Необходимость и важность осуществления «плановой» деятельности на предприятии

Вступление

 

В данной курсовой работе анализируются такие показатели эффективности деятельности хозяйствующего субъекта как величина полученной денежной выручки от реализации продукции, чистой прибыли и уровня рентабельности производства и продаж. Кроме того, в курсовой работе сделана попытка оценить уровень эффективности ведения отдельной отрасли растениеводства конкретного сельскохозяйственного предприятия (на примере выращивания озимой пшеницы) на основе планирования величины понесенных на производство расходов, калькуляции возможного уровня себестоимости продукции, расчета выручки от ее реализации и определение возможной величины чистой прибыли от осуществленной деятельности.

Курсовая работа состоит из трех разделов, в которых последовательно освещаются вопросы, касающиеся процесса планирования полученной прибыли от производства и реализации готовой продукции (озимой пшеницы), оценки достигнутого уровня эффективности деятельности хозяйствующего субъекта и отдельных его подразделений (ГП АФ «Слободская») и разработки рекомендаций по улучшению уровня такого хозяйствования «на земле».

Цель курсовой работы состоит в исследовании и раскрытии методики планирования и расчета уровня прибыли от проведенной предприятием производственной деятельности в отрасли растениеводства (на примере конкретной сельскохозяйственной культуры - озимой пшеницы, которая определяет производственное направление исследуемого предприятия, и является ведущей культурой в его отраслевой структуре).

Среди основных задач, которые определены в рамках курсовой работы, рассмотрены следующие:                                             

) определение необходимости осуществления «плановой деятельности» в контексте управленческой и хозяйственной деятельности предприятия; 2) исследование основных подходов и методик планирования прибыли предприятия, его отдельных подразделений от осуществления того или иного вида производственной деятельности;

) оценка существующего уровня финансового и экономического состояния исследуемого предприятия и осуществления экономической характеристики его деятельности;     

) предоставить методику расчета и планирования затрат на осуществление производственной деятельности (выращивание озимой пшеницы), себестоимости готовой продукции и уровня возможной прибыли от ее реализации;

) на основе полученных результатов сделать анализ безубыточного уровня производства и реализации продукции, который является неотъемлемой частью оценки эффективности деятельности;

) разработать практические рекомендации по улучшению результатов работы предприятия и повышения уровня ее экономической эффективности.

Информационной базой для написания данной курсовой работы стала учебная литература отечественных авторов и ученых из исследования данной проблематики, монографии и методические материалы, которые дали возможность для теоретического ознакомления с процессом планирования как функции менеджмента, основами финансового планирования и т.д. В практической части курсовой работы были использованы данные годовой отчетности предприятия в динамике последних лет его функционирования, П(С) БУ 2 «Баланс» - отчет о финансовом состоянии предприятия, П(С) БУ 3 «Отчет о финансовых результатах», а также отчеты о выполнении производственной программы в рамках предприятия и отдельных его подразделений. Причем, в процессе написания работы и проведения расчетов были использованы различные приемы исследования, которые составили ее методологическую основу (монографический, экономико-статистический, экономико-математический, расчетно-конструктивный, методы аналогий и сравнения, абстрактно-логический и др.).


Планирование как важная составляющая управленческой деятельности предпреятия

Необходимость и важность осуществления «плановой» деятельности на предприятии

 

Современные условия развития рыночной среды таковы, что требуют от отечественных предприятий значительной перестройки их деятельности, особенно структурной и в сфере управления, что является целевым задачей в контексте программ реформирования и перестройки нашей страны. Особое значение эта проблема приобретает на уровне тех предприятий, место которых в рыночной экономике полностью меняется. В условиях, когда предприятие становится экономически самостоятельным объектом товарно-денежных отношений, полностью отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности, оно должно сформировать свою управленческую деятельность на выполнение тех задач и планов, выполнение которых обеспечило бы ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке. Данная необходимость обусловлена еще и тем, что новые условия, диктуемые рынком и высоко конкурентной средой, требуют от отечественных предприятий внедрение и выполнение тех функций, которые раньше казались вообще ненужными в контексте управленческой деятельности. В рыночной экономике предприятие самостоятельно принимает решения, разрабатывает стратегию своего развития, находит необходимые для их реализации средства, нанимает работников, приобретает оборудование и материалы, решает многие структурных и организационных вопросов, в том числе таких, как создание, слияние, ликвидация предприятия, вопросы воспроизводства, реорганизации производственной деятельности и перестройки организационной структуры управления. Предприятия приобретают черты самостоятельности, которые характерны для условий рыночной экономики, а это в свою очередь требует значительного расширения сферы управления, увеличение объема и усложнение характера работ, выполняемых менеджерами. В данном контексте одной из главных функций управления предприятия остается процесс планирования хозяйственной деятельности и прогнозирования будущего развития.

Назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей фирмой. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость связи планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке [5, с. 17].

Планирование является важной частью хозяйственной практики. Опытные руководители понимают, что все крупные бои сначала выигрывают на бумаге - на плане, а только после этого в реальной жизни. Успешно работающие предприятия осуществляют не только долгосрочное планирование, но и детальную разработку оперативных текущих планов по каждому подразделению, каждому рабочему месту.

Сущность планирования, как функции управления предприятием, состоит в обосновании целей и путей их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов, способов и ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установление их взаимосвязи [4, с. 12-15]. Планирование является основным звеном и организационным началом всего процесса реализации целей предприятия. План нужен не только крупным и средним, но и малым предприятиям, и создает для них большие преимущества по сравнению с теми предприятиями, которые еще не осознали всю важность осуществления «плановой» деятельности.

Такими преимуществами, прежде всего, являются:

• проясняются возникающие проблемы, и становятся понятны будущие задачи и пути их достижения;

• возможность подготовки к использованию будущих благоприятных условий;

• предприятие становится подготовленным к внезапных и непредвиденных изменений, которые продиктованы внешней средой;

• улучшается координация действий и контроль в организации;

• создаются предпосылки для повышения квалификации менеджеров;

• создаются возможности для более рационального распределения и использования ресурсов;

• как следствие - повышается эффективность хозяйствования, предприятие становится сильнее по сравнению с конкурентами [4, с. 18].

Непосредственно процесс планирования направлен на поиск ответов на три ключевых вопроса: где организация находится в данный момент (состояние, какова ситуация)? чего организация стремится достичь (куда она направляется)? как организации попасть оттуда, где она есть, туда, где она стремится оказаться? Последнее из них является ключевым и целевым и отвечает за эффективность самого процесса планирования как функции управления предприятием.

Планирование - является первоначальной среди остальных функций управления, поскольку принятые в процессе ее реализации решения определяют характер осуществления всех других функций управления.

Весь процесс планирования на предприятии охватывает следующие этапы:

• разработка общих целей;

• определение конкретных, детализированных целей на заданный период;

• определение путей и средств их достижения,

• и наконец, осуществление контроля за достижением поставленных целей и задач (как на краткосрочную, так и долгосрочную перспективу в рамках оперативных, тактических и стратегических целей). При этом планирование, предвидя будущее, всегда основывается на определенных гипотезах состояния окружающей среды. Сегодня в процессе планирования широко используются различные методы и инструментарии расчетов, что обусловлено тем, что «план» по своей сути является не просто произвольным набором цифр, что продиктованы субъективным пожеланием того или иного руководителя или менеджера. План - это наука, и поэтому требует объективизма и научной обоснованности в принятии и последующей реализации.

При планировании деятельности предприятия используют различные методы, которые должны соответствовать существующему состоянию предприятия, условиям внешней среды хозяйствования, особенностям различных состояний процесса становления и развития рыночных отношений, специфике деятельности объекта планирования и разнообразия средств и путей достижения основной предпринимательской цели - увеличение прибыли (валового дохода).

При осуществлении процесса планирования используют различные методы, среди которых есть следующие:

• в зависимости от исходной позиции для разработки плана (ресурсный - за возможностями и целевой - за потребностями);

• в зависимости от принципов определения плановых показателей (качественные - экспертно-оценочные и эвристические и количественные - экстраполяционные и интерполяционные);

• в зависимости от способа расчета плановых показателей (опытно-статистический, факторный и нормативный);

• в зависимости от согласованности ресурсов и потребностей (балансовый и матричный);

• в зависимости от вариантности разрабатываемых планов (одно-, поливариантный и экономико-математической оптимизации);

• в зависимости от способов выполнения расчетных операций (ручной, механизированный и автоматизированный); • в зависимости от формы представления плановых показателей (табличный, линейно-графический и логико-структурный) [7].

Достаточно распространенным среди данных методов является екстраполяционный, который в практике планирования еще называют «господством от достигнутого уровня». Процедура вычисления приобретает очень упрощенного характера: фактически достигнутая величина показателя в базовом периоде корректируется на средний процент ее изменения. Более обоснованным считают факторный метод, по которому плановые значения показателей определяются на основе влияния важнейших факторов (факторов), обусловливающих изменения этих показателей. Нормативный метод планирования основывается на использовании технически обоснованных норм и нормативов, определяющих степень экономической эффективности производства и учета, норм затрат труда, финансовых и материальных ресурсов. Этот метод планирования предполагает расчет показателей по нормам на начало планового периода с последующей сменой норм в результате внедрения организационно-технических мероприятий и формирование на основе плановых норм соответствующих показателей плана предприятия.

Важным в процессе осуществления процесса планирования является разработка нескольких вариантов плана, что достигается с помощью специальных экономико-математических моделей, в которых важнейшие плановые показатели оптимизируются. Этот метод дает возможность найти наиболее эффективные решения, и из многих вариантов выбрать оптимальный по определенным определённым критерием, определяющим эту оптимальность.

Балансовый метод применяется для обеспечения согласования потребностей и ресурсов. В практике планирования балансы разрабатываются для различных видов ресурсов: материальных, трудовых, финансовых и т.д. Балансы составляются из двух частей: первая часть отражает все направления расходов ресурсов в соответствии с потребностями, а другая - источники поступления этих ресурсов. Применение данного метода способствует предотвращению диспропорций между имеющимися и требуемыми ресурсами, а также источниками их удовлетворения.

Все большее значение играют экономико-математические методы и методы линейного программирования, которые позволяют разрабатывать несколько вариантов и на основе оптимизационных расчетов выбирать лучший из них. Использование данных методов дает возможность моделировать сложные экономические процессы, предвидеть наиболее вероятные направления развития экономической системы в зависимости от тех или иных параметров и целевых функций, значительно ускоряя расчеты и повышая их точность.

Таким образом, при осуществлении «плановой» деятельности, составлении и реализации разработанных планов необходимо руководствоваться и оперировать соответствующим инструментарием, методологической базой, качественное использование которой будет способствовать существенному повышению эффективности планирования.

При разработке качественного плана, под которым в первую очередь понимается соответствие его критериям оптимальности и эффективности, большое значение играет информационная база, на основе которой разрабатываются те или другие планы. Информация при этом выступает как один из главных элементов любой из функций управления. Владение полной, достоверной, актуальной и оперативной информации предоставляет организации рыночных преимуществ, снижает финансовый риск, эффективно поддерживает принятие решений. Поскольку сегодня информацию рассматривают в неразделимой единства с компьютерными системами, которые обеспечивают ее сбора, регистрации, хранения, передачи и преобразования, это способствует еще более эффективному процессу разработки планов и осуществление функций планирования в рамках хозяйствующего субъекта. К внутренних информационных источников данных относятся: бухгалтерский учет и отчетность; статистический учет и отчетность; оперативный учет и отчетность, разрабатываются непосредственно на предприятии. Внешней информацией для планирования является информация о состоянии рыночной среды, поставщиков, конкурентов, покупателей и т.д. Источниками такой информации могут быть нормативно-правовая база, официальная бухгалтерская и статистическая отчетность, публикации, другие предприятия, информация, полученная от внешних консалтеров, и от проведенных маркетинговых исследований.

Сбором нужной информации всегда занимается служба планирования. В то же время этот процесс координируется и контролируется высшим менеджментом. Высший менеджмент, кроме того, самостоятельно занимается сбором информации, так как имеет доступ к различным информационным каналам.

Планирование объединяет структурные подразделения предприятия общей целью, предоставляет всем процессам однонаправленность и скоординированность, что позволяет наиболее полно и эффективно использовать ресурсы, комплексно, качественно и быстро решать различные задачи.

Наряду с тем, что процесс планирования является достаточно ресурсозатратным и требует значительных затрат времени, специалисты рыночной экономики выделяют его положительные результаты:

оно стимулирует руководителей к разработке перспективных задач и установление долгосрочных целей;

четко определяет задачи и приоритеты деятельности организации;

делает предприятие более подготовленным и адаптированным к рыночным изменениям;

ориентирует хозяйственную деятельность предприятия на достижение долгосрочного экономического эффекта через систему научного предвидения и эффективного планирования и прогнозирования будущего развития;

определяет рыночную нишу предприятия и его позицию по сравнению с конкурентами и т.д.

Для того, чтобы функция «планирование» достигла целей, она должна основываться на таких принципах:

а) принцип полноты (должна охватывать все области деятельности предприятия, все его действия и текущие операции);

б) принцип точности (необходимость достижения высокой точности расчета и планирования количественных и качественных показателей деятельности предприятия);

в) принцип непрерывности (процесс планирования не является одноразовым действием или каким-то «пилотным» проектом, а поэтому должно проводиться с определенной хронологичностью и быть в рамках текущей деятельности предприятия);

г) принцип массовости (предусматривает привлечение к процессу планирования специалистов разного профиля и тех, кто непосредственно будет выполнять разработаны планы деятельности);

д) принцип гибкости (способность изменять свое направление в связи с непредвиденными обстоятельствами);

е) принцип участия (привлечение к его разработке тех, кто должен выполнять этот план с тем, чтобы каждый участник понимал ситуацию и привлекался к данного процесса; кроме того, участие работников в достижении целей организации предоставит им возможность удовлетворять их собственные потребности, что становится результатом появления более внятных мотивов к эффективному труду) [4, с. 22-25].

Следовательно, планирование выполняет большую роль, решая вопрос о том, какими должны быть цели организации, что она должна делать для достижения данных целей и как достичь конечного результата наиболее эффективным путем. Именно с помощью планирования руководство предприятия стремится установить основные направления для принятия решений, которые обеспечат этот процесс как единое целое. Главный смысл планирования заключается в повышении эффективности деятельности предприятия путем целевой ориентации и координации всех процессов, выявления рисков и снижения их уровня, повышение гибкости и адаптивности к изменениям. Кроме того, планирование способствует системной подготовке к формированию будущего состояния предприятия через систему определенных задач и работ, методов и путей достижения поставленных целей и определение комплекса необходимых для выполнения этих задач ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: