Глава I. Отношения между двумя китайскими государствами

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава I. Отношение между двумя китайскими государствами

1.1 Проблема Тайваня

Современное состояние проблемы

Глава II. Перспективы существования двух китайских государств

Политики США, Японии и России в вопросе о Тайване

Политика США в «тайваньском вопросе»

Политика Японии в отношении Тайваня

Россия и проблема Тайваня

Перспективы отношений между КНР и Тайванем

Отношение между КНР и Тайванем в настоящее время

Перспективы отношений двух китайских государств

Заключение

Список литературы

                                                       


 


ВВЕДЕНИЕ

 

К началу нового тысячелетия Китай прошел длительный и мучительный путь в поисках модели развития и добился в экономическом и социальном плане многого. XXI век открыл для Китая новые возможности для модернизации и превращения его в одну из развитых стран мира.

Одним из приоритетных направлений внешней политики Китая является участие КНР в интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Пытаясь занять ведущее место в АТР, лидеры КНР продолжают курс на создание экономического сообщества «Большого Китая», то есть создание единой экономической системы в составе КНР, Тайваня, Сянгана и Сингапура.

Важнейшей проблемой для современного китайского руководства была и остается проблема мирного воссоединения Тайваня.

Проблема не новая, но очень острая и болезненная не только для КНР и Тайваня, но и для международного сообщества, прежде всего ведущих держав (США, Японии, России). Район острова Тайвань является стратегически важным геополитическим и экономическим центром Восточной Азии, а Тайваньский пролив - оживленной транспортной артерией, которой пользуется множество судов и авиалайнеров различных стран мира.

Неоднозначность отношений между КНР и Тайванем, а главное - возможность КНР применить силу против Тайваня рассматриваются в США, Японии и странах Запада как угроза международной безопасности в регионе. Поэтому, вполне закономерен интерес, проявленный международной общественностью к новым моментам в двусторонних китайско-тайваньских отношениях, которые появились за последнее время, в частности, после выступлений председателя КНР Ху Циньтао и избранного президента Тайваня в 2008г. Ма Ин-цзю.

В последнее время наблюдаются обострение дипломатического соперничества между Пекином и Тайбэем на международной арене, нарастание гонки вооружений в районе Тайваньского пролива. Одновременно КНР нажимает на Тайвань, требуя форсировать переговоры с Тайванем о воссоединении.

Равномерному процессу социального развития в рассматриваемом регионе препятствует конфликт двух сторон - Китайской Народной Республики (КНР) и Китайской Республики (КР или Тайвань). Обе стороны стратегического конфликта в аббревиатуре наименования используют термин «китайская», что позволяет сделать вывод об одинаковой этнической принадлежности большей части населения обоих геополитических единиц. Опыт исследования содержания этнической инфраструктуры спорящих сторон дает утвердительный ответ на вопрос о том, что, по сути, это один национальный социум. Однако разделенное на две составляющих общество имеет различные политические очертания, которые возникают в силу полярных идеологических интересов. Причем, в противостоянии участвуют, с точки зрения мирового сообщества, две неравные стороны. Одна сторона - КНР - это полноценный, первичный участник международных отношений - государство. В свою очередь, Тайвань, по мнению большинства государств, составляющих мировое сообщество, государством не является и таковым не должен быть признан никогда.

Актуальность темы состоит в том, что проблемные отношения между Китаем и Тайванем являются одной из самых обсуждаемых тем, как в Азиатском регионе, так и в мире в целом. Более того, в последнее время наблюдаются напряженность вокруг тайваньской проблемы, обострение дипломатического соперничества между Пекином и Тайбэем на международной арене, нарастание гонки вооружений в районе Тайваньского пролива.

Остров расположен на перекрестье морских коммуникаций, соединяющих Азию и Америку. Здесь пролегает большинство сырьевых потоков, необходимых для развития экономики Японии, частично, западного побережья США, в обратном направлении в Китай, в Юго-Восточную Азию следуют промышленные товары из этих стран, образцы передовой техники и новые технологии.

Решение тайваньской проблемы в цивилизованных рамках имеет важное значение, и для всего международного сообщества в плане умения находить компромиссы, учитывать взаимные амбиции и интересы, способности сочетать принципиальность в главном с готовностью идти на уступки во второстепенных вопросах. Поиски путей решения проблемы Тайваня, имея в виду особое значение ее для КНР, означают и понимание странами мирового сообщества роли и влияния Китая в этом вопросе, определенность его позиции с учетом политических, экономических, этнических, морально-нравственных характеристик, возможности прогнозирования действий Пекина на этом и других направлениях его внешней политики.

Тема состояния отношений между континентальным Китаем и Тайванем занимает важное место в современной политологической науке и литературе. Естественно, что самое пристальное внимание уделяется этому вопросу в Китайской Народной Республике и на Тайване.

Ученые КНР уже долгие годы и весьма плодотворно исследуют эту тему, привлекая все новые и новые источники, исторические свидетельства, анализируя современные материалы. Пожалуй, среди китайских ученых, занятых проблемой Тайваня, особое место по праву принадлежит Тан Чжэнжую «Чжунмэй цицзюй чжундэ Тайвань вэньти» («Тайвань на шахматной доске между КНР и США», 2000г.), Янь Сюетуну «Мэйго бацюань юй чжунго аньцюань» («Гегемонизм США и безопасность Китая», 2000г.). Среди тех, кто внес значительный вклад в дело изучения тайваньской тематики, можно выделить также Ван Фэнчао «Ли лунь юй шицзе: иго лянчжи» («Теория и практика: одна страна - два строя», 1998г.), Ли Хуа «Дисань чжи яньцзин кань Тайвань» («Глядя «третьим глазом» на Тайвань», 1997г.), Лу Сяохэна «Чжунго дуйвай гуанси чжундэ тайвань вэньти» («Тайваньская проблема в международных отношениях КНР», 2002г.). Помимо этого, большую помощь в работе над ВКР оказали исследования китайских ученых общетеоретического характера, касающиеся проблем международных отношений, истории и права, экономики стран региона - Фэн Шаолэя «Гоцзи гуаньси синлунь» («Новая теория международных отношений», 1994г.), Чэнь Цифаня «Куа шицзидэ шицзе гэцзюй дачжуаньхуа» («Трансформация мирового порядка в новом столетии», 1996г.) и др.

На Тайване за последние годы сложились определенные школы исследователей, занятые изучением межбереговых отношений. Их последователей отличает различие в подходах к проблеме статуса острова, форм и методов возможного объединения с материком. Среди наиболее серьезных аналитиков и экспертов по проблеме взаимоотношений сторон в Тайваньском проливе можно назвать профессора Вэй Юна и его работу «К вопросу о моделях межбереговых отношений» («Майсян минцзу нэйгун гунти»), Шао Чжэнхуэя, Сюй Цинфу, Цзян Вэйго и др.

Широкое освещение проблема Тайваня практически во всех ее аспектах получила в советской, а впоследствии и в российской науке. Использовались труды таких ученых, как В.С. Мясников и М.Л. Титаренко, работы Ю.М. Галеновича «Самоутверждение сыновей Тайваня» (1999г.), «Призрак Мао» (2000г.), Л.М. Гудошникова «Многопартийность на Тайване» (1999г.), «Политическая система Тайваня» (1999г.), Л.П. Делюсина, А.Г. Ларина, А.В. Меликсетова. Большую помощь для понимания позиции России в системе международных отношений, общих исторических процессов, тенденций развития экономики, политики, социальных проблем Тайваня, стран азиатско-тихоокеанского региона оказали исследования М.В. Карпова, А.В. Островского, В.Н. Усова, А.Г. Яковлева и др.

Целью данной работы является определение перспектив существования двух китайских государств: КНР и Китайской республики в ХХ1 в. Объект - политическая система Китая, а предмет состоит в отношении Тайваня с КНР в ХХ1 веке. Поставленная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:

. Рассмотреть процесс возникновения Китайской республики на Тайване. Показать взаимоотношения КНР и КР.

. Изучить причины возникновения Тайваньской проблемы.

. Проанализировать отношение США, Японии и России к Тайваньской проблеме.

. Определить перспективы существования двух китайских государств в ХХI в.

. Проследить отношения китайских государств в ХХI в.

В данной работе применялись следующие методы исследования: изучение нормативных первоначальных источников и теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы; анализ и обобщение монографий и статей по проблеме Тайваня; перевод публикаций с китайского на русский язык; систематизация и классификация материалов по вопросу взаимоотношения Тайваня и КНР.

Научная новизна данной работы состоит в том, что в ней обобщены теоретические позиции известных авторов по Тайваньскому вопросу, переведены исследования китайских авторов на заданную тему, получен анализ по вопросу отношений США, России и Японии к проблеме Тайваня в ХХ1в., уточнены возможные тенденции существования КНР и КР. Предпринята попытка системного исследования тайваньской проблемы, комплексного раскрытия исторических и политических причин ее становления и развития. Мы стремились продемонстрировать ряд новых направлений в изучении данной темы. Так, например, в работе подробно показаны исторические предпосылки возникновения проблемы Тайваня, рассмотрены концептуальные подходы сторон, помогающие понять сущность проблемы, обозначены доминирующие мировые тенденции, оказывающие влияние на тайваньскую проблему, выявлена взаимосвязь решения вопроса о Тайване с процессами мирового развития, показаны механизмы и характер влияния мировых тенденций развития на перспективы разрешения проблемы Тайваня.

Практическая ценность выпускной квалификационной работы определяется наличием практических рекомендаций, широтой области практического приложения. Полученные результаты могут быть полезны для написания курсовых и дипломных работ; возможно, их использование на специализированных курсах. Также опыт разрешения тайваньской проблемы может быть востребован при решении других конфликтных ситуаций в международных отношениях, окажет позитивное влияние на формирование элементов нового международного политического порядка. В этой связи, как представляется, результаты исследования могут иметь прикладное значение на межгосударственном и межведомственном уровнях. Основные материалы исследования докладывались на семинарах и конференциях.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. тайвань отделение китайский республика

Работа была апробирована на 20-х научных студенческих чтениях 20 апреля 2012 г.



ГЛАВА I. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ДВУМЯ КИТАЙСКИМИ ГОСУДАРСТВАМИ

Проблема Тайваня

 

Прежде чем понять реальную картину сегодняшнего дня, а тем более заглянуть в будущее, необходимо изложить историю возникновения проблемы Тайваня.

Окончание Второй мировой войны, безоговорочная победа в ней Советского Союза над фашистской Германией привели к образованию на территории Центральной и Восточной Европы ряда социалистических государств, возглавляемых правительствами народного единства. Несколько позднее к социалистическому лагерю примкнули также некоторые страны Азии - Северная Корея, Вьетнам, Китайская Народная Республика. Такое широкомасштабное «наступление» левых, демократических сил на разных континентах резко сократило возможности Запада безраздельно править во всем мире. Несмотря на сложившуюся в годы совместной борьбы против фашизма антигитлеровскую коалицию, западные страны во главе с США продолжали рассматривать Советский Союз (а в послевоенное время и другие государства, близкие ему по своим идейно-политическим позициям) в качестве главного соперника на мировой арене в борьбе за гегемонию над источниками сырья, экономическими контактами и международными финансовыми потоками. [20, C. 23]

Сложная обстановка наблюдалась в 50-х гг. в Китае. После победы в антияпонской войне в 1949 г. Китай приступил к восстановлению своей государственности, экономики. Однако правительство Гоминьдана (ГМД), являвшееся на тот момент Центральным правительством Китая, рассматривало КПК и созданные под руководством партии вооруженные силы - НОАК - как главную угрозу своему существованию. По сути, разорвав договоренности о мире и совместных действиях между ГМД и КПК, зафиксированные в целом ряде документов, в частности, в соглашении, известного также под названием «двух десяток - шуан ши», т.е. от 10 октября 1946 г., власти страны, развязали гражданскую войну, итог которой был таков: силы народно-освободительной армии, получившие закалку в боях с японскими оккупантами, оснащенные современным оружием, переданным им частями Красной Армии после освобождения оккупированных районов северо-востока, разгромили противника, вынудив того спешно бежать на остров Тайвань. За последний год боев были разгромлены гоминьдановские войска численностью свыше 1,5 миллионов солдат и офицеров. А на втором этапе войны в сентябре 1948 - января 1949 гг. в ходе трех грандиозных сражений были уничтожены основные силы гоминьдановской армии. В ходе Лаошэньской операции была полностью освобождена Маньчжурия, а во время Хуайхайской операции были разгромлены войска Гоминьдана, прикрывавшие выход к нижнему течению Янцзы. Наконец, в третьей операции НОАК окружила и освободила Пекин и Тяньцзинь, а вместе с этим и весь Северный Китай.

октября 1949 г. в Пекине было торжественно провозглашено создание Китайской Народной Республики. Таким образом, вся континентальная часть страны находилась под контролем КПК и ее вооруженных сил, НОАК активно готовилась освободить Тайвань с помощью силы, чтобы присоединить его к Китаю. После боев с НОАК на континенте от 8-миллионной армии Гоминьдана осталось всего 600 тыс. человек. И хотя первая, что называется, «с ходу» попытка наступления на остров Цзинмэнь не удалась, несомненно, НОАК потенциально имела подавляющее преимущество.

Довольно благоприятными для решения вопроса о Тайване следует признать и складывавшиеся международные условия. Слабость гоминьдановских вооруженных сил, загнивание его бюрократического партийного аппарата вело к тому, что Соединенные Штаты стали терять доверие к Гоминьдану и его способности вернуть себе власть над страной. Обстоятельства менялись так стремительно, что администрация США была вынуждена принимать решение - на кого делать ставку в своей дальнейшей политике в отношении Китая. [9, C. 78]

Война в Корее резко изменила ситуацию вокруг Тайваня. Начавшись в июне 1950 г., Корейская война существенным образом повлияла на расстановку сил в мире. Как считают в Соединенных Штатах, Корейская война явилась попыткой социалистического лагеря подавить силой демократию и свободу на юге полуострова, если говорить шире, - навязать миру коммунистические идеалы, глобально угрожая мировым интересам США.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: