Опираясь на данные, которые отображены на рисунке 1, мы можем сделать вывод, что для подростковой исследуемой группы характерно:
- обращенность в общении вовне, легкость в общении, установлении контактов, аффективное участие в общении;
- конкретное мышление, средняя способность к обучению;
- средняя степень развития эмоциональной устойчивости, иногда отсутствие трезвой оценки действительности, проявление активности, недостаточная зрелость в суждениях;
- склонность к самоутверждению, независимости, проявлениям агрессивности;
- частые проявления импульсивности, наличие энтузиазма, осторожность, безалаберность;
- склонность к избеганию соблюдения правил, средний уровень сознательности, однако склонность к настойчивости;
- социальная смелость, авантюризм, спонтанность;
- независимость, реализм, вера в собственный силы;
- развивающаяся адаптация, формирование собственного мнения, рациональность, подозрительность;
- сочетание развитого воображения и практичности;
- прямолинейность, естественность, бесхитростность;
- частая смена тревожности и безмятежности, спокойствия и обеспокоенности, депрессивности и хорошего настроения;
- более склонен к экспериментам, критике, либеральность взглядов, аналитическое мышление;
- более склонен принимать собственные решения,однаковажназависимость от группы, принадлежность к социальной роли;
- идеализация образа «Я», контролируемость, социальная точность, повышенная конфликтность;
- склонность к фрустрации, напряжению;
- завышенная самооценка.
Однако, данные результаты характерны для всей группы в целом, поэтому для более качественного анализа важно выделить группы подростков, и рассмотреть обобщенно каждые личностные факторы в связке с изучаемыми качествами, такими как агрессивность и конфликтность.
Исследование личностной агрессивности и конфликтности Е.П.Ильина и П.А.Ковалева. Полные результаты по данной методике отображены в таблице 3, приложение 2, обобщенные результаты предоставлены в таблице 4.
Таблица 4. Результаты (средние) по методике личностной агрессивности и конфликтности.
В | Н | О | НУ | Б | М | НМ | П | ПА | НА | К | |
Ср | 3,7 | 4,3 | 4,8 | 5,3 | 4,9 | 4,6 | 4,9 | 4,6 | 9,7 | 9,5 | 18,166 |
Примечание к таблице: В-вспыльчивость, Н- напористость, О- обидчивость, НУ-неуступчивость, Б – бескомпромиссность, М-мстительность, НМ – нетерпимость к мнению других, П- подозрительность, ПА – позитивная агрессия, НА-негативная агрессия, К-конфликтность.
На рисунке 3 проанализируем средние баллы по показателям шкал методики.
примечание к рисунку: В-вспыльчивость, Н- напористость, О- обидчивость, НУ-неуступчивость, Б – бескомпромиссность, М-мстительность, НМ – нетерпимость к мнению других, П- подозрительность, ПА – позитивная агрессия, НА-негативная агрессия, К-конфликтность.