Дизайн-проектирование производственной среды

Выделение производственной деятельности как формы бытия человека постепенно привело к ее пространственному обособлению, что в конеч­ном итоге стало предпосылкой формирования промышленной архитектуры. Освоение природных ресурсов, развитие энергетики, многозвенные производственные системы, в которых продукция предшествующих предприятий становится исход­ным сырьем для работы последующих, породили многообразие организационных структур, видов зданий, особенностей технологических процессов и самого вида предприятий.

Промышленные революции, выводившие че­ловечество на следующий виток индустриальной цивилизации, знаменовались появлением новых отраслей производства, грандиозных заводских комплексов, открывающих безграничные перспек­тивы социально-экономического развития, а сами образы индустрии становились эстетическим идеалом эпохи. Французский архитектор К.Н. Ле­ду (конец XVIII в.) с пафосом рисует дымящие тру­бы печей в проекте солеварен г. Шо, масштабные сооружения из металла и стекла появляются на Всемирных промышленных выставках в Лондоне и Париже (рис. IV.2.22), грохотом металла и ритмом работающих машин полны патетические симфо­нии М. Равеля и А.Н. Скрябина, на плакатах и об­лигациях эпохи построения социализма в СССР изображены мартеновские печи, домны, электро­станции.

Промышленные сооружения обладают необы­чайно емким потенциалом выразительности форм и образов, здесь нет необходимости изыскивать надуманные членения, пропорции, композицион­ные приемы — сам масштаб производственных зданий и сооружений, установленное в них техни­ческое оборудование представляют собой пред­посылку создания впечатляющих художественных форм. В пространственной структуре цехов основу их предметного наполнения и меру визуальной оценки составляют станки, инженерное оборудова­ние и коммуникации, транспорт.

При всем том промышленные здания есть сре­да, где в процессе производства в различном ко­личественном соотношении участвуют человек и машина. Есть предприятия почти безлюдные, где в основном работают машины, перерабатываю­щие сырье. Это — упомянутые еще в разделе I материалоемкие производства с высоким уров­нем санитарной вредности и загрязненности (рис. IV.2.23), сооружения открытого типа с круп­ногабаритным оборудованием преимущественно складского и транспортного назначения. От горо-


да их отделяет широкая санитарно-защитная зона, Люди, работающие на таких предприятиях, долж­ны быть обеспечены специальным санитарно-бы-товым комплексом и помещениями для отдыха.

На другом полюсе производства — предпри­ятия нематериалоемкие, где объекты труда не­больших размеров проходят многоступенчатую обработку и где занято много работающих. Эти предприятия могут располагаться в черте города. Здесь требования к условиям трудового режима и уровню комфорта для людей практически совпа­дают.


135



В любом случае архитектурная организация пространства производственных объектов — от­крытых и закрытых — предусматривает решение трех основных задач:

1) обеспечение предусмотренного технологи­ей производственного процесса;

2) обеспечение необходимых комфортных ус­ловий для работающего персонала;

3) эксплуатационно-информационное обеспе­чение сооружения, в состав которого входят и ас­пекты дизайна среды; создание эстетически пол­ноценного пространства, благотворно влияющего на психику и трудоспособность человека.

Рассмотрим эти решения подробнее.

1. Архитектурно-конструктивный тип здания, вид станочного оборудования, характер инженер­ного обеспечения производственного процесса оп­ределяются техническими условиями. Существуют помещения с ТВР, одинаковым с наружными усло­виями. Это неотапливаемые помещения. Есть т.н. «горячие цехи» с активным тепловыделением, по­вышенной влажностью, относящиеся, преимуще­ственно, к сфере материалоемкого производства.

Вклад дизайнера в организацию технологичес­кого процесса заключается в предъявлении эрго-


номических требований при проектировании станков, установлении оптимальных схем их раз­мещения на площади цеха. В технологических картах освоения пространства цехов указываются трассы движения транспорта, места промежуточ­ного складирования и пункты обслуживания. Уста­навливается сигнализация, предупреждающая о перемещении мостовых кранов, движении транс­портеров. Системы трубопроводов, емкости, дви­жущееся оборудование обозначаются различной окраской (см. раздел I гл. 4. «Эргономика и антро­пометрия»).

2. Создание комфортных условий на рабочих местах направлено, во-первых, на поддержание работоспособности персонала и, во-вторых, на обеспечение высокой производительности труда и требуемого качества продукции. К физиологи­ческим аспектам производственного комфорта относятся: температурно-влажностный режим, ос­вещенность, акустика. К психологическим — визуальное восприятие пространства в его объе­ме, протяженности, цвете, предметной напол­ненности.

Различные технологически обусловленные ТВР предусматривают либо особый вид одежды персонала, либо нормируемое время пребывания в дискомфортном микроклимате и наличие в ра­бочем пространстве специальных помещений — изолированных боксов с комфортной средой.

Улучшение условий производственной среды (если они не входят в технологические парамет­ры) достигается вентиляцией, подогревом или ох­лаждением рабочих мест. Окрашивание стен в теплый или холодный тона способствует психоло­гической нейтрализации реального ощущения тепла или холода.

Стены литейного цеха рекомендуется окраши­вать в серо-голубые тона, а интерьер здания хо­лодильника — в оранжевые и коричневатые.

Необходимость создания равных условий ос­вещенности дневным светом производственных цехов большой ширины, когда бокового света не­достаточно, вынуждает вводить верхнее освеще­ние в виде светоаэрационных фонарей, составля­ющих специфическую особенность интерьеров одноэтажных многопролетных промзданий.

Сокращение времени светового дня зимой вы­нуждает дополнять естественное освещение ис­кусственным светом. В середине XX в. строили безоконные промздания, которые освещались только искусственным светом.

Вспомним, что психологически нормальным воспринимается колерное изменение света с утра до вечера в последовательности голубой—бе­лый—оранжевый. Спектральный состав света ис­кусственных источников дополнительного осве-


136


траста цветов {pnc.lV.2.25). О необходимости пре­дупредительной окраски движущегося оборудова­ния вы уже знаете.

Гармоничная светоцветовая атмосфера произ­водственного интерьера не создается автомати­чески регламентированными средствами и при­емами, обусловленными технологическими требо­ваниями и правилами научной организации труда. Конечная цель организационных мероприятий на производстве — рост производительности труда и качество выпускаемой продукции — зависит не от формально реализованных нормативных рекомен­даций, а от благоприятного воздействия среды на здоровье и психику персонала.

Подсознательная реакция людей на шум, тем­пературу, влажность закрепляется визуальными


ассоциациями, воспринимаемыми как цветовая гармония или диссонанс, выявленные светом. Грамотным, обобщающим использованием цвета для группы станков удается снять негативные впе­чатления силуэтного дробления оборудования.

В составе производственного комплекса есть подразделения, лишь опосредованно связанные с трудовыми процессами, определяющими про­филь предприятия. Это здания и сооружения вспомогательных служб: заводоуправление, адми­нистративно-бытовые корпуса (АБК) цехов, зоны отдыха и спорта, клубы, детские учреждения и пр. Формирование их интерьеров задано как их функ­циями, так и соотнесением с условиями труда на предприятии. Например, санпропускники в АБК предпочтительно решать в светло-голубой гамме,


 



чтобы снять эффект влияния избыточных тепловы­делений и соответствовать гигиеническим услови­ям. Столовая при цехе, где выполняется однооб­разная, монотонная работа, должна иметь выра­зительно расчлененное пространство с мебелью яркого цвета, небольшими картинами на стенах, витраж или декоративную решетку, легкие по тек­стуре и цвету шторы.

Комната отдыха при горячем цехе с контраст­ным освещением и активным режимом работы ре­шается в сдержанной сине-зеленой гамме с мяг­ким диффузным освещением, мебелью с матовой поверхностью. Если есть возможность выбора между клеткой с щебечущими птичками и аквари­умом, то лучше отдать предпочтение последнему.

Большой вклад в визуальные впечатления от уровня организации среды на производстве вно­сят архитектурно-конструктивные и технологиче­ские элементы, присущие функциональной специ­фике предприятия. К ним относятся технологичес­кие устройства и сооружения: трубы, градирни, этажерки с перегонными трубопроводами, эстака­ды, мачты, портальные краны, бункеры, силосы. Пейзаж задает тон масштабности, ритмичности, расстановке композиционных акцентов внешнего облика и интерьеров производственных корпусов, выражаемых в силуэтах завершений, формах лест­ниц, навесов, окон, дверей и ворот, сочетаниях глухих и остекленных поверхностей.

Большепролетные покрытия одноэтажных промзданий, яркоокрашенные крупные агрегаты (турбины машинного зала электростанции) прида­ют масштабность их просторным интерьерам (рис. IV.2.26). Вместе с тем в таких интерьерах есть необходимость в масштабах, переходных к антро­пометрическим, локальной гармонизации элемен­тов среды по габаритам, цвету и освещенности.

Снижению зрительного напряжения способству­ет ступенчатая цветовая гармонизация интерьера, в котором сначала оценивается колористика про-


странства в целом на основе взаимодействия до­полнительных цветов или нюансного различия, за­тем цветовые соотношения окраски оборудования, станочных линий в целом и друге другом и, наконец, цветовой баланс отдельного станка, его обрабаты­вающих частей и второстепенных деталей. Рекомен­дуется цветоконтрастное соотношение предмета обработки и рабочих частей станка.

Для выявления тектонического строя интерь­ера целесообразно цветовое выделение элемен­тов его каркаса более насыщенной окраской [рис. IV.2.27). Монотонную окраску широких сте­новых поверхностей желательно разнообразить пятнами того же тона, но разной насыщенности.

При подборе цветовых тонов, их насыщенно­сти и светлоты в процессе проектирования необ­ходимо учитывать разницу между цветностью краски и визуальным впечатлением от нее на ок­рашенной поверхности. Как правило, дистанцион­ное наблюдение и воздушная перспектива созда­ют ощущение большей разбеленности цвета в


137


сравнении с его рецептурной выкраской. Поэто­му и цветовая подача проекций интерьеров в про­ектной графике выполняется с подмешиванием белил к цветам колерной таблицы.

Одной из естественных составляющих произ­водственных процессов являются производствен­ные шумы, оказывающие вредное влияние на нерв­ную систему человека; они вносят дискомфорт в рабочую среду и, как следствие, на треть снижают производительность труда. Допустимые уровни шума на предприятии — это вы уже знаете — нахо­дятся в пределах ЭО дБ. По спектральному составу наиболее неприятны высокочастотные звуки.

Эффективный способ устранения производ­ственного шума — использование станков и обору­дования, в которых проблема решена уже их уст­ройством. При отсутствии такой возможности шумы от вибрации (ударный) и воздушный подав­ляются техническими средствами на месте работы «шумного» оборудования: использованием упругих оснований, кожухов со звукоизолирующей отдел­кой, звукопоглощающих экранов стен и потолков, выгородок, изоляцией шумных цехов и отделением их шлюзами. Помещения, постоянно производя­щие конструктивный и воздушный шум (венткаме-ры, системы кондиционирования), пространствен­но отделяют от остальных помещений и обеспе­чивают промежуточными звукоизолирующими преградами. В интерьерах шумопоглощающие по­верхности и устройства могут использоваться как специфические элементы дизайна (рис. IV.2.28).


Опознавательным знаком крупных предприя­тий и утвердившихся на рынке фирм становится единый цвет зданий, акцентированный вводом до­полнительных цветов, эмблем, флагов.

Отделка поверхностей зданий, благодаря ис­пользованию высококачественных облицовочных материалов изысканных цветов, безопасного вит­ринного стекла, элегантной фурнитуры, строи­тельных технологий на основе скоростного монта­жа прочных каркасов и легких эффективных ог­раждающих конструкций, обозначила новый этап промышленной архитектуры, размещаемой за пределами города — архитектуры, не претендую­щей на вечное существование, но пространствен­но организующей эффективную технологию и комфортную среду для работающих.

Физический, психологический и эстетический комфорт среды таких предприятий закладывается на стадии комплексного архитектурного проекти­рования, и требования дизайна составляют одну из предпосылок проектного решения, а не финиш­ное мероприятие по художественной доводке ин­терьеров и фасадов.

Промышленные предприятия нового типа ста­новятся пионерами рационального дизайна, в ко­тором вопросы гармонизации среды решаются не творческим наитием талантливого дизайнера, ин­дивидуальным композиционным даром и чувством цвета, а жестким учетом технологических и ком­фортных нормативов, научным подходом к конкре­тизации решений по освещенности, колористике, акустическому режиму, микроклимату. Казенная оптимальность такого дизайна при этом не меша­ет, включив «человеческий фактор», сделать в нуж­ном с точки зрения художника месте декоративный акцент в виде скульптуры, фонтана, композиции фитодизайна, т.е. разделение вопросов творчества и рутинной комфортности решается безболезнен­но. Глубокая специализация производителей по


типу и окраске стеновых материалов, деревянных, каменных, рулонных полов, малым формам для ин­терьеров и внешнего благоустройства обеспечива­ет дизайнеру возможность широкого выбора выра­зительных средств и приемов в рамках предлагае­мого ассортимента и по специальному заказу.

Действительность подкрепляет предположе­ние об опережающем развитии рынка отделочных материалов и предметного наполнения интерье­ров, что сказывается в перетекании творческих кадров дизайнеров в сферу подготовительную и в изменении форм проектной работы с традицион­ной ступенчатой на выборочную компоновку пред­лагаемых каталогом решений.

Особый раздел дизайна производственной среды составляет организация рабочего про­странства для инвалидов. Этой теме в проектной практике в настоящее время уделяется большое внимание, поскольку в России создается система трудовой реабилитации людей с недостатками зрения и инвалидов других категорий. Организу­ются центры профессиональной подготовки, про­ектируются специальные учебно-производствен­ные предприятия с соответствующими простран­ственными параметрами рабочих помещений и их дизайном, включая мероприятия по созданию оп­тимального акустического режима, с конструктив­но-планировочными особенностями, отвечающи­ми характеру деятельности и перемещения инва­лидов [104].

Разрабатываются специальные типы оборудо­вания и мебели, пересматриваются функциональ­ные связи пространства, нормативы наполненно­сти помещений и организации рабочих мест.

На рис. IV.2.30 приведен ряд примеров, де­монстрирующих высокий уровень дизайна произ­водственной среды.

Последовательность учебного рабочего проек­тирования производственных интерьеров и дизай-


138



на внешнего облика предприятий определяются первичностью функциональных аспектов проекта, представляющих базу для общего дизайнерского решения задач комфортности и художественной выразительности. Целесообразно при этом осу­ществлять разработку единого фирменного стиля.




















Ландшафтный дизайн

Ландшафтный дизайн есть эстетическая со­ставляющая работ по благоустройству террито­рий, их эмоционально-художественное осмысле­ние. Объект его практики — окружающая (а точ­нее, окруженная) природа, цель — ее включение в искусственную среду обитания без потерь. Надо добавить — облагородить, и не потому, что в этом нуждается «дикая природа», а скорее по необхо­димости восстановления нарушенного экологи­ческого равновесия, залечивания ран, нанесенных ей человеком.

Конечно, в общем виде освоенное человеком пространство пока «встроено» в природную среду, однако на урбанизированных территориях фраг­менты живой природы представляют резервации, требующие защиты и ухода.

Не принимая всерьез вред, наносимый приро­де, люди одновременно к ней тянутся, видя в ней спасительное рекреационное пространство. Толь­ко в естественных природных формах наш взгляд находит отдых от геометризованного мира вещей и построек. Вид за окном группы деревьев, сто­ящих в сугробах, с ветвями, покрытыми инеем, потом с весенней листвой или под летним дож­дем, а также ясным осенним днем, когда зеленая крона становится желто-багряной и начинает ре­деть, вызывает сезонные переживания и далеко не самые худшие ассоциации.

Ландшафтный дизайн композиционными и техническими средствами укрепляет духовную связь человека с природой, частично возвращая ей долг пониманием необходимости взаимной поддержки. Уже сложились и стали привычными формы очеловеченного, «цивилизованного» пей­зажа, созерцание которого вызывает различные чувства: от хозяйственной удовлетворенности до философских размышлений над смыслом жизни. Но в любом случае эстетические переживания рождаются видимым или подразумеваемым при­сутствием человека и следов его деятельности.

В каких случаях масштабное возмущение ланд­шафта расценивается как грандиозная победа че-_ ловечества или как колоссальный ущерб, причи­ненный природе?

Каждая эпоха находит свой ответ на этот воп­рос. Ведь и древние пирамиды можно понимать


как насилие над окружающим пейзажем. Гигант­ские карьеры, вырытые на стройках гидроэлектро­станций, на картинах художников демонстрирова­ли созидательный пафос социалистического строя. Ощущение очевидности вреда, причинен­ного природе, приносит зрелище ее беспорядоч­ного варварского «освоения»: взорванная земля, изуродованная гусеницами тракторов тундра! хищнический лесоповал. В то же время организо­ванное, деликатное включение в природное окру­жение масштабных сооружений оставляет впечат­ление хозяйственной целесообразности, близкое эстетическому, например, спиралевидные ворон­ки карьеров открытой добычи, мосты, бетонные плотины гидроэлектростанций на горных реках [рис. IV.2.31). Искусство достижения эффекта со­пряженности человека и природы может ограни­чиваться легким штрихом — переброшенным че­рез ручей безыскусным мостиком — или потребо­вать сложного и долговременного воздействия на природные формы (выращивание дерева задан­ного силуэта, паркового лабиринта из кустов гео­метризованной стрижки).


139



Как средство достижения эффективной визу­альной поддержки художественной ценности и це­лостности природного пространства и объектов искусственного происхождения ландшафтный ди­зайн оперирует образным языком, во многом от­личающимся от интерьерного. Носителем визу­ально воспринимаемых образов ландшафтного дизайна является, как правило, горизонтальная поверхность со многоплановыми композициями вертикалей в виде деревьев, пятен кустарников, малых архитектурных форм и демонстрацией глу­бины пространства аллеями, дорожками, зерка­лом прудов и туманом просек. Все они составля­ют отдельные сферы деятельности, в разном объеме задействованные в разработке проекта ландшафтного дизайна:

собственно ландшафт, его рельеф, зеленый партер газонов и инженерно-техническое обеспечение (трассирование путей, дренаж, подпорные стенки);

• деревья, кустарники, цветники, формирующие вертикальный визуальный материал парков, садов, скверов;

• водные объекты: пруды, озера, бассейны, фонтаны;

• малые архитектурные формы, помогающие привести к человеческому масштабу силуэты живой природы, которая является мерой са­мой себя;

• информационные системы как важная состав­ляющая городского ландшафта.

В соответствии с масштабом охвата выстраи­вается следующая цепочка объектов, дифферен­цируемых визуально и привлекающих в разных пропорциях мероприятия, составляющие содер­жание ландшафтного дизайна: урбанизированные окрестности — город — район (квартал) — придо­мовая территория — мезопространство (атри­ум) — интерьер (как среда для размещения фито­дизайна).

Как ландшафтный объект местность, предва­ряющая город, визуально оценивается через кадр дорожной обстановки и с обзорных площадок. Оказывается, что эстетическая ценность дальнего пейзажа прямо пропорциональна качеству среды, составляющей передний план общей картины. Гладкий асфальт, свежевыкрашенные дорожные столбики и опрятные знаки — с одной стороны — и пейзаж, открывающий природу — с другой — взаимно облагораживают друг друга и вводят пут­ника в атмосферу приятного ожидания въезда в город. Это — идеальная картина, которая еще свойственна городам, не вытеснившим на пери­ферию свои хозяйственные объекты. Большин­ство же современных, даже не очень крупных го­родов открываются индустриальным «пейзажем»,


складскими зонами, сложными дорожными раз­вязками, стройкой, напряженной хозяйственной жизнью, и только в их центре сохраняется тихий оазис старины. Чтобы не разрушить обещанного туристическими путеводителями ожидания встре­чи с прекрасным, в такие города нужно въезжать, закрыв глаза. Даже в Париж...

Шок пересечения индустриального пояса го­рода может еще долго влиять на вашу способ­ность перестроить свое внимание на собственно городские достоинства. К тому же в незнакомом городе вам не удастся сразу настроить свое вос­приятие на резонанс с его достопримечательно­стями. Только визитер, загипнотизированный соб­ственным воображением, возбужденным инфор­мацией, сможет оказаться очарованным с первого взгляда. Чаще лишь с постепенным освоением пространства вы поймете, что здесь есть нечто, делающее людей патриотами, несмотря на до­рожную пыль, облупленные фасады домов и неле­пые вывески. Для этого достаточно, например, увидеть город снежной зимой, когда под белым покровом исчезает все лишнее, или оказаться на высоком берегу крутого изгиба реки летним вече­ром. Вы, наверное, догадались, что речь идет о Суздале (рис. IV.2.32)?

Осознание структуры города до уровня освоен­ного пространства приходит позже всего, им как


140


бы закрепляется в уме мнемоническая схема              В связи с различными режимами эксплуатации

среды, становятся понятными его композиционные   травяного ландшафта существуют газоны луго-

оси и узлы, появляется чувство дистанции и ориен-            вого типа с разнотравьем, которое периодически

тации (известен феномен переоценки расстояния        скашивается, газоны английского типа с регу-

при его первом преодолении). Закрепление визу- лярной стрижкой, газоны «пикник» с травой, ус-

альных реперов городской среды осуществляется             тойчивой к вытаптыванию и быстро восстанавли-

их фиксацией вертикальными объектами, включен-  вающейся (ее используют также для зеленых по-

ными в кадр обзора. Это-сменяющий ритмичную крытий стадионов). Для укрепления склонов

череду деревьев вдоль проезжей части улиц мае-   холмов, оврагов, дорожных откосов используют

сив зелени сквера, раздвигающего пространство травы с развитой корневой системой [35, 134].

внутри города, высотные инсталляции рекламных         При планировании благоустройства террито-

установок, акценты фоновой застройки, масштаб-     рий, прилегающих к строящимся зданиям, верх-

ный объект, расположенный за пределами места   ний слой одернованной почвы срезают и св'орачи-

наблюдения, но «насаженный» на визуальную ось.           вают в рулоны, которые по завершении строитель-

Для экологии города важно сохранение зон                                     ства возвращают на место.
природного ландшафта, вытянутых от периферии                  Газоны дополняют цветниками разной формы:
к центру Часть их существует в качестве парковых    в виде линейных посевов - рабаток, регулярных
зон, ландшафтное проектирование которых связа-             клумб, замысловатых по рисунку арабесок, слож­
но с поддержанием и рекультивацией рельефа                      ных тематических композиций. Квалифицирован-
и древесно-кустарниковой флоры, трассировани- ный подбор растений, учитывающий сменность
ем путей движения, расположением малых архи- периодов их цветения, сохранит яркий наряд
тектурных форм и объектов обслуживания.           цветника с весны до поздней осени. Особого вку-

Первая часть проектной задачи состоит в фор-            са и профессионализма требуют живописные пей-

мировании структурного каркаса ландшафта - зажные композиции из цветов, трав, камней (ро-

природных форм в виде рельефной подосновы с             карий) среди газонов, на берегах прудов и ручьев

газонами, цветниками, дорожками, а также про-                                                    (рис. IV.2.33).

странственных композиций из деревьев и кустар-         «Зрелый» вид парковому зеленому ансамблю

ников-                                                                 придают взрослые деревья, в сложившуюся ком-

141




позицию которых вписываются новые насажде­ния. Деревья различаются по виду, характеру кроны и сезонности ее облика, по скорости рос­та и размерам. По высоте различают 4 группы де­ревьев. К первой группе относят деревья высо­той более 20 м (ель, сосна, дуб, тополь), ко вто­рой— деревья высотой 10—20 м (липа, береза, ива, ясень), к третьей — деревья высотой до 10 м (яблоня, рябина, клен, акация), к четвертой — вы­сотой до 5 м (лещина, ирга, бузина, боярышник). В специальных каталогах-определителях приво­дятся подробные данные по растениям с кратки­ми рекомендациями по их районированию [112, 114].

Подбор деревьев по размерам и типу кроны имеет существенное значение при прогнозирова­нии силуэта общей композиции. Нужно быть гото­выми к тому, что очень старые деревья, несмотря на поддержку, рано или поздно будут изъяты из пейзажа, в котором они были исторически сло­жившейся доминантой, поэтому необходимо зара­нее планировать подсадкой новых деревьев ради­кальную смену образа парка. Вероятно, это ско­рое будущее группы дубов в парке Коломенское (рис. IV.2.34).


Ретроспективному пониманию парков как про­странства для удаления от стрессов динамичной городской жизни, вроде временного ухода в мона­стырь, сопутствуют новые тенденции, понятные людям, не отягощенным генетической памятью о парке как романтической резервации духа. Совре­менный городской парк не поляризуется от жизни города ни территориально, ни содержательно. Ус­ловная достаточность некоторого объема зеленой массы на обозначенной территории для получе­ния ею статуса парка отвергается в пользу масш­табных дизайнерских композиций, оперирующих нестандартными приемами, но правдиво отобра­жающих современные атрибуты городского про­странства в его рекреационных функциях, его из­менчивость, насыщенность активными формами времяпрепровождения, визуальную открытость и внимание к обработке рельефа.

С отказом от ностальгических мотивов в новой эстетической концепции парка снимается налет трагичности гибели старинного дерева с его заме­ной молодыми посадками; в то же время при ре­конструкции городских территорий, например, лик­видации старой котельной, пакгауза, и разбивке на их месте рекреационных зон сохраняют некоторые строения, детали оборудования, которые вписыва­ются в ландшафт как послеобраз, как дух места.

В проектах ландшафтного благоустройства можно планировать сезонное использование на открытом воздухе композиций из выносных вазо­нов, в том числе с комнатными цветами (герань, рододендроны, растущие на юге в открытом грун­те). Их целесообразно размещать на городских улицах, площадях, используя как цветовые акцен­ты и «межевые» знаки, разграничивающие зоны движения, и в целом для «одомашнивания» город­ской спеды (рис. IV.2.35).


142


Вертикальная планировка территории  

объекта ландшафтного дизайна — предусматрива­ет как выравнивание рельефа с формированием трасс водоотвода, так и создание искусственного рельефа — холмов, террас, заглубленных тальвегов. Пластика декора дает дополнительную возможность для наблюдения пейзажа, усиливая впечатления пе­репадом высот, демонстрацией визуальных планов. При этом ландшафт обогащается лестницами, под­порными стенками, живописными композициями камней. Желание посетить парк — это не только же­лание отдыха, но и подсознательное стремление погрузиться в покой прошлого, которое олицетворя­ют руины и искусственные гроты {рис. IV.2.36).

В парке нужно избавить посетителей от буд­ничных проблем грязных дорожек и луж, образо­вавшихся после дождя. Гранитные, бетонные пли­точные и монолитные покрытия дорожек и пло­щадок должны иметь добротную подготовку, обеспечивающую их прочность и дренирующие качества. Даже грунтовые дорожки, уместные на периферии парка как естественные тропы, следу­ет трассировать на подготовленном основании в виде щебеночной подушки-ленты, а рисунок пли­точного покрытия из предлагаемого рынком об­ширного набора плит разных размеров и конфигу­раций (см. рис. 11.6.7) из различных устойчивых и экологичных материалов может стать предметом интересных композиционных разработок.


Небольшие искусственные водоемы, фон­таны, быстрые водотоки с перепадами уровней (торраны) устраиваются как элементы сезонного ландшафтного благоустройства городской терри­тории.


 


Тенденция к концентрации торгово-развлека-тельных предприятий у входов в станции метро и узловых пунктах наземного транспорта отражена и в пространственном существовании павильонов остановок, «нагруженных» коммерческой инфор­мацией и киосками с товарами, потребляемыми на ходу (соки, мороженое, журналы).

Для дизайнеров история появления в больших
городах России павильонов ----  остановок назем­
ного транспорта ---------------------  поучительна в том смысле, что

внешний облик, конструкции и прочность предме­тов городского быта должны предусматривать за­щиту от вандализма Первые остановки, сработан­ные в автомастерских с минимальным намеком на какой-либо дизайн, были изуродованы в первые же месяцы после их установки.

Выяснился любопытный феномен воздействия беспризорной «красоты» на криминальную об­ласть сознания горожанина: попробовать на проч­ность и сокрушить, ободрать, погнуть... С привы­канием к новому действие феномена ослабевает, но не исчезает совсем.

При проектировании уличных инсталляций го­родского масштаба, за которыми не виден конк­ретный владелец и защитник, следует ориентиро­ваться прежде всего на лаконичные по образу, прочные по исполнению скамьи, фонари, урны для мусора и, по-прежнему, павильоны остановок.

Освещение городской среды решает не толь­ко утилитарные задачи продолжения функциони­рования города и его служб в вечернее и ночное время. От обязательного освещения транспорт­ных улиц и трасс постепенно переходят к созда­нию светопейзажных композиций ночного горо­да с подсветкой фасадов, крупных деревьев, па­мятников, фонтанов.

Световая архитектура преображает город.
Как-то в 60-е гг. прошлого столетия специальным
указом правительства экономии ради было запре­
щено освещать крупные города ночью, и они на
ночь умирали. Нравы нынешнего времени таковы,
что теперь город залит электрическим светом и
днем, и ночью. Комментарии этого явления из-
лишны. Мы лишь затронем классификацию видов
осветительных установок. Самые высокие све­
тильники простых «техничных» форм устанавлива­
ются на мачтах высотой 10---------------------------- 12 м у магистральных

улиц. Тротуарные фонари, более изысканного ди­
зайна высотой 3-------------------- 5 м устанавливают вдоль пеше­
ходных путей {рис. 1\/-2.39). Чтобы избежать сле­
пящего действия верхнего света, в парках неред­
ко вдоль прогулочных дорожек выстраивают

цепочки партерных светильников   (высотой 1--------------------------------------------

0,5 м), свет которых направлен вниз; они удобны и тем, что не нарушают природную красоту пейза­жа. Для подсветки улиц, фасадов, рекламных иди-


143


Объектом ландшафтного проектирования жи­лого района (квартала, жилой группы) является его территория с естественной растительностью и искусственными посадками, элементами благоуст­ройства. При общем экологическом подходе реше­ния благоустройства в целом в проекте акцентиру­ются зоны, прилегающие к зданиям и сооружени­ям социального обслуживания, внутри квартальные детские, спортивные и хозяйственные площадки, зоны отдыха. Их номенклатура, классификация, размеры и принципы размещения регламентиру­ются социальными нормами. При всех изменениях жизни города наиболее радикальные требования к системе благоустройства остаются неизменными,


хотя и трудно осуществимыми полностью. Остает­ся кризисной ситуация с сохранением детских площадок ввиду перегрузки придомовых террито­рий автостоянками. С попытками несанкциониро­ванного захвата и коммерческого строительства на озелененных территориях жилых районов года­ми борются жители окрестных домов. Тем не ме­нее, благодаря мерам, принимаемым городскими властями, зоны благоустроенных внутрирайонных территорий стабилизируются.

Дизайн придомовых территорий мы рассмот­рим ниже, а сейчас обратим внимание на внутри­районные многофункциональные площадки. В за­висимости от размеров и демографической ситуа­ции площадки дифференцируются по следующим назначениям:

• для детей дошкольного возраста;

• для детей младшего школьного возраста;

• спортплощадки для детей среднего школьно­го возраста;

• для отдыха взрослых;

• хозяйственные площадки.

Число и комбинации зон могут быть различны­ми. В принципе внутрирайонные мероприятия по благоустройству включают полный список ланд­шафтных компонентов, приведенных выше; в дей­ствительности же масштаб района позволяет ох­ватить лишь несколько компонентов.

В состав детских площадок входит игровое оборудование, представляющее сборно-мобиль­ные комплексы заводского изготовления с безо­пасными устройствами для лазания, ползания, скатывания и прочих активных действий, способ­ствующих физическому и социальному развитию эебенка, а также игровые обучающие устройства, эазвивающие интеллект. Все они имеют соответ­ствующие возрасту детей размеры (рис. IV.2.41).


Для самых маленьких предусмотрены песоч­ницы, качели, невысокие горки. Школьникам не­обходимо прививать вкус к спорту, помогая опре­делиться в желании заниматься в школьной спортивной секции. Если позволяют территория и рельеф, можно запроектировать велотрассу, уни­версальную площадку для активных игр и катка. Учитывая повальный интерес тинейджеров к ката­нию на доске, в проекте можно предусмотреть специальную рельефную трассу и даже хафпайп в миниатюре.

В Германии при организации детских площа­док обращают большое внимание на воспитание бесстрашия, чувства спортивного азарта, устраи­вая высокие мачты с веревочным плетением в виде паутинного конуса, сложные подвески с пре­пятствиями, велосипедные трассы с крутыми ви­ражами и активным рельефом. Тягу детей к само­деятельности здесь удовлетворяют выделением полигона под строительство дощатых химер, ма­териал для которых (обрезки досок, жерди, брус­ки) регулярно подвозится.

Современная европейская практика преобра­зования городских центров в пешеходные зоны позволяет выносить на них развлекательные ме­роприятия, более привычные для внутрирайонно­го пространства. Наклонная площадь рядом с ре­конструированным зданием Лионской оперы ста­ла излюбленным местом скейтбордистов, здесь для них даже устроена специальная трасса.

Места отдыха и прогулок для пожилых жителей предусматривают, как правило, на изолированных участках внутрирайонной территории в виде не­больших уютных площадок с навесами, ветровыми стенками, скамьями и столиками. Всем известен интерес старушек, сидящих у подъезда, к коммен­тированию событий из жизни сограждан. Может


144



быть, имеет смысл продумать приемы обеспече­ния комфортности этого занятия: поставить удоб­ные скамьи и вазоны с цветами, реконструировать сам вход в дом и перенести «пост наблюдения» в место, не смущающее прохожих.

Если внутрирайонная зона отдыха становится популярной, ее территория быстро вытаптывает­ся, поэтому необходимо предусматривать меры защиты зеленых насаждений и травы устройством непылящих покрытий дорожек и площадок, но луч­ше всего отделить их от мест активных развлече­ний, обеспечив естественной оградой — кустовы­ми барьерами, сетками на металлическом карка­се (для дворовых стадионов и теннисных кортов). Компактные цветники в центре площадки выживут только при ревностном уходе добровольных цве­товодов. При подсадке к существующим деревьям новых растений не рекомендуется включать в их состав плодовые, в т.ч. дикие, колючие кустарни­ки: облепиху, боярышник. Очень эффектно верти­кальное озеленение павильонов, стенок, брандма­уэров домов. Вьющиеся многолетние растения лучше чувствуют себя на юге, но и в средней по­лосе их культивирование в защищенной от холод­ных ветров зоне может оказаться удачным. В ус­ловиях Москвы, в частности, на южных фасадах хорошо приживаются дикий виноград, лимонник, хмель; для их крепления на поверхностях стен ус­траивают специальные консоли и трельяжи.

При разработке общей структуры районной зоны отдыха учитываются, в соответствии с зада­нием, все композиционные аспекты, в том числе расположение и форма доминирующего объек­та — центрального павильона, детского игрового комплекса, сюжетного городка, замка, крепости, выразительность образа которого должна стать стилистическим объединяющим фактором всего комплекса.

Из внимания дизайнера не должны выпадать и вопросы, связанные с размещением и формой хозяйственных площадок — автостоянок, выгоро­док для контейнеров-мусоросборников, штанг для выбивания ковров и т.д. Следует продумать и приемы гармонизации в общей системе ланд­шафтного дизайна внутриквартальных хозяй­ственных построек и сооружений: электропод­станций, теплопунктов, диспетчерских, шахт вен­тиляции подземных сооружений — бомбоубежищ, гаражей, метро.

Продумывая рисунок композиции всего рекре­ационного пространства и его частей, не следует забывать и о том, что с верхних этажей окружаю­щих домов хорошо видны и достоинства, и недо­четы планировочного замысла.

Придомовые территории в качестве объекта ландшафтного дизайна в соответствии с возмож-


ностями обзора и визуальной оценки подразделя­ются на два типа.

I тип. Городские дома предоставляют чаще всего только фронтальные возможности их обзо­ра с дистанции, в лучшем случае, равной глубине входного двора, счастливо сохранившегося в виде зеленого кармана улицы перед особняком, кото­рый пощадили в процессе реконструкций. В боль­шинстве же случаев в распоряжении дизайнера остается только плоскость фасада и ширина газо­на от стены до тротуара (рис. IV.2.42).

II тип. Более широкие возможности обзора здания могут образоваться с его расположением на перекрестке или его повышенным социальным статусом — тогда под его постройку в плотном го­родском массиве расчищается относительно про­сторная территория; в этом случае оно, как Пар­фенон, просматривается со всех сторон и, следо­вательно, предполагает круговое ландшафтное благоустройство.

Этот вариант без особых проблем решается при ландшафтной организации участка загород­ного усадебного дома, дифференцированного на две зоны: парадную и хозяйственно-интимную (рис. IV.2.43).

Отметим, что в отношении зданий социально­го обслуживания районного масштаба, хотя и сво­бодно расположенных на территории, задачи ланд-


145



шафтного акцентирования пространства ограни­чиваются, в основном, зоной входа. Более того, для большинства сооружений эти задачи решают­ся аналогичным образом, т.е. по I типу визуальной представительности, заслуживающему подробно­го рассмотрения.

Основным компонентом входной группы, по­падающим в кадр наблюдения, является сцени­ческое пространство с планшетом «сцены» и фо­ном.

В истории архитектуры вся без исключения ху­дожественная проблематика образа здания оттачи­вается на эстетике и символике входа, наполнении пластикой форм двух пересекающихся плоско­стей — поверхности земли и картины окружающе­го пейзажа, образующих сцену для архитектурно­го спектакля — от прямой аллеи скульптур перед барельефами пилонов храмов в Гизе до динами­ческих форм скульптурного ансамбля фонтана Треви, примыкающего к массивному фасаду па­лаццо Поли в Риме (см. рис. 11.7.11).

При формировании ландшафтного дизайна предвходной территории основной осью компози­ции является ориентация на входной узел. Ось может непосредственно указывать на вход фрон­тальной трассой доступа или, как подсказывает восточная традиция, обозначить подход к нему с флангов. Целесообразны (и в транспортном отно­шении тоже) компромиссы, когда направленная на вход отводная от трассы дорожка заканчивается площадкой, рассеивающей агрессию ориентиро­ванного на вход «острия» (см. рис. 1.3.47).

Максимальной свободы и индивидуального своеобразия художественных решений дизайне­ры добиваются, работая над созданием ланд­шафтных композиций загородных усадеб. Неког­да главным объектом реализации творческого потенциала и художественного дара были культо­вые сооружения; сейчас их место заняла архи­тектура частного жилого дома, компоненты окру-


жающего ландшафта которого защищены надеж­ной оградой, поэтому они, выполненные из доро­гих материалов, имеют более утонченные формы и тщательно продуманную компоновку изыскан­ных решений с применением редких цветов. В композицию усадебных участков могут входить детские игровые площадки и теннисные корты, беседки и мостики, летние кухни, бассейны, фли­гельные постройки, фруктовый сад и огород, прогулочные дорожки, садовая скульптура и про­изведения монументально-декоративного искус­ства — но не обязательно все сразу. Обитатели усадьбы будут чувствовать себя защищенными высшими силами, если дизайнер при разработке генерального плана продемонстрирует знание рекомендаций фэн-шуй (наложенных на грамот­ную урбанистику). Помните, где должны распола­гаться Черная Черепаха, Белый Тигр, Зеленый Дракон и Красный Феникс?

Естественно, все художественные замыслы должны опираться на реальную возможность ин­женерно-технической поддержки и терпение, по­скольку ожидаемый результат может проявиться лишь через несколько лет.

Планировка рельефа с расчетом распределе­ния грунтовых масс и трассировкой уклонов для водоудаления требует привлечения грамотного специалиста по вертикальной планировке, равным образом как и для прокладки дренажных систем. Устройство покрытий теннисных кортов и игровых площадок предусматривает серьезную много­слойную подготовку площадки (см. рис. 11.2.24). Пруды, бассейны и фонтаны нуждаются в обору­довании, обеспечивающем водооборот, контроль и очистку воды. Подбор цветов, многолетних рас­тений и деревьев с учетом их гармоничного соче­тания на весь вегетационный период должен кон­тролироваться опытным дендрологом с хорошим вкусом и высоким уровнем соответствующих зна­ний. В дендрологической части проекта живопис­ность композиции, ее близость к образам живой природы обеспечивается подробной проработкой компоновки деревьев и кустарников, подбором почв и трав, что закрепляется в специальном раз­деле проекта дендрологическими картами, де­монстрирующими состояние и цветность расте­ний в различные сезоны года, и сопровождается спецификацией растительного материала.

Опытный ландшафтный дизайнер не упустит случая запроектировать зеленый мост, соединяю­щий растительный мир усадебного партера с цве­тами и растениями, переселенными на фасад дома: ползущими по стенкам плетями дикого ви­нограда или хмеля, навешенными под окнами или перилами балконов лотками с кипенью белых, го­лубых и розовых цветов (рис. IV.2.44).


146


Создание композиций икебаны — прекрасная тренировка вкуса, своевременная и на стадии ра­бочего проектирования, и при переходе к кропот­ливой разработке деталей, усилении эмоциональ­ной выразительности целого.

Заметим, что высокое искусство преобразова­ния обыденного в явление эстетическое простыми естественными приемами найдет отзвук в душе человека, доверившего вам дизайн своей среды.























































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: