Статья 18. Право на охрану здоровья
1. Комментируемая статья определяет право каждого на охрану здоровья. Таким правом обладают не только граждане РФ, но и иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие и временно находящиеся на территории РФ. Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией РФ и иными законодательными актами РФ, Конституциями и законодательными актами республик в составе РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Охрана здоровья человека - это одна из функций государства. В мировом масштабе охраной здоровья занимается Всемирная организация здравоохранения. Защита права на охрану здоровья возникает в результате нарушения этого права со стороны правонарушителя, а в случае нарушения права возникает необходимость в его восстановлении и привлечении к ответственности виновных.
2. Большое значение в условиях научно-технического прогресса имеет Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Прямая экологическая связь человека и окружающей среды ставит науку об охране природы, в конечном счете, на защиту жизни и здоровья человека. Однако почти на 15% территории России состояние окружающей природной среды не соответствует нормативам. Население России все сильнее подвергается воздействию последствий загрязнения окружающей среды.*(4)
3. Право на охрану здоровья обеспечивается созданием благоприятных, безопасных условий труда, быта, отдыха.
Выделены основные законодательные акты, регламентирующие охрану труда в различных отраслях производственной деятельности людей. К ним относятся: ГК РФ, ТК РФ, Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" - о соответствии рабочего места требованиям охраны труда и проведении внеплановой проверки без предупреждения руководителя предприятия; ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"; приказ Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" и др. В законодательных актах регламентируется не только техника безопасности, противопожарная техника, но и производственная санитария.
На здоровье оказывают влияние условия труда на производстве, где трудится работник, особенно если условия труда являются опасными или вредными. Охрана труда является системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, которая включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ). Рабочее место - место постоянного или временного пребывания работников в процессе трудовой деятельности. Под постоянным рабочим местом понимается место, на котором работник находится большую часть своего времени (более 50% или более двух часов непрерывно).*(5) Рабочее место должно соответствовать требованиям безопасности. Для подтверждения безопасности и выявления опасных и вредных производственных факторов, напряженности и тяжести труда проводится аттестация рабочих мест по условиям труда.
Рабочее место признается аттестованным при отсутствии на рабочем месте опасных и вредных производственных факторов или соответствии их фактических значений оптимальным или допустимым величинам, соответствии условий труда гигиеническим требованиям и требованиям безопасности.
Производственная деятельность работника осуществляется в различных производственных условиях, которые должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям. Только такие условия являются здоровыми условиями труда, оказывающими благоприятное воздействие на сохранение здоровье человека. Также на здоровье человека большое влияние оказывает режим отдыха и питания. В течение рабочего дня работникам предоставляется перерыв для отдыха и питания, продолжительностью от 30 минут до 2 часов, не включаемый в рабочее время. Конкретная продолжительность перерыва для отдыха и питания устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. На работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются средства индивидуальной защиты. К таким средствам защиты относятся сертифицированная специальная одежда, обувь, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами. На работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.
Таким образом, для сохранения и укрепления здоровья в организациях необходимо осуществлять санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи.
4. На здоровье человека оказывает влияние воспитание и обучение.
Согласно ФЗ "Об образовании в РФ" под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности, компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Условия обучающимся предоставляются с учетом психофизического и общего состояния здоровья, в этом случае должна быть оказана социально-педагогическая и психологическая помощь, а также при необходимости бесплатная психолого-медико-педагогическая коррекция. Организация питания должна быть построена таким образом, чтобы поступление пищевых веществ и энергии соответствовало возрастным физиологическим потребностям детского организма, обеспечивало его рост и развитие. Кроме того, организация питания должна осуществляться с соблюдением трудозатрат - физических или умственных, санитарно-гигиенических требований, рационализации, сбалансированности с целью обеспечения правильного питания, соответствующего возрастным физиологическим потребностям организма, обеспечивающего его рост и развитие.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья, определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул. Учебная и внеучебная нагрузка, режим учебных занятий определяются на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения. Большое значение имеет пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, в том числе рационально сбалансированному питанию, требованиям охраны труда, организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся. Для занятия обучающихся физической культурой и спортом должны быть установлены предельные физические нагрузки с учетом пола, возраста и состояния здоровья.
Таким образом, образовательное учреждение должно создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья лицам, обучающимся в учебных заведениях.
5. Закон РФ "О защите прав потребителей" регулирует отношения, которые возникают между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (при выполнении работ, оказании услуг). Настоящий закон указывает на то, что потребитель имеет право на безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги). Граждане, выступающие в качестве потребителей, имеют право на получение качественной и безопасной продукции, от которой зависит сохранение здоровья каждого человека. Любой гражданин имеет право на информацию о свойствах, качестве продукции и предоставляемых услуг, а также о производителях и продавцах. Данное право гарантирует потребителю достоверную и полную информацию о любом приобретаемом товаре. Право на безопасность подразумевает гарантию безопасности для жизни и здоровья потребителя.*(6)
6. Охрана здоровья граждан зависит от реализации безопасных и доступных лекарственных препаратов.
Отношения, возникающие в связи с обращением, разработкой, доклиническими исследованиями, клиническими исследованиями, экспертизой, государственной регистрацией регулируются ФЗ "Об обращении лекарственных средств". Законом указывается, что продажа, производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации лекарственных средств подлежат контролю. Кроме того, контролю подлежит реклама лекарственных средств. Однако на современном этапе данная норма не соблюдается, что подтверждается постоянной трансляцией рекламы посредством теле-, радиовещания и в других средствах массовой информации. ФЗ "Об обращении лекарственных средств" устанавливает приоритет государственного контроля безопасности, качества и эффективности лекарственных средств при их обращении.
На данный момент Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 262-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" предусмотрена обязанность всех субъектов в сфере производства и оборота лекарств регистрировать в специальных журналах любые операции, при которых изменяется их количество и состояние. Это должны будут делать производители лекарств, оптовики, аптечные и медицинские организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую или медицинскую деятельность. Данная мера направлена на пресечение немедицинского применения лекарств лицами, злоупотребляющими наркотическими средствами или психотропными веществами.
Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами ОМС. Граждане имеют право на дополнительные медицинские услуги и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования.
Проанализировав право на охрану здоровья, следует отметить, что оно охватывает много направлений деятельности, присущих системе здравоохранения, и обеспечивается нормами различных отраслей права. Необходимо право на охрану здоровья граждан обличать в правовую форму, которая сыграет важную роль в реализации общей задачи развития здравоохранения - укрепление здоровья нации РФ. Для действенной реализации права на охрану здоровья граждан нормы права необходимо полно и своевременно закреплять на законодательном уровне и разрабатывать действенные механизмы реализации данного конституционного права. При этом больше внимания следует уделять не только законодательным актам, но и местной правотворческой деятельности, которая даст возможность лучше учитывать региональные особенности.
Статья 19. Право на медицинскую помощь
1. Комментируемая статья определяет, что каждый имеет право на медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения.
Медицинская помощь представляет собой комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Право на медицинскую помощь возникает при заболевании, в случае утраты трудоспособности. Именно в этих случаях у граждан возникает необходимость обращаться в медицинские учреждения за предоставлением им медицинской помощи, а именно право на предоставление первичной медико-санитарной помощи; специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи; скорой специализированной медицинской помощи; паллиативной медицинской помощи.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается в соответствии с установленными порядками оказания отдельных видов медицинской помощи и стандартами медицинской помощи.
Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику, лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Высокотехнологичная медицинская помощь является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых сложных и уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и техники. Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, утверждаемым Минздравом РФ.
Перечень высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, установлен Приказом Минздрава России от 10 декабря 2013 г. N 916н "О перечне видов высокотехнологичной медицинской помощи".
Скорая специализированная медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаев, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая специализированная медицинская помощь в государственных и муниципальных медицинских учреждениях оказывается гражданам бесплатно.
Паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан. Паллиативная медицинская помощь оказывается бесплатно в амбулаторных и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой медицинской помощи.
Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами ОМС. Граждане имеют право на дополнительные медицинские услуги и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования (см. комментарий к ст. 83).
Следует также отметить, что согласно ч. 2 комментируемой статьи каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2013 г. N 932 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Приказом Минздрава РФ от 29 декабря 2012 г. N 1631н утвержден порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства здравоохранения РФ. Цены на медицинские услуги устанавливаются с учетом покрытия издержек учреждений на оказание данных услуг, при этом рекомендуется предусматривать рентабельность не более 20%. За выполнение платных медицинских услуг в ночное время, в выходные и праздничные дни медицинские учреждения вправе применять к утвержденным ценам (тарифам) повышающий коэффициент, но не свыше:
за оказание платных медицинских услуг в ночное время - 30%;
за оказание платных медицинских услуг в выходные, праздничные дни - 50%.
2. Правом на медицинскую помощь пользуются иностранные граждане, проживающие и пребывающие на территории Российской Федерации. Данное право устанавливается законодательством РФ и соответствующими международными договорами РФ. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется постановлением Правительства РФ от 6 марта 2013 г. N 186 "Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации". Медицинскую помощь иностранцам могут оказывать медицинские организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность. При угрозе жизни медицинская помощь оказывается бесплатно, в том числе экстренная медицинская помощь. Бесплатно предоставляется и неотложная медицинская помощь в форме скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Иная медицинская помощь в неотложной форме, а также медицинская помощь в плановой форме оказывается иностранным гражданам за плату. Также иностранцы могут получить медицинскую помощь по договорам добровольного и (или) ОМС. Для получения плановой медицинской помощи иностранным гражданам представляются письменные гарантии исполнения обязательства по оплате медицинских услуг или предлагается внести предоплату исходя из предполагаемого их объема.
Иностранным гражданам оказывается бесплатная медицинская помощь в рамках ОМС, то есть на основании медицинского полиса, который они получают по общим правилам, установленным для граждан РФ. Медицинская помощь в неотложной форме и плановой форме оказывается иностранным гражданам по договору о предоставлении платных медицинских услуг либо на основании договоров добровольного медицинского страхования, заключенных в пользу иностранных граждан.
Для иностранных граждан в сфере оказания платных медицинских услуг установлены гарантии по исполнению обязательств по оплате фактической стоимости медицинских услуг. При оказании платных медицинских услуг необходимо наличие документации, например, выписок из истории болезни и др. После завершения лечения иностранного гражданина в его адрес, т.е. из Российской Федерации в адрес иностранного государства, направляется медицинская документация, а именно направляется выписка из медицинской документации, в которой указывается срок оказания медицинской помощи в медицинском учреждении РФ, а также информация о проведенных мероприятиях по профилактике, диагностике, лечению, медицинской реабилитации. Данная документация заполняется на русском языке.
3. Одним из основных прав пациента является право на выбор врача и лечебного учреждения. В комментируемом законе указано, что пациент имеет право выбора врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования (см. комментарий к ст. 21).
4. Пациент имеет право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям. Принцип приоритета профилактических мер в области охраны здоровья граждан служит конституционной гарантией и дублируется во многих законодательных актах, в частности в ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ФЗ "О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" и в других законах.
Под профилактикой понимается комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния, на здоровье человека, факторов среды его обитания.
Под диагностикой понимается комплекс медицинских вмешательств, которые направлены на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний. Факты о наличии или отсутствии заболевания устанавливаются посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий.
Лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни
Право пациента реализуется посредством создания в лечебно-профилактическом учреждении условий безопасных с позиции санитарных правил и тех норм, при которых внешние факторы среды обитания не будут создавать угрозу жизни и здоровью человека.
Право пациента на проведение диагностики здоровья по просьбе пациента или его законного представителя, консилиума и консультаций других специалистов должно быть реализовано.
5. Пациент имеет право на облегчение боли, связанной с заболеванием или медицинским вмешательством. В случае сильных болей, если обычные обезболивающие средства не помогают, врач может в качестве обезболивающих применить наркотические средства. Применить он их может только при сильном или очень сильном остром болевом синдроме или хроническом болевом синдроме. В результате врач должен определить силу болевого синдрома и назначить более эффективное обезболивающее средство. Однако, как показывает практика, борьба с наркотиками привела к тому, что врач может использовать в своей практике в качестве обезболивающего сильно действующие наркотические препараты только после получения разрешения в вышестоящих инстанциях. Врач при использовании наркотических средств должен отчитаться за каждый препарат.
Пациентам, страдающим хронической болью, смертельно больным пациентам, страдающим острой болью, должна гарантироваться доступность обезболивающих лекарственных средств. Назначение врача и применение обезболивающих лекарственных средств должно быть адекватным и соответствовать состоянию больного с целью эффективного применения на облегчение боли.
6. Пациент имеет право на получение информации о состоянии своего здоровья, а также о возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения. Реализация данного права означает добровольное информированное согласие, совершенное по собственному желанию. Следует отметить, что объем информации, который медицинские работники должны дать пациенту для получения его согласия на медицинское вмешательство, определяется законом (см. комментарии к ст. 20, 22).
Пациент имеет право на лечебное питание, именно организация лечебного питания в лечебно-профилактическом учреждении является основным элементом лечебного процесса и входит в число лечебных мероприятий (см. приказ Минздрава РФ от 5 августа 2003 г. N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации").
7. Информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия гражданина только в следующих случаях:
в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;
при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей;
при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.
8. Медицинское вмешательство осуществляется только с письменного согласия пациента. Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения (см. комментарий к ст. 20).
9. В результате нарушения прав в сфере охраны здоровья пациенты имеют право на обращение к адвокату за помощью, которая может заключаться как в предоставлении юридической консультации, так и в представлении их интересов в суде. Адвокат должен честно высказать клиенту свое мнение о вероятном исходе дела, о возможных проблемах и дать совет по их разрешению в той или иной ситуации. В случае если пациент находится в больнице в крайне тяжелом состоянии в силу своей болезни и не в состоянии лично обратиться за защитой своих прав к адвокату, по просьбе пациента должна быть предоставлена возможность допуска адвоката или законного представителя в лечебное учреждение для конфиденциальной встречи с ним. При лечении несовершеннолетних к ним должен быть обеспечен допуск законных представителей. Законными представителями являются родители, попечители или опекуны. Адвокат представляет интересы своего клиента на основании доверенности, а если речь идет об уголовном судопроизводстве, - на основании ордера, который выдается адвокатским образованием. Законные представители представляют интересы своих несовершеннолетних детей без оформления специальных полномочий. Они могут для подтверждения своих полномочий предоставить паспорт, где имеется отметка о наличии детей, и свидетельство о рождении.
В экстренных и неотложных случаях пациент, находившийся на лечении в стационарных условиях, может изъявить желание на предсмертную подготовку или подготовку к церковным таинствам перед операцией. В связи с этим может потребоваться приглашение священнослужителя для проведения церковных обрядов и даже, при необходимости, предоставление специального помещения. Медицинские работники, должностные лица медицинской организации должны соблюсти данное право пациента. Однако не всегда медицинские работники, заведующие отделениями, осознают это право пациента и спешат его исполнять. Для реализации данного права следует конкретизировать норму путем указания на недопустимость ограничения в допуске священнослужителя к больному в случае неотложных критических состояний. При допуске к больному священнослужителя следует учитывать внутренний распорядок медицинской организации, а именно операции, лечебные процедуры.
Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства
1. Комментируемая статья определяет, что любое медицинское вмешательство должно проводиться только с письменного согласия гражданина. Гражданин или его законный представитель дают добровольное согласие на медицинское вмешательство на основании полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях. Данная информация предоставляется в доступной форме медицинским работником. Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения.
Как показывает практика, согласие на медицинское вмешательство оформляется соответствующей записью в медицинской документации и подписывается пациентом либо его законным представителем и лечащим врачом. При отказе от медицинского вмешательства пациенту или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской книжке и подписывается пациентом либо его законным представителем, а также медицинским работником. Одной из часто встречающихся ошибок в оформлении отказа от медицинского вмешательства является отсутствие записи по указанию на возможные последствия. Порядок оформления, форма согласия и отказа пациента от медицинского вмешательства утверждены Приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1177н "Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства".
Обязанность предоставления полной информации и ответственность за ее непредоставление или недостаточность регламентируется ГК РФ и Законом РФ "О защите прав потребителей". Поэтому предоставление неполной информации о медицинской услуге является условием объективного вменения вины медицинским работникам при причинении вреда жизни и здоровью пациента. Следовательно, медицинское вмешательство является невозможным без информированного согласия пациента на его проведение. Тем не менее, встречаются случаи, когда пациент из-за тяжести своего состояния или по другим причинам не может выразить свою волю, а медицинское вмешательство необходимо, в этом случае решение принимает консилиум. Факт отсутствия информированного добровольного согласия даже при правильном диагнозе и лечении говорит о несоблюдении прав пациента в процессе оказания ему медицинской помощи и влечет наступление гражданско-правовой ответственности. В то же время, если информированное добровольное согласие получено от пациента, но лечение проведено при установлении ошибочного диагноза, также наступает гражданско-правовая ответственность. В данном случае гражданско-правовая ответственность исключается только при установлении правильного диагноза и проведении эффективного лечения.
Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении несовершеннолетнего лица или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство. Также информированное добровольное согласие необходимо получить от одного из родителей или законного представителя в отношении несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения.
В качестве примера из судебной практики интересно определение Санкт-Петербургского городского суда от 12 февраля 2013 г. N 33-1917/2013. Согласно указанному определению в требовании о признании незаконными действий по проведению профилактической прививки ребенку и о компенсации морального вреда отказано, поскольку факт предъявления истцом устного требования прекратить действия по проведению прививки при наличии информированного согласия другого родителя не дает оснований для вывода о ее незаконности и несоответствии интересам ребенка. Кроме того, материалами дела установлено, что истец действовал, не исходя из реальных интересов ребенка, а в силу конфликта между родителями.
2. Для получения первичной медико-санитарной помощи при выборе врача и медицинской организации на срок их выбора пациенты дают информированное добровольное согласие на определенные виды медицинского вмешательства. Перечень определенных видов медицинского вмешательства, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи, утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 апреля 2012 г. N 390н.
К таким видам медицинской помощи относятся: опрос, в том числе выявление жалоб, сбор анамнеза; осмотр; антропометрические исследования; исследование функций нервной системы (чувствительной и двигательной сферы); лабораторные методы обследования, в том числе клинические, биохимические, бактериологические, вирусологические, иммунологические и другие.
Форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форма отказа от медицинского вмешательства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время разработаны формы о добровольном информированном согласии на различные виды медицинского вмешательства. Например, приказом Федерального медико-биологического агентства России от 30 марта 2007 г. N 88 "О добровольном информированном согласии на медицинское вмешательство" утверждены формы добровольного согласия на такие медицинские вмешательства, как анестезиологическое обеспечение медицинского вмешательства, оперативное вмешательство, в том числе переливание крови и ее компонентов, вакцинацию. Кроме того, как уже отмечалось выше, в настоящее время действует Приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1177н "Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства".
3. В случае отказа от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа. Данный отказ оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником. Рекомендуется также брать расписку у пациента об отказе от медицинского вмешательства, которую вклеивают в историю болезни.
При отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего возраста 15 лет, либо законных представителей лица, признанного в установленном законном порядке недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц. Это положение раскрывает повышенную ответственность больничного учреждения и лечащего врача при оказании медицинской помощи необходимой для спасения жизни для лиц, не достигших 15-ти летнего возраста.
В случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения. Данное положение раскрывает порядок срочного принятия мер медицинским учреждением и лечащим врачом для спасения жизни и предотвращения вреда здоровью гражданина без его согласия, в случае если его состояние не позволяет выразить свою волю. Врач в результате проведения медицинского вмешательства должен принять все необходимые меры для предотвращения вреда жизни и здоровью. В соответствии с комментируемой статьей медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или законного представителя допускается по экстренным показаниям и если состояние пациента не позволяет выразить свою волю - при проведении СМЭ и СПЭ (согласно ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ").
Кроме того, оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении лиц, которые страдают заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц с тяжелыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно опасные деяния, на основаниях и в порядке, установленных законодательством РФ. В этих случаях возможна принудительная госпитализация, которая осуществляется по решению суда. Порядок и сроки принудительной госпитализации граждан в психиатрический стационар и проведения принудительного психиатрического освидетельствования регламентированы гл. 35 ГК РФ и Законом РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". Таким образом, принудительные меры медицинского характера применяются судом в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, либо заболевших душевной болезнью после совершения преступления, а также к лицам, страдающим алкоголизмом, наркоманией. Данные меры могут применяться судом в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния, преступления и представляющих опасность по своему психическому состоянию, то есть когда эти лица не могли осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. В отношении этих лиц суд может вынести определение о применении принудительных мер медицинского характера и помещении их в психиатрическую больницу органов здравоохранения. Принудительные меры медицинского характера назначаются судом при условии, что психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для них и других лиц (ст. 97 УК РФ).
Прежде чем принять решение о принятии принудительных мер медицинского характера, суд проверяет, что общественно опасное деяние совершено именно этим лицом, устанавливает обстоятельства, подтверждающие опасность этого лица для себя и других лиц, о чем может свидетельствовать заключение СПЭ. Также выясняются обстоятельства возможности причинения им иного существенного имущественного вреда в связи с наличием у него психического расстройства (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 7 апреля 2011 г. N 6 "О практике применения судами принудительных мер медицинского характера").
Статья 21. Выбор врача и медицинской организации
1. Комментируемая статья определяет, что при оказании бесплатной медицинской помощи в рамках государственных гарантий каждый гражданин имеет право на выбор медицинской организации и врача. Право на выбор медицинской организации осуществляется в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Отношения, связанные с выбором медицинской организации по оказанию медицинской помощи, регулируются порядком в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в пределах территории того субъекта РФ, где он проживает. Программа формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи (см. комментарий к ст. 19).
Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2012 г. N 406н.
Обратиться в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь, с целью выбора или замены медицинской организации гражданин имеет право при достижении совершеннолетия либо приобретении дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия, например, при эмансипации. Для выбора или замены медицинской организации в интересах ребенка таким правом обладают его родители или другие законные представители. Обращаться в выбранную медицинскую организацию гражданин может лично или через представителя путем подачи письменного заявления о выборе медицинской организации.
При подаче заявления о медицинской организации гражданину необходимо предъявить подлинники документов: для граждан РФ от 14 и старше - паспорт РФ или временное удостоверение личности гражданина РФ, для детей до 14 лет - свидетельство о рождении, документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка, полис ОМС ребенка.
Иностранными гражданами, постоянно проживающими на территории РФ, предоставляются паспорт иностранного гражданина, вид на жительство, полис ОМС. Иностранными гражданами, временно проживающими на территории РФ, предъявляются паспорт иностранного гражданина или документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина с отметкой о разрешении на временное проживание на территории РФ.
Лицами без гражданства, постоянно проживающими на территории РФ, предъявляется документ, признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, вид на жительство и полис ОМС. Лицам без гражданства, временно проживающим на территории РФ, необходимо предъявить документ, признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, с отметкой о разрешении на временное проживание на территории РФ либо документ установленной формы, выдаваемый в РФ лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего личность, и полис ОМС. В случае изменения места жительства необходимо представлять документ, подтверждающий факт изменения места жительства.
Беженцами в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах" предъявляются удостоверение беженца или свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу. Кроме того, может предъявляться копия жалобы на решение о лишении статуса беженца, поданная в Федеральную миграционную службу, с отметкой о ее приеме к рассмотрению или свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ.
После получения заявления медицинская организация в течение двух рабочих дней направляет письмо о подтверждении информации, содержащейся в заявлении, в медицинскую организацию, в которой гражданин обслуживается на момент подачи заявления. В свою очередь медицинская организация, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления, в течение двух рабочих дней с момента получения письма направляет соответствующую информацию в виде письма в медицинскую организацию, принявшую заявление. После подтверждения информации медицинская организация в течение двух рабочих дней информирует гражданина о принятии его на медицинское обслуживание. После информирования гражданина медицинская организация, принявшая его на медицинское обслуживание, сообщает об этом в медицинскую организацию, в которой он находится на медицинском обслуживании на момент принятия заявления, и в страховую организацию. После получения уведомления медицинская организация, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании, в течение трех рабочих дней, снимает его с медицинского обслуживания и направляет копию медицинской документации гражданина.
Выбор медицинской организации при оказании специализированной медицинской помощи осуществляется по направлению, которое выдается лечащим врачом, и содержит следующие сведения:
наименование медицинской организации;
дата и время, в которые необходимо обратиться за получением специализированной медицинской помощи, с учетом соблюдения сроков ожидания медицинской помощи, установленных территориальной программой.
Выбор медицинской организации при оказании скорой медицинской помощи осуществляется гражданином с учетом соблюдения установленных сроков оказания скорой медицинской помощи.
2. Граждане, проживающие в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, для получения ими бесплатной медпомощи выбирают медицинскую организацию из числа подведомственных ФМБА России. Это делается по месту их жительства и (или) работы. Речь идет и о работниках юридических лиц, включенных в перечень компаний отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда.
Если организации, подведомственные ФМБА России, не могут оказать бесплатную медицинскую помощь указанным лицам, они выбирают медицинскую организацию в соответствии с российским законодательством об охране здоровья граждан.
Особенности организации и финансового обеспечения оказания медицинской помощи указанным лицам установлены постановлением Правительства РФ от 02 августа 2012 г. N 789. Перечень закрытых административно-территориальных образований утвержден постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 508.
В отличие от права на выбор врача, право на выбор лечебного учреждения в настоящее время реализуется в основном при получении пациентом платных медицинских услуг или медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договорами добровольного медицинского страхования.
Согласно Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития РФ от 15 мая 2012 г. N 543н, в целях обеспечения права граждан на выбор врача и медицинской организации допускается прикрепление граждан, проживающих либо работающих вне зоны обслуживания медицинской организации, к врачам-терапевтам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) для медицинского наблюдения и лечения с учетом рекомендуемой численности прикрепленных граждан.
3. Право пациента на выбор врача и медицинской организации реализуется посредством создания в лечебно-профилактическом учреждении условий, безопасных с позиции санитарных правил и тех норм, при которых внешние факторы среды обитания не будут создавать угрозу жизни и здоровью человека.
Гражданин имеет право осуществить выбор медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи не чаще чем один раз в год, за исключением случая изменения места жительства, при котором у гражданина появляется право на замену медицинской организации.
Правом выбора врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, гражданин может воспользоваться не чаще чем один раз в год. Для реализации данного права гражданин обращается с заявлением к руководителю выбранной медицинской организации. При осуществлении права выбора врача учитывается согласие самого врача и его нагрузка. В зависимости от нагрузки врача руководитель медицинской организации определяет, может ли конкретный врач взять на медицинское обслуживание дополнительных пациентов.
Первичная специализированная медико-санитарная помощь организуется в соответствии с потребностями населения в ее оказании, с учетом заболеваемости и смертности, половозрастного состава населения, его плотности, а также иных показателей, характеризующих здоровье населения. Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается по направлению медицинских работников, оказывающих первичную доврачебную и первичную врачебную медико-санитарную помощь, а также при самостоятельном обращении пациента в медицинскую организацию.
Например, в соответствии с апелляционным определением Самарского областного суда от 27 ноября 2012 г. по делу N 33-10847 удовлетворен иск о прикреплении на медицинское обслуживание, так как гражданин вправе выбрать медицинскую организацию для получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе для получения первичной медико-санитарной помощи.
Выбор медицинской организации для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется по направлению лечащего врача. В случае если в оказании бесплатной медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь соответствующего профиля, лечащий врач должен проинформировать о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленной территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Сведения об учреждениях здравоохранения, оказывающих специализированную медицинскую помощь, доводятся органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения до населения и медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную и скорую медицинскую помощь, в том числе посредством размещения информации в сети Интернет.
4. Приказом Минздрава РФ от 21 декабря 2012 г. N 1342н "Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта РФ, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи, в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи" регламентирована процедура выбора гражданином медицинской организации за пределами субъекта РФ, в котором он проживает. Процедура выбора медицинской организации аналогична процедуре выбора медицинской организации на территории субъекта РФ, где проживает данный гражданин: выбор производится на основании заявления, которое обращено руководителю выбранной гражданином медицинской организации. После получения заявления медицинская организация, принявшая заявление, в течение двух рабочих дней направляет письмо о подтверждении информации, указанной в заявлении, в медицинскую организацию, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании в момент подачи заявления.
После принятия гражданина на медицинское обслуживание медицинская организация направляет соответствующее уведомление в страховую медицинскую организацию и территориальный фонд ОМС по месту оказания медицинской помощи.
Данный порядок также распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ.
Данный порядок не распространяется на отношения по выбору медицинской организации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направленными на альтернативную гражданскую службу, гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу. Также порядок не распространяется на отношения по выбору медицинской организации задержанными, заключенными под стражу, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, лишения свободы, ареста либо административного ареста. Вышеназванными гражданами право выбора врача и медицинской организации реализуется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных ст. 25 и 26 комментируемого закона (см. комментарии к указанным статьям).
5. При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации. В том числе, такая информация может быть размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Статья 22. Информация о состоянии здоровья
1. Комментируемая статья определяет, что каждый имеет право получать информацию о состоянии своего здоровья, о результатах медицинского обследования, о наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
Под медицинским вмешательством понимаются выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, которые имеют профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность и затрагивают физическое или психическое состояние человека.
Данную информацию гражданин может получить в доступной для него форме в медицинской организации, оказывающей ему медицинскую помощь.
Право гражданина на информацию о своем состоянии здоровья следует рассматривать как один из важных элементов права на здоровье. Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения. Естественно субъектом получения этой информации должен быть дееспособный пациент старше 15 лет. Информация о состоянии здоровья недееспособных пациентов и лиц, не достигших соответствующего возраста, передается их законным представителям. К таким законным представителям несовершеннолетнего или недееспособного гражданина относятся родители, усыновители, опекуны, попечители, а также должностные лица организаций, выполняющих функции опеки или попечительства. Медицинскими работниками должно реализовываться право на получение информации о своем ребенке младше 15 лет для обоих родителей.
Один из родителей ребенка не имеет права запретить передавать какую-либо информацию другому, в том случае, если он не лишен родительских прав.
Информация о состоянии здоровья предоставляется гражданину лично лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении, а в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - их законным представителям.
Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли. В случаях неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину и членам его семьи, если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация.
Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов, получать копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья.
К медицинской документации относятся медицинская карта амбулаторного больного, которая заводится и хранится в регистратуре медицинской организации при оказании первичной медико-санитарной помощи. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 22 ноября 2004 г. N 255 "О Порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг" медицинская карта оформляется по форме N 025/у-04 или "История развития ребенка" (учетная форма N 112/у) с маркировкой литерой "Л". Кроме того, может заполняться "Талон амбулаторного пациента" (учетная форма N 025-12/у), с которым гражданин направляется на прием к участковому врачу, фельдшеру. При обследовании с участием необходимых специалистов, установлении клинического диагноза, определяется индивидуальный план лечебно-оздоровительных мероприятий и порядок диспансерного наблюдения, в соответствии с которым делается запись в "Контрольной карте диспансерного наблюдения" по форме N 030/у-04 и другие документы.
В случае обращения граждан за медицинской помощью и ее получении в лечебно-профилактических учреждениях информация об этом является конфиденциальной. К данной информации относится факт обращения за медицинской помощью, в том числе пребывание пациента в медицинском учреждении, состояние его здоровья, диагноз его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении. Информация о состоянии здоровья должна со слов пациента заноситься в его медицинскую документацию. При амбулаторном лечении пациента информация о состоянии здоровья должна быть отражена в медицинской карте амбулаторного больного, а в случае лечения пациента в стационаре запись о состоянии здоровья осуществляется в медицинской карте стационарного больного. Распространение такой информации является нарушением закона и влечет ответственность виновных лиц за разглашение конфиденциальной информации. Разглашение информации, являющейся конфиденциальной, может иметь место и при потере медицинской карты. Однако данный факт должен быть доказан.
Таким образом, в соответствии с законом врач, другие должностные лица лечебно-профилактического учреждения, сотрудники регистратуры и других подразделений медицинского учреждения не должны разглашать конфиденциальную информацию о состоянии здоровья третьим лицами, а также при ответах на письменные и устные обращения юридических и физических лиц по вопросам, касающимся данного пациента. В российском законодательстве регламентированы условия, при которых передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим лицам возможна при наличии согласия пациента, в целях обследования, лечения пациента и для проведения научных исследований. Данная информация может предоставляться по запросам органов прокуратуры, следствия и суда.
2. Для лиц, не достигших возраста 15 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья должна заноситься в соответствующие медицинские карты пациентов, и должны подписываться их законными представителями.
Права и обязанности могут осуществляться лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. В том случае, когда совершение действий представителя обусловлено предписанием закона, речь идет о законном представительстве.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 25 июня 2010 г. N 480н установлен порядок предоставления сведений о состоянии здоровья детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному приказу сведения о таких детях вносятся в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Информация о состоянии здоровья, об установлении, изменении, уточнении диагноза детей, оставшихся без попечения родителей, сообщается руководителями образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, в которых находятся дети, в органы опеки и попечительства. Информация предоставляется в следующие сроки:
на детей, оставшихся без попечения родителей, - в семидневный срок со дня, когда руководителям организаций стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью;
на детей, оставшихся без попечения родителей, у которых изменились данные о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии, - в семидневный срок со дня, когда руководителям организаций стало известно об изменениях, но не реже одного раза в год на каждого ребенка.
Сведения о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10 пересмотра, принятой 43-й Всемирной ассамблеей здравоохранения.
3. Пациент либо его законный представитель вправе получать медицинские документы, их копии и выписки, в которых содержится информация о состоянии здоровья. Медицинскую документацию пациент или его законный представитель могут получить путем обращения к руководителю медицинской организации, медицинскому работнику на основании предоставления письменного заявления. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время на законодательном уровне порядок и сроки представления медицинской документации не уточнены. Очевидно, выдача пациенту или его законному представителю медицинских документов, их копий и выписок из них фиксируется соответствующей записью в журнале выдаче медицинских документов.
В случае необходимости получения первичных медицинских документов и выноса их за пределы медицинской организации, например, для получения консультации у других специалистов, выдача таких документов осуществляется на основании расписки пациента или его законного представителя. В расписке указываются цели выдачи медицинских документов (медицинской карты) и срок, в течение которого пациент или его законный представитель обязуется возвратить их в медицинскую организацию, где они хранятся.
Следует отметить, что материалами судебной практики подтверждается отсутствие обязанности медицинского учреждения выдавать пациенту оригинал его медицинской карты амбулаторного больного. Например, апелляционным определением Магаданского областного суда от 23 октября 2013 г. N 33-870/2013 по делу N 2-2063/2013 отказано в иске о возложении обязанности внести сведения в медицинскую карту, выдать медицинскую карту, о компенсации морального вреда. В материалах делах отмечается, что суд обоснованно исходил из того, что право гражданина на получение информации, содержащейся в подлинниках медицинских документов, может быть реализовано путем предоставления ему копий документов; обязанность по выдаче именно оригиналов действующим законодательством не предусмотрена.
Копии медицинских документов и выписки из медицинских документов оформляются путем проставления штампа медицинской организации, заверяются личной печатью врача, выдавшего копию или выписку из медицинской документации, и печатью медицинской организации.
Статья 23. Информация о факторах, влияющих на здоровье
В комментируемой статье предусмотрено, что граждане имеют право на получение информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на его вредное влияние.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Причем информация должна быть достоверной и своевременной.
Своевременность получения информации характеризуется промежутками времени между определенными периодами. Однако следует отметить, что информация обладает такими качествами, как недолговечность. Любая информация способна устаревать, она не может существовать вечно. Таким образом, своевременной она является именно в тот момент, когда существуют определенные обстоятельства, относительно которых необходимо получить сведения. Например, о состоянии экологии в июне 2013 года. По истечении определенного периода (в 2014 году), состояние экологии будет совсем иным, а информация об экологии, влияющей на состояние здоровья за 2013 год, в 2014 году будет отражать устаревшие сведения.
Достоверность информации означает, что сведения отражают истинное положение дел на момент, когда сообщается данная информация. Достоверная информация содержит сведения, свидетельствующие о действительном существовании факторов, влияющих на состояние здоровья. Недостоверная информация содержит сведения, которые далеки от действительности и могут ввести в заблуждение граждан относительно факторов, влияющих на здоровье человека, в том числе факторов о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товарах для личных и бытовых нужд. Это пагубно может отразиться на состоянии здоровья всех людей, проживающих на определенной территории. В связи с этим возникает ответственность должностных лиц соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, которые обязаны предоставлять достоверную и своевременную информацию о факторах, влияющих на здоровье человека.
Каждый гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Особенно если речь идет о факторах, способных оказать вредное влияние на здоровье человека.
Не может быть ограничен доступ к информации о состоянии окружающей среды, гарантировать безопасность которой обязаны государственные органы власти, органы местного самоуправления, промышленники, общественные организации и граждане (см. комментарии к ст. 18).
Информация предоставляется бесплатно:
о действующих нормативных правовых актах в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения;
о заболеваемости населения, о результатах выполняемых в рамках госсанэпиднадзора лабораторных и инструментальных исследований объектов среды обитания в объеме, предусмотренном официально утвержденными формами статистического наблюдения.
Информация общег






