МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Информатика и методика обучения информатике и математике»
Контрольная работа
По дисциплине «Методика обучения и воспитания»
Направление подготовки: | 44.03.01Педагогическое образование |
Профиль подготовки: | Математика |
Выполнил студент:
Пякшева Голлия Фяттяховна
Группа: гр 16ЗФПМ51
Преподаватель: к.п.н, доцент
Марина Елена Владимировна
Пенза, 2020г
Содержание
|
|
1. Задание 1…………………………………………………………….3
2. Задание 2…………………………………………………………….18
3. Задание 3……………………………………………………………..22
Список литературы…………………………………………………….33
Задание 1
Тождественные преобразования представляют собой одну из главных линий школьного курса математики. На их основе формируются представления об аналитических методах математики. Как правило, решение каждой математической задачи аналитическим методом предполагает выполнение некоторых тождественных преобразований.
Тождественные преобразования не являются какой-либо отдельной темой школьного курса математики, они изучаются на протяжении всего курса арифметики, алгебры и начал анализа. Без них не обходятся и на уроках геометрии.
Изучение темы имеет как самостоятельное, так и прикладное значение. Материал линии связан
- с обобщением операций над числами;
- проведением вычислений в общем виде;
- обучением использования буквенной символики в математике и ее приложениях[7, c.58].
Существует два подхода к изучению линии тождеств: алгебраический и функциональный.
Алгебраический подход. Больше внимания уделяется букве и операциям над буквенными выражениями. На выражение смотрят формально, не задумываясь над тем, что скрывается под буквами. Все преобразования опираются на правила действий и свойства действий.
Функциональный подход. Входящие в выражения буквы понимаются как переменные, а тождественные преобразования опираются на условие равенства функций (равенство значений функций при всех допустимых значениях переменной) [3,c.27].
|
|
Понятие о тождественных преобразованиях закладывается в сознание ученика уже в 5 классе, хотя, согласно программе, термины «тождество» и «тождественное преобразование» еще не введены. В 5-м классе даются задания, в которых рассматриваются некоторые преобразования числовых выражений и выражений, содержащих переменные; тождественные преобразования, выполняемые на основе свойств арифметических действий. Учащиеся знакомятся с первыми основными тождествами (например, ab = ba, a(b+c) = ab + ас и др.), а затем применяют их при решении следующих видов упражнений:
1.Найти значение выражения: 977*43+43*23 = 43*(977+23)
2. При каких значениях переменной истинны равенства:
3(х+5) = Зх +15; (7+х)5 = 7*5+х*5?
3.Выполнить действия 129*70 = (130-1)*70 = 9100 - 70
4.Сократить дробь 9/129 = 9/3*43 = 3/43.
Используя такого рода упражнения, мы не просто подготавливаем учащихся к введению понятия тождественного преобразования, но и готовим их к осознанию целесообразности тех или иных преобразований.[12,c.98].
В 6-м классе дается понятие коэффициента, учащиеся знакомятся с выражениями вида: 2а, -ab, -Заb, то есть фактически постигают понятие одночлена, хотя термин «одночлен» не вводится. Приведение подобных слагаемых рассматривается как пример применения распределительного свойства к сумме произведений с одинаковыми буквенными множителями: За + 4b + 2а = а(3+2) + 4b = 5а + 4b.
Первое определение тождества дается в 7-м классе.
Определение Равенство, верное при любых значениях переменной, называется тождеством.
Данное определение компактно и хорошо, когда учащиеся работают с целыми рациональными выражениями. Так равенства вида а2 /а = а или не подходят под это определение, поэтому его необходимо уточнить, и в 8-м классе в теме «Рациональные дроби» дается уже другое определение: Равенство, верное при всех допустимых значениях, входящих в него переменных[3,c.42].
Наиболее общим является следующее определение: Равенство, верное при любых значениях переменных, принадлежащих некоторому множеству, называется тождеством на этом множестве.
Данное определение раскрывает суть тождества с теоретико-функциональной точки зрения.
Например, (а+в)2 = а2+2ав+в2 - тождество на R;
- тождество на R+;
- тождество при х>0
Некоторые тождества выбираются как основные, с их помощью доказываются остальные тождества и рассматриваются свойства операций, истинность которых принимается в качестве аксиом (коммутативность, ассоциативность, дистрибутивность, существование противоположного элемента и др.)
Различают понятия:
Тождества-равенства (формулы сокращенного умножения, свойства степени с натуральным показателем и др.)
Тождества-действия (вынесение общего множителя за скобку, приведение подобных слагаемых и др.) или тождественные преобразования.
Замена одного выражения другим, тождественно равным ему, называется тождественным преобразованием.
К тождественным преобразованиям можно отнести, например, приведение подобных слагаемых, разложение на множители, сокращение дробей и так далее[1,c.64].
Авторы Н.С. Подходова, Н.Л. Стефанова, выделяют четыре этапа
изучения тождественных преобразований:
- пропедевтический (5-6 классы);
- первый этап (начало 7 класса), использование нерасчлененной
системы преобразований;
- второй этап (8-9 классы), рассмотрение конкретных видов
преобразований;
- третий этап, формирование целостной системы преобразований (10-
11 классы) [4].
этап. Начала алгебры.
На этом этапе используется неразделенная система преобразований, представляющая собой правила выполнения действий по одной или обеим частям пункта формулы.
Пример. Решить уравнения:
а) 5х-Ъх = 2; б) 5х = Ъх + 2; в) 6 (2 -4у) + 5у = 3 (1 - Ъу).
Общая идея решения заключается в том, чтобы упростить эти формулы несколькими правилами. В первой задаче упрощение достигается применением идентичности: 5x - Sx = (5 - 3)x. Идентичное преобразование, основанное на этой идентичности, переводит это уравнение в эквивалентное ему уравнение 2x = 2.
|
|
Второе уравнение требует для своего решения ns только идентичного, но и эквивалентного преобразования; в этом качестве используется правило перевода членов уравнения из одной части уравнения в другую со знаковым изменением. При решении такой простой задачи, как b), используются оба типа преобразований - и идентичные, и эквивалентные. Эта позиция сохраняется для более громоздких задач, таких как третья.
Цель первого этапа - научить быстро решать простейшие уравнения, упростить функции задания формул, рационально проводить вычисления, основываясь на свойствах действий.