Струбцинные ГЗУ (такелажные струбцины) нашли широкое применение при перемещении листового материала и металлоконструкций.
Принцип работы такелажной струбцины заключается в удерживании груза силами трения путем его зажима прижимным винтом и опорным вкладышем (контактными элементами).
В такелажных струбцинах захват и удерживание груза зависит от силы сжатия груза и коэффициентов трения контактных элементов с поверхностью перемещаемого груза.
Важную роль при конструировании такелажной струбцины имеет выбор оптимального соотношения между силой сжатия и весом груза. Конструктивно необоснованное завышение силы сжатия сопряжено с увеличением габаритных размеров и массы струбцины и повреждением поверхности перемещаемого груза, что усложняет условия эксплуатации и ограничивает область применения струбцины. Уменьшение сжатия ниже определенного значения приведет к проскальзыванию струбцины по грузу.
Для надежного удерживания груза струбциной в расчет должен вводиться, в зависимости от конструктивного исполнения, коэффициент запаса силы сжатия, равный 1,25…1,6 [4,5]. Чем точнее определено значение коэффициентов трения, тем меньшее значение коэффициента запаса может быть принято.
|
|
Расчет такелажной струбцины с неподвижным опорным вкладышем (рис. 38) сводится к определению необходимой силы зажима , создающей силы трения на контактных элементах, противоположно направленные и равные соответственно силам и , и таким образом, обеспечивающей удерживание груза [14].
Рис. 38. Расчетная схема такелажной струбцины
с неподвижным вкладышем
Из условия равновесия струбцины
,
где , – силы, приложенные к контактным элементам струбцины, определяемые соответственно: , ; – коэффициент запаса силы зажатия; – коэффициент трения пары торец винта-груз; – коэффициент трения пары опорный вкладыш-груз; – критический угол трения пары торец винта-груз; – критический угол трения пары опорный вкладыш-груз.
Откуда
,
что и определяет необходимую силу зажима груза. |
Необходимый момент затяжки винта , создающий силу зажима груза , где – средний диаметр резьбы зажимного винта; – угол подъема резьбы зажимного винта; – приведенный угол трения в резьбе зажимного винта; – диаметр поверхности контакта торца винта с грузом. Диаметр поверхности контакта торца винта с грузом , где – радиус сферы торца винта; – приведенный модуль продольной упругости материалов винта и груза. Площадь опорного вкладыша с гладкой поверхностью определяются условием контактной прочности , где – допускаемое удельное контактное давление (15-20 МПа). Для опорного вкладыша с закаленными зубьями ширина зуба проверяется по линейной контактной прочности , где – число зубьев контактного элемента с прямым углом при вершине; = 0,75 – коэффициент неравномерности распределения нагрузки по зубьям; – допускаемое давление на единицу ширины зуба (1200 Н/мм для зуба, закаленного до твердости 600 НВ). Надежность удерживания груза такелажной струбциной с неподвижным вкладышем зависит от обеспечения необходимой затяжки винта моментом , выполняемой вручную с помощью такелажного ломика или гаечного ключа. Для повышения надежности удерживания груза (при случайной недозатяжке винта) в корпусе струбцины установлен подвижный клиновый опорный вкладыш (рис.39). |
|
|
Рис. 39. Расчетная схема такелажной струбцины
с подвижным клиновым вкладышем
При условии недостаточной затяжки винта, когда величина силы зажима N окажется недостаточной для обеспечения удерживания груза силами трения, груз начнет перемещаться по направлению оси Y, вовлекая в движение клиновый вкладыш включающей силой , равной до тех пор, пока не произойдет увеличение силы N до величины, обеспечивающей удерживание груза.
Параметры клинового вкладыша определяются из условия равновесия в проекции на оси Х и Y (рис. 40).
;
.
Рис. 40. Расчетная схема клинового вкладыша
Решение системы уравнений равновесия позволит получить аналитическое выражение величины включающего усилия
,
где – величина коэффициента трения рабочей поверхности клинового вкладыша по поверхности груза; – величина коэффициента трения опорной наклонной поверхности вкладыша по направляющей корпуса струбцины.
Условие самоторможения клинового вкладыша предполагает равенство = 0, поэтому числитель дроби равен нулю
,
откуда искомое расчетное соотношение, определяющее гарантированое отсутствие проскальзывания груза по рабочей поверхности клинового вкладыша
.
Отсюда следует, что условие самозатягивания клинового вкладыша выполняется, если величина коэффициента трения на его рабочей поверхности больше, чем на опорной наклонной поверхности .
Для обеспечения надежного самозатягивания, опорная наклонная поверхность клинового вкладыша должна изготавливаться с высокой чистотой обработки и покрываться смазкой, а рабочая поверхность должна оснащаться насечкой ввиде закаленных зубьев.
Величина угла наклона опорной поверхности вкладыша , зависящая от характеристик контактирующих поверхностей вкладыша и перемещаемого груза, приведена в табл. 6.
Таблица 6
Вид контактирующей пары | Угол наклона клина |
Сталь – гладкая поверхность | 3 |
Сталь – закаленные зубья | 6 |
Сила cжатия определяется следующим образом.
Из условия равновесия струбцины в проекции на ось Y (рис. 39)
,
где F – сила, приложенная к торцу винта, равна
,
где – критический угол трения пары торец винта - груз.
Сила , приложенная к рабочей поверхности опорного вкладыша, определяется из условия равновесия вкладыша в проекции на ось X, при условии обеспечения его самозатягивания (рис. 40)
.
Так как
,
|
|
тогда
,
где – критический угол трения пары клиновый вкладыш - корпус струбцины.
Откуда сила равна
.
Из условия равновесия клинового вкладыша в проекции на ось Y
,
определяем
.
Проверочным расчетом по определению удерживающей клиновым вкладышем силы является графоаналитический метод (рис. 41).
Рис. 41. План действующих сил на клиновый вкладыш |
Таким образом, условие гарантированного удерживания струбциной груза примет вид
,
откуда
,
что и определяет необходимую силу зажима груза.
Cтрубцины c неподвижным опорным вкладышем используются при выполнении кантовочных операций с поворотом груза до 360°, а струбцины с подвижным клиновым вкладышем – до 180°.
Недостатком представленных выше струбцин является необходимость визуального контроля зажима перемещаемого груза такелажным ломиком. Этим фактором в значительной степени ограничивается их грузоподъемность (10 тонн).
Для перемещения грузов массой более 10 тонн применяются такелажные струбцины с механическим приводом (рис.42), обеспечивающим зажим груза небольшим усилием, приложенным к рукоятке 9 [15].
Такелажная струбцина с механическим приводом состоит из корпуса 1, подвижного клинового вкладыша 2 и зажимного винта 3. В качестве механического привода зажатия используется червячный редуктор, закрепленный неподвижно на корпусе и обеспечивающий свободное перемещение зажимного винта.
Редуктор состоит из корпуса 4, червяка 5, червячного колеса 6, подшипников скольжения 7 и 8 и рукоятки 9, имеет малые габаритные размеры и большое передаточное число.
Валом червячного колеса является хвостовая часть зажимного винта, выполненная в виде профильного сечения. При вращении рукоятки, закрепленной на червяке, крутящий момент передается через червячное колесо на зажимной винт, который вращаясь, совершает поступательное движение и зажимает груз.
|
|
Рис. 42. Клиновая такелажная струбцина
с механическим приводом зажатия
Расчет такелажной струбцины с механическим приводом зажатия (рис.43) включает в себя расчеты передачи «винт-гайка» и расчет червячного редуктора, которые являются типовыми и хорошо представлены в справочной литературе.
Рис. 43. Алгоритм расчета такелажной струбцины
с механическим приводом зажатия
Основным параметром для расчета червячного редуктора является передаточное число, которое определяется отношением необходимого момента затяжки зажимного винта к моменту на червяке, создаваемому рукояткой 9.
ГЗУ с механическим приводом зажатия винта (рис.42) позволяет осуществлять подъем груза массой до 25 тонн, обеспечивает достаточную надежность удерживания груза и не требует больших затрат физического труда при эксплуатации.