность композиции, ее близость к образам живой природы обеспечивается подробной проработкой компоновки деревьев и кустарников, подбором почв и трав, что закрепляется в специальном разделе проекта дендрологическими картами, демонстрирующими состояние и цветность растений в различные сезоны года, и сопровождается спецификацией растительного материала.
Опытный ландшафтный дизайнер не упустит случая запроектировать зеленый мост, соединяющий растительный мир усадебного партера с цветами и растениями, переселенными на фасад дома: ползущими по стенкам плетями дикого винограда или хмеля, навешенными под окнами или перилами балконов лотками с кипенью белых, голубых и розовых цветов (рис. IV.2.44).
146
Создание композиций икебаны — прекрасная тренировка вкуса, своевременная и на стадии рабочего проектирования, и при переходе к кропотливой разработке деталей, усилении эмоциональной выразительности целого.
Заметим, что высокое искусство преобразования обыденного в явление эстетическое простыми естественными приемами найдет отзвук в душе человека, доверившего вам дизайн своей среды.