Тип проекта: управленческий.
Актуальность.
Современный этап развития системы образования Российской Федерации характеризуется наличием конкуренции между образовательными учреждениями, в том числе и дошкольными. Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто, как детский сад, а как организация, которая оказывает образовательные услуги. Сегодня меняется роль детского сада в жизни ребёнка. Детский сад - это второй социальный институт после семьи, где осуществляется социализация ребёнка, где продолжается процесс становления личности. Меняется стиль отношений между детским садом и семьёй. Сегодня семья выступает заказчиком услуг по образованию и воспитанию детей. И к педагогам предъявляются высокие требования. Педагоги должны учитывать заказ семьи и быть её союзником. Они должны работать так, чтобы, с одной стороны, не пренебрегать педагогическим опытом и традицией, а с другой стороны, быть всегда на волне инноваций.
Особая миссия появляется у детского сада, когда детский сад находится в сельской местности. Современное село сегодня не может создать семье условия аналогичные городским и поэтому детский сад должен быть не только местом пребывания детей и их дошкольного образования, а быть центром, в котором занимаются не только ребёнком, но и семьёй, а педагоги занимаются детьми не в одиночку, а вместе с родителями.
Когда ДОУ предлагает образовательные услуги и обеспечивает устойчивый уровень его качества, то оно начинает работать над созданием собственного имиджа. По словам Т.Н. Пискуновой имидж общеобразовательного учреждения “эмоционально окрашенный образ, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определённой направленности на конкретные группы социального окружения общеобразовательного учреждения”. Структура имиджа, по её мнению, складывается из семи представлений:
Об образе руководителя (персональные физические особенности, социальные характеристики, профессиональные характеристики, представление о неосновной деятельности).
О качестве образования (соответствие Госстандарту, сформированность способностей, познавательность процессов, сформированность личности, воспитанность, самоопределение, содержание обучения, форма обучения);
О стиле ОУ (контакты сотрудников с внешними объектами, сотрудники, традиции, стиль взаимодействия между участниками образовательного процесса, стиль работы, корпоративная культура).
О внешней атрибутике.
Об образе персонала (квалификация, личные качества, психологический климат, половозрастной состав, внешний облик).
О цене на образовательные услуги (платность образовательных и дополнительных услуг, интеллектуальные условия, конкурентный приём, подчинение правилам поведения, месторасположение, сроки обучения).
Об уровне психологического комфорта (представление об уровне комфортности среды – компоненты: уважение бесконфликтное, духовное обогащение).
Имидж ДОУ складывается из совокупности запросов и ожиданий различных социальных групп, заинтересованных в предоставлении образовательных услуг (родители, дети, работники школ и учреждений дополнительного образования, принимающих выпускников ДОУ; работники органов управления образованием и муниципальные власти, население села), а также способности и готовности администрации, педагогического состава, сотрудников учреждения к той деятельности, которая может обеспечить эти запросы и тем самым достичь успеха самого учреждения. По нашему мнению устойчивый позитивный имидж ДОУ на современном этапе рассматривается как важнейший современный компонент методического продукта детского сада и дополнительный ресурс управления, ресурс образовательного учреждения.
Необходимость создания положительного имиджа нашего ДОУ возникла в связи с тем, что во-первых усиливается конкуренция среди ДОУ, во-вторых, сформированный позитивный имидж ДОУ в большей степени обеспечивает стабильность, удовлетворенность трудом и профессиональное развитие, в-третьих облегчит доступ образовательного учреждения к лучшим ресурсам: финансовым, информационным и др, в-четвёртых повысится позитивная оценка образовательного учреждения социальными партнёрами, родительской общественностью.
Я, как руководитель, хочу, чтобы наше учреждение имело своё лицо, своё имя, было привлекательным и нужным. Формирование имиджа дошкольного образовательного учреждения относится к области управления. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последует доверие. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а, следовательно, авторитета. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга.
Цель проекта: cоздание условий для формирования позитивного имиджа ДОУ.
Задачи проекта.
Провести мониторинг и анализ субъектов образовательных отношений (дети, педагоги, родители) к деятельности ДОУ.
Создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов в целях формирования позитивного имиджа ОУ.
Повысить роль родителей (родительской общественности) в общественном управлении ДОУ.
Разработать элементы фирменного стандарта (логотип, герб, флаг и др.)
Обеспечить информационную открытость ОУ.
Этапы формирования имиджа.
Миссия нашего учреждения заключается в создании благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном мире. Взаимодействие с родителями как равноправными партнёрами.
При определении целевой аудитории мы выделяем четыре основные группы:
Наши воспитанники, которые являются, чуть ли не главными “пиарщиками” образовательного учреждения, то, что они рассказывают о своём пребывании в детском саду, каких успехов добиваются на мероприятиях различного уровня, напрямую демонстрируют определенные условия, ресурсы ДОУ.
Родители воспитанников – самые авторитетные субъекты, способные не только дать реальную оценку нашей работе, но и откорректировать общественное мнение и мнение своих детей о нас. Они являются главной целевой группой, на которую мы ориентируемся в своей работе. Сегодня всё большее значение для успешного продвижения ДОУ играет социально-общественная активность.
Средства массовой информации являются своеобразными посредниками между учреждением и обществом: благодаря своевременному информированию о наших достижениях, мы формируем позитивное мнение о себе в глазах окружающих.
Коллектив ДОУ (руководитель и сотрудники ДОУ).
Понять какой именно образ наиболее предпочтителен для нашего ДОУ, определить объём и специфику своих ресурсов мы провели SWOD анализ деятельности ДОУ.
| СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ | СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
| Удобное расположение | Снижение % педагогов с высшей квалификационной категорией |
| Опыт работы по познавательно – речевому и физическому направлению | Невысокий уровень корпоративной культуры |
| Имеет статус опорного образовательного учреждения по познавательно – речевому направлению в районе | Низкая активность родителей в воспитательно – образовательном процессе, связанная из – за дефицита времени |
| Высокая оценка по удовлетворённости доступностью и качеством образовательной услуги родителями (95,15 % - декабрь 2018г.) | Переходный период (ФГТ – ФГОС) |
| Материально – техническое оснащение и дизайн ДОУ | Большая наполняемость групп |
| Участие педагогов и воспитанников в мероприятиях различного уровня | С 2012 нет научного сопровождения |
| Трансляция педагогического опыта на различном уровне | |
| Благоприятный психологический климат в ДОУ | |
| Стабильный, творческий педколлектив, | |
| Смена финансирования (местный и краевой бюджет) | |
| Комфортность среды ДОУ | |
| Позитивный образ руководителя | |
| Имеется внешняя атрибутика (логотип, флаг, герб, гимн) | |
| Позитивное общественное мнение | |
| Достойные результаты выпускников | |
| Выпускники приводят своих детей | |
| Сложилась система ценностей, традиции | |
| Позитивная оценка образовательного учреждения социальными институтами | |
| Позитивная оценка органами управления образования и муниципальными органами власти | |
| Авторитет работников ДОУ | |
| Имеется логопедическая группа – единственная в районе | |
| ВОЗМОЖНОСТИ | УГРОЗЫ |
| Расширение спектра дополнительных услуг, в том числе платных, с учётом запроса родителей | Эмоциональное выгорание педагогов (педагоги стажисты) |
| Привлечение внимания общественности к проблемам ДОУ | Большая наполняемость групп |
| Совершенствование системы управления ДОУ | |
| Повышение конкурентоспособности ДОУ | |
| Рост высококвалифицированных педагогов и специалистов | |
| Подготовка кадрового резерва | |
| Повышение самооценки педагогом | |
| Создание фирменного стиля ДОУ |
Проанализировав внешние и внутренние ресурсы, мы выделили факторы, которые положительно будут влиять на формирование имиджа нашего дошкольного образовательного учреждения:
Территориальное местонахождение. Наш детский сад находится в районе Аэропорта.
Наш детский сад известен в профессиональных кругах и среди общественности.
Детский сад имеет опыт работы по оказанию образовательных услуг и пользуется спросом у жителей села. По проведённому анкетированию родителей “Удовлетворённость доступностью и качеством образовательных услуг” процент удовлетворённости составил 95,15%.
ДОУ имеет статус опорного учреждения в районе по познавательно-речевому направлению. Приоритетными направлениями являются: познавательно-речевое и физическое развитие детей дошкольного возраста.
Детский сад имеет свои традиции, ценности. Общие интересы, совместные мероприятия, творческие дела сближают всех субъектов образовательного процесса (педагоги – дети - родители). Ежегодный конкурс “Семья года”, газета детского сада “Мы вместе” и др.
В ДОУ имеется логопедическая группа, единственная в районе.
Выпускники детского сада востребованы школами села. Их достижения, отзывы родителей об организации образовательного процесса, уровне подготовки также способствуют формированию имиджа нашего ДОУ.
Открытость и сотрудничество дошкольного образовательного учреждения позволяет расширять социальное партнёрство.
Этапы реализации проекта: (2019-2021).
1 этап - подготовительный, планово-прогностический (сентябрь, 2019 г. – декабрь 2020 г.)
2 этап - практический, основной (январь, 2020 г. – февраль, 2021 г.)
3 этап – итоговый (март, 2021 – май, 2021 г.)
| № п\п | Направления | Мероприятия | Результативность | |
| 1 | Мониторинг субъектов образовательных отношений к деятельности ДОУ | Личное интервью родителей при приёме ребёнка в детский сад. Анкетирование родителей, педагогов. Наблюдение за поведением родителей (педагогов) в процессе взаимодействия с педагогами и сотрудниками ДОУ. Анализ отзывов родителей. | Аналитические справки. Данные анкет | |
| 2. | Повышение профессиональной компетентности педагогов. | Участие в конкурсах профессионального мастерства | Информирование общественности Грамоты, сертификаты и др. | |
| Выступление на НПК разного уровня | Результативность участия | |||
| Подготовка и дополнительное профессионально образование | План курсовой подготовки | |||
| Организация работы с неорганизованными детьми. (Центр игровой поддержки ребёнка “Малышок”) | Положение Организация работы | |||
| Разработка положения о нормах и профессиональной этике педагогических работников ДОУ | Положение | |||
| Проведение мероприятий в статусе опорного образовательного | План работы | |||
| 3. | Участие родителей в общественном управлении ДОУ | Работа школы “Молодой родитель” | Положение | |
| Заседание Управляющего совета ДОУ | Протоколы заседаний | |||
| Организация работы совместных кружков для детей и родителей. | Программы кружков | |||
| Участие и организация совместных праздников на муниципальном уровне и на уровне ДОУ | Сценарии мероприятий, результаты участия | |||
| Сотрудничество со СМИ | Публикации родителей о ДОУ. | |||
| 4. | Фирменный стандарт ДОУ | Конкурс “Наш герб и гимн” | Герб, гимн | |
| Разработка рекламной продукции | буклеты | |||
| Разработка положения о газете ДОУ | ||||
| PR – мероприятия (Дни открытых дверей, презентации, участие в выставках, ярмарках) | ||||
| Бренд педагогов | ||||
| Внешний вид здания, благоустройство территории |
| |||
Смета расходов, предусмотренных на реализацию проекта
| № п\п | Мероприятия | Объём финансирования по годам реализации проекта и источникам финансирования (тыс. руб.) | |||||||
| Всего | в том числе | в том числе | |||||||
| бюджетные средства | внебюджетные средства | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | |||||
| Курсовая подготовка | 40,0 | 40,0 | 10,0 | 20,0 | 10,0 | ||||
| Участие в конкурсах профессионального мастерства | 10,0 | 10,0 | 5,0 | 5,0 | |||||
| Организация работы с неорганизованными детьми | 25,0 | 25,0 | 10,0 | 15,0 | |||||
| Организация совместных праздников | 35,0 | 30,0 | 5,0 | 10,0 | 10,0 | 2,5 | 10,0 | 2,5 | |
| Изготовление рекламной продукции | 20,0 | 15,0 | 5,0 | 7,0 | 2,5 | 8,0 | 2,5 | ||
| Конкурсы, выставки | 10,0 | 10,0 | 5,0 | 5,0 | |||||
Ожидаемые результаты.
· Создание фирменного стиля ДОУ.
· Оптимизация информационной среды.
· Разработанная модель имиджа ДОУ.
· Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников.
· Участия родителей в общественном управлении.






