Тема лекции № 10 Налогообложение деятельности предприятий в сфере культуры

                                     Вопросы.

1. Элементы системы налогообложения РФ

2..Функции налогов и роль налогов в развитии культуры.

3. Региональные и местные налоги и сборы, уплачиваемые организациями культуры.

4. Страховые взносы уплачиваемые организациями культуры.

 

                           Краткое содержание темы.

Основные определения: Принципы налогообложения. Классификация и виды налогов применяемых в сфере культурного производства. Специальные налоговые режимы: отечественные и зарубежные практики. Федеральные региональные и местные налоги, уплачиваемые предприятиями сферы культуры. Страховые взносы.Налоговые льготы некоммерческих организаций культуры. 

     Налоговая политика — комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налоговой нагрузки в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

Современная налоговая система России определена Налоговым Кодексом РФ, который   устанавливает систему налогов и сборов в Российской Федерации, правила налогообложения.

Налогообложение - это процесс установления и взимания налогов в стране, определение величины налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, уплачивающих налоги, сборы. 

Современное налогообложение базируется на совокупности принципов, т.е. базовых положениях, идеях, лежащих в основе налоговой системы государства и определяющих направленность налоговой политики. Перечислим основные из них, характерные для любой системы налогообложения.

1. Всеобщность - охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы, независимо от организационно-правовой формы.

2. Универсальность - недопустимость дискриминационного характера исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев

3. Обязательность - принудительность налога и неизбежность его выплаты.

4. Стабильность - устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.

5. Социальная справедливость - установление налоговых ставок и налоговых льгот, оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.

6. Легитимность - законодательно утвержденный размер налогов и порядок их взимания.

7. Объективность и системность - необходимость аккумуляции денежных средств для выполнения государством общественных защитных, хозяйственных и социальных функций.

8. Эффективность - превышение сумм налогов над затратами на их взимание и использование.

Налоговые платежи

    Налоговый (фискальный) платеж - это денежная фор­ма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти  и поступающая в специальные бюджетные или внебюджет­ные фонды. В соответствии с законодательством в налоговой системе России предусмотрено два вида налоговых платежей: налог и сбор.

   Налог — обязательный, безвозмездный пла­теж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуж­дения принадлежащих им на праве собственности, хозяйствен­ного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

  Сбор обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий. В отличие от налога, характерной чертой которого является обязательность и безвозмездность, сбор носит возмездный характер, то есть уплачивается в ответ на совершаемые юридически значимые действия.

Элементы налога.

     1. Налогоплательщик (субъект налогообложения) - юридическое или физическое лицо, на которое в соответствие с законодательством возложена обязанность уплаты налога. 

2. Объект налогообложения - реализация товаров, работ, услуг, имущество, прибыли или иное обстоятельство, с наличием которого возник5ают обязанности по уплате налога.  

3. Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта.  

4. Налоговый период - время, за которое производится начисление налога или сбора.  

5. Налоговая ставка - величина налога в расчете на единицу налогообложения. 

6. Порядок исчисления налога - алгоритм исчисления суммы налога, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

7. Порядок и сроки уплаты налога – устанавливаются применительно к каждому налогу.

Сущность налогов и роль в развитии экономики проявляется через функции налогов.

1. Фискальная ( пополнение бюджета) - обеспечение государства и органов местного самоуправления финансовыми ресурсами для обеспечения их деятельности. 

2. Регулирующая    функция позволяет государству активно воздействовать на процессы, происходящие в обществе, позволяя регулировать доходы различных сфер, организаций, физических лиц через систему налоговых платежей и льгот в целях корректировки экономической и социальной активности. 

  3.Социальная функция   определяется необходимостью поддержания социального равновесия среди различных групп населения, обеспечения стабильных условий развития общества путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп.    

4. Контрольная функция связана с тем, что налоги выступают важным инструментом контроля государства за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов.

5. Перераспределительная функция  заключающаяся в том, что поступившие в централизованные денежные фонды налоги перераспределяются на определенные цели, обычно связанные с развитии ем недостаточно прибыльных сфер: культуру, просвещение и науку, оборону, здравоохранение, содержание органов управления и так далее.

В соответствии с трехуровневой системой государственного устройства Рос­сийскойвсе налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные налоги.

   Федеральные - это налоги и сборы, ус­танавливаемые федеральным законодательством и действую­щие на всей территории страны;

     Региональные - налоги субъектов РФ, которые имеют право в рамках, установленных НК РФ, вносить изменения: определять налоговую ставку в установленных НК пределах, устанавливать налоговые льготы, периоды, порядок и сроки уплаты и т.п. Региональные налоги действительны только на территории данного субъекта РФ.

   Местные налоги муниципальных образований; разрабатываются  на основе НК РФ и нормативно - правовых актов органов муниципальных образований и городов федерального значения - Москвы и  Санкт-Петербурга, которые, в пределах, установленных Налоговым Кодексом  РФ, определяют ставки, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы. Данный налог подлежит уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги: земельный налог,  налог на имущество физических лиц.

 В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

      Прямые налоги - это налоги, устанавливаемые на доход или имущество, владение которым является основанием для налогообложения. В этом случае субъектом  налогообложе­ния и носителем налога является одно и то же лицо.

Косвенные налоги - налоги, для которых субъект налогообложения и носитель налога -  разные лица. Косвенные налоги уплачивает носитель налога, конечный покупатель.

По субъектам налогообложения различают:

-   налоги с юридических лиц,

    -   налоги с физических лиц;

  - смежные налоги, взимаемые как с юридических, так и физических лиц.

В зависимости от объекта  налогообложения различают:                           

- налоги на доходы или прибыль;

    - имущественные налоги;

    - ресурсные платежи;

    - налоги на потребление;

  По назначению различают:

- общие налоги, т.е. не закреплены за отдельными направлениями расходов государства;

- специальные, имеющие целевое назначение и другие.  

   Кроме того, налоговое законодательство может предусматривать введение специальных налоговых режимов, т.еустановленный   законодательством порядке определения элементов налогов, а также освобождение от уплаты налогов и сборов при определенных условиях. 

  Федеральные налоги и сборы -  это налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом (НК) Российской Федерации и обязательные к уплате на всей территории России. Именно они составляют основную долю всех налоговых поступлений в бюджеты разных уровней. К федеральным налогам и сборам, согласно ст. 13 Налогового кодекса, относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

   Остановимся на налогах и сборах, плательщиками которых вступают организации и учреждения культуры.

Налог на добавленную стоимость - универсальный косвенный налог на потребление НДС является эффективным инструментом фискальной политики государства, его доля в налоговых поступлениях обычно составляет более 40 %. Кроме того, НДС входит в цену товара, и, следовательно, оказывает воздействие на процесс ценообразования и потребления, то есть играет контрольную и регулирующую функцию, что является важным моментом государственного регулирования экономики, в том числе сферы культуры. Плательщиками НДС выступают:

- организации, имеющие статус юридического лица, а также иностранные  юридические лица и международные организации;

 -  индивидуальные предприниматели;

 -  лица, признаваемые плательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, а также ввозящие из государств -участников Таможенного союза.

Исходя из этого положения, организации сферы культуры также являются плательщиками НДС и на них распространяются все положения налогового законодательства.

Объектом налогообложения при исчислении НДС выступают:

 - реализация товаров, работ и услуг на территории РФ, а также передача на территории РФ товаров  для собственных нужд,  расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций; 

 - ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Для НДС предусмотрено три вида налоговых ставок:

 -    базовая (основная) –20%

     -   льготная (пониженная) – 10%. Применяется по отдельным продовольствен ным товарам, товарам для детей, периодическим печатным изданиям и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, и т.п. (Полный перечень товаров регламентируется ст.164 НК РФ). 

 -  специальная – 0%. Применение 0-й ставки регламентируется  ст. 149 и п. 1 ст. 164 НК РФ, где представлен достаточно широкий круг организаций, видов деятельности и товаров (работ, услуг). Большое место в этом перечне занимает сфера культуры. 

Налоговые вычеты.  Ряд статей (ст. 145,149,164) Налогового Кодекса РФ предусматривает возможности освобождения от уплаты НДС, которые можно разделить следующим образом:

1) право организаций и индивидуальных предпринимателей на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС (ст. 145 НКУ РФ). Это определяется таким критерием, как сумма выручки: данное право реализуется, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. Это положение может быть с успехом использовано организациями и ИП сферы культуры, что позволит им проводить более гибкую ценовую политику.

2) операции, не подлежащие налогообложению (ст. 149 НК РФ).   В данной статье большое внимание уделяется услугам, предоставляемым сферой культуры. В частности, не подлежит налогообложению реализация, передача и оказание услуг, связанных с археологическими работами, функционированием и сохранением объектов культурного наследия,   услуг по предоставлению напрокат аудио - и видеоносителей из фондов организаций культуры и искусства, звукозаписи культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, о распространению и реализации входных билетов и абонементов на посещение мероприятий такого рода и т.п.

   Следует заметить, что освобождение от уплаты НДС способствует снижению налогового бремени на организации культуры и позволяет устанавливать расценки на свои работы и услуги ниже, чем у организаций, начисляющих данный налог.

Особенности уплаты НДС некоммерческими организациями культуры.

     Следует подчеркнуть, что   исчисление и уплата НДС некоммерческими организациями, которых среди учреждений культуры достаточно много, в ряде случаев имеет специфику, состоящую в том, что ряд операций и видов имущества не облагается НДС. В этой связи НК РФ выделяет операции, не являющиеся объектом налогообложения:

   - передача на безвозмездной основе имущества (основных средств) государст венным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

 - передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала;

 - оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации и субъектов Федерации, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего муниципального образования;

- передача основных средств, нематериальных активов и иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

 - передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер.     Налог на прибыль организаций был введен с 1.01.1992г., а в современном звучании существует с 1 января 2002 года. Данный налог выступаетважнейшим  составным элементом налоговой системы России. Данный налог имеет возможность воздействовать на финансовые интересы хозяйствующих субъектов, их  заинтересованность в развитии своей организации. Если система налогообложения прибыли достаточно эффективна, существуют специальные налоговые льготы и режимы, она способна стимулировать конкретные направления и сферы деятельности экономики, экономические и социально-культурные проблемы. Сказанное имеет особое значение для развития культуры, поскольку одним из направлений государственной поддержки этой сферы является налоговые послабления по налогу на прибыль для организаций культуры. 

 В соответствии с законодательствомплательщиками налога являются все организации, получающие прибыль от осуществления предпринимательской деятельности, как российские, так и иностранные,  осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Известно, что организации сферы культуры могут выступать как в форме коммерческих, так и некоммерческих организаций. Многие из них   располагают существенным коммерческим потенциалом (например, концертная, выставочная деятельность и т.п.), создаются в различных организационно-правовых формах предпринимательской деятельности и облагаются налогом на прибыль. Однако значительная часть предприятий сферы культуры являются некоммерческими организациями, и специфика их уставной и предпринимательской деятельности обусловливает особенности налогообложения.

Коммерческие организации сферы культуры облагаются налогом на прибыль в соответствии с гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». Объектом налогообложения является полученная налогоплательщиком прибыль, которая определяется как полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Состав доходов и расходов регламентируется 25-ой главой  НК РФ «Налог на прибыль организаций». Дохо́д - денежные средства или материальные ценности полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени. Доходы, полученные организацией, можно разделить на три группы:

1) доходы, полученные от реализации товаров, работ, услуг;

2) внереализационные доходы;

3) доходы, не учитываемые при определении прибыли. 

Доходы от реализации включают в себя выручку от реализации товаров, работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных и выручку от реализации имущества.

Выручка -  это все поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (в денежной и натуральной формах).

Внереализационные доходы – это доходы, получение которых не связано с производством и реализацией продукции: проценты, полученные по договорам займа, кредита и т.п., доходы от долевого участия в деятельности других организаций, от операций с  ценными бумагами, от операций купли-продажи иностранной валюты и переоценки валютных ценностей, от сдачи имущества в аренду, полученные штрафы, пени и иные санкции, стоимость безвозмездно полученного имуществ и т.п. (ст. 250 НК РФ).      

Доходы, не учитываемые при налогообложении - это средства, полученные по договорам кредита или займа, а также в качестве предварительной оплаты, имущество, полученное в рамках целевого финансирования, в том числе в виде грантов и другие доходы в соответствии со ст. 251 НК РФ.

Расходы организации представляют собой совокупность средств, использованных ею в хозяйственной деятельности.  Произведенные расходы также подразделяются на три группы:

1) расходы, связанные с производством и реализацией товаров, работ, услуг;

2) внереализационные расходы;

3) расходы, не учитываемые при налогообложении.

   Расходы, связанные с производством и реализацией продукции включают в себя:

- материальные расходы, т.е. затраты на приобретение сырья и материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, используемых в производстве товаров, топлива, воды, энергии и.т.п. (за вычетом возвратных отходов, т.е. остатков сырья, материалов и т.п., которые не могут быть использованы в производстве);

 - расходы на оплату труда, которые включают любые начисления работникам в денежной и натуральной форме, стимулирующие надбавки, компенсационные начисления, премии и единовременные поощрительные начисления и др; 

 - суммы начисленной амортизации. Амортизация — перенесение по частям стоимости основных средств и нематериальных активов по мере их физического или морального износа на стоимость производимой продукции. Начисление амортизационных сумм осуществляется в порядке, установленном НК РФ;

-  прочие расходы, к которым относят, суммы налогов и сборов, относимых на себестоимость, оплата услуг связи, Интернета, банков; плата за аренду, расходы на юридические, информационные, консультационные, аудиторские и иные подобные услуги; на подготовку и переподготовку кадров.  

Некоторые виды расходов нормируются: представительские расходы, на рекламу, расходы по процентам по заемным средствами др.

     К внереализационным расходам относят проценты по долговым бязательствам, убытки от операций с финансовыми инструментами, расходы в виде отрицательной курсовой разницы при покупке (продаже) иностранной валюты и от переоценки валютных ценностей, выплачиваемая арендная плата, уплаченные партнерам штрафы,  пени, неустойки, судебные расходы и арбитражные сборы,  расходы на  оплату услуг банков и другие расходы в соответствии со ст. 265 НК РФ.

   Доходы, не учитываемые при определении прибыли. Следует учитывать, что не все произведенные организацией расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль. В частности, покрываются за счет собственных средств следующие расходы: штрафные санкции в бюджет, дивиденды и другие суммы распределяемого дохода, вклады в уставные капиталы других организаций, выплаты работникам за счет средств специального назначения, расходы сверх установленных норм и другие расходы, поименованные в ст. 270 НК РФ. Разница между полученным организацией доходом и произведенными расходами представляет собой прибыль и подлежит налогообложению, ее величина определяется налогоплательщиком самостоятельно нарастающим итогом с начала налогового периода.   Ставка налога на прибыль организаций не зависит от вида деятельности организаций и составляет 20%. При этом в федеральный бюджет идет 2%, в бюджеты субъектов Российской Федерации — 18%. Налоговым периодом признается календарный год, в течение которого осуществляются авансовые платежи за отчетные периоды I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Налог на прибыль можно рассчитать следующим образом:

Налог на прибыль = налогооблагаемая прибыль x Налоговая ставка

Налогооблагаемая прибыль = Налогооблагаемые дходы – Вычитаемые расходы – Убытки прошлых лет.

Особенности налогообложения прибыли некоммерческих организаций культуры.

   Некоммерческие организации не попадают под действие налога на прибыль, поскольку по определению создаются ради реализации уставных целей, не связанных с извлечением прибыли, и не распределяют полученную прибыль (если ведут предпринимательскую деятельность) между участниками. В то же время в соответствии с законодательством некоммерческая организация имеет право на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, но только в том случае, если она служит достижению целей, ради которых создается, и отражена в учредительных документах.

  К видам предпринимательской деятельности, которыми может заниматься некоммерческая организация, относят:

- производство товаров и услуг, отвечающих целям создания НКО;

- приобретение и реализацию ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав;

- участие в хозяйственных обществах и в товариществах на вере в качестве вкладчика.

    При осуществлении коммерческой деятельности бюджетные и другие виды некоммерческих организаций сферы культуры обязаны уплачивать налог на прибыль с суммы превышения доходов по ней над расходами. В отличие от коммерческих организаций прибыль от осуществления предпринимательской деятельности, полученная некоммерческими формами, не подлежит распределению между ее участниками. 

     При определении объекта налогообложения действуют те же правила, что и при обложении коммерческих организаций, исчисление и уплата налога не имеют принципиальных особенностей. Объектом обложения налога на прибыль также выступает прибыль, определяемая как разница между полученной суммой дохода (от реализации и внереализационных) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с получением прибыли.

     В тоже время существуют и некоторые отличия: в законодательстве выделяются особые доходы и расходы некоммерческих организаций, которые не учитываются при налогообложении прибыли. Так, целевые поступления на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческими организациями (то есть доходы, полученные на выполнение целей создания и существования этих организаций), не включаются в налоговую базу. Не включаются также доходы, полученные от осуществления уставной деятельности, если они соответствуют ряду условий:

1) используются для осуществления уставной деятельности;

2) ведется раздельный учет доходов от предпринимательской деятельности и доходов от осуществления уставной деятельности.

К таким доходам в соответствии с законодательством, относят:

 - доходы государственных и муниципальных учреждений в виде имущества, полученного по решению органов исполнительной власти всех уровней;

 - доходы некоммерческих организаций в виде средств и иного имущества, полученные в виде безвозмездной помощи                                                          

 -   доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования;

 -  у учреждений - доходы в виде лимитов бюджетных ассигнований, доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям;

- доходы в виде полученных грантов, если их передача удовлетворяет определенным условиям в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 485 «О Перечне международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты…»;

- целевые поступления, соответствующие определенным требованиям: на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, полученные безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и т.п.

   Расходы некоммерческих организаций, учитываемые при определении налоговой базы, как и расходы коммерческих организаций, должны соответствовать положениям НК РФ, быть экономически обоснованы и документально подтверждены.

   Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

  НК РФ предусматривает следующие виды сборов:

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ);

-  государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ).

Учреждения сферы культуры уплачивают государственную пошлину в установленном порядке.

    Пошлина - денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций

    Плательщиками  государственной пошлины признаются организации и физические лица, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями,  если судебное решение принято не в их пользу. Организации и учреждения сферы культуры уплачивают государственную пошлину в установленном порядке.

   Объектом налогообложения признается факт осуществления значимых юридических действий судебными учреждениями, нотариальных действий, государственной регистрации юридического лица, государственной регистрации выпуска ценных бумаг, права вывоза (временного вывоза) культурных ценностей, права использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц и др.  

  Размеры государственной пошлины дифференцированы и зависят, в первую очередь, от характера оплачиваемых услуг, а также вида плательщика (ст.333.33 НК РФ). Как правило, с юридических лиц взимается более высокая пошлина, чем с лиц физических.     

   В налоговом законодательстве предусмотрен значительный ряд льгот  (ст. 333.35 — 333.39 НК РФ) по уплате государственной пошлины, которые делятся на две группы: освобождение от уплаты государственной пошлины и отсрочка (рассрочка) платежа.

Для организаций сферы культуры важно иметь ввиду, что государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иных государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей освобождаются от уплаты пошлины за право временного вывоза культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении.          

    Налоговый кодекс РФ предусматривает введение специальных налоговых режимов, которые определяются как система мер налогового регулирования.

        Специальные налоговые режимы представляют собой особый порядок определения элементов налогов, а также освобождение от уплаты налогов и сборов при определенных условиях.  

НК РФ предусматривает возможность применения следующих специальных режимов:

    - Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей.

- Упрощенная система налогообложения. 

- Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. 

- Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.  

- Патентная система налогообложения. 

Упрощенная система налогообложения - это один из специальных налоговых режимов, предусмотренных НК РФ. Переход к УСН могут осуществлять как организации, так и индивидуальные предприниматели добровольно. Упрощенная система налогообложения, как и другие специальные режимы, освобождает плательщиков от уплаты ряда налогов, вместо которых они уплачивают единый налог. Организации культуры имеют право и используют данный налоговый режим.

Особенность и преимущества упрощенной системы налогообложения состоят в том, что она позволяет уплачивать один налог и освобождает от уплаты:

Организации:

-   налога на прибыль организаций;

-  НДС (за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию РФ и при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) или договором доверительного управления имуществом на территории РФ);

 - налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость). 

 Индивидуальных предпринимателей: 

 -   налога на доходы физических лиц;

 -  НДС (за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию РФ и при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) или договором доверительного управления имуществом на территории РФ);

-  налога на имущество физических лиц, используемое для предпринимательской деятельности (за исключением объектов налогообложения, включенных в перечень объектов, по которым база определяется по кадастровой стоимости. Этот перечень определяется на региональном уровне).
     Остальные налоги и сборы организации должны платить в обычном порядке.   

    Законодательство предусматривает два варианта объекта обложения, которые определяют действующую ставку:   

 - доходы, используется ставка 6%,

 - доходы, уменьшенные на величину расходов – ставка 15%.

Выбор объекта налогоплательщик осуществляет самостоятельно.

Минимальный размер налога при объекте «доходы минус расходы», если доходы меньше расходов, равен 1%. Законом предусмотрена возможность снижения ставок для отдельных категорий налогоплательщиков от 5% до 15%. Так, на территории СПб в 2015 г.для организаций и ИП, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы минус расходы», установлена ставка 7%.

   Виды деятельности, предусмотренные другими специальными налоговыми режимами, не включают в себя услуги и работы сферы культуры, поэтому практически не используются организации культуры.

     Региональные налоги - это обязательные платежи в бюджет соответствующих субъектов РФ, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом и обязательные к уплате на территории всех регионов соответствующих субъектов РФ[13]. Субъекты Российской Федерации не имеют права  устанавливать не предусмотренные федеральным законодательством,    однако в рамках, установленных НК РФ, имеют право вносить определенные изменения.  

Исключительно Налоговым кодексом РФ определяются такие элементы как:

 - объект налогообложения

 - налоговая база;

 - налоговый период;

 - порядок исчисления.

 Субъекты РФ имеют право в порядке и пределах,  предусмотренных Налоговым кодексом РФ, на основании собственных нормативно-правовых актов вносить изменения в следующие элементы:

 - налоговые ставки;

 - порядок и сроки уплаты;

 - налоговые льготы и порядок их применения (дополнительные к федеральным)

К региональным налогам относятся:

- налог на имущество организаций;

- налог на игорный бизнес;

- транспортный налог.         

   Организации, учреждения и НКО сферы культуры являются плательщиками налога на имущество организаций и транспортного налога в общеустановленном порядке.

    Налог на имущество организаций является региональным налогом, следовательно, как уже рассматривалось, субъекты РФ имеют право в рамках, установленных НК РФ, вносить изменения (определять налоговую ставку в установленных НК пределах, устанавливать налоговые льготы, периоды, порядок и сроки уплаты и т.п.), которые действительны только на территории данного субъекта.

 Налогоплательщиками признаются российские и иностранные организации, имеющие объекты налогообложения (пункт 1 статьи 373 НК РФ). В соответствие с этим положением организации сферы культуры обязаны уплачивать данный налог, независимо от коммерческой направленности. Не платят данный налог организации культуры, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. 

   Объектом налогообложения для российских организаций, в том числе сферы культуры,  признается движимое и недвижимое имущество. Законодательством предусмотрены виды имущества, которые непризнаются объектом налогообложения, и в этой связи для организаций сферы культуры важно, что с 1 января 2013 г. в состав таких объектов включены объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения.

  Налоговая ставка по налогу на имущество организаций устанавливается субъектами Федерации с учетом максимального размера ставки 2,2%, определяемой НК РФ. Кроме того, субъекты Федерации имеют право в зависимости от вида деятельности организаций и категории имущества дифференцировать размер данной ставки.

Налоговая база по налогу на имущество Российских организаций рассчитывается как среднегодовая стоимость имущества и определяется налогоплательщиками самостоятельно.    Налоговый период по налогу на имущество организаций - календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев. Однако субъекты РФ имеют право не устанавливать отчетные периоды.

Сумма начисленного налога за год = налоговая база × налоговая ставка.            Если в течение года осуществлялись авансовые платежи, то сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в целом за год, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода: сумма налога за год (к уплате) = сумма начисленного налога за год − авансовые платежи.

   Налоговые льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренные ст. 381 НК РФ, могут быть дополнены соответствующими законами субъектов Российской Федерации. 

Сумма налога включается в состав прочих расходов организации за налоговый период.Сроки уплаты налога определяются законами субъектов Российской Федерации. 

     Транспортный налог это налог,  взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств.. Транспортный налог является прямым налог, современное действие которого с 1 января 2003 г. определяется гл. 28 НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, которые устанавливают ставки налога и налоговые льготы в определенных НК пределах, порядок и сроки его уплаты. Налог обязателен к уплате на территории данного субъекта.

   Плательщикими транспортного налога являются  организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства. Организации сферы культуры платят транспортный налог в общеустановленном порядке.   

  Объектом налогообложения являются транспортные средства (п. 1 ст. 358 НК РФ), причем обязательным условием принадлежности к объекту является их государственная регистрация. 

    Налоговые ставки устанавливаются законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах базовых ставок, определяемых НК РФ, ставки могут быть выше или ниже не более чем в 10 раз.

  Субъекты РФ могут также дополнять льготы по данному налогу для отдельных направлений деятельности, в том числе сфере культуры.  

 

     Местными признаются налоги, установленные Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Органы местного самоуправления не имеют права устанавливать налоги, не предусмотренные НК РФ. Для городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) местные налоги устанавливаются и вводятся в действие законами субъектов Федерации. Местные налоги поступают в местные бюджеты.

    Компетенции федерального и местного законодательства в местном налогообложении разграничиваются аналогично региональным законам. Исключительно федеральным законодательством определяются такие элементы как объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, порядок исчисления. Нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом, устанавливаются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, налоговые льготы и порядок их применения (дополнительные к федеральным.

     К местным налогам относятся:

 - земельный налог;

 - налог на имущество физических лиц.

     Организации культуры независимо от целевой направленности (как коммерческие, так и некоммерческие) являются плательщиками земельного налога.

     Земля всегда была одним из первых объектов налогообложения, и долгое время одно из центральных мест в налоговой системе Древнего мира и Средневековья занимали именно земельные налоги. И сегодня это один из важнейших прямых налогов, который в законодательстве РФ действует в соответствии с главой 31 «Земельный налог» НК РФ.

     Поскольку это местный налог, он действует не только на основе НК РФ, но и нормативно - правовых актов органов муниципальных образований, которые, в пределах, установленных НК РФ, определяют ставки, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы. Данный налог подлежит уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

         Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, которые обладают земельными участками на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. (В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки могут предоставляться только государственным и муниципальным учреждениям,  казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления (п. 1 ст. 20 ЗК РФ).

   Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования и городов федерального значения. 

   Часть земельных участков изымаются из оборота и не признается объектом обложения (полный перечень приведен  в ст. 389 НК РФ). Для организаций культуры важное значение имеет то, что не является объектом обложения земли, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками, а также особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками.

    Налоговая база по земельному налогу определяется как его кадастровая оценка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Государственная кадастровая оценка земли проводится органами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. Организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости по каждому участку отдельно.

     Налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами для организаций и индивидуальных предпринимателей признаются I, II, III кварталы календарного года.

    Налоговые ставки устанавливаются нормативно- правовыми актами органов муниципальных образований в соответствии с НК РФ, которые могут быть снижены для определенных сфер деятельности. Достаточно часто такого рода льготы предоставляются организациям культуры. В Санкт - Петербурге ставка земельного налога для размещения объектов культуры и искусства, библиотек, музыкальных, художественных, хореографических школ и студий и т.п., для историко-культурных целей составляет 0,1% от кадастровой стоимости земельного участка, что можно считать достаточно эффективной ставкой.

   Земельный налог уплачивается в бюджет по месту нахождения земельных участков, и является основным собственным источником налоговых доходов местных бюджетов.

    Учреждения, НКО и организации культуры в обязательном порядке выплачивают взносы на обязательное социальное страхование в Пенсионный фонд, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.  

    Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. (Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об основах обязательного социального страхования") Правовой статус страховых взносов -это гарантия соответствующих организаций на получение застрахованными лицами социальных пособий и пенсионного обеспечения. Они не  являются налоговыми платежами, и, в отличие от последних,    отвечают признакам возмездности и возвратности. 

Все виды организаций сферы культуры (как коммерческие, так и некоммерческие) в обязательном порядке производят отчисления (страховые взносы) на социальное страхование в следующие фонды:   

  • Пенсионный фонд Российской Федерации — на обязательное пенсионное страхование;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации — на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Уплата страховых взносов на обязательное страхование с 2010 года регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 № 212−ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». 

    Объектом обложения страховыми взносами являются все выплаты в пользу работников, в том числе по трудовым коллективным договорам и соглашениям.

    Базой для начисления страховых взносов является  сумма выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за расчетный период за вычетом сумм, не подлежащих обложению.       

    Тариф страхового взноса - размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.

С 2019 года действуют следующие тарифы:

 - отчисления в Пенсионный фонд – 22,0%

 - отчисления в Фонд социального страхования – 2,9%

 - отчисления в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования – 5,1%.

 - отчисления в Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования - 0,0%.

   Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в ПФР и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.  

   Субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.

   Страховщиком, который осуществляет обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, является ПФР. В современных условиях в порядке, предусмотренном федеральными законами, страховщиками по обязательному пенсионному страхованию могут являться и негосударственные пенсионные фонды.  

  Страхователями выступают организации, производящие выплаты физическим лицам.  

    Для стимулирования отдельных направлений деятельности возможно использование пониженных тарифов. Так, если организации сферы культуры и искусства работают по упрощенной системе налогообложения, они имеют определенные льготы: производят отчисления только в Пенсионный фонд в размере 20,0%, а отчисления в Фонд социального страхования, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования т равны 0%.

   Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — обязательные платежи, уплачиваемые в Фонд социального страхования РФ в целях обеспечения обязательного социального страхования застрахованных лиц на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

   Субъектами обязательного социального страхования являются: страхователи, страховщик, застрахованные лица.

  Страховщиком выступает Фонд социального страхования.  

  Страхователями являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой).

    Застрахованные лица: граждане РФ и иностранные граждане, лица без гражданства (работающие по трудовым договорам, государственные гражданские служащие, муниципальные служащие и т.п.)  

    Виды обеспечения по социальному страхованию: пособие по временной нетрудоспособности;  пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;  единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; социальное пособие на погребение.

       Для физических лиц, работающих в сфере культуры, имеет значение следующее положение законодательства: объект обложения может быть уменьшен на величину вознаграждений по договорам авторского заказа, вознаграждения от отчуждении исключительного права на произведения литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения литературы, искусства.

      Базой по страховым взносам является сумма всех вознаграждений физическому лицу, составляющих объект обложения, за вычетом суммы выплат, не облагаемых вносами на все виды обязательного социального страхования.

    


Вопросы к семинару

1). Расскажите о совокупности федеральных региональных и местных налогов и льготах для организаций культуры.

2). Приведите примеры специальных налогов, доходы от сбора которых, должны направляться на финансирование культуры.

3). Дайте характеристику налоговой политики РФ в сфере культуры.   Какие проблемы по Вашему мнению уже решены, а какие требуют дополнительных мероприятий.

4). Расскажите о налоговых льготах для деятелей культуры.

Литература:

1. Коленько С.Г. Менеджмент в сфере культуры и искусства. Учебник и практикум М.2016.

2. Макальская М.Л. Некоммерческие организации в России: создание, права, налоги, учет, отчетность. М 2014.

3. Шекова Е Л Управление учреждениями культуры в современных условиях Учебное пособие. 2014.

4. Шишкин. С.В. Экономика социальной сферы.: Учебное пособие М 2003.

5. А В Дубынина. Экономика общественного сектора: в вопросах и ответах. М., 2015.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: