6.1. Выпускная квалификационная работа (далее – ВКР), ее подготовка и защита – является формой государственной итоговой аттестации.
ВКР способствует систематизации и закреплению знаний выпускника по специальности при решении конкретных задач, а также выяснению уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе.
ВКР выполняется студентом под руководством преподавателя, участвующего в реализации программ профессиональных модулей, согласно получаемой специальности.
6.2. Темы ВКР определяются колледжем с учетом технического задания работодателей. Студенту предоставляется право выбора темы ВКР, в том числе предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения. При этом тематика ВКР должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в программу подготовки специалистов среднего звена по специальности.
6.3. Для выпускников, завершающих освоение программы подготовки специалистов среднего звена, ВКР выполняется в следующих видах:
1) дипломная работа:
дипломная работа опытно-практического характера; дипломная работа опытно-экспериментального характера;
2) дипломный проект.
Рекомендуемый объем ВКР – 35-50 страниц печатного текста без учета приложений.
6.4. Дипломная работа опытно-практического характера имеет следующую структуру:
1) титульный лист (приложение № 2);
2) оглавление (приложение № 3);
3) введение, в котором должны быть раскрыты и обоснованы актуальность и практическая значимость выбранной темы, описана теоретико- методологическая база исследования, сформулированы компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, цель, задачи, определены методы исследования (не более 5 страниц);
4) теоретическая часть, в которой должны быть рассмотрены и проанализированы теоретические основы изучаемой проблемы, в том числе представлены обзор используемых источников, аспекты разработанности проблемы в теории и практике, обоснован выбор применяемых методов, технологий и др.;
5) практическая часть, в которой должны быть представлены способы решения проблемы исследования в виде проекта педагогической деятельности по решению проблемы исследования и описание результатов его апробации;
В зависимости от специфики специальности и профессионального модуля, в рамках которого выполняется ВКР, в качестве способа решения проблемы исследования могут быть спроектированы:
- система (комплекс) мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие, по организации различных видов деятельности и общения детей, занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, уроков, внеурочных занятий, внеклассных форм работы с учащимися, досуговых мероприятий, внеурочных музыкальных занятий и т.д.;
- средства обучения, воспитания, развития, музыкального образования, формирования универсальных учебных действий учащихся/воспитанников и т.д. (учебно-наглядные, учебно-методические пособия или их фрагменты);
- система (комплекс) мероприятий по взаимодействию с родителями воспитанников.
В качестве предпосылок для проектирования способа решения проблемы исследования в практической части работы должны быть представлены:
- характеристика базы исследования;
- результаты исследования уровня развития субъекта исследования;
- обоснование выбора проектируемого способа решения проблемы исследования.
Завершает практическую часть описание результатов апробации спроектированного способа решения проблемы исследования. Апробация может проводиться в виде:
- проведения уроков / занятий, мероприятий, иных форм работы с учащимися / воспитанниками, их родителями (законными представителями) и т.д. с последующим анализом;
- выступления с докладом на заседаниях методического объединения педагогических работников образовательной организации, предметно-цикловой комиссии колледжа, на научно-практических конференциях, педагогических чтениях;
- публикаций.
Результаты апробации могут быть представлены в виде справки о внедрении;
6) заключение, в котором должны быть сформулированы выводы, раскрывающие результативность и эффективность выполнения ВКР, значимость полученных результатов, и рекомендации относительно возможностей их практического применения (не более 5 страниц);
7) библиографический список (не менее 20-25 источников) (приложение № 12);
8) терминологический справочник (по усмотрению научного руководителя);
9) приложение.
6.5. Дипломная работа опытно-экспериментального характера имеет следующую структуру:
1) титульный лист (приложение № 2);
2) оглавление (приложение № 3);
3) введение, в котором должны быть раскрыты и обоснованы актуальность и практическая значимость выбранной темы, описана теоретико- методологическая база исследования, сформулированы компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, цель, задачи, гипотеза, определены методы исследования (не более 5 страниц);
4) теоретическая часть, в которой должны быть рассмотрены и проанализированы история вопроса, аспекты разработанности проблемы в теории и практике, обоснованы возможные варианты решения проблемы;
5) практическая часть, в которой должны быть представлены план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, основные этапы эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный), анализ результатов эксперимента;
6) заключение, в котором должны быть сформулированы выводы, раскрывающие результативность и эффективность выполнения ВКР, значимость полученных результатов, и рекомендации относительно возможностей их практического применения (не более 5 страниц);
7) библиографический список (не менее 20-25 источников);
8) терминологический справочник (по усмотрению научного руководителя);
9) приложение.
6.6. Дипломный проект имеет следующую структуру:
1) титульный лист (приложение № 2);
2) оглавление (приложение № 3);
3) введение, в котором должны быть раскрыты и обоснованы актуальность и практическая значимость выбранной темы, описана теоретико- методологическая база исследования, сформулированы компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, цель, задачи, определены методы исследования (не более 5 страниц);
4) пояснительная записка, в которой должны быть рассмотрены и проанализированы история вопроса, аспекты разработанности проблемы в теории и практике, возможные варианты решения проблемы, описана собственная проектная идея, обоснованы вид продукта дипломного проекта, анализ условий его реализации в конкретной образовательной организации, в некоторых случаях проведено расчетное обоснование продукта проектной деятельности, представлены развернутые методические рекомендации по его использованию, обобщающий вывод (объем – 15-20 страниц);
5) практическая часть, в которой должен быть представлен собственно проект способа решения проблемы в виде готового изделия, которым могут быть, например, программа (рабочая программа, программа работы с родителями, программа коррекционной работы по учебному предмету, программа мониторинга качества образовательного процесса по учебному предмету, воспитательной работы и т.д.), рабочая тетрадь, сборник (конструктов серии занятий, сценариев праздников, игр и т.д.), методические рекомендации по организации и проведению родительских собраний, серия наглядных пособий, видеоматериалы, компьютерные обучающие программы, и прочее;
6) результаты апробации продукта проектной деятельности;
7) заключение, в котором должны быть сформулированы выводы, раскрывающие результативность и эффективность выполнения ВКР, значимость полученных результатов, и рекомендации относительно возможностей их практического применения (не более 5 страниц);
8) библиографический список (не менее 20-25 источников) (приложение № 12);
9) приложение.
6.7. Этапы выполнения ВКР:
Этап (сроки) | Содержание деятельности студента в рамках выполнения ВКР | Отчетность |
Сентябрь | Выбор области исследования. Выбор темы ВКР. Выбор научного руководителя. Определение вида ВКР | Область исследования, тема исследовательской работы |
Октябрь | Составление плана работы. Определение понятийного и методологического аппарата. Подбор литературы по теме. Проектирование теоретической части исследования | План работы. Понятийный аппарат. Актуальность темы. Методологический аппарат исследования: противоречие, проблема, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, методы исследования |
Ноябрь | Систематизация, анализ материала. Уточнение плана работы | Макет теоретической части. Список литературы. Систематизированный анализ теоретической литературы по проблеме |
Декабрь | Написание чернового варианта введения и теоретической части работы | Черновой вариант введения и теоретической части работы. Зачет в период зимней сессии |
Январь | Проектирование практической части работы (разработка программы исследования) или содержания проекта, предназначенного к апробации | Модель экспериментальной части или чернового вариант проектировочной части |
Апрель | Реализация практической части исследования. Обработка и интерпретация полученных данных, доработка проекта. Написание чернового варианта практической части работы, заключения | Результаты практической части исследования. Схемы, приложения, таблицы, статистические, демонстрационные и иллюстративные материалы. Черновой вариант практической части работы. Заключение работы |
Май | Оформление чистового варианта работы. Подготовка защитной речи, электронной презентации | Текст защитной речи. Оформленный текст работы. Электронная презентация |
Июнь (с 01 по 16) | Предварительная защита ВКР. Доработка ВКР с учетом результатов предварительной защиты. Получение отзыва научного руководителя и рецензии на ВКР | Текст ВКР (итоговый печатный вариант). Отзыв научного руководителя. Рецензии. |
Июнь (с 17 по 30) | Публичная защита ВКР. | Текст ВКР. Откорректированная защитная речь. Электронная презентация |