В данном параграфе нами будут проанализированы индивидуально-личностные детерминанты предрасположенности личности к конфликтному поведению, а также их влияния на стиль поведения в ситуации конфликта в подростковом возрасте.
Среди факторов, которые разрушающе действуют на общение и вызывают различного рода конфликты, выделяют индивидуально-психологические особенности личности.
В интерпретации сущности конфликта и конфликтного поведения, исследователи акцентируют внимание на возникающие в онтогенезе или врожденные влечения, склонности и потребности индивида, непосредственный характер которых приводит к конфронтации, выражением которой являются агрессивные проявления в сознании отдельно взятого индивида, либо открытые столкновения в межличностных отношениях групп людей. Данное негативное определение сущности конфликта противоречит реальной базе появления конфликтов, для которых не обязательно характерны деструктивные тенденции, однако в процессе их разрешения возможны и конструктивные последствия.
|
|
Конфликты, которые обусловлены личностными качествами людей, бывают нецеленаправленными, так как не имеют объекта, представляя собой самоцель для субъекта конфликтного взаимодействия. Непосредственно данные конфликты представляют самую большую сложность для конструктивного разрешения и анализа. Инициатором такого конфликта является личность, для которой конфликтное взаимодействие – это способ разрешения внутреннего противоречия. Данная личность, также, не осознает этого, приписывая ответственность за происходящее собственному противнику либо обстоятельствам. Особую роль в появлении либо обострении конфликтных состояний играет степень адекватности уровня притязаний и самооценки. Психологическая природа появления конфликтов реально связана с развитием самосознания и сознания, что лежит в основе осознания себя, как личности, а также развития адекватной либо неадекватной самооценки. Потребность в определенном уровне притязаний и удовлетворенность им способна обеспечить личности положительное самочувствие, а также социальную адаптацию. На данной почве и появляются предрасположенности к конфликтам[9, 208c.].
Е.К. Ховнемей выделила три группы индивидов, которые характеризуются специфичностью конфликтогенных факторов, а именно:
- Группа «А» - индивиды, которые обладают неадекватно заниженной самооценкой и уровнем притязаний, что связывается с низким социометрическим статусом, эмоциональной неустойчивостью, тревожностью, пассивностью и легкой внушаемостью;
- Группа «Б» - индивиды, которые отличаются неадекватно заниженной самооценкой, а также уровнем притязаний, однако у них отмечаются с низким социометрическим статусом, склонность к лидерству и эмоциональная импульсивность;
|
|
- Группа «В» - индивиды, обладающие адекватной самооценкой, но она носит неустойчивый характер. Такая группа отличается средним социометрическим статусом, болезненным самолюбием и пассивностью[52, 76c.].
Для индивидов группы «А» характерны конфликты, которые носят вялый и скрытый характер, чаще носящий внутренний характер, с переходом во внешний. Для индивидов второй группы характерно проявление неправильной, острой реакции на любые требования, порождающие агрессивность, вспыльчивость и возбудимость. Для индивидов третьей группы характерно проявление неправильного поведения, так как потребности часто выступают ведущими мотивами поведения. Притязания, которые сложились в одной деятельности, могут переноситься на другую, что порождает конфликты, разочарования[15, 35c.].
В другом аспекте причины конфликтного поведения личности описал Н.С. Мансуров. Он выделил несоответствие между субъективным миром личности, массовыми общественно-психологическими явлениями и поведением, особенно:
- Противоречия между косвенным и прямым опытом личности;
- Противоречия между субъективным миром личности и реальностью;
- Противоречие меду субъективным миром личности и новыми условиями бытия[18, 38c.].
Еще один исследователь, а именно М.В. Шугуров, предрасположенность личности к конфликтному поведению видит с точки зрения социальной активности, в пределах которой личность является социальным субъектом. Радикальный социальный конфликт – это творчество со стороны личности новых институтов, норм, отношений и социальных ценностей[36, 12c.].
Решающее значение на выбор поведения в конфликте, согласно мнению Т.Е. Сулимовой, является сама личность, а именно ее установки, потребности, образ мышления, привычки и модели поведения. Важно сказать, что мораль – это значительный фактор, позволяющий предупредить развитие конфликта, переход его в экстремальные эмоциональные формы[62, 173c.].
Мы, опираясь на опыт различных исследователей, можем выделить конфликтный тип личности, характеризующийся отсутствием соответствия между естественными потребностями, целями воли и импульсами, высокой самооценкой и страхом ее не оправдать, не достигнуть поставленных целей. Помимо этого, имеет место быть деформация личности, стереотипность отношений, патология психики, психический дискомфорт, а также наличие неуверенности в себе. Непосредственное понятие «конфликтность личности» обозначает состояние готовности личности к конфликтам, а также ее степень вовлеченности в развитие конфликта[14, 90c.].
Также, черты, которые характерны для личности, предрасположенной к конфликтному поведению, можно найти в описаниях типа темперамента (В.М. Русалов, Г. Айзенк). В ходе анализа экспериментальных психологических исследований личности мы выделяем множество разноуровневых характеристик конфликтной личности.
Таким образом, мы можем выдвинуть следующие положения касательно личностных и индивидуальных детерминант, обуславливающих поведение личности в конфликте:
1. Главным моментом в понимании психологического конфликта, сегодня, служит положение о том, что существует объективно-субъективный характер появления социальных явлений;
2. Главными детерминантами конфликтов является социальная сфера, где происходит взаимодействие участников конфликта, а также индивидуально-психологических особенностей;
3. Субъективной детерминантной различные авторы называют разные аспекты целостной и сформированной личности.
Конфликтная ситуация, с нашей точки зрения, как раз и выявляет степень свободы реагирования человека, которая отражает весь характер связей индивидуальности.
|
|
Так как объектом данного исследования являются дети подросткового возраста, то важно рассмотреть какие существуют связи между личностными особенностями подростков и выбором стратегии поведения в конфликтной ситуации. Анализ научной литературы, а также имеющийся практический опыт показывают, что для подростка часто характерно состояние кризиса, однако он вынужден идти дальше, несмотря на обстоятельства и желания.
Как отмечает Поликаркина М.С., образы собственного «Я» оцениваются детьми подросткового возраста гораздо нежнее и тоньше, нежели чем групповое «мы». Так, В.Ф. Сафин характеризует данное существенное отличие во взгляде на себя у младших и старших подростков следующим образом: подросток ориентируется на поиск ответа на вопрос о том, какой он среди других людей, похож он либо отличается от других, насколько он близок к своему идеалу. В.А. Алексеева подчеркивал, что подросток – это личность для других, а юноша – личность для себя. В теоретической анализе И.И. Чесноковой говорится, что есть два уровня самопознания подростка: «Я и другой человек» и «Я-Я». Специфика последнего выражается в попытках соотнесения собственного поведения с мотивацией, реализующейся и детерминирующей его. Такие исследователи, как Б.С. Братусь и Б.В. Зейгарник полагали, что для детей подросткового возраста типично крайне активное стремление разнообразными путями реализовать только первую из выше названных тенденций, а для взрослой личности характерно умение разводить данные тенденции в процессе своей деятельности, за счет того, что успех либо неудача в определенной деятельности воспринимается как конкретный неуспех, а не как крушение самооценки в целом.
Перечисленное нами выше, дает основания полагать, что возрастные психологические особенности подростка, такие как чувствительность, импульсивность, восприимчивость, избирательность, основанные на становлении образа «Я» играют важную роль в ходе поведения в конфликте. Именно данные качества будут отличительным фактором конфликтов в группах подростков. Всегда важно подчеркивать индивидуальные особенности ученика, не задевая его самолюбия, либо педагог может потерять доверия ребенка, и конструктивно влиять на конфликтное поведение будет крайне сложно.
|
|
Конфликты в подростковом возрасте неизбежны, как с самим собой, так и с окружающими людьми, так как изменения в характере отношений со взрослыми, которые выражаются в повышенной конфликтности подростка с педагогами, родителями, могут быть объяснены причиной, такой как «конфликт моралей». Преодоление кризисов и конфликтов составляет сущностную часть внутренней жизни человека, а успешное преодоление создает условие для самореализации личности и последующей полноценной жизни [33, 67c.].
По мнению Никитиной Л.С. микросреда, в которой находится ребенок подросткового возраста, крайне неблагоприятна, особенно неблагоприятной она становится тогда, когда происходят отклонения в сфере поведения и морали за счет влияния городской среды с ее анонимностью и безличным характером отношений между людьми, большей степенью свободы и обширным ассортиментом отрицательно влияющих социальных, экономические, культурных факторов. Современное освобождение от традиционных ценностей, норм, а также отсутствие твердых образцов моральных границ и поведения, с ослаблением социального контроля способствуют росту саморазрушающего и конфликтного поведения в среде подростков [35, 197c.].
В процессе изучения особенностей подростков, которые имеют установки на конфликт, А.Л. Цветкова констатировала, что главным детерминантом такого поведения является агрессия, включающая вербальную, физическую, косвенную агрессию, а также обиды и подозрительность. Как отмечал В.В. Семенов, цели конфликтов подростков чаще всего – это доказательство правды или выяснение отношений, при этом для конфликтного взаимодействия мальчиков более значимы детерминанты второй категории, а для девочек- первой [59, 27c.][44, 6c.].
О.С. Лавриченко отмечала, что особую ценность приобретает определение факторов, а также детерминант конфликтного поведения подростков, так как они являются источников рисковых, негативных, асоциальных явлений, а также позитивных явлений, таких как: навыки бесконфликтно отстаивать свою позицию и интересы, позитивная суть конфликтного поведения представлена, как мы отмечали ранее в трудах отечественных и зарубежных психологов [28, 36c.].
Выводы по 1 главе
Итак, проведя теоретический анализ мы можем сделать такие выводы.
Подростковый возраст – это кризисный период онтогенетического развития, поэтому представители данного возраста являются группой повышенного риска. В этот период совершается переход от детства к взрослению, что сопровождается важнейшими изменениями в сознании и деятельности детей подросткового возраста. Также, осуществляется половое созревание подростков и проявляются такие характеристики, как формирование самоотношения и самосознания, развитие чувства взрослости, реакции эмансипации, акцентуации характера и способность к рефлексии.
Несмотря на то, что в психологической науке наблюдается отсутствие единого научного представления о природе конфликта, а также о его сущностных характеристиках, мы сформулировали определение. Конфликт - это адаптационная реакция системы на неспецифическое возмущение внешней среды, которая происходит путем перестройки структуры системы. Данный общесистемный подход согласуется разнообразными взглядами психологов на суть как межличностного, так и внутриличностного конфликта. Существует мнение, что конфликт появляется тогда, когда есть рассогласование между возможностями субъекта (по сути, структурой его личности), а также конкретными условиями, где он действует.
Решающее значение на выбор поведения в конфликте, согласно мнению исследователей, является сама личность, а именно ее установки, потребности, образ мышления, привычки и модели поведения. Важно сказать, что мораль – это значительный фактор, позволяющий предупредить развитие конфликта, переход его в экстремальные эмоциональные формы.
.