Термины, понятия и определения, которыми приходится оперировать при выполнении данной лабораторной работы, представлены ниже.
Прямые признаки – это признаки, регистрация значений которых производится непосредственно в момент наблюдения или учёта при помощи различных средств измерения или отражение качественного состояния того или иного исследуемого объекта. Прямые признаки бывают как количественные, так и качественные. Часто такие признаки называют признаками непосредственного учета.
Относительные признаки – это признаки, которые нельзя зарегистрировать в момент проведения наблюдений или лабораторного эксперимента. Они фиксируются путём промежуточных исчислений, совершая математические действия между несколькими прямыми признаками или с использованием различных коэффициентов.
Уровень изменчивости признака – это качественная характеристика степени отклонения величины стандартного отклонения анализируемого признака от его среднего значения. Чем больше эта величина, тем выше уровень изменчивости признака.
|
|
Градации признака – эта количественный показатель, который зависит от уровня изменчивости признака. Чем выше уровень изменчивости признака, тем большее количество градаций для него вводится.
Порядок проведения занятия
1. Преподаватель знакомит студентов с основными понятиями и терминами, а также необходимостью учета относительных признаков в научной работе, приводит примеры прямых и относительных признаков.
2. Преподаватель приводит методические указания для оценки уровня изменчивости признака и установления количества градаций в рамках количественных показателей.
3. Преподаватель организует биометрирование каждым из студентов (каждой рабочей бригадой) реальных лесоводственных объектов – деревьев ели колючей форма голубая, произрастающих на территории дендропарка Нижегородской СХА (или иных деревьев) с определением следующих таксационных показателей (параметров лесоводственных объектов):
- высота дерева, определяется с помощью высотомеров (каждый из студентов записывает марку используемого прибора и приводит его основные характеристики);
- диаметр ствола на высоте 1.3 м, определяется мерной вилкой;
- расстояние от поверхности почвы до первого мертвого (неживого) сучка (протяженность бессучковой части ствола), определяется с помощью лазерных дальномеров (каждый из студентов записывает марку используемого прибора и приводит его основные характеристики);
- расстояние от поверхности почвы до первого живого сучка (для определения протяженности живой кроны дерева), определяется с помощью лазерных дальномеров (каждый из студентов записывает марку используемого прибора и приводит его основные характеристики);
|
|
- диаметр кроны в направлении Север-Юг и диаметр кроны в направлении Восток-Запад, определяется с помощью мерной ленты по точкам пересечения отвесных линий, проведенных от крайних точек пространственного тела кроны, с плоскостью проекции кроны.
4. Преподаватель выдает индивидуальные задания студентам для самостоятельного формирования производных признаков и последующей оценки уровня изменчивости исследуемого комплекса признака.
Примерами простейших относительных признаков могут служить: видовое число, объём ствола, коэффициенты формы плодов или шишек и листовой пластинки, расчетные значений радиуса древесного ствола или его запас. Целесообразность применения в научных исследованиях наряду с прямыми и относительных признаков состоит в том, что с их помощью, иной раз, удаётся получить более показательную и информативную информацию, чем оперируя одними лишь прямыми признаками. Например, используя в научных исследованиях коэффициент формы шишек или листовой пластинки, можно получить информацию о форме анализируемого органа, дать количественную оценку такому качественному показателю как форма. Высокие значения коэффициентов формы говорят о более удлинённой форме исследуемого объекта. И наоборот, более низкие – свидетельствуют о более шаровидной форме объекта (у шишек или плодов).
Порядок выполнения работы