Всякое ли учение – свет?

 

Бытуют два способа понимать качество образования. Несовместимые, бытуют они в разных мирах (хотя иногда в одной голове), а значит, не мешают друг другу.

Первый способ ориентирован на Стандарт – чем ближе к Стандарту, тем качественнее образование – и сопряжен с манерой обучения, которую естественно назвать дрессурой, т.е. это решение типичных задач, использование типичных выражений и т.п. В идеале типичные фразы должны звучать в голове школьника с утра до вечера. Ради интереса можно привести некоторые из них:

Ты сделал уроки?

Займись делом.

Мы сегодня хорошо поработали.

Ты когда начнешь работать?

У тебя долги.

Ты принес домашнее задание?

У тебя экзамены на носу.

Что у тебя в голове?

Чем ты занимаешься?

Не мешай другим.

Не мешай мне работать.

Надо больше работать.

Он поработал летом и подтянулся.

Хватит бездельничать.

Подумай о будущем.

Не о том ты думаешь.

Пора определиться.

Пора стать взрослым.

Пора взяться за ум.

Когда исправишь двойку?

Где ваши дневники (вторая обувь, транспортиры, голова)?

Автор хотел сказать.

Писатель обличает.

Главный герой выражает.

Растения встречаются.

Страна омывается.

Сила равняется.

Что мне с тобой делать?

Причем важна не столько сущностная наполненность этих фраз, сколько их повторяемость: ученик должен постоянно помнить, что живет он не просто так, на свой страх и риск, а выполняет некую обязанность, отчет о которой, никогда ясно не формулируемой, в любой момент может потребовать компетентный, но тоже ясно не определенный проверяющий, внезапно нагрянув, как кондуктор в трамвае, потребовать билет, уличить, устыдить, наказать и вышвырнуть из вагона. Дело доходит до того, что под интеллектуальной увлеченностью понимается увлеченность образовательным Стандартом.

Такое понимание качества образования необходимо, во-первых, чиновникам – иначе они не будут знать, что контролировать, во-вторых, многим родителям – иначе они не будут знать, что делать для поступления в институт детей, в-третьих, многим преподавателям – иначе они не будут знать, зачем живут. Главное – этот способ обучения необходим обществу: так можно вырастить машинистов, космонавтов, модификаторов пластмасс, зубных протезистов, коммунистов и операторов ПЗРК. Так не вырастишь Эйнштейнов, но они и не требуются часто.

Что касается информационного содержания Стандарта, оно волюнтаристично, несмотря на строгий официальный статус, точнее – благодаря ему. Мы все учились понемногу, чивож живем ни славабогу? Мы хотим, чтобы дети были похожими на нас, эрудитами, способными играть в «Что? Где? Когда?», но не способными переплыть океан на своей лодке, жениться на девушке своей мечты, создать свой тип клетки, а не пересказывать наизусть строение имеющейся? Почему-то мы надеемся, что наращивание количества решаемых задач неуклонно развивает мозг, но это так до некоторого – очень недалекого – предела, а дальше мозг коснеет и выходит на пенсию, он привыкает, что у задачи уже есть решение, и отказывается его искать, ему уже не весело идти туда, знаю куда. А по-другому он не может.

 

Второй способ обучения состоит в следующем. Ученик просыпается [Здесь рукопись обрывается в связи с окончанием блокнота].

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: