double arrow

Основным аргументом тех, кто относится к ним скептически, является то, что существуют они за счет той же капиталистической системы, которую критикуют в своем искусстве.

2

Так, для своей последней скандальной работы “Oroxxo” Габриель Ороско арендовал права на временное открытие сетевого мексиканского магазина “Oxxo”, отобрал 300 продуктов, на которые поставил штамп своего бренд-имени, и продавал эти товары по цене, как если бы они были произведениями искусства. Такая вот критика общества потребления.

Gabriel Orozco, Oroxxo

Но суть современного мексиканского искусства для народа кроется в художнике Франсиско Толедо (Francisco Toledo): даже не столько в его работах, сколько в его жизни. 78-летний художник родился в Оахаке, штате с большим количеством коренного индейского населения, также славящегося своим общественным активизмом.

Толедо имеет славу радикала с идеализмом подростка-анархиста. Он так и не получил IFE — главный в стране документ, позволяющий гражданам Мексики голосовать, а также использующийся мексиканцами в качестве удостоверения личности. Толедо комментирует: «Я и умру, так и не проголосовав. Мой отец никогда не голосовал, потому что не доверял ничему из того, что называется „демократия“».

В 2008 году он организовал акцию протеста против открытия филиала «Макдоналдса» в Оахаке. С помощью нескольких некоммерческих организаций по сохранению культурного наследия штата Толедо удалось отвоевать независимую Оахаку у международной фастфуд-корпорации. Это впечатляет, учитывая тот факт, что даже Елисейские Поля в Париже проиграли иск «Макдоналдсу», и ресторан там был построен.




Также Толедо известен тем, что однажды заплатил налоги своей серией работ под названием «Блокноты говна»: в которых были представлены 27 томов с 1500 рисунками испражняющихся скелетов, собак, демонов, рыб, мужчин, женщин, уток и лошадей. Сейчас эти работы находятся в собрании Современного музея Оахаки (MACO).

Francisco Toledo, Los Cuadernos de Mierda

В 1960-х текст каталога для выставок Толедо в Лондоне и Нью-Йорке написал американским писателем Генри Миллером. Несмотря на международное признание и многочисленные награды, которые он, впрочем, не признает, Толедо продолжает жить в штате, в котором родился, всегда ходит в простой белой рубахе и полотняных штанах и говорит: «Я как разнорабочий — работаю в день по восемь часов».

Куба

Плодородная кубинская почва произвела на свет не только знаменитых революционеров и диктаторов, но и огромное количество отличных художников, которым, живя в эмиграции, приходилось создавать собственный язык и придумывать новые фигуры визуального нарратива. Приверженец кубического сюрреализма Вифредо Лам (Wifredo Lam) считается классиком кубинского искусства. Однако современное (в контексте contemporary, а не modern) искусство Кубы принадлежит совсем не живописцам.

Одна из самых провокационных художниц латиноамериканской арт-сцены, кубинка Ана Мендьета (Ana Mendieta), стала ключевым представителем кубинского искусства за пределами страны. В 12-летнем возрасте Мендьета с сестрой были высланы в США: их отец вступил в контрреволюционные войска против режима Кастро и позже провел 18 лет в тюрьме для политических заключенных. Ану вскоре удочерили приемные американские родители, но разрыв с семьей, а также насилие, ритуальные обряды и связь с собственным телом станут основополагающими элементами в ее творчестве. Через перформансы, фотографии и видео, Ана утверждала свое тело, как мощный инструмент воздействия на публику.



В 1973 году одна из сокурсниц Аны в университете Айовы, Сара Энн Оттенс, была жестоко изнасилована и впоследствии убита. Реакцией Мендьеты на это событие стал шокирующий перформанс Untitled (Rape Scene) — «Без названия» («Сцена насилия»).

В нем художница пригласила всех студентов и профессоров к ней домой в установленный час. Как только зрители переступили порог ее дома, они нашли обнаженное тело художницы, покрытое кровью и привязанное к гостиному столику. Мендьета тщательно разузнала детали убийства у полиции и в точности воспроизвела их в своем перформансе. Зрителям ничего не оставалось, кроме того, чтобы присесть вокруг и начать обсуждать происходящее. В такой позе Мендьета провела около часа.

Ana Mendieta, Untitled (Rape Scene)

В том же году Мендьета сделала другой проект, в котором также в качестве материала использовала кровь. В Untitled (People Looking at Blood, Moffitt), или «Без названия» («Люди смотрят на кровь, Моффитт») тротуар на улице перед домом художницы был покрыт кровью животных таким образом, чтобы казалось, что она вытекает из-под двери Мендьеты. Ана спряталась на обратной стороне улицы, снимая на камеру Super 8 реакцию проходящих мимо людей.



Экспериментальный фильм Мендьеты привлек много внимания: в нем впервые было наглядно продемонстрирована наша готовность игнорировать сигналы насилия, с которым мы сталкивается ежедневно.

Ana Mendieta, Untitled (People Looking at Blood, Moffitt)

Жизнь Аны оборвалась в разгар ее карьеры: в 1985 году она выпала из окна своей нью-йоркской квартиры, расположенной на 34-м этаже. О причинах смерти спорят до сих пор, но большинство экспертов склоняется к версии, что Ану из окна вытолкнул ее пьяный муж Карл Андре во время перепалки. Сам Андре утверждает, что ничего не помнит. На носу у него нашли небольшие царапины, но следствие не сочло, что доказательств было достаточно для предъявления обвинения. Смерть Мендьеты до сих пор служит поводом для различных конспирологических теорий: лейтмотив ее работ проследовал с художницей до самой могилы.

Бразилия

Культурное движение, которому удалось объединить искусство, музыку, моду, литературу, театр и кино, в Бразилии носило название «тропикалия» или «тропикализм».

С 1967 по 1972 годы бразильские интеллектуалы производили любопытные культурные гибриды, скрещивая американский психоделический рок с чувственными и меланхоличными мелодиями самбы и босса новы, бразильское традиционное искусство — с международными арт-тенденциями, политический стоицизм — с гедонизмом.

Вокруг тропикалии царила атмосфера космополитического, либертарианского оптимизма, которого бразильская культурная жизнь до того момента не знала.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ



2




Сейчас читают про: