Функции цифровых медиа в культуре глобального информационного общества; тенденции развития (кросс-платформенные медиа, мобильные медиа и пр.)

Понятие новых медиа, их отличие от традиционных. Новые медиа в постиндустриальном информационном обществе (история возникновения и развития). Закон Рипля.

 

Термин «Новые медиа» объяснил Рассел Нойман, профессор Мичиганского университета:

“New media – это новый формат существования средств массовой информации, постоянно доступных на цифровых устройствах и подразумевающих активное участие пользователей в создании и распространении контента”.

Тем самым, новые медиа – это термин, который обозначает появление компьютерных, цифровых и сетевых коммуникаций и технологий в конце 20 века. Стоит обратить особое внимание на цифровые технологии, т.к. такие тенденции связаны с компьютеризацией общества, ведь до 80-х годов медиа полагались на аналоговые и печатные носители (радио, телевидение).

 

Отличия от традиционных медиа:

Ряд исследователей не признает за данными ресурсами право называться СМИ. Этой точки зрения придерживается множество западных специалистов, однако, наиболее весомые аргументы приводит профессионал в области электронного маркетинга Б. Айзенберг. Свой отказ признавать социальные медиа средствами массовой информации в традиционном смысле он аргументирует тем, что все традиционные СМИ имеют своей целью донесение до общественности социально важной информации. «Новые медиа», в свою очередь, являются лишь платформой для коммуникации между людьми. Из этого следует, что традиционные СМИ на первое место ставят информацию, то есть содержание, а в рамках социальных медиа главенствует общение, в то время как содержание сообщений отходит на второй план.

Обратную позицию представляет петербургская исследовательница социальных медиа М. С. Будолак. Согласно выводу М. С. Будолак, «Новые медиа — это новый вид онлайн СМИ, где любой пользователь сети Интернет, не обладающий навыками программирования, может участвовать в процессе создания, хранения и распространения социально значимой информации, имеющей периодический характер и адресованной широкой общественности». В своей статье М. С. Будолак последовательно показывает, что все функции, которые выполняют традиционные СМИ, присущи и социальным СМИ.

 

Точкой отсчета новой эры журналистики можно считать 19 апреля 1995 г., когда в результате террористического акта в г. Оклахома журналисты стали активно помещать все имеющиеся у них сведения в Интернете. По сути, Интернет в одночасье превратился из простого хранилища информации в довольно сильного конкурента телевидения. Таким образом, понятие «новые медиа» (New media) стало использоваться, чтобы отличать традиционные СМИ (телевидение, радио и прессу) от сети Интернет.

Изучение Интернета неразрывно связано с изучением информационного общества и его характеристик. Теоретическое обоснование трансформаций, происходящих в современном обществе и связанных с переходом к новой парадигме общественного развития, отражено в трудах М. Кастельса, М. Маклюэна, Э. Тоффлера [1] и др. Социологи, философы и коммуникативисты признают за информацией главенствующую роль в современных социальных процессах и в развитии индустрии.

Основные черты информационного общества - структурообразующая роль информации, сетеобразная, мозаичная структура общества, преобладание горизонтальных общественных связей, конвергенция средств связи, децентрализация СМИ и бурное развитие электронных средств связи.

Однако не все так просто. В XXI в. понятие «новые медиа» претерпело ряд изменений, которые привели к его содержательной модификации. В конце XX в. термин «новые медиа» стал использоваться для обозначения альтернативных традиционным СМИ (пресса, радио и телевидение) интерактивных электронных изданий. Вопросы формирования новых интерактивных медиа наиболее полно отражены в англоязычных трудах прошлого десятилетия, послуживших платформой для современных теорий новых медиа [3].

Осмысление Интернета как коммуникационной среды особого рода происходит и в России. Отечественное информационно-коммуникативное пространство становится объектом изучения для таких ученых, как Я.Н. Засурский, Е.Л. Вартанова, А.И. Акопов. Так, в учебном пособии под редакцией Я.Н. Засурского [4] впервые Интернет включается в систему СМИ. Представлены и исследования, анализирующие ключевые особенности Интернета как новой коммуникативной среды. Е.Л. Вартанова условно употребляет такие понятия, как «Интернет» и «новые медиа» в качестве синонимов. Данное понятие отражает процесс развития цифровых, сетевых технологий и коммуникаций.

 

Закон Рипля (нем. Rieplsches Gesetz) — гипотеза, сформулированная немецким журналистом Вольфгангом Риплем в 1913 году. Часто упоминается в дискуссиях о вновь возникающих видах средств массовой информации в научном сообществе в немецкоговорящих странах.

Рипль, главный редактор крупнейшей газеты Нюрнберга в то время, заявил в своей диссертации «Древнейшие средства связи, с преимущественным вниманием к Древнему Риму» (нем. Das Nachrichtenwesen des Altertums mit besonderer Rücksicht auf die Römer), что новые более высокоразвитые средства массовой информации никогда не заменят старые. Новые СМИ будут вынуждены искать для себя новые задачи или области применения.

 

 

Функции цифровых медиа в культуре глобального информационного общества; тенденции развития (кросс-платформенные медиа, мобильные медиа и пр.).

Современное «виртуальное поколение» легко входит в коммуникацию с цифровыми медиа, возрастает его медиаграмотность. В то же время чувствуется разрыв между людьми, родившимися в цифровую эпоху и родившимися до ее начала, усугубились межпоколенческие конфликты. В частности, наиболее быстрыми темпами рост этих тенденций происходит в молодежной среде, т. к. молодые люди уже более не выступают потребителями медиадискурса, а становятся «добывателями» и «создателями» информации, творя свой контент и свою цифровую историю, создавая тем самым новые смыслы и образы. «Новые медиа» породили активную аудиторию, которая выступает непосредственным участником формирования, трансляции и тиражирования медиа-контента. Еще Э. Тоффлер отмечал стремительный прирост знаний в обществе, который толкает человека на необходимость постоянного поиска информации, стимулирует пересмотр внутренних представлений об окружающем мире с целью постоянной включенности в информационный поток.

 

Люди часто ищут публичное пространство, чтобы побыть наедине с самим собой при помощи виртуальных сетей. Публичные места перестают быть коммуникативными площадками, а становятся местом «социального собрания», где можно анонимно поделиться личным секретом, попросить совета, почувствовать сопричастность. Анонимность в данном случае выступает средством снятия психологического барьера. То, что в реальной жизни может расцениваться как аморальный поступок, в «сети» найдет поддержку. При этом страх получить осуждение не возникает, так как пользователь может в любой момент уйти в off-line.

Подобные мотивы привели к различным девиациям в виртуальной коммуникации - троллинг, создание экстремистских сообществ в «сети» являются следствием тенденции снижения нормативности культуры, признания амбивалентности морали.

В этой связи виртуальные социальные медиа могут выступать эффективным инструментом для различных видов социального влияния как позитивной, так и негативной направленности. Этим инструментом активно пользуются социально-культурные институции в целях обучения, пропаганды социально одобряемого поведения, трансляции и закрепления общекультурных ценностей и т.д. Однако виртуальное пространство изобилует примерами и негативного влияния, в том числе и пропагандой экстремистских идей, членства в религиозных и запрещенных организациях различной направленности, что ставит вопрос о необходимости создания барьеров циркуляции информационных потоков в медиапространстве.

Таким образом, исследование влияния цифровых медиа на современную культуру, виртуальных социальных сетей как формы новых медиа через призму различных аспектов исследовательского интереса, в частности коммуникативных практик или презентации множественных виртуальных идентичностей, должно строиться на основе выявления мотивов пребывания человека в виртуальном пространстве.

 

Обозначим тезисно наиболее значимые векторы развития медиа­системы.

• Медиасистеме требуется переход к более актуальной комму­никационной парадигме (СМК): на смену односторонней ин­формационной модели приходит модель двусторонней рав­ноправной, а также субъект-субъектной коммуникации как в офлайновой, так и в онлайновой среде.

• Основной коммуникацией медиа является веб, что затрагивает все структуры: создание, доставку, потребление контента, бизнес-модели, работу редакций, взаимодействие с аудито­рией и т.д.

• Создание новых эффективных типов коммуникаций воз­можно благодаря конвергенции технической, контентной, экономической. Конвергенция затрагивает все уровни ме­диасистемы: производство контента и его потребление, фор­мирование и ежедневную работу творческих и технических коллективов, направления инвестиций, структуры активов и т.д.

• Базисным и технологическим субъектам потребуется создавать принципиально новые гибкие схемы управления (партиципативные, с участием потребителей), источники получения прибыли (новые модели авторства, организации высокоточ­ного доступа к аудиториям, доставки информации, управле­ния информационными ресурсами “умных домов” через ме­дийные каналы и т.д.)

• Креативные субъекты (редакционные менеджеры, журнали­сты) оказываются уже не медиаторами: активная аудитория становится со-автором, или конкурентом профессионалов двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю.

• Новые модели веб-коммуникации формируют субъект-субъектную парадигму коммуникации, что выводит профессио­нального журналиста за границы официального коммуника­ционного поля, где аудитория, читатель становятся главным автором; трансформируются принципы сбора и написания информации, критерии оценок, типы потребления.

• Параметры информации как базовой категории медиа прин­ципиально изменяются в связи с переходом от производства медийного продукта к производству конвергентного цифро­вого контента. Характеристиками новой информации стано­вятся интерактивность, мультимедийность, т.е. максимальное использование возможностей комплексного технологического и эмоционального воздействия на аудиторию и взаимодей­ствия с ней. Обновление стратегий создания контента ведет к разработке новых его форматов, видов творчества, способов доставки. Идеи “универсального журнализма” потребуют но­вых теоретико-методологических обоснований.

• Усиление внимания к информации как ключевому товару медиа со стороны базисных и технологических субъектов, обуслов­ленное в том числе кризисом, наряду с сокращением рекламных бюджетов и падением спроса на “продажу аудитории”, откры­вает возможность креативным субъектам заниматься социально значимой и творчески ориентированной деятельностью, повы­шая тем самым реноме журналистики у аудитории.

• Развитие услуг персонального, в том числе мобильного, до­ступа к информации обуславливает создание контентных про­дуктов on demand (англ. по запросу). Индивидуальный подход к потребителю будет означать расширение спектра форматов и жанров, возможно, уникальных и “одноразовых”, повыше­ние требований к адресности и креативности контента.

 

Кросс-платформенность или межплатформенность — способность программного обеспечения работать с двумя и более аппаратными платформами и (или) операционными системами. Обеспечивается благодаря использованию высокоуровневых языков программирования, сред разработки и выполнения, поддерживающих условную компиляцию, компоновку и выполнение кода для различных платформ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: