Тема: 3.9. Воинская дисциплина и ответственность

1. Единоначалие — принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации.

2. Общие права и обязанности военнослужащих.

3. Воинская дисциплина, ее сущность и значение.

4. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная).

5. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.

6. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, на­рушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).

7. Соблюдение норм международного гуманитарного права.

Дисциплина — это установленный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также определенным требованиям той или иной организации.

В соответствии со сферами проявления дисциплина может подразделяться на государственную, производственную, об­щественную, техническую и т.п.

Воинская дисциплина, являясь разновидностью государ­ственной дисциплины, имеет свою специфику и особенности.

Она соответствует предназначению Вооруженных сил, харак­теру и условиям их деятельности. Суть воинской дисципли­ны изложена в Дисциплинарном уставе Вооруженных сил Российской Федерации. В нем указывается, что воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военно­служащими порядка и правил, установленных законами, во­инскими уставами и приказами командиров (начальников). Она основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его преданности своему народу.

История развития Вооруженных сил и вооруженной борьбы не­разрывно связана с историей государства. Армия всегда была зер­калом того государства, того народа, которые она представляла. Историки не раз задавались вопросом: в чем же заключается та мо­гучая непреодолимая сила, которая заставляет воина отрешиться от личной воли, чувства страха и идти в бой, почти на верную смерть? Определение этой силы звучит так — воинская дисциплина. Это — душа армии, делающая ее такой, какой армия и должна быть.

Только высокая воинская дисциплина может объединить волю, энергию, храбрость и профессионализм каждой отдель­ной личности в единое целое и обеспечить в конечном счете победу в вооруженной борьбе.

Высокая воинская дисциплина является одним из решаю­щих условий боеспособности и боеготовности войск, важней­шим фактором, обеспечивающим победу на поле боя.

Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужа­щего:

· быть верным военной присяге, строго соблюдать Кон­ституцию и законы Российской Федерации;

· выполнять свой воинский долг умело и мужественно;

· добросовестно изучать военное дело, беречь военное и государственное имущество;

стойко переносить трудности военной службы, не ща­дить своей жизни для выполнения воинского долга;

· быть бдительным, строго хранить военную и государ­ственную тайну;

· поддерживать определенные воинскими уставами пра­вила взаимоотношений между военнослужащими;

· крепить войсковое товарищество.

Беспрекословное выполнение приказов не исключает про­явления разумной инициативы, находчивости. Более того, уставы обязывают военнослужащего в сложных ситуациях смело принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность за их исполнение, искать выход из трудно­го положения. Однако всегда следует помнить, что приказ командира имеет для военнослужащего силу закона. В су­ровую военную пору родилась поговорка: «Можно умереть, но нельзя не выполнить приказ». С полным основанием мож­но сказать, что и в мирное время строгое и точное выполне­ние приказа командира является первой солдатской запо­ведью.

Каждый солдат и матрос обязаны помнить, что без креп­кой воинской дисциплины немыслима высокая боевая го­товность подразделения, части, корабля. Развитие способов боевых действий, наличие сложнейших коллективных си­стем оружия и боевой техники, требующих строго согласо­ванных, последовательных действий, усиливают личную от­ветственность каждого воина за выполнение своих обязан­ностей, приказов и распоряжений командиров. Чтобы обе­спечить выполнение боевой задачи в этих условиях, нужны быстрые и четкие действия всех членов экипажей и расче­тов, умение понимать друг друга с полуслова, все подчинять интересам коллектива.

В современных условиях неизмеримо повысилась роль таких важнейших условий боеспособности, как дисциплина боевого дежурства, дисциплина времени, дисциплина поле­тов, дисциплина грамотной эксплуатации боевой техники и т. п.

Особо хотелось бы выделить такое понятие, как «дисци­плина времени». Фактор времени имеет исключительное зна­чение для боевой готовности. Если в недавнем прошлом на приведение войск в боевую готовность отводились продолжи­тельные сроки, то теперь скорость полета современных ракет и самолетов ограничивает это время до считаных минут, а то и секунд. Вот почему при выполнении учебно-боевых задач и нормативов ведется непрерывная борьба за каждую секун­ду, за быстроту и точность действий каждого воина.

Большое значение в современных условиях имеет дисци­плина грамотной эксплуатации боевой техники. Она вклю­чает в себя высокую культуру и своевременность ее обслужи­вания, четкие и умелые действия в ходе настройки и регули­ровки аппаратуры. Даже малейшее отступление от требова­ний инструкций и наставлений, правил эксплуатации может привести к выходу из строя сложнейших механизмов. Воинская дисциплина, соблюдение уставных требований в любой обстановке позволяют военнослужащим научиться концентрировать свои духовные и физические силы на пре­одолении трудностей, воспитать в себе высокие морально- психологические и боевые качества, способствующие выпол­нению поставленных задач.

Поддержание крепкой воинской дисциплины и твердого порядка — задача сложная и может быть решена усилиями всех военнослужащих на основе следования уставным пра­вилам поведения. Даже в эпоху высокоразвитой боевой тех­ники и совершенного оружия главная роль на войне принад­лежит солдату. Результаты боевых действий в современных условиях во многом зависят от морально-психологического состояния солдат, их способности нести военные тяготы и лишения, преодолевать страх в бою и сохранять волю к по­беде.

Военная дисциплина имеет свою специфику и особенно­сти, связанные прежде всего с основным предназначением Вооруженных сил страны в целом и каждого военнослужа­щего в частности. Речь идет о вооруженной защите границ и независимости нашей Родины.

Таким образом, становление военнослужащего начинается с беспрекословного подчинения требованиям воинской служ­бы. Армия без дисциплины — это слишком дорогостоящее учреждение, непригодное для выполнения своих задач даже в мирное время.

А.В.Суворов в своей знаменитой «Науке побеждать» приводит основные слагаемые победы.

Первое — субординация (подчинение) — альфа и омега всего во­инского единства. Затем экзерциция (упражнение, развитие, закал­ка). Далее дисциплина, слагающаяся из элементов подчинения и совместного обучения. Только соблюдение дисциплины приносит победу, другого пути нет.

Душой воинской дисциплины является сознательное под­чинение командирам, точное выполнение приказов, распоря­жений, команд. Беспрекословное выполнение приказа коман­дира, вера в него — залог победы. Обсуждение приказа в ар­мии недопустимо, а неповиновение приказу или его неиспол­нение является воинским преступлением.

Приведем пример высокой воинской исполнительности из исто­рии России.

Генерал М.Д.Скобелев в русско-турецкой войне 1877 —1878 гг. успешно командовал отрядом под Плевной, затем дивизией в сра­жении при Шипке — Шейково. В разгар сражения с турками он обратился к батальону, который посылал в атаку: «Братцы, я по­сылаю вас на смерть. Видите позицию? Взять ее нельзя. Да я брать ее и не думаю. Но нужно, чтобы турки перебросили туда все свои силы, а я тем временем ударю им в центр. Вы дадите России побе­ду. Смерть ваша будет честной, славной смертью!» Батальон, посы­лаемый на смерть, ответил бодрым «Ура!» и бросился в атаку

Одним из основных принципов строительства Вооружен­ных сил Российской Федерации, руководства ими и взаимо­отношений военнослужащих между собой является принцип единоначалия, который выражается в праве командира еди­нолично принимать решения, отдавать соответствующие при­казы и обеспечивать их выполнение. За неисполнение под­чиненными приказа начальника, за нанесенный ущерб инте­ресам военной службы предусмотрено уголовное наказание. Неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобро­совестного отношения к службе, влекущее за собой тяжкие последствия, наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок от трех до ше­сти месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

Оценка последствий неисполнения приказа зависит от кон­кретных обстоятельств совершенного преступления. Ими мо­гут быть несчастные случаи с людьми, причинение им тяжких телесных повреждений, повреждение боевой техники и воору­жения, причинение крупного материального ущерба и т.д.

Военнослужащим, проходящим военную службу по кон­тракту, назначается наказание в виде ограничения по военной службе. Из денежного содержания осужденного к ограниче­нию производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20 % от заработ­ной платы (платы по контракту). Во время отбывания наказа­ния осужденный не может быть повышен в должности, в во­инском звании, а срок наказания не засчитывается в срок вы­слуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского соста­ва, если они на момент вынесения судом приговора не отслу­жили установленного законом срока службы по призыву.

При содержании в дисциплинарной воинской части вместо лишения свободы срок определяется следующим образом: один день лишения свободы за один день содержания в дис­циплинарной воинской части.

Следует подчеркнуть, что в современных условиях особен­но высокие требования предъявляются к военнослужащим, несущим боевое дежурство, боевую службу. Боевое дежурство регламентируется строго установленными правилами, соблю­дение которых является законом для каждого военнослужа­щего. Нарушение этих правил является воинским преступле­нием, влекущим за собой уголовную ответственность.

Статья 340 Уголовного кодекса Российской Федерации «Нарушение правил несения боевого дежурства» предусма­тривает следующие виды наказаний:

«1. Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) по своевременному обнаружению и отражению вне­запного нападения на Российскую Федераций либо по обе­спечению ее безопасности, если это деяние повлекло или мог­ло повлечь причинение вреда интересам безопасности госу­дарства, наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воин­ской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказы­вается лишением свободы на срок до десяти лет.

3. Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия, наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет».

Нормы и требования воинской дисциплины охватывают все стороны жизни и деятельности военнослужащего: они распространяются не только на служебную деятельность, но и на поведение вне службы, на взаимоотношение военнослу­жащих между собой, на все, из чего складываются жизнь и быт военнослужащего.

Внутренний порядок и дисциплина - понятия неотделимые. Без уставного внутреннего порядка в воинской части не мо­жет быть крепкой воинской дисциплины. Внутренний порядок является надежным воспитательным средством как сила, дей­ствующая непрерывно в течение всего дня, всей службы моло­дого человека. Строгий уставной порядок в подразделении обе­спечивает наиболее эффективную организацию обучения и вос­питания воинов полноценными защитниками Отечества, спо­собными в любое время с оружием в руках встать на защиту Родины. Неукоснительное соблюдение порядка способно защи­тить и от дедовщины, позорного явления современной армии.

Важнейшими элементами уставного порядка являются: выполнение распорядка дня, организация боевой подготовки, служба суточного наряда, несение караульной и гарнизонной служб, организация парковой службы, хранение и выдача оружия, соблюдение правил ношения формы одежды, под­держание чистоты в помещениях и городках.

Ответить на вопросы:

1.Дайте определение понятия «дисциплина».

2.Что такое воинская дисциплина? На чем она основывается? Ка­ково ее значение в современных условиях?

3.Назовите основные критерии, определяющие дисциплиниро­ванность военнослужащего.

4. Приведите примеры высокой воинской исполнительности из истории России.

5.Назовите основные виды ответственности за нарушение воин­ской дисциплины.

6. Каково соотношение понятий «внутренний порядок» и «дисци­плина»?

7. Назовите основные элементы уставного порядка

Домашнее задание: стр. 190-196 Косолапова П.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для СПО, — М., 2015

Тема:   3.10. Как стать офицером Российской армии.

1. Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования.

2. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования.

3. Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.

Офицерский состав- это административно-правовая категория лиц, имеющих военную и военно-специальную подготовку (образование и персонально присвоен­ное офицерское звание).

Офицерский состав — это становой хребет любой армии, главный организатор и непосредственный исполнитель задач в области военного строительства, обеспечения обороны и безопасности страны. Именно на офицерском составе, его вы­держке, стойкости, самоотверженности, профессионализме, преданности Отечеству держалась во все времена боеготов­ность Вооруженных сил.

Военно-учебные заведения в нашей стране впервые появились при Петре I. В середине XIX в. в России было 4 военные академии, 20 кадетских корпусов, 9 училищ, 7 военных школ. К концу XIX в. военно-учебные заведения делились на четыре разряда: высшие — военные академии со сроком обучения 3 — 5 лет; средние училища и специальные школы со сроком обучения 2 — 3 года; средние общеоб­разовательные военные гимназии и кадетские корпуса со сроком об­учения 6 — 7 лет; низшие военные школы со сроком обучения один год.

В настоящее время подготовка офицерских кадров для Во­оруженных сил РФ по различным специальностям в основ­ном осуществляется в военных образовательных учреждени­ях профессионального образования.

Ведущими учебно-методическими и научными центрами в системе военного образования являются военные акаде­мии. Ряд военных академий входит в число старейших выс­ших учебных заведений страны. Военно-морская, Военно- инженерная, Военная артиллерийская академия и Военная академия имени Петра Великого были организованы в сере­дине XIX в., а Военно-медицинская академия — в 1798 г. Все они ведут свою историю от офицерских классов и школ, соз­данных еще раньше, на рубеже XVIII — XIX вв. (рис. 1).

Сегодня основное предназначение академий — готовить высококвалифицированных офицеров, уже имеющих высшее образование и опыт офицерской службы, на вышестоящие должности. Иными словами, академии дают своим выпуск­никам второе высшее образование как специалистам по управлению крупными воинскими коллективами. Выпуск­ники назначаются на должности, как правило, не ниже пол­кового звена.

В то же время ряд академий принимают на учебу юношей, не имеющих офицерских званий, со средним (полным) общим или средним профессиональным образованием.

Военные университеты как новый вид военно-учебных заведений были организованы в 1995 г.

Военные академии и военные университеты являются мно­гоуровневыми военно-учебными заведениями. Кроме подготовки


Рис. 1. Военная академия РВСН им. Петра Великого

руководящих военных кадров с высшим военным об­разованием они готовят офицеров на первичные офицерские должности.

Заведениями, обеспечивающими подготовку военных ка­дров для замещения первичных офицерских должностей, яв­ляются военные институты. Они готовят офицеров — ди­пломированных специалистов с высшим военно-специальным образованием более чем по 250 специальностям, необходи­мым для армии и флота.

В ближайшие годы число военных институтов будет воз­растать за счет преобразования в соответствующие единицы высших военных училищ.

В военные вузы принимаются граждане РФ:

· со средним (полным) общим образованием или средним профессиональным образованием;

· не проходившие военную службу, которым до конца года исполнилось 17 лет, но не старше 21 года включи­тельно на год поступления;

· проходившие или прошедшие военную службу - до 23 лет включительно на год поступления.

Прием в военно-учебные заведения проводится по лично­му заявлению (рапорту) граждан, на основе которого они до­пускаются к предварительному профессиональному отбору в районных (городских) военных комиссариатах или в воин­ских частях. Подавшие рапорт рассматриваются как канди­даты для поступления в военные вузы.

Паспорт, военный билет или удостоверение о прописке и подлинный документ об образовании представляются канди­датом в приемную комиссию военно-учебного заведения по прибытии.

Информацию о времени и месте прибытия для прохожде­ния профессионального отбора кандидаты получают через во­енные комиссариаты или через штабы воинских частей.

Профессиональный отбор проводится приемными комис­сиями вузов с 5 по 25 июня. В ходе отбора кандидаты под­вергаются проверке по следующим критериям:

· состояние здоровья;

· военно-профессиональная направленность и индивиду­альные психологические качества;

· физическая подготовка;

· общеобразовательная подготовка.

Индивидуальные психологические качества проверяются при собеседовании кандидата со специалистами профессио­нального отбора и при тестировании. Физическая подготовка оценивается по результатам вы­полнения следующих упражнений: подтягивание на перекла­дине, бег на 100 метров, бег на 3 километра, плавание на 100 (50) метров.

Абитуриенты, поступающие в военный университет на военно-юридический факультет, представляют рекомендацию помощника командира по правовой работе корпуса, эскадры или вышестоящего старшего юрисконсульта (начальника юридической службы) той воинской единицы, где они слу­жили.

У поступающих на прокурорско-следственный факультет военного университета должна быть рекомендация военного прокурора гарнизона или вышестоящего органа военной про­куратуры.

К сдаче экзаменов на отделение судебной работы роенного университета допускаются лица, имеющие рекомендацию председателя военного суда гарнизона или вышестоящего во­енного суда.

В Военный институт физической культуры принимаются военнослужащие и гражданская молодежь, имеющие спор­тивные разряды не ниже второго по одному из видов спорта. Военнослужащие — мастера спорта, мастера спорта между­народного класса или заслуженные мастера спорта — прини­маются в возрасте не старше 25 лет.

На военно-дирижерский факультет при Московской госу­дарственной консерватории принимаются военнослужащие (воспитанники военных оркестров) и гражданская молодежь, имеющие среднее музыкальное образование или равную ему самостоятельную подготовку по одному из инструментов ду­ховой группы.

Все вступительные экзамены проводятся по программам, соответствующим учебным программам среднего (полного) общего образования.

Во все военные вузы вступительные экзамены сдаются в три этапа. Первый этап — это психологическое и психофи­зиологическое обследование кандидатов. Второй этап — про­верка физической подготовки. Третий этап — общеобразова­тельная подготовка проверяется по следующим предметам: математика (результаты ЕГЭ), физика (результаты ЕГЭ), рус­ский язык (результаты ЕГЭ).

Без проверки общеобразовательной подготовки при усло­вии соответствия всем другим требованиям профессиональ­ного отбора зачисляются:

· Герои Российской Федерации — во все вузы;

· выпускники Санкт-Петербургского кадетского ракетно- артиллерийского корпуса, суворовских военных и на­химовского военно-морского училищ — в военные учи­лища и военные институты;

· выпускники школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой учащихся — в высшие военные авиацион­ные училища летчиков и штурманов; выпускники Мо­сковского военно-музыкального училища — на военно- дирижерский факультет при Московской государствен­ной консерватории;

· кандидаты, окончившие среднее (полное) образовательное учреждение с медалью или среднее профессиональное учебное заведение с дипломом с отличием, — в средние военные училища (предназначены для подготовки офи­церов со средним военно-специальным образованием)

На основании собеседования в высшие и средние военные училища, военные институты без проверки знаний по общеоб­разовательным предметам также могут быть зачислены кан­дидаты, окончившие первый или последующие курсы граж­данских учебных заведений по специальностям, соответствую­щим профилю данного военно-учебного заведения, и отвечаю­щие другим требованиям профессионального отбора. При не­соответствии профилей кандидаты сдают экзамены на общих основаниях. Решение о проведении собеседования или сдаче экзаменов принимает председатель приемной комиссии.

Кандидаты, окончившие среднее (полное) образовательное учреждение с медалью или среднее профессиональное учеб­ное заведение с «красным» дипломом и удовлетворяющие требованиям профессионального отбора, сдают определяемый начальником высшего военно-учебного заведения один экза­мен по профилирующему предмету. При получении оценки «пять» указанные кандидаты освобождаются от дальнейшей сдачи экзаменов, а при получении оценки «четыре» или «три» сдают экзамены и по всем остальным предметам, выносимым на экзамены.

Призеры олимпиад и конкурсов по отдельным предметам решением приемных комиссий могут освобождаться от сдачи вступительных экзаменов по этим предметам с выставлением в экзаменационном листе оценки «пять».

Вне конкурса при получении положительных оценок по предметам, выносимым на вступительные экзамены, и на основании результатов профессионального отбора зачисляют­ся кандидаты из числа сирот или лиц, оставшихся без попе­чения родителей.

Кандидаты на места, оставшиеся после зачисления лиц, имеющих право на поступление без проверки общеобразова­тельной подготовки и вне конкурса, зачисляются на конкурс­ной основе.

Преимущественным правом на зачисление в военно-учеб­ные заведения пользуются:

· награжденные орденами или медалями Российской Фе­дерации: «За отвагу», Суворова, Ушакова, «За боевые за­слуги», Нахимова, а также военнослужащие, выполняв­шие специальные задания Правительства РФ и проявив­шие при этом высокие моральные и боевые качества;

· военнослужащие, имеющие квалификацию 1-го класса или мастера, -— при поступлении в вузы, готовящие спе­циалистов по данной (родственной) специальности; военнослужащие, проходящие военную службу по при­зыву и прослужившие не менее одного года;

· кандидаты из числа гражданской молодежи, имеющие стаж практической работы не менее одного года или окончившие юношеские военно-патриотические школы (клубы);

· кандидаты из числа гражданской молодежи, имеющие первоначальную летную подготовку, — в высшие воен­ные училища летчиков и штурманов.

Законодательно для поступающих в военно-учебные заве­дения предусмотрены некоторые льготы. В частности, проезд для кандидатов бесплатный. Его обеспечивают военные ко­миссариаты (командиры воинских частей), а в случае не по­ступления — начальники вузов за счет средств Министерства обороны РФ.

Кандидаты, прибывшие в вузы, обеспечиваются бесплат­ным размещением и питанием, учебными пособиями и лите­ратурой.

Кандидаты из числа гражданской молодежи, не принятые на учебу как не прошедшие профессиональный отбор, отко­мандировываются в военные комиссариаты по месту житель­ства. Личные дела и другие документы с указанием причин отказа в зачислении на учебу, а также справки о результатах поступления в военно-учебное заведение выдаются кандида­там на руки под расписку.

Кандидаты из числа военнослужащих, не принятые на уче­бу как не прошедшие профессиональный отбор, направляют­ся в свои воинские части.

Лица, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. По достижении восемнадцатилетнего возраста они заключа­ют контракт о прохождении военной службы, но не ранее окончания первого курса обучения.

Граждане, прошедшие военную службу по контракту, а также проходящие или прошедшие военную службу по при­зыву, при зачислении в указанные образовательные учреж­дения заключают контракт до начала обучения.

Проходящие военную службу по контракту при зачисле­нии их в военные образовательные учреждения заключают новый контракт.

Военнослужащие, получающие профессиональное военное образование, заключают первый контракт о прохождении во­енной службы на время обучения в указанном образователь­ном учреждении и на пять лет военной службы после его окончания.

Военнослужащие, отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы в установленном порядке, под­лежат отчислению из военных образовательных учреждений профессионального образования.

Обучение в военно-учебных заведениях организуется в це­лом на тех же принципах, что и в гражданских образователь­ных учреждениях высшего и среднего профессионального об­разования. Вместе с тем в организации и проведении учебно­го процесса есть ряд особенностей, диктуемых принадлеж­ностью военно-учебных заведений к Вооруженным силам и спецификой военной службы.

Учебный год начинается 1 сентября и делится на два се­местра, каждый из которых заканчивается экзаменационной сессией. Однако у курсантов первых курсов учебный год на­чинается 1 августа. В течение одного-двух месяцев с ними проводится общевойсковая подготовка, в ходе которой они знакомятся с основами военной службы и со своей будущей офицерской профессией.

По окончании каждого семестра курсантам предоставля­ются каникулярные отпуска: зимний продолжительностью четырнадцать суток и летний продолжительностью тридцать суток.

Занятия проводятся шесть раз в неделю. Как и в граждан­ских вузах, общий объем учебной работы курсантов плани­руется из расчета не более пятидесяти четырех часов в неде­лю. Из них на занятия с преподавателем отводится не более тридцати шести часов в неделю на всех курсах, кроме вы­пускного, и не более тридцати часов в неделю на выпускном курсе. Остальное время выделяется для самостоятельной ра­боты курсантов. Обязательным является не только посещение всех занятий с преподавателем (занятий по расписанию), но и самоподготовка.

Наряду с лекциями, семинарами, лабораторными и прак­тическими занятиями большое место отводится учебным за­нятиям, отражающим специфику профессиональной деятель­ности офицера. Проводятся военные игры, тактические и тактико-специальные занятия и учения. На них отрабатыва­ются навыки организации и обеспечения боевых действий, управления подразделениями в бою. Занятия и учения про­водятся в загородных учебных центрах, на полигонах, учебных командных пунктах, т.е. в условиях, максимально прибли­женных к боевым. В ходе таких занятий широко использу­ются реальное оружие и боевая техника, состоящие на воору­жении, тренажеры и новейшая вычислительная техника.

В ходе учебы курсанты проходят практику (производст­венную, ремонтную, корабельную и другую в зависимости от получаемой специальности). На завершающем этапе обуче­ния организуется войсковая (флотская) стажировка. В про­цессе стажировки, проводимой непосредственно в войсках или на флотах, курсанты приобретают практические навыки в выполнении обязанностей по своему должностному предна­значению.

Успеваемость курсантов проверяется в ходе текущего кон­троля, на экзаменах и зачетах. Для отлично и хорошо успе­вающих курсантов наряду с поощрениями, установленными для военнослужащих, предусмотрен целый ряд дополнитель­ных льгот и преимуществ:

· курсантам, проявившим выдающиеся способности, мо­гут назначаться специальные (именные) стипендии (Пре­зидента РФ, Правительства РФ);

· курсантам второго и последующих курсов может быть разрешена досрочная сдача экзаменов и зачетов; высво­бодившееся время они могут использовать по желанию, в том числе для увеличения продолжительности кани­кулярных отпусков;

· курсанты второго и последующих курсов могут перево­диться на обучение по индивидуальным планам;

· дополнительно к основной специальности может быть предоставлено право изучать дисциплины второй спе­циальности, а при полном выполнении ее программ — получить по окончании вуза второй диплом.

Все курсанты после успешного завершения программ обуче­ния проходят итоговую государственную аттестацию, вклю­чающую защиту выпускной квалификационной работы (ди­пломного проекта или дипломной работы) и сдачу итоговых экзаменов. Защита выпускной квалификационной работы в высших военно-учебных заведениях является обязательной для подавляющего большинства специальностей, в том числе для всех специальностей командного, командно-инженерного и инженерного профилей.

Курсантам, успешно прошедшим итоговую государствен­ную аттестацию, присваивается квалификация по получен­ной специальности и выдается диплом государственного об­разца о высшем (или среднем) профессиональном образова­нии. За успехи в учебе, научной работе и примерную дисци­плину решением государственной аттестационной комиссии выпускнику выдается диплом с отличием. Тем, кто в течение всего обучения на всех экзаменах и зачетах получал только отличные оценки, может быть присуждена золотая медаль (в высших военно-учебных заведениях); фамилии лучших выпускников заносятся на доску почета вуза.

Окончившим вуз с золотой медалью и дипломом с отличи­ем или только с дипломом с отличием выплачивается едино­временное денежное вознаграждение. Они пользуются пре­имущественным правом выбора места службы. В связи с дополнениями, внесенными в Федеральный за­кон «О воинской обязанности и воинской службе» Прави­тельством РФ, утверждены Положение об учебных военных центрах и Положение о факультетах военного обучения (во­енных кафедрах) при федеральных государственных обра­зовательных учреждений высшего профессионального обра­зования.

Учебный военный центр создается в целях обучения по программе военной подготовки граждан Российской Федера­ции, обучающихся в этом образовательном учреждении по очной форме обучения, для прохождения ими после оконча­ния данного образовательного учреждения военной службы по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации на воинских должностях, подлежащих замещению офицера­ми. Военная подготовка осуществляется в добровольном по­рядке на основании договора, заключаемого между гражда­нином и Минобороны РФ.

Граждане до достижения ими 24-летнего возраста, изъ­явившие желание получить военную подготовку, должны пройти предварительный отбор, в частности для определения годности по состоянию здоровья к военной службе. Пред­варительный отбор кандидатов осуществляется военным ко­миссариатом по месту воинского учета гражданина или по месту расположения высшего учебного заведения в порядке, установленном Минобороны РФ. Военная подготовка проводится по конкретным военно- учетным специальностям. Граждане, оканчивающие высшее учебное заведение, проходят итоговую аттестацию по военной подготовке, в ходе которой устанавливаются уровень их тео­ретической и практической подготовки для выполнения воен­но-профессиональных задач и соответствие подготовки ква­лификационным требованиям, предъявляемым к выпускни­кам учебных военных центров.

Завершившие военную подготовку в установленном по­рядке заключают контракт о прохождении военной службы с Минобороны РФ или иным федеральным органом испол­нительной власти, в котором федеральным законом преду­смотрена военная служба.

В Положении об учебных военных центрах также урегу­лированы вопросы образовательной деятельности учебного военного центра; организации и порядка проведения учебных сборов; штата учебных военных центров; управления их дея­тельностью; финансового и материально-технического обе­спечения обучения и другие вопросы.

 

 

Ответить на вопросы:

 

1. Какова роль офицерского корпуса в российской армии?

2. Какие виды военных образовательных учреждений осуществля­ют подготовку будущих офицеров российской армии?

3. Каковы правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования?

4. Каковы правила заключения контракта с военнослужащими, обучающимися в военных вузах?

5. Какие категории граждан имеют льготы для поступления в во­енные образовательные учреждения?

6. Как организуется учебный процесс в военных образовательных учреждениях профессионального образования?

Домашнее задание: стр. 196-206 Косолапова П.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для СПО, — М., 2015

 

Тема:   3.11. Боевые традиции Вооруженных Сил России.

1. Патриотизм и верность воин­скому долгу — основные качества защитника Отечества. 2. Воинский долг — обязанность по вооруженной защите Отечества.

3. Дни воинской славы России — дни славных побед.

4. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

5. Дружба, войсковое товари­щество — основа боевой готовности частей и подразделений. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.

6. Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота

Боевые традиции российских Вооруженных сил — это исторически сложившиеся в армии и на флоте, переда­ющиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с выпол­нением боевых задач и несением воинской службы.

Вооруженные силы каждого государства мира имеют свои боевые традиции. Их содержание определяется исторически­ми условиями формирования, государственным и обществен­ным строем страны, характером и предназначением воору­женных сил.

Воинские традиции далеко не однородны. Одни из них яв­ляются общими для всех вооруженных сил, другие присущи определенному роду или виду войск, третьи характерны для той или иной воинской профессии. На формирование и прояв­ление воинских традиций также влияют условия деятельно­сти воинских коллективов, отношения складывающиеся в них.

В целом воинские традиции подразделяются:

· по степени общности — на общие (характерные для всех Вооруженных сил) и частные (характерные для опреде­ленного вида Вооруженных сил, рода войск и т.д.);

· по степени устойчивости — на устоявшиеся, отмира­ющие и возрождающиеся;

· по степени общественной значимости — на боевые, ратно-трудовые и воинского быта.

Наиболее значимыми среди воинских традиций являются боевые, так как именно они определяют поведение воинов и воинских коллективов в ходе боевых действий или в услови­ях, приближенных к боевым.

К боевым традициям воинов российских Вооруженных сил относятся:

· беззаветная преданность Родине и постоянная готов­ность к ее защите;

· верность воинской присяге и воинскому долгу, умение стойко переносить трудности военной службы;

· любовь к своей части, кораблю, воинской специально­сти;

· верность боевому знамени части, военно-морскому фла­гу корабля;

· войсковое товарищество и коллективизм;

· уважение к командиру и защита его в бою;

· гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным;

· постоянное стремление к овладению военно-профес­сиональными знаниями, совершенствование своей вы­учки и воинского мастерства, высокая бдительность, поддержание постоянной боевой готовности своей части, корабля.

В тяжелых испытаниях родилась и крепла основополага­ющая традиция — любовь к своему Отечеству, постоянная готовность выступить на его защиту.

На Руси исстари ненавидели захватчиков, врагов Отече­ства, презирали изменников и предателей. «Любить Родину — значит быть непримиримым к ее врагам» — эта истина про­несена через века.

Измена Родине — тяжелое преступление, которое никогда не может быть искуплено. Презрение к предателю в людской памяти остается навсегда. Даже его родные и близкие покры­ваются позором этого преступления; не в силах вынести осуж­дающие взгляды соседей, земляков, они часто меняют место жительства. В настоящее время измена Родине (государствен­ная измена) считается уголовным преступлением и карается по закону.

Патриотизм русских воинов проявлялся и проявляется прежде всего в верности присяге и воинскому долгу, в хра­брости в бою.

Начиная с Петровской эпохи принцип наименования пол­ков по месту их формирования или длительной дислокации становится твердым правилом Русской армии. Эти наимено­вания, освещенные огнем боев, со временем стали символами воинской славы. Позднее появилась еще одна традиция — присваивать воинским единицам имена прославивших их полководцев или особо отличившихся бойцов.

Исключительно важными традициями армии и флота всег­да были войсковое товарищество и коллективизм. Еще со вре­мен Суворова главной заповедью российского солдата стало крылатое выражение: «Сам погибай, а товарища выручай». Трудно переоценить значение фронтовой дружбы — она дей­ствительно крепкая. В этом сумело убедиться не одно поко­ление солдат и матросов, в том числе наших современников.

Защита командира в бою всегда считалась высшим прояв­лением войскового товарищества. История свидетельствует о многих примерах героических действий по спасению коман­диров в боевой обстановке.

Не только в российской армии, но и во всех армиях мира при­сутствует традиция бережно сохранять память о павших героях. В пламени Вечного огня, величественных мемориалах и скромных обелисках, в произведениях литературы и искусства, но главное — в сердцах потомков навсегда сохранится образ тех, кто первым под­нимался в атаку, кто стоял насмерть на поле боя, кто не сломился под пытками и не выдал военной тайны.

Боевые традиции имеют огромное значение для поддержа­ния морально-психологического климата внутри каждого коллектива. Поэтому неслучайно, что многие нравственные нормы, лежащие в основе традиций, закреплены в военной присяге и воинских уставах. В результате традиции стано­вятся не только морально необходимыми, но и юридически обязательными.

Быть верным боевым традициям для каждого солдата или матроса означает:

· точно соблюдать требования законов, военной присяги, уставов, приказов и распоряжений;

· быть готовым вступить в бой и выполнить свой долг;

· настойчиво совершенствовать боевое мастерство, умело владеть оружием и боевой техникой;

· умело действовать в обстановке, приближенной к бое­вой, на учениях и маневрах, в полетах, морских и оке­анских походах;

· строго хранить военную и государственную тайну, про­являть бдительность;

· дорожить дружбой и войсковым товариществом;

· помогать командирам в укреплении воинской дисци­плины, поддержании организованности и порядка, в сплочении воинского коллектива.

В развитии традиций большую роль играет преемствен­ность поколений. Без того ценного, что накоплено пред­шествующими поколениями, новое поколение обойтись не может. Более того, перенимание опыта старших, опора на все лучшее, что в нем есть, развитие и обогащение этого опыта — обязательное условие благополучия любого обще­ства.

Требования воинской чести, относящиеся к выполнению воинского долга, закреплены в военной присяге и общевоин­ских уставах и помимо моральной имеют правовую основу. В Уставе внутренней службы Вооруженных сил записано: «Военнослужащий должен с достоинством нести высокое зва­ние защитника Российской Федерации, дорожить честью и боевой славой Вооруженных сил, своей воинской части и че­стью своего воинского звания. Символом воинской части яв­ляется боевое знамя».

Почитание воинского знамени, верность ему, сохранение его в бою относится к числу наиболее давних традиций рус­ской армии и флота. Знамя объединяло и вдохновляло бой­цов, придавало им организованность и силу. Традиция по­клонения боевому знамени пронесена через века и свято чтит­ся сегодня.

 

Ответить на вопросы:

1. Какие виды воинских традиций различают в российской армии?

2. Перечислите боевые традиции воинов российских Вооружен­ных сил.

3.Что означает для каждого солдата или матроса быть верным боевым традициям?

4. Приведите известные вам исторические примеры воинских тра­диций.

 

Домашнее задание: стр. 206-210 Косолапова П.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для СПО, — М., 2015.

Тема:   3.12. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.

1. Ритуал приведения к военной присяге.

2. Ритуал вручения боевого знамени воинской части.

3. Вручение личному составу вооружения и военной техники.

4. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку.

5. Символы воинской чести. Боевое знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

Ритуал — это торжественный официальный акт, при проведении которого установлен определенный порядок — церемониал

Военная присяга — торжественное обещание (клятва), даваемое каждым гражданином при вступлении в ряды Вооружённых Сил

Боевое Знамя воинской части - особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части, а также указывающий на её принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации.

 

Домашнее задание: стр. 210-226 Косолапова П.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для СПО, — М., 2015.

Ответить на вопросы:

 

1.Объясните понятие «национальная безопасность» и «военная безопасность».

2.Какие мероприятия включает организация обороны государства?

3.Какова роль Вооруженных Сил в обеспечении национальной и военной безопасности страны?

4.Назовите виды Вооруженных Сил Российской Федерации.

5.Назовите и охарактеризуйте элементы военной службы.

6.В чем заключается исполнение обязанностей военной службы?

7.Каков порядок назначения на воинские должности?

8.Какие уставы действуют в Вооруженных Силах Российской Федерации?

9.Что определяет устав внутренней службы?

10.В чем особенности дисциплинарного устава?

11.Какую роль выполняет устав гарнизонной и караульной служб?

12.Дайте характеристику боевым традициям Российских Вооруженных Сил.

13.Охарактеризуйте символы воинской чести, покажите их актуальность в настоящее время.

 

 

Тема:   4.1. Понятие первой помощи.

1. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь.

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан определяют первую помощь как особый вид помощи, оказываемой лицами, не имеющими медицинского образования, при травмах и неотложных состояниях до прибытия медицинского персонала.

До недавнего времени в гражданской медицине не было официальной терминологии относительно первой помощи, однако 26 июня 2009 года был принят в первом чтении законопроект, согласно которому не следует путать этот термин с первой медицинской помощью, скорой медицинской помощью и первой доврачебной помощью — последние являются видом медицинской деятельности и для их осуществления требуется лицензия. В отличие от медицинской помощи, первая помощь может осуществляться любым человеком, причём некоторые категории граждан, такие как сотрудники ГИБДД, МВД, МЧС, пожарных служб, медицинские работники, присутствующие на месте происшествия, по закону обязаны её оказать.

За неоказание помощи и оставление в опасности УК РФ предусматривает ответственность.

Остальные граждане оказывают первую помощь добровольно, по мере своих возможностей и умений. Однако в случае, когда человек не может или не хочет оказывать первую помощь пострадавшему, в его обязанности входит вызов специалистов для оказания квалифицированной медицинской помощи — такое сообщение тоже относится к первой помощи.

Первая помощь – это комплекс медико - организационных мероприятий, проводимых пострадавшему (пострадавшим) на месте происшествия. Целями оказания первой помощи являются устранение и предупреждение развития состояний, которые могут угрожать жизни и здоровью пострадавших и окружающих. К таким состояниям относятся следующие:

1. Отсутствие признаков жизни.

2. Отсутствие сознания.

3. Кровотечение.

4. Травма головы.

5. Травма шеи.

6. Травма грудной клетки.

7. Травма живота и таза.

8. Травма конечностей.

9. Термическая травма.

10. Воздействие других повреждающих факторов.

11. Отравления.

12. Другие состояния и заболевания.

К мероприятиям по оказанию первой помощи относятся:

1. Мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи:

- определение угрожающих факторов для собственной жизни и здоровья;

- определение угрожающих факторов для жизни и здоровья пострадавшего;

- устранение угрожающих факторов для жизни и здоровья;

- прекращение действия повреждающих факторов на пострадавшего;

- оценка количества пострадавших;

- извлечение пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест;

- перемещение пострадавшего.

2. Вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.

3. Определение наличия сознания у пострадавшего.

4. Мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и определению признаков жизни у пострадавшего:

- запрокидывание головы с подъемом подбородка;

- выдвижение нижней челюсти;

- определение наличия дыхания с помощью слуха, зрения и осязания;

- определение наличия кровообращения, проверка пульса на магистральных артериях.

5. Мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни:

- давление руками на грудину пострадавшего;

- искусственное дыхание «изо рта в рот»;

- искусственное дыхание «изо рта в нос»;

- искусственное дыхание с использованием устройства для искусственного дыхания.

6. Мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей:

- придание устойчивого бокового положения;

- запрокидывание головы с подъемом подбородка;

- выдвижение нижней челюсти.

7. Мероприятия по обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного кровотечения:

- обзорный осмотр пострадавшего на наличие кровотечений;

- пальцевое прижатие артерии;

- наложение жгута;

- максимальное сгибание конечности в суставе;

- прямое давление на рану;

- наложение давящей повязки.

8. Мероприятия по подробному осмотру пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, и по оказанию первой помощи в случае выявления указанных состояний:

- проведение осмотра головы;

- проведение осмотра шеи;

- проведение осмотра груди;

- проведение осмотра спины;

- проведение осмотра живота и таза;

- проведение осмотра конечностей;

- наложение повязок при травмах различных областей тела, в том числе окклюзионной (герметизирующей) при ранении грудной клетки;

- проведение иммобилизации (с помощью подручных средств, аутоиммобилизация, с использованием изделий медицинского назначения);

- фиксация шейного отдела позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием изделий медицинского назначения);

- прекращение воздействия опасных химических веществ на пострадавшего (промывание желудка путем приема воды и вызывания рвоты, удаление с поврежденной поверхности и промывание поврежденной поверхности проточной водой);

- местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения;

- термоизоляция при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур.

9. Придание пострадавшему оптимального положения тела.

10. Контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказание психологической поддержки.

11. Передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.

Одним из важнейших условий оказания первой помощи пострадавшему является ее срочность: чем быстрее она оказана, тем больше надежды на благоприятный исход. Поэтому такую помощь своевременно может и должен оказать тот, кто находится рядом с пострадавшим.

Оказывающий первую помощь должен знать:

- основные признаки нарушения жизненно важных функций организма человека;

- общие принципы, правила и приемы оказания первой помощи применительно к характеру повреждения;

- основные способы переноски и эвакуации пострадавших.

2. Признаки жизни. Общие правила оказания первой помощи.

В критической ситуации, когда пострадавший находится без сознания, возникает необходимость убедиться, что он жив. Для этих целей необходимо использовать достоверные диагностические признаки. Они следующие:

· Определение сердцебиения рукой или же на слух слева, ниже соска является первым явным признаком того, что пострадавший еще жив.

· Пульс определяется на шее, где проходит самая крупная - сонная - артерия, или же на внутренней части предплечья.

· Дыхание устанавливается по движениям грудной клетки, по увлажнению зеркала, приложенного к носу пострадавшего, или же по движению ваты, поднесенной к носовым отверстиям.

· При резком освещении глаз карманным фонариком наблюдается сужение зрачков; подобную реакцию можно видеть и в том случае, если открытый глаз пострадавшего заслонить рукой, а затем руку быстро отвести в сторону. Однако при глубокой потере сознания реакция на свет отсутствует.

Признаки жизни являются безошибочным доказательством того, что немедленное оказание помощи еще может принести успех.

 

3. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» - найти и изучить самостоятельно

Домашнее задание: стр. 227-229 Косолапова П.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для СПО, — М., 2015.

 

Тема: 4.2. Понятие травм и их виды.

1. Правила первой помощи при ранениях. Правила наложения повязок различных типов.

В большинстве случаев, основную опасность представляют ранения, которые могут быть следующих видов:

- Колотые раны, полученные тонкими предметами типа шила, спицы и т.п. При незначительных внешних повреждениях и слабом наружном внешнего кровотечении нередко сопровождаются повреждениями внутренних органов и значительным внутренним кровотечением. При дорожно-транспортном происшествии такие раны в чистом виде встречаются сравнительно редко, чаще они комбинируются с другими видами ран.

- Резаные раны в чистом виде представляют собой разрез различной глубины и протяжённости с ровными краями. Часто встречаются как в быту, так и при различных происшествиях. Особенно опасны резаные раны шеи и конечностей в области крупных артерий, поскольку могут привести к сильному артериальному кровотечению.

- Колото-резаные раны представляют собой сочетания колотых и резаных с преобладанием того или другого компонентов.

- Рубленые раны могут быть получены в результате рубящего действия острого тяжёлого предмета (топор) или от удара фрагментами разрушенного при дорожно-транспортном происшествии кузова автомобиля. Очень опасны из-за большой глубины проникновения ранящего предмета в тело и связанных с этим значительных разрушений, могут приводить к отсечению конечностей; при ранениях головы могут быть несовместимы с жизнью.

- Ушибленные раны, в соответствии с названием, могут явиться результатом ушиба или удара тупым предметом и сопровождаются значительной зоной размозжения тканей. Рана, как правило, имеет неровные края, окружена кровоподтёком. Могут пострадать и внутренние органы. Последствия раны целиком определяются ранящим предметом, силой удара и местом его приложения, в результате могут быть от незначительных ссадин до повреждения внутренних органов. Такой вид ран является одним из наиболее распространенных при ДТП.

- Рваные раны могут являться следствием ранения предметом неправильной формы с неровными краями (например, частью конструкции автомобиля). Часто при ДТП встречается сочетание рваных и ушибленных ран.

Политравма (сочетанная и множественная травма) зачастую является наиболее тяжелой, поскольку в этом случае у пострадавшего имеется несколько повреждений, каждое в отдельности из которых может угрожать жизни пострадавшего, а также взаимно ухудшать его состояние. Такой вид травмы характерен для дорожно-транспортного происшествия, падения с высоты, нахождения в зоне взрыва и т.п. Одной из разновидностей политравмы является комбинированная травм – повреждение, развивающееся у пострадавшего в результате действия на его организм нескольких факторов (механического, термического, химического. радиационного и т.д.).

Опасные осложнения ранений:

· острая кровопотеря, которая может непосредственно угрожать жизни пострадавшего на месте происшествия;

· травматический шок;

· повреждения жизненно важных органов (головного мозга, легких, сердца);

· инфекционные осложнения (наблюдаются в более поздний период, чем предыдущие, поэтому к оказанию первой помощи прямого отношения не имеют).

Порядок оказания первой помощи:

· оценить состояние пострадавшего, осмотреть его;

· привлекая помощника или самостоятельно вызвать скорую медицинскую помощь;

· выполнить необходимые мероприятия первой помощи: остановить кровотечение, наложить повязки, придать пострадавшему необходимое в зависимости от вида травмы положение;

· контролировать состояние пострадавшего до прибытия скорой медицинской помощи.

Виды повязок. Оказание первой помощи при ранениях может потребовать наложения повязок. Для этого используются перевязочные материалы из аптечки первой помощи:

· повязка при ранении головы;

· повязка при травме глаза;

· повязка при ранении носа;

· повязка при ранении груди;

· повязка при ранении живота;

· повязка при ранениях конечностей.

· Повязки на голову и шею.

· Для наложения повязок на голову и шею используют бинт шириной – 10см.

· Круговая (циркулярная) повязка на голову. Применяется при небольших повреждениях в лобной, височной и затылочной областях. Круговые туры проходят через лобные бугры, над ушными раковинами и через затылочный бугор, что позволяет надежно удерживать повязку на голове. Конец бинта фиксируется узлом в области лба.

· Крестообразная повязка на голову. Повязка удобна при повреждениях задней поверхности шеи и затылочной области (рис. 1). Сначала накладывают закрепляющие круговые туры на голове. Затем ход бинта ведут косо вниз позади левого уха на заднюю поверхность шеи, по правой боковой поверхности шеи, переходят на шею спереди, ее боковую поверхность слева и косо поднимают ход бинта по задней поверхности шеи над правым ухом на лоб. Ходы бинта повторяют необходимое количество раз до полного закрытия перевязочного материала покрывающего рану. Повязку заканчивают круговыми турами вокруг головы.

·

· Рис. 1.Крестообразная (восьмиобразная) повязка на голову

· Шапочка Гиппократа. Повязка позволяет достаточно надежно удерживать перевязочный материал на волосистой части головы. Накладывают повязку с помощью двух бинтов (рис. 2). Первым бинтом выполняют два – три круговых укрепляющих тура вокруг головы.

·

· Рис. 2.Этапы наложения повязки «Шапочка Гиппократа»

· Начало второго бинта фиксируют одним из круговых туров первого бинта, затем ход второго бинта через свод черепа проводят до пересечения с круговым ходом первого бинта в области лба.
После перекреста, тур второго бинта через свод черепа возвращают на затылок, прикрывая слева предыдущий тур на половину ширины бинта. Выполняют перекрест бинтов в затылочной области и следующий тур бинта проводят через свод черепа справа от центрального тура. Количество возвращающихся ходов бинта справа и слева должно быть одинаковым. Заканчивают наложение повязки двумя – тремя круговыми турами.

· Повязка «чепец». Простая, удобная повязка, прочно фиксирует перевязочный материал на волосистой части головы (рис. 3).
Отрезок бинта (завязку) длиной около 0,8 м помещают на темя и концы его опускают вниз кпереди от ушей. Раненый или помощник удерживает концы завязки натянутыми. Выполняют два закрепляющих круговых тура бинта вокруг головы. Третий тур бинта проводят над завязкой, обводят его вокруг завязки и косо ведут через область лба к завязке на противоположной стороне. Вновь оборачивают тур бинта вокруг завязки и ведут его через затылочную область на противоположную сторону. При этом каждый ход бинта перекрывает предыдущий на две трети или на половину. Подобными ходами бинта закрывают всю волосистую часть головы. Заканчивают наложение повязки круговыми турами на голове или фиксируют конец бинта узлом к одной из завязок. Концы завязки связывают узлом под нижней челюстью.

·

· Рис. 3. Повязка «чепец»

·
Повязка «уздечка». Применяется для удержания перевязочного материала на ранах в теменной области и ранениях нижней челюсти (рис. 4). Первые закрепляющие круговые ходы идут вокруг головы. Далее по затылку ход бинта ведут косо на правую сторону шеи, под нижнюю челюсть и делают несколько вертикальных круговых ходов, которыми закрывают темя или подчелюстную область в зависимости от локализации повреждения. Затем бинт с левой стороны шеи ведут косо по затылку в правую височную область и двумя-тремя горизонтальными циркулярными ходами вокруг головы закрепляют вертикальные туры бинта.

·

· Рис. 4.Повязка уздечка

·
В случае повреждения в области подбородка, повязку дополняют горизонтальными круговыми ходами с захватом подбородка (рис. 5).

·

· Рис. 5.Повязка «уздечка» с захватом подбородка

· После выполнения основных туров повязки «уздечка», проводят ход бинта вокруг головы и ведут его косо по затылку, правой боковой поверхности шеи и делают несколько горизонтальных круговых ходов вокруг подбородка. Затем переходят на вертикальные круговые ходы, которые проходят через подчелюстную и теменную области. Далее ход бинта через левую поверхность шеи и затылок возвращают на голову и делают круговые туры вокруг головы, после чего все туры бинта повторяют в описанной последовательности.
При наложении повязки «уздечка» раненый должен держать рот приоткрытым, либо под подбородок во время бинтования подкладывается палец, чтобы повязка не мешала открывать рот и не сдавливала шею.

· Повязка на один глаз - монокулярная (рис. 6). Вначале накладывают горизонтальные закрепляющие туры вокруг головы. Затем в области затылка бинт ведут вниз под ухо и проводят косо вверх по щеке на пострадавший глаз. Третий ход (закрепляющий) делают вокруг головы. Четвертый и последующие ходы чередуют таким образом, чтобы один ход бинта шел под ухо на пораженный глаз, а следующий являлся закрепляющим. Бинтование заканчивают круговыми ходами на голове.
Повязка на правый глаз бинтуется слева направо, на левый глаз - справа налево.

а б в

· Рис. 6.Повязки на глаза:
а – монокулярная повязка на правый глаз; б – монокулярная повязка на левый глаз; в – бинокулярная повязка на оба глаза

· Повязка на оба глаза - бинокулярная (рис. 6 в). Начинается круговыми закрепляющими турами вокруг головы, затем так же, как и при наложении повязки на правый глаз. После чего ход бинта ведут сверху вниз на левый глаз. Затем бинт направляют под левое ухо и по затылочной области под правое ухо, по правой щеке на правый глаз. Туры бинта смещаются книзу и к центру. С правого глаза ход бинта возвращается над левым ухом на затылочную область, проходит над правым ухом на лоб и снова переходит на левый глаз. Повязку заканчивают круговыми горизонтальными турами бинта через лоб и затылок.

· Неаполитанская повязка на область уха. Ходы бинта соответствуют ходам при наложении повязки на глаз, но проходят выше глаза на стороне бинтуемого уха (рис. 7).

·

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: