Место физической культуры, служебно-прикладной физической подготовки и спорта в системе права Российской Федерации

Из учебной дисциплины «Правоведение» известно, что право это совокупность установ­ленных государством общеобязательных норм (правил пове­дения), выражающих волю народа, регулирующих общественные отношения в его интересах и защищающих общечелове­ческие ценности.

Все юридические нормы, в основном, согласованы между собой и одновременно подразделяются на определенные груп­пы в зависимости от характера регулируемых ими обществен­ных отношений. Такая внутренняя структура права, ко­торая характеризуется единством, взаимной согласованно­стью правовых норм и вместе с тем объективно необходимым разделением их на связанные между собой отрасли (части) в соответствии с особенностями регулируемых общественных отношений, называется системой права Рос­сийской Федерации.

Согласно общей теории права система права состоит из отраслей права (конституционное, административное, гражданское, уголовное и т.д.), подотраслей права и институтов права (избирательное, институт гражданства, институт собственности).

Норма права является первичным элементом системы права и представляет собой исходящее от государства общеобязательное правило поведения общего характера.

Норма права рассматривается как общее правило, кото­рое регулирует поведение людей, их коллективов путем предоставления им субъективных прав и возложения на них соответствующих юридических обязанностей. Норма права структурно состоит из трех элементов: гипотезы (указывает на те условия, при которых должно исполнять­ся установленное правило), диспозиции (устанавливает само правило поведения), санкции (устанавливает прину­дительные меры воздействия, которые государственные ор­ганы способны применить к нарушителям данного правила).

В зависимости от характера имеющихся в правовых нормах предписа­ний их можно подразделить на:

1) нормы управомачивающие(нормы-разрешения, уста­навливающие, что можно делать). Например, статья 45 Консти­туции Российской Федерации устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом;

2) нормы обязывающие(нормы, содержащие предписания, что нужно делать). Так, согласно статье 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, не­посредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом;

3) нормы запрещающие(нормы-запреты, устанавливаю­щие, что нельзя делать). Например, в соответствии со статьей 109 Конституции Российской Федерации Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Прези­дента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

Институт права (правовой институт) - это устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если правовая норма является исходным элементом, «элементарной частицей» правовой материи, то правовой институт представляет собой первичное, структурное подразделение общности, составную часть отрасли права. Институты права обладают определенной автономией, поскольку регулируют относительно обособленный круг однородных общественных отношений. В частности, к правовым институтам относятся: институт государственной службы в административном праве, институт гражданства в государственном праве, институт сделки в гражданском праве, институт необходимой обороны в уголовном праве и др.

В основе деления права на отрасли лежат два критерия: предмет правового регулирования и метод правового регулирования.

Под предметом правового регулирования понимается качественно однородная совокупность общественных отношений, на которую воздействуют нормы определенной отрасли права. Иными словами, предмет правового регулирования - это сфера, на которую распространяет свое действие отрасль права. Предмет регулирования является главным, объективным основанием для распределения правовых норм по отраслям права.

Каждая отрасль имеет свой специфический метод правового регулирования, под которым понимаются способы воздействия (совокупность юридических приемов и средств) отрасли права, с помощью которых производится регулирование определенного вида общественных отношений. Различия в способах воздействия права на общественные отношения определяются характером взаимного положения участников общественных отношений.

В одних отраслях права преобладает метод властного обязывания. Так, в административном праве действует метод субординации и властного приказа, позволяющий эффективно регулировать служебную и управленческую деятельность. В других отраслях преобладает равенство сторон (дозволение). Например, в гражданском праве используется диспозитивный метод правового регулирования, который предусматривает для субъектов известную альтернативную возможность поведения в рамках правовой нормы. В уголовном праве действует метод запрета определенных деяний и установления наказания за их совершение. Для процессуальных отраслей права (уголовный процесс, гражданский процесс) характерен метод равенства сторон, в соответствии с которым участники процесса находятся в одинаковом процессуальном положении друг перед другом, законом и судом.

В структуру метода правового регулирования входят такие компоненты, как установление границ регулируемых отношений, определение границ должного и возможного поведения субъектов (физических лиц и организаций), определение мер ответственности и ряд других компонентов, посредством которых правовые нормы оказывают необходимое воздействие на общественные отношения.

В системе права различают материальные и процессуальные отрасли права.

Материальные отрасли права включают правовые нормы, с помощью которых осуществляется непосредственное регулирование общественных отношений. Так, к материальным отраслям права относятся государственное (конституционное), гражданское, административное, уголовное и другие отрасли права, регулирующие общественные отношения.

Процессуальные отрасли права содержат правовые нормы, определяющие отношения, связанные с порядком разрешения споров, расследованием правонарушений, привлечением к юридической ответственности и другими процессуальными вопросами. Каждая из этих отраслей составляет в своей совокупности определенный процесс. В российской системе права существуют пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный и конституционный.

Система права находится в постоянном изменении и развитии, предполагающих возникновение новых общественных отношений и, следовательно, пополнение ее новыми институтами (например, институт прохождения военной службы на основании контракта) и отраслями.

Совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм, образует систему законодательства. В законодательстве (источниках права) правовые нормы и их различные структурные образования получают свое реальное выражение, внешнее проявление, т.е. они соотносятся как форма и содержание.

Система права и система законодательства различаются по структурным элементам и по своему содержанию. Если первичным элементом системы является норма права, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции, то первичным элементом системы законодательства является статья нормативного правового акта, которая не всегда содержит все три структурных элемента правовой нормы. Иногда в ней содержатся лишь два элемента: гипотеза и санкция, а диспозиция может содержаться в другой статье данного нормативного правового акта (отсылочный способ изложения) или в совершенно другом акте (бланкетный способ изложения). В одном и том же нормативном акте могут содержаться нормы различных отраслей права, которые обеспечиваются санкциями, содержащимися в других нормативных актах (например, законы о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих).

Один и тот же нормативный правовой акт может регулировать различные по своему содержанию виды общественных отношений, включая нормы нескольких отраслей права, поэтому у него не может быть единого предмета и метода правового регулирования. Это объясняется тем, что в реальной жизни возникает потребность урегулировать одним нормативным правовым актом или их группой не один вид общественных отношений, а целую группу разных видовых отношений, действующих в определенной сфере, например оборонной деятельности государства.

Разнообразие и взаимосвязь социальных отношений, возникающих в различных сферах общественной жизни, необходимость их эффективной организации обусловливают создание в системе законодательства таких структурных элементов, которые не совпадают с системой права. Поэтому отрасли права не всегда соответствуют отраслям законодательства.

Система законодательства включает в себя следующие основные виды отраслей законодательства:

1. Отраслевое законодательство - включает нормы, которые регулируют качественно определенный вид общественных отношений, являющийся предметом одной отрасли права. Здесь отрасль законодательства совпадает с отраслью права (например, гражданское, земельное, семейное, уголовное законодательство).

2. Внутриотраслевое законодательство - закрепляет нормы подотрасли или института права, регулирующие совокупность однородных общественных отношений (авторское законодательство в составе отрасли гражданского законодательства;  горное, водное, лесное законодательство как внутриотраслевые элементы земельного законодательства; банковское законодательство в составе финансового законодательства).

3. Комплексное законодательство - выражает нормы нескольких отраслей права или их структурных образований (подотраслей и правовых институтов), которые регулируют различные по своему видовому содержанию общественные отношения, составляющие относительно самостоятельную сферу общественной жизни, например физкультурно-спортивное право, военное законодательство. Предметом регулирования комплексных отраслей законодательства в отличие от отраслей права является не вид, а сфера общественных отношений, объединяющая различные их виды. Будучи предметом регулирования норм нескольких отраслей права, они вместе с тем обладают определенным единством, обусловленным общностью целей и задач человеческой деятельности, например в сфере физической культуры и спорта, сфера образования, обороны и безопасности государства. Единство и взаимопроникновение отраслевых групп общественных отношений определяют общность и взаимосвязь регулирующих их норм права.

Таким образом, в системе российского права имеются образования комплексного характера. Например, военное право, гуманитарное право, банковское право, коммерческое право, право в сфере образования и по нашему мнению физкультурно-спортивное право. Данные образования являются комплексными потому, что входящие в них нормы не связаны единым методом и механизмом регулирования. Физкультурно-спортивное право можно определить как комплексный институт права, потому, что все положения физкультурно-спортивного права прописаны в основных отраслях права. Можно определить нормы права, регулирующие деятельность в сфере физической культуры и спорта по таким основным отраслям права как: международное, конституционное, гражданское, административное, трудовое, финансовое, уголовное, военное право, процессуальное.

Однако существование в системе права комплексных отраслей права правовой наукой до настоящего времени не признано. Как правило, при этом в качестве аргумента указывается на отсутствие кодифицированного акта (кодекса), регулирующего ту или иную совокупность общественных отношений.

Между тем, по нашему мнению,  предметом физкультурно-спортивного права является комплекс общественных отношений, возникающих в сфере физической культуры и спорта, урегулированных нормами международного, конституционного, административного, трудового, финансового, гражданского, хозяйственного (предпринимательского) права, права социального обеспечения, экологического, уголовного, процессуального и иных отраслей права.

В физкультурно-спортивном праве можно определить следующие отраслевые методы:

- использования средств физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и формировании здорового образы жизни населения страны, разностороннем физическом совершенствовании граждан;

- обеспечения доступности всех слоев населения к занятиям физической культурой и спортом;

- создание государством условий для развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, как приоритетного направления в деле укрепления здоровья нации;

- использования физической культуры и спорта как средства подготовки к профессиональной, трудовой деятельности и воинской службе, а так же профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения, преступности и малолетней беспризорности;

- учета непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизни и деятельности;

- учета связи физического воспитания с другими видами воспитания (умственным, трудовым, нравственным, правовым и т.п.)

- ответственность граждан за свое здоровье и физическое состояние и совершенствование;

- обеспечение безопасности организаций и проведения учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий;

- возмещение вреда здоровью, связанного с последствиями спортивной деятельности или процессе этой деятельности;

- восстановления утраченных функций после производственных и спортивных травм и перенесенных заболеваний на основе использования средств лечебной физической культуры (ЛФК);

- учета направленности физкультурно-спортивного движения на консолидацию общества, укрепление единства и сплоченности нации;

- ориентации на развитие народных и национальных систем физического воспитания, позволяющих полностью раскрыть национальные традиции народов России, их самобытность в рамках единой государственной системы;

- учета самостоятельности и равноправия физкультурно-спортивных объединений, независимо от их уровня, которое они занимают в сфере физической культуры и спорта, в том числе равенства их прав на государственную поддержку;

- поощрение конкуренции в спорте и деятельности предприятий спортивной промышленности, защиты от монополизма в управлении, особенно в спорте высших достижений;

- обеспечения эффективной подготовки к соревнованиям, участия в соревновательной деятельности и достижения максимально высоких спортивных результатов;

- целенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате деятельности субъектов сферы физической культуры и спорта;

- учета правил спортивной этики и др.

Таким образом, все вышеизложенное позволяет сформулировать определение физкультурно-спортивного права.

Физкультурно-спортивное право – это формирующаяся в настоящее время специализированная комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых и корпоративных норм, регулирующих общественные отношения возникающие в сфере физической культуры и спорта, и включающая в себя нормы международного, конституционного, административного, финансового, трудового, уголовного, экологического, процессуального, хозяйственного (предпринимательского) права, права социального обеспечения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: