Этап | Задачи | Сроки |
Подготовительный | создание банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях; создание “безбарьерной” среды (материально-техническое и информационное обеспечение, обеспечение доступности в помещениях центра.); адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях в связи с полученным банком данных о детях; формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз; формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе; курсовая подготовка педагогов. | Январь-август 2019г. |
Деятельностный (основной) | непосредственная работа с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами; коррекционно-развивающая работа; социальная адаптация; работа “Родительского клуба”; курсовая подготовка педагогов. | |
Рефлексивный | контроль и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию; обобщение результатов и построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования; составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении. | Апрель-июнь 2019г. |
Ожидаемые результаты:
|
|
При условии успешной реализации данного проекта мы планируем получить следующие результаты:
1. МБУ ДО ЦВР” будут созданы условия для получения более качественного и доступного образования всеми детьми, независимо от их нервно-психических и физических особенностей.
2. Успешная социализация и расширение социального пространства детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. У детей с ОВЗ будут сформированы и развиты такие личностные качества, ключевые компетентности, которые помогут им адаптироваться к социальным реалиям и позволят реализовать свой потенциал в обществе.
4. Повышение уровня профессиональной компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (родители получат необходимые знания для воспитания своих детей).
5. Будет создана сеть информационного взаимодействия по вопросам сопровождения детей с ОВЗ в контексте внедрения инклюзивного образования.
6. Повышение профессиональной компетентности педагога в работе с детьми с разными возможностями.
7. Вовлечение детей с ОВЗ в участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выставках творческих работ и т. д. и получение возможных положительных результатов.
8. Обучающиеся цетра приобретут ценный опыт общения и толерантного отношения к людям с особенностями развития и здоровья.
9. Обобщение опыта через организацию открытых мероприятий для педагогов города, представление опыта за пределами города, на страницах сети Интернет.
|
|
Риски:
Поскольку инклюзивное образование направлено на обеспечение равных прав детей с ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников, то реализация его на практике предполагает учет интересов всех участников образовательного процесса. В связи с этим, в нашем образовательном учреждении могут возникнуть определенные риски, которые мы выделяем как наиболее значимые:
1. семьи нормативно развивающихся детей могут испытывать сомнения и возражать против того, что в группе присутствуют “особые” обучающиеся. Они опасаются, что это может привести к тому, что все внимание педагога будет направлено на детей с ОВЗ, а другие дети в этом время не будут получать необходимую помощь.
2. материально-техническая база ОУ может частично не соответствовать успешной реализации инклюзивного образования.
3., не исключен и риск так называемой “формальной” инклюзии, когда права детей с ОВЗ на образование будут реализовываться поверхностно без создания специальных условий и подготовки всех участников образовательного процесса.
Критерии оценки реализации проекта:
Критерий | Объективно проверяемые показатели | Источники проверки |
1.Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями | 1.1. Описание особенностей образовательной среды. 1.2. Сформированные нормативно-правовая и учебно-методическая базы. 1.3. Благоприятный микроклимат в ОУ. 1.4.Стабильные показатели набора учащихся центра. 1.5.Факты научно-методического сотрудничества центра с другими учреждениями и центрами. | Публикации Комплект нормативно-правовых и учебно-методических материалов Анкетирование участников образовательного процесса Приказы о списочном составе учащихся Договоры о сотрудничестве Планы учебно-методической работы центра |
2.Разработка системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве | 2.1. Динамика эмоционального состояния ребенка. 2.2. Снижение тревожности. 2.3. Изменение социального статуса ребенка в группе. | Документация психолого-педагогической службы Результаты диагностик Наблюдение |
3.Повышение профессионального уровня и компетентности педагогов в области инклюзивного образования | 3.1. Увеличение числа педагогов высшей и первой квалификационной категории 3.2. Доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по теме проекте 3.3. Участие педагогов в государственно-общественном управлении. | Результаты аттестации /распоряжения и портфолио педагогов/ Документы о курсах повышение квалификации Протоколы заседаний Родительского комитета, Педагогического совета Анкетирование педагогов |
4.Повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ | 4.1. Доля родителей детей с ОВЗ, посещающих родительские собрания, являющихся членами Родительского клуба 4.2.Участие родителей в жизни центра | Протоколы родительских собраний, Родительского клуба Анкетирование родителей |
5.Разработка серии научно-практических семинаров по теме проекта | 5.1. Проведение семинаров, педсоветов по плану и запросу. 5.2.Высокий уровень удовлетворенности профессионального сообщества проведенными семинарами. | Календарный план проведения научно-практических семинаров, педсоветов. Методические разработки проведения семинаров, педсоветов (публикации), протоколы Заявки на проведение семинаров Отзывы участников семинаров Данные о спросе на публикации |