Глава 5. Организация охраны здоровья 2 страница

Важным шагом в направлении профилактики неинфекционных заболеваний в РФ явилось принятие федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".

3. Формирование здорового образа жизни у граждан, начиная с детского возраста, обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом.

Как правило, мероприятия по формированию здорового образа жизни направлены на детскую и подростковую категорию населения и являются частью воспитательной системы, что вполне обоснованно с психологической точки зрения, учитывая принципы и условия формирования личностных характеристик человека.

Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" предполагаются следующие меры по формированию здорового образа жизни:

меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков, в частности, распространение здоровьесберегающих технологий обучения, технологий "школа здоровья" на все образовательные учреждения, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечение доступности занятий физической культурой, туризмом и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни; внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу образовательных учреждений и организаций и др.;

меры по формированию современной модели организации отдыха и оздоровления детей, основанной на принципах государственно-частного партнерства, в частности, создание на федеральном уровне системы координации деятельности соответствующих государственных органов и организаций; разработка системы мер по поддержке и развитию инфраструктуры отдыха и оздоровления детей, в том числе по нормативному финансированию программ в данной сфере и др.;

меры по формированию культуры здорового питания детей и подростков, обеспечению качества и режима питания как залога здоровья ребенка, в частности, осуществление мер по совершенствованию системы обеспечения качественным горячим питанием воспитанников дошкольных учреждений и обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования; обеспечение регулярных проверок качества питания в образовательных, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях и др.

Региональным законодательством также установлены меры по формированию здорового образа жизни. Так, Законом Удмуртской Республики от 29 декабря 2005 г. N 79-РЗ "О государственной молодежной политике в Удмуртской Республике" предусмотрены меры по содействию молодежи в области охраны здоровья, профилактики социально-негативных явлений, формирования здорового образа жизни. Согласно ст. 17 указанного закона содействие молодежи в области охраны здоровья, профилактики социально-негативных явлений, формирования здорового образа жизни включает в себя:

создание условий для занятия физической культурой, спортом, активными видами отдыха и туризма;

участие в разработке и реализации республиканских и ведомственных целевых программ по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи;

реализацию комплекса мер по правовой и психолого-педагогической помощи молодежи;

реализацию мер по профилактике социально-негативных явлений в молодежной среде;

создание условий для психолого-педагогической реабилитации и помощи, социальной адаптации молодых граждан;

реализацию специальных мер по поддержке инвалидов из числа молодых граждан, занятию их физической культурой, спортом и их участию в спортивных соревнованиях, турнирах по массовым видам спорта.

Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации" комментируемая статья дополнена частью 4, согласно которой порядок организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, т.е. Министерством здравоохранения РФ.

 

Статья 31. Первая помощь

1. В отличие от медицинской помощи, оказываемой квалифицированными медицинскими работниками, первая помощь пострадавшему оказывается имеющими соответствующую подготовку лицами, в том числе сотрудниками органов внутренних дел РФ, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб.

Оказание первой помощи пострадавшим предусмотрено рядом федеральных законов. Так, ст. 228 ТК РФ возлагает на работодателя обязанность при несчастном случае немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию. Статья 12 ФЗ "О полиции" обязывает сотрудников полиции оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" в ст. 26 предписывает должностным лицам таможенных органов при применении физической силы, специальных средств, оружия обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, оказание первой помощи и немедленно уведомить о происшедшем начальство. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" также ст. 15 предписывает судебным приставам при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия обеспечить оказание первой помощи лицам, получившим телесные повреждения. Федеральный закон от 06 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ" условием применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники ставит обеспечение оказания первой помощи лицам, получившим телесные повреждения. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи обозначает как одну из основных задач пожарной охраны. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" обязывает спасателей активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую помощь и другие виды помощи (ст. 27). Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" условием применения специальных средств и огнестрельного оружия ставит обеспечение лицам, получившим телесные повреждения, первую помощь (ст. 16). Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране" в ст. 13 обязывает сотрудников вневедомственной охраны обеспечить лицам, получившим телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия первой помощи. Федеральный закон от 06 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" в ст. 15 обязывает работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных во время несения службы (дежурства) в соответствии с графиком дежурства прибывать к месту вызова при получении сообщения и в случае необходимости оказывать первую помощь пострадавшим.

Первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью.

2. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ от 4 мая 2012 г. N 477н. В перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, включены отсутствие сознания, остановка дыхания и кровообращения, наружные кровотечения, инородные тела верхних дыхательных путей, травмы различных областей тела, ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения, отморожение и другие эффекты воздействия низких температур, отравления.

В перечень мероприятий по оказанию первой помощи включены следующие:

1) мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи (определение угрожающих факторов для собственной жизни и здоровья, определение угрожающих факторов для жизни и здоровья пострадавшего, их устранение и прочее);

2) вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом;

3) определение наличия сознания у пострадавшего;

4) мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и определению признаков жизни у пострадавшего (запрокидывание головы с подъемом подбородка, выдвижение нижней челюсти, определение наличия дыхания с помощью слуха, зрения и осязания, определение наличия кровообращения, проверка пульса на магистральных артериях);

5) мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни (искусственное дыхание);

6) мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей;

7) мероприятия по обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного кровотечения (обзорный осмотр пострадавшего на наличие кровотечений, пальцевое прижатие артерии, наложение жгута и др.);

8) мероприятия по подробному осмотру пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, и по оказанию первой помощи в случае выявления указанных состояний;

9) придание пострадавшему оптимального положения тела;

10) контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказание психологической поддержки;

11) передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.

3. Примерные программы учебного курса, предмета и дисциплины по оказанию первой помощи разрабатываются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и утверждаются в установленном порядке.

Письмом Минздравсоцразвития РФ от 29 февраля 2012 г. N 14-8/10/2-1759 сообщается, что Межотраслевая инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, разработанная Министерством труда и социального развития РФ, не применяется. При оказании первой помощи рекомендуется руководствоваться учебным пособием "Алгоритмы первой помощи" (https://www.rosminzdrav.ru/docs/mzsr/letters/201) и учебником "Первая помощь" (https://www.rosminzdrav.ru/docs/mzsr/spa/93). Кроме того, Министерством в настоящее время разрабатываются методические указания по алгоритмам первой помощи на производстве.

Например, положения по оказанию первой помощи содержатся в Приказе Минобрнауки РФ от 26 апреля 2010 г. N 430 "О требованиях к минимуму содержания программы профессиональной подготовки частных охранников".

4. Водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.

Более того, согласно п. 2.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать "Скорую медицинскую помощь", а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение.

Обучение будущих водителей основам оказания первой помощи предусмотрено приказом Минобрнауки РФ от 18 августа 2010 г. N 866 "Об утверждении примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов", а также приказом Минобрнауки РФ от 18 июня 2010 г. N 636 "Об утверждении Примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий".

 

Статья 32. Медицинская помощь

Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.

Классификация медицинской помощи по видам производится на основании характера действий, осуществляемых при оказании медицинской помощи: первичная медико-санитарная помощь, специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь, скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь, паллиативная медицинская помощь.

Классификация по условиям основана на характере места оказания медицинской помощи: вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации); амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника; в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

По формам медицинская помощь подразделяется в зависимости от причины, повлекшей медицинское вмешательство: экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента; неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента; плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

В судебной практике имеются случаи оспаривания действий медицинских работников, связанных с квалификацией необходимой для пациента формы медицинской помощи. Так, например, согласно апелляционному определению Липецкого областного суда от 09 октября 2012 г. по делу N 33-2294/2012 в иске о признании неправомерным срока очередности прохождения медицинских процедур отказано правомерно, так как суд установил, что проведение медицинской процедуры истцу в экстренном, неотложном порядке не требовалось. Каких-либо неблагоприятных для истца последствий имеющегося у него заболевания в зависимости от срока прохождения процедуры не наступило, и угрозы наступления таких последствий не создало.

Первичная медико-санитарная помощь, специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь, скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь, паллиативная медицинская помощь оказываются в соответствии со ст. 33, 34, 35, 36 комментируемого закона (см. комментарии к ст. 33-36).

Положение об организации оказания медицинской помощи по видам, условиям и формам оказания такой помощи устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Например, такие положения установлены приказом Минздрава России от 20 июня 2013 г. N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи", приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г. N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" и др.

 

Статья 33. Первичная медико-санитарная помощь

1. Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия:

по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний;

медицинской реабилитации;

наблюдению за течением беременности;

формированию здорового образа жизни;

санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается в соответствии с Положением об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 15 мая 2012 г. N 543н.

Положение устанавливает правила организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению на территории РФ. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в установленном порядке.

Работникам организаций, включенных в утвержденный Правительством РФ перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, и населению закрытых административно-территориальных образований, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в утвержденный Правительством РФ перечень территорий, первичная медико-санитарная помощь оказывается с учетом особенностей организации оказания медицинской помощи, установленных Правительством РФ.

Первичная медико-санитарная помощь в медицинских организациях может оказываться населению:

а) в качестве бесплатной медицинской помощи - в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам РФ медицинской помощи за счет средств ОМС и средств соответствующих бюджетов, а также в иных случаях, установленных законодательством РФ;

б) в качестве платной медицинской помощи - за счет средств граждан и организаций.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается в плановой и неотложной формах. Формами оказания первичной медико-санитарной помощи являются оказание ее в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

Первичная медико-санитарная помощь включает следующие виды:

первичная доврачебная медико-санитарная помощь;

первичная врачебная медико-санитарная помощь;

первичная специализированная медико-санитарная помощь.

Помимо указанного Положения первичная медико-санитарная помощь оказывается в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 22 ноября 2004 г. N 255 "О Порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг".

2. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом следующих моментов. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации. Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации (см. комментарий к ст. 21).

В малочисленных и (или) расположенных на значительном удалении от медицинской организации или ее подразделении населенных пунктах, в том числе временных (сезонных), медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу, на территории обслуживания которых расположены такие населенные пункты, осуществляют организацию оказания первой помощи населению до прибытия медицинских работников при внезапных, опасных для жизни острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, травмах, отравлениях с привлечением одного из домовых хозяйств.

3. Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья.

При медицинском учреждении организуется деятельность кабинета (отделения) доврачебной помощи поликлиники (врачебной амбулатории, центра общей врачебной практики (семейной медицины)), порядок деятельности которого регламентируется приложением N 3 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития РФ от 15 мая 2012 г. N 543н.

4. Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, офисов врачей общей практики (семейных врачей), центров здоровья и отделений (кабинетов) медицинской профилактики.

В соответствии с вышеуказанным Положением об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению в медицинской организации организуется деятельность кабинета врача общей практики (семейного врача). Приложение N 6 к указанному Положению закрепляет Правила организации деятельности такого кабинета.

Например, апелляционным определением Верховного суда Республики Хакасия от 27 июня 2013 г. по делу N 33-1551/2013 установлено, что правомерно удовлетворено заявление об обязании обеспечить в участковой больнице оказание квалифицированной медицинской помощи врачом общей практики и врачом-педиатром, произвести необходимые действия по укомплектованию штата участковой больницы врачами, так как факт отсутствия в штате участковой больницы врачей является препятствием для получения гражданами поселения качественной, своевременной и доступной медицинской помощи.

5. Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами разного профиля поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, в том числе оказывающих специализированную, высокотехнологичную, медицинскую помощь.

Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:

1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;

2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с ч. 2 ст. 21 Закона, с учетом порядков оказания медицинской помощи (см. комментарий к ст. 37).

6. В целях оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций могут создаваться подразделения медицинской помощи, оказывающие указанную помощь в неотложной форме.

Правила организации деятельности отделения (кабинета) неотложной медицинской помощи поликлиники (врачебной амбулатории, центра общей врачебной практики (семейной медицины)), содержатся в приложении N 5 к вышеупомянутому Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению.

Отделение (кабинет) неотложной медицинской помощи является структурным подразделением поликлиники (врачебной амбулатории, центра общей врачебной практики (семейной медицины)) и организуется для оказания медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не опасных для жизни и не требующих экстренной медицинской помощи.

Оказание неотложной медицинской помощи лицам, обратившимся с признаками неотложных состояний, может осуществляться в амбулаторных условиях или на дому при вызове медицинского работника.

Неотложная медицинская помощь может оказываться в качестве первичной доврачебной медико-санитарной помощи фельдшерами, а также в качестве первичной врачебной медико-санитарной помощи врачами-специалистами.

Неотложная медицинская помощь лицам, обратившимся в медицинскую организацию с признаками неотложных состояний, оказывается безотлагательно. Неотложная медицинская помощь на дому осуществляется в течение не более 2 часов после поступления обращения больного или иного лица об оказании неотложной медицинской помощи на дому.

В случае отсутствия эффекта от оказываемой медицинской помощи, ухудшении состояния больного и возникновении угрожающих жизни состояний медицинские работники принимают меры к их устранению с использованием стационарной или переносной укладки экстренной медицинской помощи и организуют вызов бригады скорой медицинской помощи либо транспортировку больного в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь, в сопровождении медицинского работника.

После оказания неотложной медицинской помощи больному и устранения либо уменьшения проявлений неотложного состояния больной направляется к врачу либо участковому врачу передаются сведения о больном для осуществления посещения больного с целью наблюдения за его состоянием, течением заболевания и своевременного назначения (коррекции) необходимого обследования и (или) лечения (активное посещение) в течение суток.

 

Статья 34. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь

1. Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

Порядок организации оказания специализированной медицинской помощи утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 16 апреля 2010 г. N 243н.

Организация оказания специализированной медицинской помощи осуществляется в медицинских организациях, а также иных организациях:

государственной системы здравоохранения;

муниципальной системы здравоохранения в случае передачи им полномочий по организации оказания специализированной медицинской помощи;

частной системы здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность в части выполнения работ (услуг) по осуществлению специализированной медицинской помощи.

Сведения об учреждениях здравоохранения, оказывающих специализированную медицинскую помощь, доводятся органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения до населения и медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную и скорую медицинскую помощь (в том числе посредством размещения информации в сети Интернет).

При отсутствии на территории субъекта РФ возможности оказания отдельных видов (по профилям) специализированной медицинской помощи орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения обеспечивает оказание населению отдельных видов (по профилям) специализированной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения других субъектов РФ, федеральных учреждениях здравоохранения, иных медицинских организациях, в том числе за счет средств субъекта РФ.

Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами в учреждениях здравоохранения при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий.

Специализированная медицинская помощь населению оказывается в соответствии с порядками и стандартами оказания отдельных видов (по профилям) специализированной медицинской помощи, утверждаемыми Минздравом России (см. комментарий к ст. 37).

Учреждения здравоохранения оказывают специализированную медицинскую помощь при направлении пациента иными медицинскими организациями в случае невозможности оказания последними специализированной медицинской помощи в соответствии со стандартами, а также при непосредственном обращении граждан для оказания амбулаторно-поликлинической специализированной медицинской помощи.

Специализированная медицинская помощь в учреждениях здравоохранения может оказываться населению:

а) в качестве бесплатной медицинской помощи - в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, за счет средств ОМС и средств соответствующих бюджетов, а также в иных случаях, установленных законодательством РФ;

б) в качестве платной медицинской помощи - за счет средств граждан и организаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: