Несколько слов по ходу коллективного обдумывания, если оно идет

 

При обсуждении конкретной школы, будь то Солнце, Бетельгейзе или N6946-BH1, есть два пути никуда, на которые легко стать и с которых трудно сойти.

Первый путь – это обсуждение школы вообще, пригодной для всей России. Понятно, откуда берется такой соблазн. Обсуждая конкретную школу, мы создаем в голове некую схему, модель, а раз появляется модель, совершенно непроизвольно хочется применить ее повсюдно, и начинаются разговоры вроде «ну, это не годится, представьте, что так сделали бы все». Это путь никуда, потому что невозможно издать указ, который был бы выполнен во всех школах России. Во всяком случае, единообразно и единовременно. Это даже не армия. Нельзя заставить всех школьников прочитать «Войну и мир». То есть физически это возможно: скажем, под страхом смерти в некий день X посадить всех за парты, дать в руки книгу и заставить. Но прочитанность «Войны и мира» от этого отнюдь не возрастет. Можно еще обязать всех учителей заинтересовать школьников «Войной и миром», но это уж совсем праздник идиота. Или я, например, принес в восьмой класс Шредингера, Фейнмана и некоторые стихи. Это не значит, что я хотел бы, чтобы эти книги лежали во всех восьмых классах страны. Лежать-то они могут, но их лежание будет равно их отсутствию, это просто лишние финансовые убытки. (А для кого-то прибыль, кстати. Может быть, на этом держится нынешнее производство учебников)

Второй путь в пустоту – это обсуждение петли времени. Постоянство принципов означает, что школа – это механизм, то есть производитель одной и той же продукции. Если вчера был кружок по селекции кактусов, то он должен быть и сегодня, и завтра. Если в этом году было десять победителей олимпиад, то и в следующем их должно быть не меньше. Даже если представить, что олимпиады перестали котироваться, олимпиадников все равно надо выпускать. (Раз эти мероприятия так сильно способствуют овладению предметом, желающих будет не меньше. Интересно, согласятся ли школьники с такой постановкой вопроса) Но этот День сурка возможен только в нашей голове, реальность пойдет своим чередом, ошибка будет накапливаться, и однажды в черно-белый четверг все придут в купальниках, и будет глупо этому удивляться.

Таким образом, во-первых, не надо обсуждать образование в целом, во-вторых, не надо устанавливать вечные принципы. А в остальном я согласен со всеми выступавшими.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: