ВСТУПЛЕНИЕ
Учреждения дополнительного образования сферы культуры (школы искусств по видам искусств): школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школы согласно Положению, утвержденному приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики № 76-ОД от 13.04.2016, зарегистрированном в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 28.04.2016, в своей деятельности руководствуются Конституцией и другими нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики и предоставляют государственные гарантии эстетического воспитания через доступность к достижениям отечественной и мировой культуры, готовят базу для занятий художественным творчеством, а для наиболее одаренных учеников – к выбору профессии в области культуры и искусств.
В соответствии с Законом «Об образовании» Донецкой Народной Республики, принятым Постановлением Народного Совета 19.06.2015 (с изменениями, внесенными Законом от 04.03.2016 № 111-IНС), в учреждениях дополнительного образования – школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школа (школы искусств по видам искусств) реализуются дополнительные образовательные предпрофессиональные и общеразвивающие программы в области искусств.
|
|
Реализация образовательных программ в области культуры и искусств основана на принципах непрерывности и преемственности, возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также на последовательном прохождении взаимосвязанных этапов профессионального становления личности.
Государственный стандарт предпрофессионального образования в сфере культуры и искусств определяют Типовые учебные планы учреждений дополнительного образования – школ искусств по видам искусств (школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школы), утвержденные Приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики № 156-ОД от 28.07.2016 г., и устанавливают требования к содержанию и объему образовательной подготовки учащихся в соответствии с профессиональным направлением.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Учебный предмет «Музыкальный инструмент гобой» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на гобое, а также на эстетическое воспитание. Обучаясь в школе, дети получают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества необходимые для продолжения профессионального обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами.
|
|
Программа следует тем принципам, на которых основана общепедагогическая деятельность, главными из которых для нас являются: принципы последовательности и поступательности в развитии, доступности и наглядности. Программа учитывает весь спектр дарований детей - от малоспособных до чрезвычайно одаренных.
Обучение на гобое является трудоемким и длительным, так как этот инструмент считается самым сложным в освоении среди других деревянных духовых инструментов. За время обучения ученик должен научиться самостоятельно разучивать и граммотно, выразительно исполнять на интрументе произведения, а также овладеть приемами чтения с листа и элементам ансамблевой игры.
Самым важным способом отчетности у учащихся является исполнение музыкальных произведений на концертах и экзаменах в течение учебного года. Количество выходов на сцену может варьироваться в зависимости от степени подготовленности ученика. Обязательным должно быть участие в академических концертах, проходящих в конце каждого полугодия.
Наиболее подготовленные дети участвуют дополнительно в тематических концертах и отчетных концертах школы. Главной состовляющей успеха исполнения произведений на сцене является ее техническая сторона. Приобретенные навыки технической оснащенности учащийся должен демонстрировать на технических зачетах,которые проводятся 2 раза в учебном году.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Работа над качеством звука, интонацией, ритмом и динамикой – важнейшими средствами музыкальной выразительности - должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания.
В классе гобоя в первые годы обучения важным этапом в подготовке учащегося является работа над постановкой губного аппарата, техникой звукоизвлечения, а также, работа над качеством звука, интонацией.
К началу каждого семестра преподаватель по специальности составляет для ученика индивидуальный план, который утверждается предметно-цикловой комиссией. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуальные особенности и степень подготовки учащегося. В репертуар необходимо включать произведения доступные по трудности, высокохудожественные по содержанию, форме, стилю и фактуре.
Основное место в репертуаре должна занимать классическая музыка, а также лучшие образцы отечественной и зарубежной музыкальной литературы. Программа изучаемых произведений должна обязательно состоять из пьес кантиленного характера, прекрасно развивающих качество звучания гобоя, а также подвижных виртуозных пьес, характеризующих гобой как один из самых техничных инструментов. Правильным подбором, а самое главное, разнообразием репертуара, педагог воспитывает у ученика вкус и умение работать над художественным произведением. Необходимо добиваться выразительности звучания, многообразия нюансов, обилия штрихов, разнохарактерности приемов, обогащающих исполнительское мастерство.
Важным разделом индивидуального плана является работа над этюдами и гаммами. Изучение мажорных и минорных гамм, их исполнение в медленном, умеренном, и, наконец, в быстром темпах - непременное условие технической оснащенности музыканта. Гаммы исполняются в различных мелодических оборотах и штрихах. Не менее важным разделом является работа над этюдами. При выборе этюдов следует также учитывать их художественную и техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы, в зависимости от их содержания и учебных задач.