Статус практического психолога службы практической психологии образования

(29-30 марта 1995 г.)

Практический психолог образования является специалистом с высшим образованием, уравненным в отношении оплаты, присвоения разряда, продолжительности отпуска, пенсионных гарантий, а также других профессиональных прав и гарантий с педагогическим персоналом образовательных учреждений, вне зависимости от конкретного места его работы: образовательные учреждения (детские сады, школы разного профиля, детские дома, интернаты и др.), районные, городские, областные, региональные психологические центры образования.

На должности практического психолога образовательных учреждений разного профиля, районных, городских, региональных центров психологической службы образования могут работать специалисты с базовым психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку в области детской практической психологии, психологической службы образования в объеме не менее 1200 часов на факультетах и курсах переподготовки. Программы обучения, переподготовки и повышения квалификации практических психологов образования проходят профессиональную экспертизу в Экспертном совете по подготовке практических психологов образования при Министерстве образований России и утверждаются управлением высших учебных заведений Министерства образования России.

Должности практических психологов устанавливаются на основе ЕТС (от 9 до 16 разрядов) в каждом образовательном учреждении - не менее одного психолога на учреждение, - а также в районных, городских, областных, региональных центрах психологической службы образования, являющихся сетевыми учреждениями образования Российской Федерации. В образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспитанников (учащихся), количество ставок психологов увеличивается.

Практические психологи образования имеют двойное подчинение: по административной и по профессиональной линиям. Административное управление осуществляется отделами психологической службы республиканских, региональных, городских и районных управлений и департаментов образования, руководителями образовательных учреждений. Профессиональное управление осуществляется через сеть психологических центров разного уровня.

Практический психолог образования имеет 24-часовую рабочую неделю.

Рабочее время психолога организуется с учетом норм практической психологической работы с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых. Выбор приоритетных направлений работы, соотношение различных видов работ определяются потребностями образовательного учреждения и количеством штатных и внештатных единиц психологов, которыми оно располагает.

Для работы психолога в образовательном учреждении выделяется специальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы. Районные, областные, городские, региональные центры оборудуют рабочие места психологов и других специалистов в соответствии с их функциональными обязанностями Методическое, аппаратурное и материальное обеспечение кабинета психолога в образовательном учреждении, районных, областных, городских, региональных центров осуществляется за счет соответствующих статей бюджета образовательных учреждений.

Оформление и содержание кабинета в образовательном учреждении оплачивается практическому психологу в соответствии с нормативами, установленными для педагогов-предметников.  Практические психологи, работающие в образовательном учреждении, центры психологической службы образования ведут учет проводимой работы и представляют отчетность по административной и профессиональной линиям в соответствии с утвержденными Министерством образования формами отчетности. Отчет психологической службы образовательного учреждения включается в отчетную документацию учреждения, центров психологической службы - в отчеты органов управления образования соответствующего уровня.

 

ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Приложение к постановлению Министерства труда РФ №7 от 20.01.94

 

Тарифно-квалификационная характеристикадолжности содержит три раздела.

В разделе "Должностные обязанности" перечислены основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность.

В разделе "Должен знать" содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций и других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе "Требования к квалификации по разрядам оплаты определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения возложенных на нею обязанностей, и требования к стажу работы, дифференцированные по каждому разряду или диапазону разрядов.

 

ПСИХОЛОГ

(6-11 разряды)

Должностные обязанности.

Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников учреждения, организации, предприятия в целях создания благоприятных условий труда и повышения его эффективности. Участвует в работе по составлению проектов планов социального развития коллектива, определяет психологические факторы, оказывающие влияние на работников. Проводит совместно с физиологом обследование индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, связанные профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением их интересов и склонностей, удовлетворенности трудом, эксперименты по определению влияния условий труда на психику работающих, анализирует трудовые процессы и психологическое состояние человека во время работы. Совместно с социологом и другими специалистами учреждения, организации, предприятия участвует в рассмотрении задач социального развития, осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики работников различных профессий и должностей, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых специалистов и рабочих. На основе изучения психофизиологических особенностей трудовой деятельности, подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в производственную практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управлениия социальным развитием коллектива, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением. Изучает и анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров в учреждении, организации, на предприятии, принятию мер, способствующих адаптации работников, в том числе молодых специалистов и рабочих. Принимает участие в формировании трудовых коллективов и бригад, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом эргономических требований, совершенствования материального и морального стимулирования, разработке методов управления кадрами, профессиональном подборе, составлении профессиограмм, содействует правильной ориентации работников в проблемах психологического характера, в пропаганде психологических знаний. Консультирует руководителей учреждения, организации, предприятия по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников учреждения, организации, предприятия по кадровым и трудовым вопросам, требующим учета психологических факторов.

  Должен знать: постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, методические, нормативные и другие руководящие материалы по практической психологии; психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию; методы изучения психологических особенностей  трудовой деятельности работников; технические средства, применяемые при изучении условий труда: передовой отечественный и зарубежный опыт работы психологов в учреждении, организации, на предприятии; основы технологии производства; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы профориентационной работы; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной, санитарии и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты:

6-й разряд (психолог): высшее психологическое образование без предъявления требований к стажу работы;

7-8 разряды (психолог II категории): высшее психологическое образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет;

8-9 разряды (психолог 1 категории); высшее психологическое образование и стаж работы в должности психолога II категории не менее 3 лет;

10-11 разряды (ведущий психолог); высшее психологическое образование и стаж работы в должности психолога 1 категории не менее 2-3 лет.

 

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ (8-14 разряды)

Должностные обязанности. Проводит работу в образовательном учреждении, направленную на обеспечение психическою здоровья и развития личности детей и подростков. Выявляет условия, затрудняющие становление личности ребенка и посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации оказывает помощь детям, учителям и родителям (лицам, их заменяющим) в решении личностных профессиональных и других конкретных проблем. Проводит психолого-педагогическую диагностику готовности детей к обучению при переходе из одной возрастной категории в другую и выборе соответствующего уровню психическою развития личности типа образовательной программы. Совместно с учителем планирует и разрабатывает развивающие и психокоррскционныс программы учебной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей личности ребенка. Выполняет профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору молодежью профессий с учетом их ценностных ориентаций, способностей и возможностей, жизненных планов и перспектив, а также способствующих развитию у молодежи готовности к достойной ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения. Содействует поиску. отбору и творческому развитию особо одаренных детей и молодежи. Выявляет детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития. Обследует и оказывает социально-психологическую поддержку детям с дефектами умственною и физического развития Осуществляет первичную психологическую профилактику алкоголизма и наркомании среди подростков, проводит психологическую экспертизу и психопедагогическую коррекцию отклоняющегося и асоциальною поведения. Участвует в работе психолого-медико-педагогических комиссий, в работе комиссий по социально- правовой защите детей и подростков, сотрудничает с территориальными службами занятости и центрами профориеитации. Формирует психологическую культуру детей, учителей и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания. Консультирует руководителей и сотрудников образовательною учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии. ориентированной на повышение социально-психологической компетентности детей, учителей, родителей (лиц, их заменяющих).

Должен знать: Закон Российской Федерации "Об образовании". Декларацию прав и свобод человека, Конвенцию о правах ребенка, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и подростков; основы законодательства в области охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости населения и его социальной защиты; общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику, основы дефектологии; основы психотерапии, основы сексологии, основы психогигиены, основы профориентации, профессиоведения и психологии труда; основы психодиагностики, основы психологического консультирования и психопрофилактики, методы активного обучения, методы социально-психологического тренинга общения, современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка. Требования к квалификации по разрядам оплаты:

8 разряд - высшее профессиональное образование и дополнительное образование на специальном факультете переподготовки по направлению "Практическая психология», высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» или высшеепсихологическое образование предъявления требований к стажу работы;

9 разряд - высшее профессиональное образование и дополнительное образование на специальном факультете переподготовки по направлению "Практическая психология», высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология" или высшее психологическое образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

10 разряд - высшее профессиональное образование и дополнительное образование на специальном факультете переподготовки по специальности "Практическая психология", высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология" или высшее психологическое образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;

11 разряд - высшее профессиональное образование и дополнительное образованиена специальном факультете переподготовки по специальности "Практическая психология", высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" или высшее психологическое образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет;

12 разряд - (педагог-психолог II категории), должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к педагогу-психологу: владеть современными психологическими методиками и иметь сертификаты на право их использования; уметь выделять приоритеты в конкретной психологической работе с детьми и подростками на уровне данного образовательного учреждения; самостоятельно разрабатывать или участвовать в разработке новых технологий психолого-педагогической работы с детьми и подростками: руководить или участвовать в работе методического семинара по освоению передового психолого-педагогической опыта в образовательном учреждении, а также:

- иметь высшее психологическое образование или высшее профессиональное образование с дополнительным образованием, полученным на специальном факультете по специальности "Практическая психология», и стаж работы в должности педагога-психолога не менее 2 лет;

13 разряд - (педагог-психолог I категории); должен отвечать требованиям, предъявляемым к педагогу-психодоу II квалификационной категории; выполнять различные виды психологической работы с различными группами детей и подростков; постоянно обогащать свой методический арсенал с получением соответствующих сертификатов на право использования новых методик; руководить работой научно-практических семинаров по освоению передового психолого-педагогического опыта в районе, городе, области, крае, республике, самостоятельно разрабатывать или участвовать в разработке новых психолого-педагогических программ по работе с детьми и подростками, а также:

- иметь высшее психологическое образование или высшее профессиональное образование с дополнительным образованием, полученным на специальном факультете по специальности «Практическая психология»» и стаж работы в должности педагога-психолога не менее 3 лет;

14 разряд - (педагог-психолог высшей категории): должен отвечать требованиям, предъявляемым к педагогу-психологу 1 квалификационной категории; владеть методами научно-исследовательской, эспериментальной работы и применяя их в практической деятельности: разрабатывать оригинальные методы и программы психолого-педагогической работы с детьми и подростками; выполнять сложные и особо ответственные виды психолого-педагогических услуг работникам образовательного учреждения, детям и подросткам, их родителям или лицам,ихзаменяющим; иметь публикации по проблемам психологии детей и подростков, а также:

- иметь высшее психологическое образование или высшее профессиональное образование с дополнительным образованием, полученным на специальном факультете по специальности "Практическая психология", стаж работы в должности педагога-психолога не менее 5 лет; ученую степень кандидата или доктора психологических наук и стаж работы в должности педагога-психолога не менее 3 лет.

 

5.1. Изменения и дополнения к Приказу Министерства образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31.08.95 №463/1268 "Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования " (Приводится с сокращениями)

1. В соответствии с Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 11.95 №65 «О согласовании изменений в разряды оплаты труда и тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации":

1.1. Изменить диапазон разрядов должности "Педагог-психолог" с 8-14 на 7-14.

Требования к квалификации по разрядам оплаты:

7 разряд - среднее психологическое или среднее педагогическое образо­вание с дополнительной специальностью "Психология" без предъявления тре­бований к стажу работы;

8 разряд - высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" без предъявления тре­бований к стажу работы или среднее психологическое или среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" и стаж педагогической работы (работы по специальности) от 2 до 4 лет;

9 разряд - высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" и стаж педагогической работы (работы по специальности) от 2 до 4 лет или среднее психологическое, либо среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" и стаж педагогической работы (работы по специальности) от 2 до 6 лет;

10 разряд - высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" и стаж педагогической работы (работы по специальности) от 2 до 6 лет или среднее психологическое, либо среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" и стаж педагогической работы (работы по специальности) свыше 6 лет;

11 разряд - высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" и стаж педагогической работы (работы по специальности) от 6 до 10 лет;

12 разряд - высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" и стаж педагогической работы (работы по специальности) свыше 10 лет или II квалификационная категория;

13 разряд - I квалификационная категория;

14 разряд - высшая квалификационная категория.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: