Причины конфликтов в подростковом возрасте

 

В данном параграфе нами будут проанализированы индивидуально-личностные детерминанты предрасположенности личности к конфликтному поведению, а также их влияния на стиль поведения в ситуации конфликта в подростковом возрасте.

Среди факторов, которые разрушающе действуют на общение и вызывают различного рода конфликты, выделяют индивидуально-психологические особенности личности.

В интерпретации сущности конфликта и конфликтного поведения, исследователи акцентируют внимание на возникающие в онтогенезе или врожденные влечения, склонности и потребности индивида, непосредственный характер которых приводит к конфронтации, выражением которой являются агрессивные проявления в сознании отдельно взятого индивида, либо открытые столкновения в межличностных отношениях групп людей. Данное негативное определение сущности конфликта противоречит реальной базе появления конфликтов, для которых не обязательно характерны деструктивные тенденции, однако в процессе их разрешения возможны и конструктивные последствия.

Конфликты, которые обусловлены личностными качествами людей, бывают нецеленаправленными, так как не имеют объекта, представляя собой самоцель для субъекта конфликтного взаимодействия. Непосредственно данные конфликты представляют самую большую сложность для конструктивного разрешения и анализа. Инициатором такого конфликта является личность, для которой конфликтное взаимодействие – это способ разрешения внутреннего противоречия. Данная личность, также, не осознает этого, приписывая ответственность за происходящее собственному противнику либо обстоятельствам. Особую роль в появлении либо обострении конфликтных состояний играет степень адекватности уровня притязаний и самооценки. Психологическая природа появления конфликтов реально связана с развитием самосознания и сознания, что лежит в основе осознания себя, как личности, а также развития адекватной либо неадекватной самооценки. Потребность в определенном уровне притязаний и удовлетворенность им способна обеспечить личности положительное самочувствие, а также социальную адаптацию. На данной почве и появляются предрасположенности к конфликтам[9, 208c.].

Е.К. Ховнемей выделила три группы индивидов, которые характеризуются специфичностью конфликтогенных факторов, а именно:

- Группа «А» - индивиды, которые обладают неадекватно заниженной самооценкой и уровнем притязаний, что связывается с низким социометрическим статусом, эмоциональной неустойчивостью, тревожностью, пассивностью и легкой внушаемостью;

- Группа «Б» - индивиды, которые отличаются неадекватно заниженной самооценкой, а также уровнем притязаний, однако у них отмечаются с низким социометрическим статусом, склонность к лидерству и эмоциональная импульсивность;

- Группа «В» - индивиды, обладающие адекватной самооценкой, но она носит неустойчивый характер. Такая группа отличается средним социометрическим статусом, болезненным самолюбием и пассивностью[52, 76c.].

 Для индивидов группы «А» характерны конфликты, которые носят вялый и скрытый характер, чаще носящий внутренний характер, с переходом во внешний. Для индивидов второй группы характерно проявление неправильной, острой реакции на любые требования, порождающие агрессивность, вспыльчивость и возбудимость. Для индивидов третьей группы характерно проявление неправильного поведения, так как потребности часто выступают ведущими мотивами поведения. Притязания, которые сложились в одной деятельности, могут переноситься на другую, что порождает конфликты, разочарования[15, 35c.].

В другом аспекте причины конфликтного поведения личности описал Н.С. Мансуров. Он выделил несоответствие между субъективным миром личности, массовыми общественно-психологическими явлениями и поведением, особенно:

- Противоречия между косвенным и прямым опытом личности;

- Противоречия между субъективным миром личности и реальностью;

- Противоречие меду субъективным миром личности и новыми условиями бытия[18, 38c.].

Еще один исследователь, а именно М.В. Шугуров, предрасположенность личности к конфликтному поведению видит с точки зрения социальной активности, в пределах которой личность является социальным субъектом. Радикальный социальный конфликт – это творчество со стороны личности новых институтов, норм, отношений и социальных ценностей[36, 12c.].

Решающее значение на выбор поведения в конфликте, согласно мнению Т.Е. Сулимовой, является сама личность, а именно ее установки, потребности, образ мышления, привычки и модели поведения. Важно сказать, что мораль – это значительный фактор, позволяющий предупредить развитие конфликта, переход его в экстремальные эмоциональные формы[62, 173c.].

Мы, опираясь на опыт различных исследователей, можем выделить конфликтный тип личности, характеризующийся отсутствием соответствия между естественными потребностями, целями воли и импульсами, высокой самооценкой и страхом ее не оправдать, не достигнуть поставленных целей. Помимо этого, имеет место быть деформация личности, стереотипность отношений, патология психики, психический дискомфорт, а также наличие неуверенности в себе. Непосредственное понятие «конфликтность личности» обозначает состояние готовности личности к конфликтам, а также ее степень вовлеченности в развитие конфликта[14, 90c.].

Также, черты, которые характерны для личности, предрасположенной к конфликтному поведению, можно найти в описаниях типа темперамента (В.М. Русалов, Г. Айзенк). В ходе анализа экспериментальных психологических исследований личности мы выделяем множество разноуровневых характеристик конфликтной личности.

Таким образом, мы можем выдвинуть следующие положения касательно личностных и индивидуальных детерминант, обуславливающих поведение личности в конфликте:

1. Главным моментом в понимании психологического конфликта, сегодня, служит положение о том, что существует объективно-субъективный характер появления социальных явлений;

2. Главными детерминантами конфликтов является социальная сфера, где происходит взаимодействие участников конфликта, а также индивидуально-психологических особенностей;

3. Субъективной детерминантной различные авторы называют разные аспекты целостной и сформированной личности.

Конфликтная ситуация, с нашей точки зрения, как раз и выявляет степень свободы реагирования человека, которая отражает весь характер связей индивидуальности.

Так как объектом данного исследования являются дети подросткового возраста, то важно рассмотреть какие существуют связи между личностными особенностями подростков и выбором стратегии поведения в конфликтной ситуации. Анализ научной литературы, а также имеющийся практический опыт показывают, что для подростка часто характерно состояние кризиса, однако он вынужден идти дальше, несмотря на обстоятельства и желания.

Как отмечает Поликаркина М.С., образы собственного «Я» оцениваются детьми подросткового возраста гораздо нежнее и тоньше, нежели чем групповое «мы». Так, В.Ф. Сафин характеризует данное существенное отличие во взгляде на себя у младших и старших подростков следующим образом: подросток ориентируется на поиск ответа на вопрос о том, какой он среди других людей, похож он либо отличается от других, насколько он близок к своему идеалу. В.А. Алексеева подчеркивал, что подросток – это личность для других, а юноша – личность для себя. В теоретической анализе И.И. Чесноковой говорится, что есть два уровня самопознания подростка: «Я и другой человек» и «Я-Я». Специфика последнего выражается в попытках соотнесения собственного поведения с мотивацией, реализующейся и детерминирующей его. Такие исследователи, как Б.С. Братусь и Б.В. Зейгарник полагали, что для детей подросткового возраста типично крайне активное стремление разнообразными путями реализовать только первую из выше названных тенденций, а для взрослой личности характерно умение разводить данные тенденции в процессе своей деятельности, за счет того, что успех либо неудача в определенной деятельности воспринимается как конкретный неуспех, а не как крушение самооценки в целом.

Перечисленное нами выше, дает основания полагать, что возрастные психологические особенности подростка, такие как чувствительность, импульсивность, восприимчивость, избирательность, основанные на становлении образа «Я» играют важную роль в ходе поведения в конфликте. Именно данные качества будут отличительным фактором конфликтов в группах подростков. Всегда важно подчеркивать индивидуальные особенности ученика, не задевая его самолюбия, либо педагог может потерять доверия ребенка, и конструктивно влиять на конфликтное поведение будет крайне сложно.

Конфликты в подростковом возрасте неизбежны, как с самим собой, так и с окружающими людьми, так как изменения в характере отношений со взрослыми, которые выражаются в повышенной конфликтности подростка с педагогами, родителями, могут быть объяснены причиной, такой как «конфликт моралей». Преодоление кризисов и конфликтов составляет сущностную часть внутренней жизни человека, а успешное преодоление создает условие для самореализации личности и последующей полноценной жизни [33, 67c.].

По мнению Никитиной Л.С. микросреда, в которой находится ребенок подросткового возраста, крайне неблагоприятна, особенно неблагоприятной она становится тогда, когда происходят отклонения в сфере поведения и морали за счет влияния городской среды с ее анонимностью и безличным характером отношений между людьми, большей степенью свободы и обширным ассортиментом отрицательно влияющих социальных, экономические, культурных факторов. Современное освобождение от традиционных ценностей, норм, а также отсутствие твердых образцов моральных границ и поведения, с ослаблением социального контроля способствуют росту саморазрушающего и конфликтного поведения в среде подростков [35, 197c.].

В процессе изучения особенностей подростков, которые имеют установки на конфликт, А.Л. Цветкова констатировала, что главным детерминантом такого поведения является агрессия, включающая вербальную, физическую, косвенную агрессию, а также обиды и подозрительность. Как отмечал В.В. Семенов, цели конфликтов подростков чаще всего – это доказательство правды или выяснение отношений, при этом для конфликтного взаимодействия мальчиков более значимы детерминанты второй категории, а для девочек- первой [59, 27c.][44, 6c.].

О.С. Лавриченко отмечала, что особую ценность приобретает определение факторов, а также детерминант конфликтного поведения подростков, так как они являются источников рисковых, негативных, асоциальных явлений, а также позитивных явлений, таких как: навыки бесконфликтно отстаивать свою позицию и интересы, позитивная суть конфликтного поведения представлена, как мы отмечали ранее в трудах отечественных и зарубежных психологов [28, 36c.].

 

Выводы по 1 главе

 

Итак, проведя теоретический анализ мы можем сделать такие выводы.

Подростковый возраст – это кризисный период онтогенетического развития, поэтому представители данного возраста являются группой повышенного риска. В этот период совершается переход от детства к взрослению, что сопровождается важнейшими изменениями в сознании и деятельности детей подросткового возраста. Также, осуществляется половое созревание подростков и проявляются такие характеристики, как формирование самоотношения и самосознания, развитие чувства взрослости, реакции эмансипации, акцентуации характера и способность к рефлексии.

Несмотря на то, что в психологической науке наблюдается отсутствие единого научного представления о природе конфликта, а также о его сущностных характеристиках, мы сформулировали определение. Конфликт - это адаптационная реакция системы на неспецифическое возмущение внешней среды, которая происходит путем перестройки структуры системы. Данный общесистемный подход согласуется разнообразными взглядами психологов на суть как межличностного, так и внутриличностного конфликта. Существует мнение, что конфликт появляется тогда, когда есть рассогласование между возможностями субъекта (по сути, структурой его личности), а также конкретными условиями, где он действует.

Решающее значение на выбор поведения в конфликте, согласно мнению исследователей, является сама личность, а именно ее установки, потребности, образ мышления, привычки и модели поведения. Важно сказать, что мораль – это значительный фактор, позволяющий предупредить развитие конфликта, переход его в экстремальные эмоциональные формы.

 

.

 

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: