Правовые особенности процедур закупки и работы с гос. контрактами

И так как мы говорим о выполнении различных видов работ в строительной отрасли, то есть точные правовые определения что считать выполненными работами и по каким правилам заключаются контракты на выполнение таких работ.

Результатом выполненной работы по контракту на строительство является построенный или реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение надзорного органа о соответствии требованиям технических регламентов и проектной документации».

Статья 110.2, Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ознакомиться с текстом закона можно здесь (по желанию) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/

И также этот закон разрешает должным образом зарегистрированным компаниям и имеющим необходимые допуски проведение процедур закупок на собственной электронной площадке среди поставщиков, прошедших процедуру предварительной квалификации.

Такие электронные площадки (сайты) устроены как биржа, где клиенты и поставщики выставляют свои предложения и могут заключать сделки друг с другом в условиях честной открытой конкуренции. При создании этих электронных площадок учтены все основные нормативные акты в профессиональной сфере строительства/ремонта:

· 44-ФЗ — общие правила госзакупок,

· Градостроительный кодекс — нормативы в сфере строительства,

· Постановление правительства от 01.07.2016 № 615 о правилах, по которым поставщиков включают в список квалификации по капитальному ремонту,

· Постановление правительства от 04.02.2015 № 99 о дополнительных требованиях к участникам закупок сложных строительных объектов,

· Письмо Федеральной Антимонопольной Службы о том, что заказчик может писать в техзадании и инструкции по заполнению заявки.

Чтобы купить/продать товар или услугу строительная компания может на такой площадке участвовать в разных видах сделок. Основные из них:

1. Электронный аукцион

2. Открытый конкурс

3. Конкурс с ограниченным участием

4. Запрос предложений

5. Запрос котировок

6. Сделка с единственным поставщиком

По желанию, более подробно о каждом из них можно посмотреть здесь: https://www.pravda.ru/navigator/razmeshchenie-goszakazov.html

Для участия в каждом из видов есть свои требования, о чём участники предупреждаются заранее.  Часто у крупных предприятий есть центр сопровождения торгов или тендерный отдел, от слова «тендер»  – это такой способ конкурентного отбора предложений, наиболее подходящих для заказчика. Победителем отбора считается тот участник, чье предложение соответствует требованиям конкурсной документации, а условия выполнения контракта являются самыми выгодными для заказчика.

Законы о тендерах:

· Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» действует до 31 декабря 2014 года.

· Федеральный закон 223-ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц», (где прописаны основные требования к закупке товаров, работ, услуг госкомпаниями, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов).

· Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

На практике, недобросовестные чиновники, заказчики и подрядчики применяют коррупционные схемы, приводящие к нецелевому расходованию бюджетных средств, что в условиях дефицита бюджета непозволительно («В 2016 году дефицит федерального бюджета был в объеме 1 906,2 млрд рублей (2,4% ВВП). Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2016 - 2018 годах были государственные заимствования Российской Федерации и средства Резервного фонда.).

Ежегодно органами государственного контроля выявляется целый спектр недостатков и нарушений в сфере госзакупок.

По-прежнему, наиболее емкими для коррупционных проявлений остаются сферы строительства, закупок, взносов в государственные корпорации и различные фонды.

Сфера строительства доминирует в общей структуре преступлений на рынке государственных закупок, это почти половина от всех размещенных заказов. «За 2014 г. на официальном сайте госзакупок было размещено контрактов на 23,8 трлн руб., по данным Минэкономразвития, на долю строительных работ пришлось около 48% контрактов, т. е. почти 11,4 трлн руб. Это значительные средства, которые привлекают не только добросовестных подрядчиков.

Счетная палата РФ выделяет наиболее распространенные коррупционные схемы в строительстве: - Устаревшие подходы к ценообразованию и применение необоснованных коэффициентов (в том числе индивидуальных) в строительстве которые ведут к завышению бюджетных расходов.

 

- Предпосылки для коррупционных проявлений - авансирование расходов без достаточных оснований, а также расходование избыточно полученных бюджетных ресурсов и не возвращённых в бюджет остатков.»

По данным Общероссийского народного фронта (ОНФ) «За честные закупки», осуществляющим общественный контроль в сфере госзакупок, к таким же схемам можно отнести:

- Отсутствие проектной и технической документации в описании объекта закупки (44-ФЗ не указывает на необходимость наличия проектно-сметной документации в составе документации о торгах). Но необходимо учитывать, что строительство и связанные с ним работы согласно п.1 ст.743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, устанавливающей цену работ. Вместе с тем, в ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ, установлено, исполнитель при осуществлении строительства, обязан его выполнять в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика, проектной документацией, требованиями градостроительного плана и технических регламентов. Исходя из перечисленного, документация о торгах должна содержать требования и показатели, предусмотренные вышеуказанными нормами законодательства РФ, но иногда на практике заказчик не формирует проектно-сметную информацию в полном объеме;

- Назначение заведомо нереальных сроков проведения торгов: начало - в последний рабочий день, а окончание - в первый рабочий день;

- Присутствие в документации требования к подрядчику о наличии квалификации, опыта работы, требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства работ;

- Победа в торгах на заключение контракта в сфере строительства подрядчика, предложившего существенное снижения заявленной стоимости, что, в конечном счете, приводит к экономии на материалах, используемых при проведении работ и качестве их выполнения.

Применение закона № 44-ФЗ на практике выявило немало трудностей из-за несовершенства законодательных актов, допускающих неоднозначное толкование.

Для искоренения коррупционных и дестабилизирующих экономику преступных действий участников торгов работают общественные организации (Общероссийский народный фронт), контрольно-счетная палата РФ, антикоррупционный проект «За честные закупки».

Таким образом, совместные усилия Государственных органов, общественных активистов, участников рынка приведут к моделированию законодательства, работающего в большей степени не на выявление правонарушений и наказания правонарушителей, а на предупреждение злоупотреблений. А переход на новый уровень взаимоотношений в экономической системе гарантирует, в свою очередь, и увеличение эффективности использования государственных средств, и повышения финансовой дисциплины участников рынка.

ЛЕКЦИЯ 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: