(для сборника учительских эссе)
Существует ремесло. Ему учат в ВУЗах. Начинают в школах. Существует мировоззрение, в котором образованность видится как обученность ремеслу. Я не против такого мировоззрения, тем более что мне нужна еда, одежда, очки, транспорт и лечба зубов, просто у меня другое. Для меня образованность – это роскошь практически не нужного желания уметь спрашивать за пределами мастерства. Не до и не после, – помимо. Не не-доуметь, не пере-уметь, а делать другое. Чему не учили. Урок, таким образом, это антиурок. Грамотность при этом не отменяется, как и способность отличить стихотворение от доклада.
Оценки характеризуют послушность и память. Ни то, ни другое меня не интересует. Из могущего рационально обсуждаться меня интересует контакт, да и то не содержательно: что получает ученик в этом контакте, что получаю я – вряд ли можно выяснить раньше, чем через двадцать лет.
Физически урок может быть любым, лишь бы никто никому не мешал.