Основными положениям взаимодействия детского сада и семьи в вопросах воспитания и развития ребенка являются:
- обеспечение прав ребенка на образование, гуманистическое по своему характеру, охрану здоровья и отдых, свободное участие в культурной и творческой жизни детского сада;
- бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка, особенностям его развития;
- защита ребенка от всех форм физического и психического насилия, оскорбления, отсутствия заботы или небрежного обращения.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
- изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
- знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
|
|
- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Установление взаимосвязи ДОУ и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного образования. Основной целью установления взаимоотношений ДОУ и семьи является создание единого пространства «Семья – Детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно.
Взаимодействие педагогов и родителей организуется как совместная деятельность субъектов в форме сотрудничества, взаимного дополнения и координации.
Основные задачи работы с родителями:
- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей;
- взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Принципы работы с родителями:
- целенаправленность, систематичность, плановость;
- дифференцированный подход к работе с родителями с учетом специфики каждой семьи;
- возрастной характер работы с родителями;
|
|
- доброжелательность;
- открытость.
Условия эффективного взаимодействия семьи и ДОУ:
- Социально-правовые: построение всей работы основывается на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, а также в соответствии с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения;
- Информационно-коммуникативные: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в образовательном учреждении;
- Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнейшую перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для педагогов и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов, программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка;
- Потребностно-стимулирующие: взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения строится на результатах изучения семьи.
Формы сотрудничества ДОУ с семьей:
встреча родителей с заведующей; посещение семьи; игротеки; выставки; традиции; совместные праздники, досуги, развлечения; тематические консультации (индивидуальные и подгрупповые, плановые и неплановые). консультации-практикумы; групповые собрания родителей; общие собрания родителей; групповой родительский комитет; Совет родителей.
Деятельность воспитателя по организации сотрудничества с семьями воспитанников в группе
Направления работы | Формы работы |
Старшая группа Нормативно-правовое регулирование отношений семьи и образовательных организаций. Изучение особенностей семьи, семейных традиций, в том числе традиций воспитания. Возрастные особенности детей. Воспитание привычки к здоровому образу жизни, интересу к занятиям физкультурой и спортом. Правила безопасности жизнедеятельности детей в доме и на улице. Развитие познавательных интересов детей. Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников. Формирование взаимоотношений со сверстниками. Формирование у ребёнка гуманных чувств и отношений. Развитие детской фантазии, воображение и творчества. Формирование у старших дошкольников интереса к книге и любви к чтению. Педагогические условия трудового воспитания старших дошкольников и формирования у детей разумных потребностей. Организация совместного досуга с детьми | Опрос (анкетирование, интервью, беседа). День открытых дверей. Родительское собрание. Родительский клуб. Родительская гостиная (встречи со специалистами). Круглый стол. Деловая игра. Беседа с родителями. Индивидуальная консультация. Семинар-практикум. Мастер-класс. Экскурсия. Субботник по благоустройству. Праздник. Интернет-сайт организации. Выставка (подборка) литературы на педагогическую тему. Информационный стенд |