Тема 7. Проектное моделирование

 

1. Моделирование и модель как часть проектной деятельности:

2. Модель планирования порядка выполнения задач проекта и их продолжительности (диаграмма Ганта).

3. Алгоритм построения диаграммы Ганта (на примере английского проекта)

 

Цель лекции: сформировать у обучающихся представление о возможностях использования различных моделей в проектной деятельности с использованием конкретных примеров.

 

1. Моделирование и модель как часть проектной деятельности.

В современном мире трудно назвать область науки или практики, где моделирование не имело бы существенного значения. Оно применяется не только в исследованиях живой и неживой природы, в науках о человеке и обществе, но и при строительстве крупных объектов, управлении предприятиями и создании новой техники. С помощью моделирования можно свести изучение сложного к простому, незнакомого к знакомому, то есть сделать объект максимально наглядным и доступным для исследования.

При этом моделирование является методом исследования объектов по их моделям и одновременно важной составной частью проектной деятельности [1].

Моделирование теснейшим образом связано с проектированием. Обычно сначала проектируют систему, потом её испытывают, потом снова корректируют проект и снова испытывают, и так до тех пор, пока проект не станет удовлетворять предъявляемым к нему требованиям. Процесс «проектирование-моделирование» цикличен. При этом цикл имеет вид спирали — с каждым повтором проект становится все лучше, так как модель становится все более детальной, а уровень описания точнее.

Моделирование – это построение моделей для изучения (исследования) объектов, процессов, явлений.

Моделирование широко используется для представления и преобразования объектов, явлений или процессов, которых еще нет в реальности или эксперименты с ними по каким-то причинам недоступны – долговременны/кратковременны, микроскопичны или, напротив, протяжены в пространстве, дороги, опасны, относительно которых не имеется достаточно полных знаний и пр. Модель позволяет оперировать с ними, определяя устойчивые свойства, выделять отдельные сущностные аспекты проектируемых объектов, явлений и процессов и подвергать их более скрупулезному логическому анализу.

Модель – это образ (подобие объекта, явления или процесса), используемый в качестве его заместителя.

Модель (от лат. Modulus — мера, образец, норма) — это искусственно созданный образец в виде схемы, описания, физических конструкций или формул, подобный исследуемому объекту (явлению) и отражающий или воспроизводящий в более простом виде структуру, свойства и отношения между элементами объекта (явления).

Главная особенность модели, заключается в том, что она содержит в себе существенные черты оригинала.

В рамках проектирования модель позволяет:

- создавать образы объектов или явлений;

- имитировать реальные процессы будущей деятельности;

- проигрывать, сравнивать и оценивать возможные результаты проектирования;

- делать обоснованный выбор одного из альтернативных вариантов решения проблем [2, c. 33].

Модель появляется в результате исследовательского процесса. Этот процесс основан на логических рассуждениях, в ходе которых выделяют существенные признаки моделируемого объекта или явления.

В самом общем виде процесс моделирования изображен на рис.

Рис. 1. Процесс моделирования.

 

Современной науке известно несколько видов моделирования в зависимости от используемой модели:

1) предметное (материальное) моделирование, при котором исследование ведется на модели, воспроизводящей определенные геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта-оригинала (например, модель архитектурного сооружения, самолета) (рис. 2 а), б));

а)

 

б)

Рис. 2. Предметное (материальное) моделирование.

 

2) знаковое моделирование, при котором в качестве моделей выступают схемы, чертежи, формулы. Важнейшим видом такого моделирования является математическое моделирование, производимое средствами математики и логики, а также графические модели;

Рис. 3. Знаковое моделирование.

3) мысленное моделирование, при котором вместо знаковых моделей используются мысленно-наглядные представления этих знаков и операций с ними;

4) в последнее время широкое распространение получил модельный эксперимент с использованием компьютеров, которые являются одновременно и средством, и объектом экспериментального исследования, заменяющими оригинал. В таком случае в качестве модели выступает алгоритм (программа) функционирования объекта [2, c. 33].

При проектной деятельности могут применяться различные типы моделирования в зависимости от цели и задач проекта:

1. Моделирование, раскрывающее существенные признаки изучаемого объекта или явления.

2. Моделирование связей и зависимостей.

3. Моделирование роста и развития организмов.

4. Моделирование способов деятельности и др. [1].

Простейшим примером моделирования существенных признаков изучаемого явления может служить, например, заполнение «Календаря природы» школьниками. В нём фиксируются в виде символов существенные признаки наступившего сезона. «Календарь природы» - это наглядная модель сезона.

Существенные признаки объектов или явлений отражают материальные (предметные) модели, изготовленные из подручного материала, модели-схемы, модели-аппликации. Так, например, модель-аппликация экосистемы - по ходу обсуждения темы подбираются и прикрепляются на основу из картона изображения типичных для данного сообщества растений и животных.

При реализации проектов, посвященных человеческим взаимоотношениям, общению, можно моделировать чувства человека, представляя их при помощи жестов, мимики, соответствующего поведения, театрального грима, костюма.

Расположив фотографии по порядку с первого года жизни ребёнка и до определённого возраста, мы получим наглядную фото-модель роста и развития человека. Расположив по порядку проращенные с разницей в несколько дней семена фасоли, мы получим живую модель развития растения из семени.

Примером моделирования «роста и развития» могут быть схемы: «Если я начну изучать иностранный язык» или «Если я начну заниматься спортом». Эти схемы могут быть представлены в виде рисунков, фото, надписей и стрелок, показывающих развитие «полиглота» и «спортсмена», и могут быть выполнены в виде презентации на компьютере. Схемы развития с учетом изменений и без них можно поместить одну под другой для того, чтобы удобно было сравнить каждый этап развития и дать ему оценку.

С помощью моделирования можно сделать «видимыми» связи, существующие в природе и социуме. Это, например, составление схем, отражающих экологические связи в природе, связи между природой и человеком, между сотрудниками на предприятии, между отраслями в экономике страны или между странами в мире.

Моделирование деятельности позволяет также освоить различные её виды: трудовую, исследовательскую, познавательную.

С течением времени люди находят всё новые и новые идеи для моделирования. Так, например, моделирование незаменимо при изучении свойств живых организмов и применении их для технических целей. Участвуя в таком моделировании, можно почувствовать себя настоящим изобретателем [1]. Так, когда-то наблюдая за репейником, люди сделали вывод, что он может скрепить различные детали, и получили застежку-липучку, а в ходе изучения полета стрекозы был изобретен вертолет.

 

2. Модель планирования порядка выполнения задач проекта и их продолжительности (диаграмма Ганта).

Каждый из вас в составе проектной группы будет участвовать в реализации отдельного проекта, причем эти проекты будут самыми разными. Следовательно, и модели для этих проектов могут быть разнообразными – нужны ли они и какими они будут вы решите в команде вместе с вашим руководителем. Но все без исключения проекты объединяет то, что время и ресурсы на их осуществление ограничены, а в завершении проекта должен быть конкретный результат в соответствии с поставленной целью и задачами. Поэтому всем вам полезно будет заранее знать, как спланировать ваши действия в команде и собственные усилия, чтобы четко представлять кто и что будет делать, в какой последовательности, в какие сроки и какие ресурсы вам могут понадобиться.

Проект - сознательно выбранное действие, план - неотъемлемая часть его создания и выполнения. Однако разрабатываемый нами план должен быть достаточно гибким, чтобы выстоять под натиском проблем, возникающих у нас в работе, где ситуация меняется очень быстро. Для того чтобы справиться с возникшими проблемами, план должен предусматривать возможности изменить (не теряя из вида конечные цели) результаты проекта.

Планирование, по сути, – создание плана или модели проекта, которая может иметь различную форму, например, форму диаграммы, таблицы с цифрами, графика или последовательности действий. Но какой бы ни была форма, план выражает наши намерения в отношении будущих связей в рамках комплекса объектов, как в случае с архитектурным планом здания, или в рамках наших конкретных действий, касающихся времени, места и так далее.

В своем большинстве разрабатываемые планы касаются наших действий в будущем.

Но знать, что именно мы хотим сделать, еще недостаточно. Мы также должны ясно представлять следующее:

· когда будут предприняты эти действия;

· кто их будет осуществлять;

· какие ресурсы для этого необходимы (рис. 4).

Рис. 4. Планирование и процесс реализации проекта.

 

Если мы, составляя план, не уделим внимания каждому из моментов, то мы не только ограничим наши возможности, касающиеся достижения результатов нашего проекта при тех затратах, сроках и качестве, которые являются приемлемыми для нас, но можем ограничить наши возможности вообще получить какие-либо результаты.

Одним из простых и наглядных инструментов, который позволяет моделировать/планировать порядок выполнения задач проекта и их продолжительность, является диаграмма (график) Ганта (рис. 5).

Рис. 5. Пример диаграммы Ганта

 

Диаграмма Га́нта (англ. Gantt chart, также ленточная диаграмма, график Ганта) — это популярный тип столбчатых диаграмм (гистограмм), который используется для иллюстрации плана, графика работ по какому-либо проекту.

Для построения такой модели проекта не требуется специальных знаний и дорогостоящего программного обеспечения, достаточно ручки и бумаги. Примечательно, что диаграмма Ганта универсальна настолько, что ее может использовать обычный человек для грамотного планирования проектов в повседневной жизни – будь то ремонт в квартире, свадьба или поступление в ВУЗ (рис. 6).

 

а)

б)

Рис. 6. Пример диаграммы Ганта

 

Первый формат диаграммы был разработан Генри Гантом в 1910 г. Гант был нанят, чтобы управлять строительством судов для использования в Первой мировой войне, и разработал график для того, чтобы координировать работу нескольких инженеров и их задачи, которые должны были выполняться в течение определенного периода времени. Он начал с перечисления всех необходимых задач по проекту и планирования их в соответствии с
ресурсами [5].

Важной частью стала отображение зависимости одной задачи от другой. Гант также выделил период для каждого человека, в который он должен завершить каждый вид деятельности, определил, кто будет выполнять каждую из задач, а затем запланировал задачи в зависимости от общего времени, отведенного на проект. Он использовал гистограмму, чтобы представить эти виды работ по вертикальной оси, а по горизонтальной оси -время.

Это была первая модель, которая наглядно показывала прогресс каждого вида деятельности в рамках проекта. Наследие Генри Ганта для управления проектами заключается в следующем: диаграмма Ганта до сих пор остается важным инструментом управления, моделью, которая обеспечивает графическое отображение плана работ, удобной для контроля и отслеживания прогресса выполненных задач. Сегодня классическую диаграмму Ганта сменяет ее современная вариация - программа оценки и анализа (ПЕРТ).

Диаграмма Ганта оказалась таким мощным аналитическим инструментом, что в течение почти ста лет не претерпевала изменений. И лишь в начале 1990-х для более подробного описания взаимосвязей в нее были добавлены линии связи между задачами.

Диаграмма Ганта была использована в частности при строительстве гигантских инженерных сооружений, таких как плотина Гувера в Лас-Вегасе в 1939 году и система Эйзенхауэр шоссе, которая обслуживает большинство крупных городов в США [5].

По сути, диаграмма Ганта состоит из полос, ориентированных вдоль оси времени. Каждая полоса на диаграмме представляет отдельную задачу в составе проекта (вид работы), её концы — моменты начала и завершения работы, её протяженность — длительность работы. Вертикальной осью диаграммы служит перечень задач. Кроме того, на диаграмме могут быть отмечены совокупные задачи, проценты завершения, указатели последовательности и зависимости работ, метки ключевых моментов (вехи), метка текущего момента времени «Cегодня» и др.

Ключевым понятием диаграммы Ганта является «веха» — метка значимого момента в ходе выполнения работ, общая граница двух или более задач. Вехи позволяют наглядно отобразить необходимость синхронизации, последовательности в выполнении различных работ. Вехи, как и другие границы на диаграмме, не являются календарными датами. Сдвиг вехи приводит к сдвигу всего проекта.

Достоинства и недостатки диаграммы Ганта:

1. Графический обзор. Бизнесмены стали хорошо знакомы с графическим представлением диаграммы Ганта по сроками и этапам проекта, и им нравится то, что они могут четко выделить этапы проекта. Так как задачи часто представляют собой ряд различных цветовых полос, члены проектной команды могут определить свои задачи с первого взгляда.

2. Приоритеты. Диаграммы Ганта является хорошим презентационным инструментом, который показывает основные приоритеты проекта. Когда руководители проектов выделяют и распределяют каждый ресурс, вся команда узнает об этом и следует указаниям. Эта способность иллюстрировать этапы также является полезным инструментом для руководителей высшего звена при подготовке отчетов о состоянии проекта. Диаграмма Ганта дает им способ выработать критический путь.

3. Зависимости. Недостатком диаграммы Ганта является невозможность отразить зависимость задач. Часто при презентации проекта необходимо показать какие задачи зависят друг от друга. К сожалению, формат диаграммы Ганта не позволяет этого сделать.

4. Негибкость. Проекты не являются статичными: они постоянно меняются. А диаграмма Ганта в «ручном» исполнении не является гибкой, она не может учесть такие изменения. Руководители проектов должны оценить все, прежде чем они смогут построить график, так что если изменяется оценка продолжительности, то и диаграмму надо перерисовывать. Кроме того, диаграмма Ганта не может проиллюстрировать несколько возможностей планирования в одном и том же графике. Частично эти недостатки можно преодолеть, если строить диаграмму Ганта в среде специальных программных продуктов (рис. 7).

5.

Рис. 7. Пример построения диаграммы Ганта в программе MS Project.

 

6. Для крупных проектов диаграмма Ганта становится чрезмерно тяжеловесной и теряет всякую наглядность [5].

Указанные выше недостатки серьёзно ограничивают область применения диаграммы. Тем не менее, в настоящее время диаграмма Ганта является стандартом в теории и практике управления проектами, по крайней мере, для отображения перечня работ по проекту.

 

3. Алгоритм построения диаграммы Ганта (на примере английского проекта)

Простой пример небольшого домашнего проекта, на основе которого можно продемонстрировать построение диаграммы Ганта, описан в табл. 1.

Таблица 1.


Английский проект

цели Цели и задачи проекта: приготовить чашку чая, используя листовой чай и заварочный чайнике
действия Необходимые действия: - проверить количество воды в чайнике и, если нужно, долить ее; - включить чайник; - подготовить чайник для заварки; - подготовить листовой чай; - приготовить молоко или ломтик лимона; - взять чашку, блюдце и молочник; - налить молоко в молочник или положить лимон на блюдце; - дать воде в чайнике закипеть; - выключить чайник; - прогреть чайник для заварки, сполоснув его горячей водой; - положить листовой чай в чайник для заварки; - налить кипяток в чайник для заварки; - дать настояться; - взять чайное ситечко; - налить чай в чашку через ситечко; - добавить лимон или молоко
сроки Продолжительность:максимум 10 минут
исполнитель Работу выполняет: Фамилия Имя Отчество
ресурсы Необходимое оборудование, приспособления и материалы: - электрическая розетка; - кран холодной воды; - чайник для заварки; - чайная ложка; - электрический чайник, провод и штепсельная вилка; - бутылка молока в холодильнике; - пачка чая; - молочник; - ситечко для чая; - чашка и блюдце.
  Примечания: 1) Можно использовать чайник для газовой плиты. 2) Можно использовать ломтик лимона.

 

Однако результаты, необходимые действия и продолжительность проекта - не единственные задачи. Мы не должны забывать, что у нашего проекта есть своя смета расходов и что нужно обеспечить определенное качество конечных результатов. Оба названных фактора могут повлиять на то, каким именно образом мы предпринимаем необходимые действия или даже на сами действия. Так, например, в нашем английском проекте размер средств, которыми мы располагаем, может влиять на использование сорта чая: если наш бюджет строго ограничен, мы будем вынуждены употреблять чай в пакетиках вместо листового. В результате, если мы воспользуемся чаем в пакетике, то нам не понадобится заварочный чайник или ситечко для чая, и последовательность действий будет иной, равно как и качество полученного в итоге чая. Коротко говоря, фактор затрат может повлиять на:

· размеры результатов проекта (чайник чая или чашка чая);

· время, необходимое для завершения проекта (пакетик заваривается быстрее, и в целом времени нужно меньше);

· качество полученных результатов или пригодность для намеченной цели (являются ли вкусовые качества чая, полученного из пакетика, столь же высокими, как и листового чая?).

Действия, предусмотренные проектом, всегда связаны. Например, некоторые из них не могут быть начаты, пока не будут завершены другие, то есть это взаимозависимые действия, в то время как другие действия могут выполняться одновременно - это параллельные действия. Если мы обратимся к нашему английскому проекту, то увидим, например, что действие «включить чайник» должно осуществляться только после того, как мы выполним действие «проверить количество воды в чайнике и, если нужно, долить ее». Точно так же действие «прогреть чайник для заварки, сполоснув его горячей водой», можно осуществить только после того как вода в чайнике закипит и будет выполнено действие «выключить чайник».

Попробуйте найти еще какие-либо важные взаимосвязи и затем сравните ваши ответы с приведенными в табл. 2.


 

Таблица 2.

План действий для английского проекта

№ п/п Последовательность действий Должно быть завершено до или после действия №
1 проверить количество воды в чайнике и, если нужно, долить ее до 2
2 включить чайник после 1
3 подготовить чайник для заварки до 10
4 подготовить листовой чай до 11
5 приготовить молоко и ломтик лимона до 7
6 взять чашку, блюдце и молочник до 7
7 налить молоко в молочник или положить лимон на блюдце до 16
8 дать воде в чайнике закипеть после 2
9 выключить чайник после 8
10 прогреть чайник для заварки, сполоснув его горячей водой после 9
11 положить листовой чай в чайник для заварки после 3, 4 и 10
12 налить кипяток в чайник для заварки после 11
13 дать настояться после 12
14 взять чайное ситечко после 12
15 налить чай в чашку через ситечко после 13 и 14
16 добавить молоко или лимон по вкусу после 15

 

Все указанные в табл. 2 взаимосвязи весьма важны. Как только мы выявим их, начнут прорисовываться детали проекта, после чего применительно к нашему английскому проекту мы можем начать задавать вопросы вроде таких, как «Можем ли мы приготовить чайник для заварки, чашку и сахар, пока закипает чайник?» или наоборот «Можем ли мы приготовить молоко, чашку и сахар, пока чай настаивается?» Ответы на них не только изменят последовательность действий, но и ресурсы, необходимые для их выполнения. Но для того чтобы все прошло без каких бы то ни было проблем, нам также необходимо знать продолжительность каждого из совершенных действий.

Для оценки продолжительности вышеназванных действий мы можем использовать ряд источников информации. Например, мы можем исходить из того, сколько времени ушло на аналогичные действия, мы можем посоветоваться с кем-либо или воспользоваться собственным опытом. Для нашего английского проекта мы можем рассчитать продолжительность действий, используя информацию, полученную у производителя чайника (2 литра воды закипают за три минуты), сведения, почерпнутые у продавцов чая («для достижения наилучшего вкуса чая используйте только свежую, кипяченую воду и настаивайте пять минут»), информацию, взятую из книги или которой поделились люди, выполнявшие эту операцию раньше (друзья, родственники), а также собственный опыт. Данные расчеты не должны быть абсолютно точными. Помните, что первоначальную оценку можно будет проверить и что у вас будет возможность ее уточнить, если это потребуется. В более крупных, продолжительных или сложных проектах точность оценки в пределах плюс/минус день на данном этапе процесса планирования будет вполне достаточной.

Какой бы ни была точность оценок, план должен соответствовать определенным требованиям: быть четким, однозначным, простым для понимания, достаточно подробным, действенным, но не перегруженным деталями. План должен быть таким, чтобы в него легко можно было вносить изменения, коррективы и поправки в процессе реализации проекта с возможностью проверки и фиксирования промежуточных результатов. Если наш план отвечает всем необходимым требованиям, то он превращается в некое средство, своего рода механизм, который помогает нам достичь намеченных целей.

Хороший план отвечает всем перечисленным выше требованиям, в то время как плохой план будет труден для понимания, неудобен для использования и перегружен второстепенными деталями.

Типичный вариант диаграммы Ганта для нашего английского проекта выглядит следующим образом (табл. 3):

Таблица 3

Типичный вариант диаграммы Ганта

Описание действия

Номер действия

Минуты

1 2 3 4
Проверить количество воды в чайнике и, если нужно, долить ее 1 [______ ______]      
Включить чайник 2     [__]    
Подготовить чайник для заварки 3     [__]    
Подготовить листовой чай 4       [__]  
Подготовить молоко или нарезанный ломтиками лимон 5       [__]  
Взять чашку, блюдце и молочник 6         *.
Налить молоко в молочник или положить лимон на блюдце 7          
Дать воде в чайнике закипеть 8          
Выключить чайник 9          
Прогреть чайник для заварки 10          
Положить листовой чай в чайник для заварки 11          
Налить кипяток в чайник для заварки 12          
Дать настояться 13          
Взять ситечко для чая 14          
Налить чай через ситечко в чашку 15          
Добавить молоко или лимон по вкусу 16          

Условные обозначения:

[ - начало намеченного действия

] - завершение намеченного действия

* - текущее время.

 

То есть на таком её можно наглядно увидеть:

· когда начинаются и заканчиваются действия;

· объем проделанной работы на момент составления диаграммы;

· какие действия параллельны и могут быть осуществлены одновременно друг с другом.

Диаграмма Ганта также может показать нам критический путь проекта, выражающийся в последовательности действий по проекту, которая определяет его общую продолжительность. Если возникнут проволочки с одним из действий по проекту, то затянутся сроки выполнения всего проекта. Данная последовательность и входящие в нее действия говорят, на чем нам следует сконцентрировать свое внимание, чтобы гарантировать своевременное завершение проекта.

Диаграмма Ганта дает нам четкое представление о проекте. Именно поэтому она остается одной из наиболее популярных форм плана проекта, несмотря на появившиеся более современные и совершенные методы, а также вопреки компьютеризированным сетевым системам планирования проектов. Такая популярность помимо всего прочего отражает тот факт, что диаграмму Ганта можно начертить от руки на простой миллиметровке или на бумаге с заранее напечатанными колонками и их использование не требует подготовки. Диаграмму Ганта особенно удобно применять для маленьких проектов дома или на работе. Диаграммы Ганта можно крепить на стену с помощью магнитов или специальных приспособлений и на ней можно отобразить до сотни различных действий.

Однако диаграмма Ганта имеет свои ограничения, главное из которых заключается в том, что она не может ясно и четко продемонстрировать взаимозависимость действий. Как мы видели ранее, взаимозависимость возникает тогда, когда какое-либо действие не может начаться до тех пор, пока не завершится предшествующее ему. Знать, какие действия являются взаимозависимыми, важно, если не сказать необходимо, как для эффективного выполнения плана, так и для рационального использования ресурсов. Действительно, если задуматься, то можно прийти к выводу, что в большинстве случаев критический путь представляет собой последовательность взаимозависимых действий. Анализ или внесение изменений в большую рукописную диаграмму Ганта требуют времени, что тоже может создавать трудности, особенно тогда, когда план с внесенными в него изменениями нужен срочно. Однако в такой ситуации может помочь диаграмма Ганта, составленная на компьютере, примеры которой вы видели выше.

Несмотря на данные ограничения, диаграмма Ганта очень удобна и дает наглядное представление о проекте.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Головко Е. В. Использование методов моделирования и проекта в формировании исследовательских умений у младших школьников Годишњак Педагошког факултета у Врању, књига VII, 2016. Режим доступа: https://scindeks-clanci.ceon.rs/data/pdf/2466-3905/2016/2466-39051607429G.pdf. Дата обращения: 28.07.2018.

2. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0212/3_0212-33.shtml#book_page_top. Дата обращения: 28.07.2018.

3. Что полезно знать о проектах. Режим доступа: kamchatkairo.ru/images/metod_kopilka/IKT/4_chto_polezno_znat_o_proektah.doc. Дата обращения: 28.07.2018.

4. Лунцова Д.С., Новикова Т.Б. Разработка план-графика с использованием MS PROJECT на внедрение АИС «1С: КОЛЛЕДЖ» в «МПК» для эффективного решения задач управления и принятия решений в социальных и экономических системах. Электронный научно-практический журнал «Современная техника и технологии» Режим доступа: http://technology.snauka.ru/2015/12/8425. Дата обращения: 28.07.2018.

5. Челянова Ю., Пикулев Е. История диаграммы Ганта. Сайт ООО «Гибкие технологии» Режим доступа: http://gibtech.ru/blog/discus?entry_id=177. Дата обращения: 28.07.2018.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1. Кононюк А. Е. Обобщенная теория моделирования. Начала. К.1.Ч.1 К.4:"Освіта України", 2012. - 602 с. ISBN 978-966-7599-50-8. Режим доступа: http://ecat.diit.edu.ua/ft/GTM1.pdf. Дата обращения: 28.07.2018.

2. Клиффорд Ф. Грей, Эрик У. Ларсон. Управление проектами: практическое руководство / пер. с англ. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003. — 528 с.

3. Управление проектами: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / И. И. Мазур [и др.]; под общ. ред. И. И. Мазура и В. Д. Шапиро. — 6-е изд., стер. — М.: Издательство «Омега-Л», 2010. — 960 с.: ил., табл. — (Современное бизнес-образование). ISBN 978-5-370-01058-3.

4. Балашов А. И. Управление проектами: учебник и практикум для СПО / А. И. Балашов, Е. М. Рогова, М. В. Тихонова, Е. А. Ткаченко; под общ. ред. Е. М. Роговой. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 383 с. — Серия: Профессиональное образование. ISBN 978-5-9916-6197-3.

5. Зуб А. Т. Управление проектами: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Т. Зуб. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 422 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс. ISBN 978-5-9916.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: