Особенности формирования личности в подростковом возрасте

 

 

Подростковый возраст – это наиболее трудный и сложный из всех детских возрастных этапов, который представляет собой период становления личности, характеризуясь интенсивным процессов личностного и психического развития, физического созревания организма подростка. Все, что происходит с подростком переживается и осознается на уровне перемен, с формированием нового представления о себе и укреплением самооценки. Существенное влияние в данный период развития оказывает полноценное общение подростка со сверстниками, а также отношения со взрослыми в семье и школе[10, 45c.].

Прежде всего, определим возрастные рамки подросткового периода в рамках нашего исследования и, соответственно, особенности данного периода.

В толковом словаре Даля, подросток определяется как «дитя на подросте», около 13-15 лет, а юноша – как «малый», «молодой», «парень от 15 до 20 лет». Однако это деление крайне условно, так как возрастные категории обозначают не только возраст, но и уровень биологического развития, общественное положение и социальный статус. Сегодня, чаще всего встречается определение границ подросткового возраста от 11 до 16 лет[1, 233c.].

Каждый возрастной этап характеризуется особым положением индивида в общественной системе отношений. Подростковый возраст «начинается» с существенного изменения социальной ситуации развития и общественных условий формирования личности ребенка на этом этапе.

Как писал выдающийся русский психолог Л.С.Выготский, переходный возраст включает в себя два ряда процессов: натуральный и социальный ряд [11, 122c.].

Данные процессы всегда связаны между собой, однако синхронными не являются по ряду причин, как отмечает Китаева М., Русинова С.И.:

- разные темпы психического и физического развития;

- имеются большие внутренние диспропорции, то есть тот факт, что отдельные биологические системы организма могут созревать в разное время. Больше вариация имеется в психике, так как подросток может быть в одних отношениях уже как взрослая личность, а в других – как ребенок;

- социальное взросление по времени не может быть отождествлено физическому. Как правило, физическое созревание детей подросткового возраста происходит, на сегодняшний момент, значительно быстрее, а с социальным созреванием дело обстоит сложнее[20, 78c.].

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте имеет уже все основные параметры социального развития, присущие взрослым людям. В психологии подростковый период называют переходным, трудным, критическим возрастом во многом из-за существеннейшего усложнения социальных отношений подростков.

С точки зрения психологической составляющей, данный возраст очень противоречив, потому что характеризуется максимальными диспозициями в темпах и уровнях развития. Главнейшая психологическая особенность его – это ощущение взрослости, которое выражается в том, что уровень притязаний подростка может предвосхищать будущее его положение, которого он, по существу, не достиг. Поэтому на данной почве у подростка появляется типичное для возраста возрастание конфликта с родителями, собой и сверстниками. В общем, этот период завершения детства и начала вступления «во взрослую» жизнь, с точки зрения Тудуповой Т.Ц[53, 136c.].

Продолжительность подросткового периода зачастую зависит от определенных условий воспитания детей, а также от того, насколько большой разрыв в требованиях и нормах, которые предъявляются к ребенку и взрослому. От детей требуют послушания, а от взрослого – самостоятельности и инициативы. Детей, как правило, любым образом ограждают от вопросов пола, а в жизни взрослого, отношения полов играют важную роль.

Также, существует проблема индивидуальных различий. Мы можем утверждать, что «стандартного» подростка не существует, более того, разговоры о подростке, без учета его пола, являются беспредметными. Обобщенные закономерности подросткового возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, которые зависят не только от окружающей среды и условий воспитания, но и от особенностей личности и организма.

Касательно психофизиологических особенностей, то внимание подростка характеризуется не только большей устойчивостью и объемом, но и специфической избирательностью, и в данный период проявляется преднамеренное внимание.

Целенаправленным, избирательным а анализирующим становится и восприятие, так как значительно растет объем памяти, причем не за счет лучшего запоминания, но и логического осмысления. В целом, память подростка постепенно приобретает характер регулируемых, организованных и управляемых процессов.

Авдулова Т.Р. отмечала, что «бурно развиваются чувства подростков, однако их эмоциональные переживания неустойчивы, ранимы, подвержены влиянию окружающей среды. Именно на этом фоне происходит формирование мировоззрения подростков, их нравственных убеждений и идеалов»[2, 133c.].

Подросток проявляет социальную активность нередко более интенсивно, чем взрослый человек. Социальная активность – это потребность личности в изменении или поддержании основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением, со своими ценностными ориентациями. Позитивная социальная активность обусловлена долженствованием. Ребенок подросткового возраста осваивает социальную реальность, либо социализируется, и данный процесс происходит целенаправленно и активно.

В целом, социализация – это культурно, исторически обусловленный процесс и результат усвоения, а также воспроизводства человеком (начиная с дошкольного детства) социального (либо общественного) опыта, который осуществляется человеком в совместной деятельности и общении[12, 11c.].

В своих исследованиях, М.Кле, определяла основные задачи и законы развития в подростковом возрасте таким образом:

- Пубертатное развитие, то есть важность реконструкции телесного образа «Я», а также построение женской или мужской «родовой» идентичности, с постепенным переходом ко взрослой сексуальности;

- Когнитивное развитие, то есть развитие способности к абстрактному мышлению, а также расширению временных перспектив;

- Преобразования социализации, то есть освобождение от родительской опеки, а также постепенное вхождение в группу сверстников, которые требуют установления отношений сотрудничества и конкуренции с партнером двух полов;

- Становление идентичности, то есть осознание временной протяженности своего «Я», а также осознания себя как отличающегося от интериоризованных родительски образов, с происходящим осуществлением системы выборов, обеспечивающие цельность личности[21].

И.С. Кон, рост самостоятельности подростков понимал как переход от системы внешнего управления к процессу самоуправления. Согласно мнению автора, любое управление требует информации об объекте, поэтому при самоуправлении должна быть информация субъекта о себе, то есть наличие развитого самосознания[23].

В период подросткового развития, индивид строит свое субъективное поведение в авторской позиции, то есть ребенок, только поскольку может быть действительным субъектом, так как он замышляет свое действие, осуществляет его, получая собственный продукт и проявляется для себя задуманный замысел. Поэтому, к отличительным особенностям подросткового возраста можно отнести стремление утверждаться в позиции взрослого, чувствуя себя уверенным и самостоятельным, проявляя повышенную активность, образование моральных требований и установок, усложнение отношений со взрослыми[46, 30c.].

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: