Бытуют два способа понимать качество образования. Несовместимые, бытуют они в разных мирах (хотя иногда в одной голове), а значит, не мешают друг другу.
Первый способ ориентирован на Стандарт – чем ближе к Стандарту, тем качественнее образование – и сопряжен с манерой обучения, которую естественно назвать дрессурой, т.е. это решение типичных задач, использование типичных выражений и т.п. В идеале типичные фразы должны звучать в голове школьника с утра до вечера. Ради интереса можно привести некоторые из них:
Ты сделал уроки?
Займись делом.
Мы сегодня хорошо поработали.
Ты когда начнешь работать?
У тебя долги.
Ты принес домашнее задание?
У тебя экзамены на носу.
Что у тебя в голове?
Чем ты занимаешься?
Не мешай другим.
Не мешай мне работать.
Надо больше работать.
Он поработал летом и подтянулся.
Хватит бездельничать.
Подумай о будущем.
Не о том ты думаешь.
Пора определиться.
Пора стать взрослым.
Пора взяться за ум.
Когда исправишь двойку?
Где ваши дневники (вторая обувь, транспортиры, голова)?
|
|
Автор хотел сказать.
Писатель обличает.
Главный герой выражает.
Растения встречаются.
Страна омывается.
Сила равняется.
Что мне с тобой делать?
Причем важна не столько сущностная наполненность этих фраз, сколько их повторяемость: ученик должен постоянно помнить, что живет он не просто так, на свой страх и риск, а выполняет некую обязанность, отчет о которой, никогда ясно не формулируемой, в любой момент может потребовать компетентный, но тоже ясно не определенный проверяющий, внезапно нагрянув, как кондуктор в трамвае, потребовать билет, уличить, устыдить, наказать и вышвырнуть из вагона. Дело доходит до того, что под интеллектуальной увлеченностью понимается увлеченность образовательным Стандартом.
Такое понимание качества образования необходимо, во-первых, чиновникам – иначе они не будут знать, что контролировать, во-вторых, многим родителям – иначе они не будут знать, что делать для поступления в институт детей, в-третьих, многим преподавателям – иначе они не будут знать, зачем живут. Главное – этот способ обучения необходим обществу: так можно вырастить машинистов, космонавтов, модификаторов пластмасс, зубных протезистов, коммунистов и операторов ПЗРК. Так не вырастишь Эйнштейнов, но они и не требуются часто.
Что касается информационного содержания Стандарта, оно волюнтаристично, несмотря на строгий официальный статус, точнее – благодаря ему. Мы все учились понемногу, чивож живем ни славабогу? Мы хотим, чтобы дети были похожими на нас, эрудитами, способными играть в «Что? Где? Когда?», но не способными переплыть океан на своей лодке, жениться на девушке своей мечты, создать свой тип клетки, а не пересказывать наизусть строение имеющейся? Почему-то мы надеемся, что наращивание количества решаемых задач неуклонно развивает мозг, но это так до некоторого – очень недалекого – предела, а дальше мозг коснеет и выходит на пенсию, он привыкает, что у задачи уже есть решение, и отказывается его искать, ему уже не весело идти туда, знаю куда. А по-другому он не может.
|
|
Второй способ обучения состоит в следующем. Ученик просыпается [Здесь рукопись обрывается в связи с окончанием блокнота].