История развития термодинамики

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра математики, физики и информатики

 

 

Кузьменко С.Н., Попова Т.Н.

 

 

ФИЗИКА

РАЗДЕЛ

«ТЕРМОДИНАМИКА.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА»

 

Курс лекций

 

для студентов и курсантов специальностей:

26.05.05 «Судовождение»,
26.05.07 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики»,
26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок»

и для студентов направлений подготовки:

13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника»,
15.03.02 «Технологические машины и оборудование»,
19.03.03 «Продукты питания животного происхождения»

очной и заочной форм обучения

 

 

Керчь, 2017 г.




Содержание

 

Введение…….……………………………………………………………………….. 5
ИДЕАЛЬНЫЙ ГАЗ. ЗАКОНЫ ИДЕАЛЬНОГО ГАЗА …………… 7
1 История развития термодинамики …………………………………….. 2 Предмет и основные понятия термодинамики и                            молекулярной физики …………………………………………………….. 3 Идеальный газ. Термодинамические параметры газа …………….. 4 Уравнение состояния идеального газа ………………………………… 5 Изопроцессы. Газовые законы ………………………………………….. 6 Закон Дальтона ……………………………………………………………… 7Примеры использования газовых законов …………………………… 7 8 9 11 13 15 16
УРАВНЕНИЕ ВАН-ДЕР-ВААЛЬСА …………………………………… 29
1 Реальные газы ………………………………………………………………. 2 Учет собственного объема молекул …………………………………… 3 Учет взаимодействия молекул …………………………………………. 4 Уравнение Ван-дер-Ваальса и изотермы реального газа ………… 5Примеры использования уравнения Ван-дер-Ваальса …………… 29 29 30 30 32
ПЕРВЫЙ ЗАКОН ТЕРМОДИНАМИКИ ……………………………… 37
1 Внутренняя энергия ………………………………………………………. 2 Работа в термодинамике ………………………………………………….. 3 Теплопередача. Количество теплоты. Энтропия …………………… 4 Первый закон термодинамики ………………………………………….. 5 Первый закон термодинамики для различных процессов ……….. 6Применение первого закона термодинамики ………………………. 37 37 39 40 40 41
ТЕПЛОЕМКОСТЬ. ПОЛИТРОПНЫЕ ПРОЦЕССЫ. РАБОТА. ЭНТРОПИЯ……………………………………………………… 48
1 Определение теплоемкости ……………………………………………… 2 Изохорная и изобарная теплоемкости ………………………………… 3 Политропные процессы ………………………………………………….. 4 Работа при различных изопроцессах ………………………………….. 5 Энтропия ……………………………………………………………………… 6Применение политропных процессов ………………………………… 48 49 50 52 52 53
ВТОРОЙ И ТРЕТИЙ ЗАКОНЫ ТЕРМОДИНАМИКИ. ТЕПЛОВЫЕ МАШИНЫ ……………………………………….………….. 66
1 Обратимые и необратимые процессы ………………………………… 2 Второй закон термодинамики …………………………………………… 3 Третий закон термодинамики …………………………………………… 4 Тепловые машины и их КПД …………………………………………… 5 Теорема Карно. КПД идеальной тепловой машины ………………. 6 Примеры применения и проявления второго и третьего                          законов термодинамики ………………………………………………….. 7 Примеры использования тепловых машин ………………………….. 66 67 67 68 70 72 77
ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ТЕРМОДИНАМИКИ И МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ …………………………………………… 86
1 Элементы математической статистики ………………………………. 2 Число ударов молекул о стенки сосудов.                                  Основное уравнение МКТ ……………………………………………….. 3 Число степеней свободы молекул. Теорема о равнораспределении энергии по степеням свободы ………………. 4 Внутренняя энергия. Теплоемкости идеальных газов и             кристаллов с точки зрения теоремы о равнораспределении …….. 5 Распределение молекул по скоростям. Распределение           Максвелла ……………………………………………………………………. 6 Барометрическая формула. Распределение молекул по              потенциальным энергиям ………………………………………………… 7 Статистический вес (термодинамическая вероятность).               Энтропия. Второй и третий законы термодинамики                          с точки зрения МКТ ……………………………………………………….. 8 Явления переноса ………………………………………………………….. 9 Примеры применения элементов статистической                      термодинамики …………………………………………………………….. 86 87 89 91 92 97 99 101 103
Список использованной и рекомендованной литературы ………….. 111
Ресурсы ………………………………………………………………………………. 111


ВВЕДЕНИЕ

Современная физика является многопрофильной наукой, охватывающей чрезвычайно большое число различных по содержанию научных направлений, представляющих фундамент естественных и технических дисциплин.

Основной целью изучения дисциплины «Физика» для будущих специалистов и инженеров является как закрепление теоретических знаний, полученных в процессе освоения школьной программы, так и получение новых теоретических знаний для решения практических проблем, связанных, прежде всего, с энергетикой и технологиями.

К другимважным целям изучения дисциплины относятся:

© раскрытие ключевой роли физики в научно-техническом прогрессе цивилизации;

© развитие умений и навыков научного исследования;

© формирование научно-культурного мировоззрения студентов;

© воспитание у студентов аналитического физического мышления с приложением фундаментальных законов физики к объяснению естественных явлений и научно-технических проблем цивилизации;

© формирование целостного (системного) представления о природе и обществе.

Задачи курса:

© овладение студентами и курсантами научными методами познания окружающего мира;

© усвоение важнейших теоретических физических законов;

© обучение методам решения практических физических задач;

© освоение всей программы курса и приобретение навыков самостоятельной познавательной деятельности.

Дисциплина «Физика» входит в состав базовой части математического и естественнонаучного цикла ООП для студентов и курсантов очной и заочной форм обучения специальностей 26.05.05 «Судовождение», 26.05.07 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», 26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок» и направлений подготовки 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника», 15.03.02 «Технологические машины и оборудование», 19.03.03 «Продукты питания животного происхождения». Дисциплина изучается во втором и третьем семестрах.

Дисциплина «Физика» раздел «Механика» является базовой для изучения общеинженерных и профессиональных дисциплин: безопасность жизнедеятельности, механика, материаловедение, метрология, теория и устройство судна, технические средства судовождения, радиосвязь и телекоммуникации, гидрометеорологическое обеспечение судоходства, процессы и аппараты, автоматизированные системы, участия в НИР и выполнения выпускной квалификационной работы.

После изучения дисциплины студенты и курсанты должны:

знать:

© смысл основных физических понятий изучаемых разделов дисциплины;

© содержание и физический смысл фундаментальных законов;

© физический смысл основных единиц физических величин и физических постоянных;

© основное содержание физических принципов функционирования промышленных, технических и экологических объектов;

уметь:

© анализировать физические явления и выделять «управляющие» этими явлениями законы;

© применять математические формы физических законов для решения практических задач;

© находить взаимосвязь и взаимообусловленность физических понятий и законов;

© использовать физические принципы и методы для объяснения природных явлений, искать пути решения технологических проблем;

владеть:

© основными способами и навыками решения практических задач;

© навыками работы с научной и справочной литературой;

© методами проведения физических измерений и корректной оценки погрешностей;

© основными приемами обработки экспериментальных данных.

 

Курс лекций по дисциплине «Физика» раздел «Механика» содержит ответы на все вопросы тематического плана дисциплины. В конце каждой лекции даются вопросы и задания для самостоятельной работы и самопроверки студентов, а также список использованной и рекомендуемой литературы по данной теме.


ИДЕАЛЬНЫЙ ГАЗ. ЗАКОНЫ ИДЕАЛЬНОГО ГАЗА

 

План

1 История развития термодинамики.

2 Предмет и основные понятия термодинамики и молекулярной физики.

3 Идеальный газ. Термодинамические параметры газа.

4 Уравнение состояния идеального газа.

5 Изопроцессы. Газовые законы.

6 Закон Дальтона.

7 Примеры использования газовых законов.

 

 


История развития термодинамики

 

Зарождение термодинамики как науки связано с именем Г. Галилея (1564-1642), который ввёл понятие температуры и сконструировал первый прибор, реагирующий на изменения температуры окружающей среды – термоскоп (1597).

К. Ренальдини (1615-1698) предложил градуировать термометр по реперным точкам. В 1714 г. Г.Д. Фаренгейт (1686-1736), в 1730 г. Р. Реомюр (1683-1757) и в 1742 г. А. Цельсий (1701-1744) создали температурные шкалы в соответствии с принципом К. Ренальдини. Реперные – это точки, на которых основывается шкала измерений. На реперных точках построена Международная практическая температурная шкала. Реперные точки на шкале Цельсия температура замерзания (0 оС) и кипения воды (100 оС) на уровне моря.

В 1744 г. в результате работ российского физика Г.В. Рихмана (1711-1753) и шотландского ученого Джозефа Блэка (1728-1799) пришли к разделению понятий теплоты и температуры. Для объяснения природы теплоты использовались две теории: по одной теплота связывалась с движением частиц, а по другой рассматривалась специальная материя – теплород.

Дж. Блэк ввёл понятия скрытой теплоты плавления (1757) и теплоемкости (1770). В 1772 г. И. Вильке (1732-1796) ввёл определение калории как количества теплоты, необходимой для нагревания 1 г воды на 1 оС. В 1780 г. А. Лавуазье (1743-1794) и П. Лаплас (1749-1827) сконструировали калориметр и впервые экспериментально определили удельные теплоёмкости ряда веществ.

В 1824 Н. Карно (1796-1832) опубликовал работу, посвящённую исследованию принципов работы тепловых двигателей.

В 1834 г. Б. Клапейрон (1799-1864) ввёл графическое представление термодинамических процессов и развил метод бесконечно малых циклов. В 1842 году Ю. Майер (1814-1878) сформулировал принцип взаимопревращаемости теплового и механического движений, теоретически вычислил термомеханический эквивалент, который в 1843 г. экспериментально определил Дж. Джоуль (1818-1889).

В 1847 г. немецкий ученый, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1868) Г. Гельмгольц (1821-1894) отметил универсальный характер закона сохранения энергии. Впоследствии Р. Клаузиус (1822-1888) и У. Томсон – лорд Кельвин – (1824-1907) систематически развили теоретический аппарат термодинамики, в основу которого положены первое начало термодинамики и второе начало термодинамики. В 1854 г. развитие второго начала термодинамики привело Р. Клаузиуса к определению энтропии и в 1865 г. к формулировке закона возрастания энтропии. В 1872 г. Л. Больцманом (1844-1906) была дана статистическая интерпретация энтропии. Начиная с работ Дж. Гиббса (1839-1903), предложившего в 1873 г. метод термодинамических потенциалов, развивается теория термодинамического равновесия.

Во 2-й половине XIX в. проводились исследования термодинамики реальных газов. Особую роль сыграли эксперименты Т. Эндрюса (1813-1885), который в 1861 г. впервые обнаружил критическую точку системы жидкость-пар. Её существование на год раньше предсказал Д.И. Менделеев (1834-1907).

К концу XIX в. достигнуты большие успехи в получении низких температур, в результате чего были получены сжиженный кислород, азот, водород, а затем и гелий. Экспериментальные исследования в области низких температур в 1906 г. позволили В. Нернсту (1864-1941) сформулировать третье начало термодинамики.

В 1902 г. Дж. Гиббс опубликовал работу, в которой все основные термодинамические соотношения были получены в рамках статистической физики. В 1931 г. Л. Онсагером (1903-1976) была установлена связь между кинетическими свойствами тела и его термодинамическими характеристиками.

В XX в. интенсивно исследовали термодинамику твёрдых тел, а также квантовых жидкостей и жидких кристаллов, в которых имеют место многообразные фазовые переходы. В 1935-1937 гг. Л.Д. Ландау (1908-1968) развил общую теорию фазовых переходов, основанную на концепции спонтанного нарушения симметрии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: