Методологические основы планирования прибыли в растениеводстве

Важнейшим критерием успешной работы предприятий является их доходность. Предприятия обязаны получать такие доходы, которые бы не только покрывали расходы, но и в достаточной степени превышали их. Факт превышения доходов над расходами, связанными с деятельностью предприятия, означает, что предприятие получает прибыль - положительный финансовый результат. Прибыль - важнейшая экономическая категория, основная стратегическая и ближайшая цель предприятия, основное условие функционирования предприятий в рыночной экономике. Прибыль характеризует окончательный результат деятельности предприятия, его получение - обязательное условие расширенного воспроизводства предприятия, обеспечения самофинансирования и укрепления его конкурентоспособности на рынке. Именно поэтому, деятельность по планированию прибыли в рамках управленческой деятельности предприятия является важной составляющей процесса менеджмента, что непосредственно влияет на эффективность осуществления хозяйственной деятельности.

Процесс планирования прибыли предприятия можно разбить на две части:

. факторный анализ прибыли;

. опираясь на результаты факторного анализа непосредственно планирование суммы прибыли, который по прогнозу может получить предприятие [2, с. 284].

В рамках факторного анализа выделяют совокупность факторов, влияющих на операционную прибыль, к которым относятся:

• цены на реализованную продукцию (в свою очередь определяются качеством продукции, каналами и срокам реализации);

• объемы реализации продукции;

• себестоимость реализованной продукции.

Важным этапом планирования прибыли (непосредственно растениеводческих отраслей, в частности себестоимости зерновых - озимой пшеницы) является планирование расходов на производство данной продукции, то есть фактическое определение себестоимости продукции.

Так, себестоимость продукции определяется как совокупность затрат предприятия, связанные с производством и сбытом продукции, выполнением работ и услуг. Себестоимость является обобщающим показателем, который характеризует все стороны производственной деятельности предприятия. От ее уровня зависит уровень рентабельности предприятия и его отдельных подразделений, отраслей, культур или видов продукции. Следовательно, хозяйственная деятельность предприятия, нацеленная на получение высокого уровня рентабельности и доходности, должна быть ориентирована на всестороннее обоснование и анализ данного показателя, снижение которого (в пределах выпуска качественной продукции) является источником роста показателей эффективности деятельности предприятия и обеспечение расширенного воспроизводства. Так, категория прибыли тесно связана с показателем себестоимости, то считаем необходимым проанализировать структуру затрат, понесенных на производство продукции растениеводства.

С целью обоснованного определения и всестороннего анализа себестоимости затраты хозяйства группируют по отдельным статьям. Такими основными статьями в растениеводстве являются: расходы на оплату труда с социальными отчислениями, на семена и посадочный материал, топливо и смазочные материалы, удобрения и средства защиты растений, затраты на работы и услуги, на ремонт и содержание необоротных активов, непроизводительные расходы, общепроизводственные расходы и другие [4, с. 372].

Так, статья расходов «Отчисления на социальные мероприятия» включают отчисления на пенсионное обеспечение и социальное страхование, страховые взносы на случай безработицы, на индивидуальное страхование персонала предприятия и др. Те из сельскохозяйственных предприятий, которые платят фиксированный налог, планируют только отчисления в фонд социального страхования, связанные с производственным травматизмом и профзаболеваниями (0,2%) и на случай безработицы (1,9% от размера заработной платы).

Важной статьей затрат в растениеводстве являются расходы на семена и посадочный материал, которые включают расходы на семена и посадочный материал собственного производства и приобретенных, которые используются для посева соответствующих с/х культур. При чем, в стоимость семян включают расходы на его очистки, сортировки, хранения и завоз в хозяйство, расходы на его подготовку к посеву, погрузки и транспортировки до места посева.

Стоимость удобрений и СЗР вычисляют по ценам их приобретения с учетом затрат на транспортировку, исходя из запланированной массы их использования за культурами и действующими ценами.

По статье «Топливо и смазочные материалы» отражают стоимость ресурсов, используемых для выполнения механизированных работ в растениеводстве (осуществляется по технологическим картам) и технологических операций по обслуживанию производства. При этом стоимость топлива и смазочных материалов для работы тракторов и комбайнов определяется по комплексной цене 1 т основного топлива, которое включает стоимость основного топлива и соответствующего ему количества масел. В статье «Работы и услуги» отражаются расходы на работы и услуги собственных обслуживающих (вспомогательных) производств и стоимость услуг производственного характера, предоставляемых сторонними организациями. В состав этой статьи расходов включают затраты на привлечение услуг автомобильного, тракторного и гужевого транспорта, затраты по использованию складов для временного и постоянного хранения продукции, полевых станов, мест заправки и т.д. В состав статьи «Расходы на ремонт основных средств» включают суммы на оплату труда работников, занятых на ремонтных операциях, стоимость запасных частей, ремонтно-строительных и других материалов, израсходованных на ремонт основных средств, стоимость услуг сторонних организаций и собственных ремонтных мастерских и т.д. В состав статьи «Прочие расходы» в растениеводстве относятся расходы на приобретение спецодежды и спец. обуви (на опрыскивании посевов и т.д.), платежи за страхование урожая с/х культур, а также отдельных категорий работников, занятых на работах с повышенной опасностью для жизни и здоровья. К общепроизводственных расходов включают затраты на оплату труда работников аппарата управления (агрономов, технологов и т.д.), бригадиров тракторно-полеводческих и полеводческих бригад; арендную плату; амортизационные отчисления и расходы на содержание и ремонт необоротных активов общепроизводственного назначения; расходы на мероприятия по охране труда и технике безопасности; расходы на переезды и перемещения и транспортное обслуживание работ и т.д.

Затраты на производство планируют одновременно и в непосредственной связи с расчетами урожайности сельскохозяйственных культур, агрохимических и других мероприятий, обеспечивающих запрограммированный объем выхода продукции. Именно поэтому, планирование расходов растениеводческой отрасли необходимо осуществлять по определенному алгоритму, а именно: анализ величины и структуры расходов в предыдущем периоде; уточнение нормативов и норм материальных и трудовых затрат и их согласование с плановыми показателями развития отрасли; исчисления размера затрат на производство продукции планового года и ее себестоимости [4, с. 369].

При этом при планировании себестоимости растениеводческой продукции используют следующие методы: сметный (составляют сметы расходов согласно статьям расходов за отдельными культурами); нормативный (планирование осуществляется на основе разработанных с учетом конкретных условий хозяйствования научно-обоснованных нормативов); расчетно-конструктивный (базируется на фактической себестоимости и определении размеров снижение / повышение расходов за счет влияния определенных технико-экономических факторов); экспертный (на основе статистического, а экспертного анализа); экономико-математического (учета влияния каждого фактора на себестоимость и структура затрат и определения функциональных зависимостей) и другие.

При осуществлении планирования доходности (в нашем случае - растениеводческой отрасли) важное значение имеет планирование и анализ объемов производства продукции. Причем, данные объемы напрямую зависят от посевных площадей с/х культур, урожайности и плановых потребностей в продукции. Так, при обосновании площади посева необходимо учитывать общую потребность в конкретных видах продукции, конкурентоспособность отрасли и существующие ограничения (по севооборота, земельных, трудовых, материальных и других ресурсов). Важным элементом, что оказывает непосредственное влияние на объемы полученной продукции (валовые сборы), являются урожайность культур, от которой зависят показатели производственно-финансовой деятельности предприятия (размеры и структура посевных площадей, уровень товарности, система агрохимических мероприятий, производительность труда, рентабельность производства продукции и т.д.). Таким образом, определили, что объемы полученной продукции напрямую зависит от площади посева культуры и ее урожайности (математическая зависимость может быть представлена произведением этих двух показателей, а поэтому при увеличении значений этих показателей, возможным станет повышение объемов полученной продукции).

При обосновании плановой потребности в продукции растениеводства учитывают спрос на данную продукцию, конъюнктуру рынка, возможности к наращиванию объемов реализации поставок по бартерным соглашениям и в рамках межхозяйственной кооперации, экспорта продукции, учет необходимости создания основных и страховых семенных и фуражных фондов, выделение продукции растениеводства для собственных хозяйственных нужд (общественное питание, в счет оплаты труда за земельные и имущественные паи и т.п.).

Важным фактором влияния на прибыльность отрасли являются цены реализации продукции, за счет которых можно значительно увеличить получаемую выручку. При этом, цена зависит, прежде всего, от качества продукции, каналов и сроков реализации. Реализация продукции растениеводческой отрасли связана со значительными рисками, касающиеся ценообразования на данную продукцию, а именно значительное колебание цен в разные сезоны, а также рыночная конъюнктура, сложившаяся, объемы предложения продукции и спроса на нее, риски недополучения продукции, необходимость создания страхового запаса и резерва с возможностью реализации в последующий период, когда будет установлена более выгодная цена на продукцию. Цена на реализуемую продукцию зависит от величины полной себестоимости, которая состоит из производственной себестоимости и реализационных затрат, и объемов спроса и предложения на рынке, конъюнктуры рынка и величины желаемого для получения прибыли (по методу «средние издержки +» и др.).

Итак, определили, что весомое влияние на объемы полученной прибыли от функционирования растениеводческой отрасли на предприятии производят такие экономические категории, как цены на реализуемую продукцию, объемы производства и себестоимость производимой продукции. Таким образом, при осуществлении планирования прибыли необходимо анализировать данные показатели, обосновывать положительные / отрицательные отклонения в их значениях, причины данных изменений и определять возможные пути и потенциал для повышения значения полученной предприятием прибыли в пределах произведенной им хозяйственной деятельности.

Следующий элемент, который имеет важное значение в планировании прибыли - это точка безубыточности, т.е. выручка от реализации, при которой предприятие не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. При этом затраты предприятия равны его доходам.

Точка безубыточности рассчитывается по следующей формуле:

,

планирование прибыль безубыточность растениеводство

где ТБ - точка безубыточности, то есть тот объем продаж, начиная с которого цена продажи товара превышает затраты на его производство и реализацию;

Впост - величина постоянных (фиксированных) расходов, грн.;

Взмін - величина переменных затрат на единицу продукции, грн.;

Ц - оптовая цена продажи, грн. [7]

По данной формуле рассчитывается точка безубыточности при выпуске одного наименования продукции. Если же предприятие выпускает несколько видов продукции, то существует несколько вариантов распределения постоянных затрат пропорционально выручке от реализации, переменным затратам, количества часов работы оборудования, заработной плате производственных рабочих и т.д.

Таким образом, для определения плановой величины объема производства и продаж, что соответствует безубыточному состояния предприятия, необходимо знать три величины:

) оптовая цену продажи товара;

) объем постоянных (фиксированных) расходов, то есть таких затрат, величина которых в коротком периоде времени не связана с объемом производства и реализации и их изменениями (затраты на оборудование, его содержание и эксплуатацию, амортизационные отчисления, административные расходы, расходы на аренду, рекламу, социальное страхование, научные исследования, разработки и т.п.);

) объем переменных расходов, то есть расходов, которые изменяют свою величину в связи с изменением объема производства и реализации продукции (затраты на сырье и материалы, заработную плату основного производственного персонала, электроэнергию, транспортировку и т.д.).

Кроме того, в процессе планирования прибыли предприятия особое внимание следует обратить на определение и учет факторов, повлекших негативное влияние на объемы полученной прибыли и тех из них, которые повысили его уровень. Таким образом, планирование прибыли предприятия является комплексным процессом, а от того, насколько этот процесс будет выполнен качественно, будет зависеть эффективность осуществленной хозяйственной деятельности, которая направлена на достижение главной предпринимательской цели - максимизацию прибыли.

 


 






double arrow
Сейчас читают про: