Из воспоминаний братьев по перу

 

Весомый вклад в дело сохранения памяти писателя и литературного наследия Ивана Меньшикова внес известный критик и литературовед Александр Алексеевич Михайлов, издавший отдельной книгой в Архангельском книжном издательстве (1959) литературный портрет «Иван Меньшиков».

«Раньше мне казалось, что творчество Ивана Николаевича Меньшикова, большею частью связанное с Крайним Севером, с жизнью малого по численности ненецкого народа, со временем останется в культурном фонде именно этого perиона, – вспоминает известный московский литературовед и критик Александр Михайлов, живший в тридцатых годах в Нарьян-Маре. Теперь же, по прошествии нескольких десятилетий, очевидно, что произведения этого талантливого и, к великому сожалению, так рано ушедшего из жизни писателя, имеют куда более значительный идейно-художественный вес, что они являют собою заметные страницы в контексте всей советской литературы тридцатых годов и не утратили интереса по сей день….

 Сейчас его произведения дороги нам тем, что они сохранили в себе атмосферу времени, тот дух высокой романтики, который вел молодых людей типа Тони Ковылевой, одной из героинь Меньшикова, и самого писателя на самые трудные участки социалистического строительства… Если говорить о наиболее характерной черте писателя и человека Ивана Меньшикова, то ее можно выразить кратко: активное отношение к жизни. По складу своего характера он не был и не мог быть наблюдателем. Меньшиков не смог бы с таким проникновением, искренностью и знанием дела рассказать о ненцах, если бы сам не был участником описываемых событий.

…Помню, как маленькая, в скромном переплете книжечка «Смертная переправа» попала к нам на фронт в годы войны, кажется, в начале 1944 г. Тогда я ничего не знал о судьбе Ивана Меньшикова и знакомая фамилия на обложке книги, которой зачитывались в солдатской землянке, естественно, привлекла моё внимание. Мне, свидетелю первых успехов Ивана Меньшикова в литературе, нелегко было примириться со смертью писателя. Но в те годы мы привыкли к утратам, как бы горьки и тяжелы они ни были. И я с жадностью читал уже изрядно потрепанную книжечку, узнавая в её авторе образ человека, хорошо известного по его книгам, по личным встречам. Я рал был этой книжечке как встрече с добрым старым другом, рад был тому, что и после своей смерти Меньшиков оставался на линии огня, поднимая боевой дух тех, кто продолжал трудную работу войны».

 

Виктор Тельпугов, работавший с Меньшиковым в редакции «Комсомольской правды»: «...Иван Меньшиков был высокоодаренным человеком, но он погиб слишком рано, поэтому его возможности раскрыты перед нами частично, и кто знает, сколько замечательных книг о нашем времени, о наших современниках унесла его смерть!.. Нo и то, что осталось, те рассказы и повести, которые И. Меньшиков успел написать, – драгоценный вклад в нашу литературу... Меньшиков был теснейшим образом связан с жизнью, в герои брал людей, которых знал доподлинно, а не по книгам других писателей и в людях этих находил черты, роднящие их с героями грядущих лет... Такие писатели, как Иван Меньшиков, – гордость нашей литературы. Слава им великая! Преклоняю голову перед его светлой памятью».

 

Вспоминает Юрий Нагибин: «Я принес Меньшикову на суд свои первые рассказы. Меньшиков, выпустивший уже две книги и подготовивший третью, был в моих глазах метром, и я испытывал перед ним трепетную робость, не уменьшавшуюся от того, что метр встретил меня на пороге избы в одних трусах, с удочками на плече. Усевшись на приступке, он буквально впился в рассказы. Меньшиков и вообще читал так, как иные едят: погруженно, самозабвенно, двигая челюстями и надбровными дугами, он словно на зуб пробовал текст. В тот раз ниша не пришлась ему по вкусу, и он, как говорится, не пощадил моей молодости. Это была еще одна прекрасная черта в нем – он никогда не лгал, не кривил душой в деле литературы, ни единого слова неправды не мог сказать ни другу, ни  недругу».

Писатель-москвич Константин Лапин опубликовал ряд больших очерков и статей о своем друге: «Земля, частицей которой ты стал…» в книге «В редакцию не вернулся» (Политиздат), «Он не стареет, мой друг Ваня…»

М. С. Меньшикова-Гильдина пишет: «Иван Меньшиков – писатель сумел за свою короткую жизнь (1914-1943), сравнимую с жизнью М. Ю. Лермонтова (1814- 1841), сделать неповторимое в истории литературы: он нашел живых героев, сделал их жизнь и подвиг ощутимой пульсацией времени и обнаружил в этом живом движении вечную целесообразность».

Из рецензии современного читателя к книге «Полуночное солнце»:

«…Восхищают эти стойкие люди Севера, принципиальные, цельные, в чём-то простодушные. Очень образный язык автора рисует волшебные пейзажи – и вот ты уже вместе с героями летишь в упряжке по бескрайней «оранжевой» тундре навстречу «рождённому в море» солнцу. Есть в сборнике и рассказы о войне. Каждый рассказ трогает до слёз. Много историй о героях тыла – спешная эвакуация из родных деревень, голод и лишения стариков, трудовые и партизанские подвиги мальчишек и девчонок… Это страшно, но об этом надо знать и помнить. Я, как и автор, хочу, чтобы «время вовеки не стерло бессмертное имя маленькой веснушчатой девчушки» - всех таких девчушек и мальчишек…»

https://www.livelib.ru/book/1001441463-polunochnoe-solntse-ivan-menshikov

 

Источники:

Альманах «Заполярье» №1, 1935 год, Литературно-художественный сборник

Альманах «Заполярье» №2, 1936 год, Второй литературно-художественный сборник

Альманах «Заполярье» №3, 1959 год, Литературно-художественный сборник.

Ирина Ханзерова Мюд’тен (Аргиш памяти). – Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2009.-112 с. 

 

Википедия

https://core.ac.uk/download/pdf/42066489.pdf

https://www.litmir.me/br/?b=546400&p=42

https://old/nvinder.ru/archive/jun/23/04p.html

http://feb-web.ru/feb/kle-abc/ke4/ke4-7703.htm

http://publ.lib.ru/ARCHIVES/M/MEN’SHIKOV_Ivan_Nikolaevict/_Men’shikov_I.N..html

https://www.livelib.ru/author/482709-ivan-menshikov

https://www.kp/ru/best/msk/korrespondenty_pobedy/page19692.html

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: