Глава 5. Организация охраны здоровья 1 страница

 

Статья 29. Организация охраны здоровья

1. Статьей определены основные направления и субъекты организации охраны здоровья. Фундаментальным элементом организации охраны здоровья граждан является государственное регулирование рассматриваемых правоотношений. Закон закрепляет шесть направлений организации охраны здоровья:

1) государственное регулирование в сфере охраны здоровья, в том числе нормативное правовое регулирование.

Государственное регулирование представляет собой деятельность государственных органов, направленную на достижение определенных целей, в данном случае на достижение максимальных результатов, обеспечивающих сохранение здоровья всех категорий населения страны. Государственное регулирование включает в себя, прежде всего, правотворческую деятельность и контроль за исполнением принятых в установленном порядке нормативно-правовых актов.

Правительством РФ определяются политические векторы в рассматриваемой сфере отношений, основанные на общих конституционных принципах государственного функционирования, а также на нормах федеральных законов, в частности комментируемого закона. Уполномоченными органами в организационных целях принимаются нормативные правовые акты, регламентирующие тот или иной комплекс правоотношений в сфере здравоохранения. Следует отметить, что правотворческая деятельность должна быть основана на принципе иерархии нормативно-правовых актов, а исполнение данных актов уполномоченными органами - на соблюдении установленных законодательством требований, а также прав граждан;

2) разработка и осуществление мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и по формированию здорового образа жизни населения.

Данное направление включает в себя довольно широкий спектр деятельности государственных и муниципальных органов, а также учреждений. Следует отметить, что значительную нагрузку в принятии и реализации профилактических мер в сфере охраны здоровья несут наряду с медицинскими учреждениями учреждения дошкольного, общего профессионального и высшего образования, а также организации дополнительного образования спортивного и смежного со спортом профиля, профсоюзы и общественные организации, созданные с целью защиты прав граждан на охрану здоровья и пр. Профилактика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (см. комментарий к ст. 30);

3) организация оказания первой помощи, всех видов медицинской помощи, в том числе гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, редкими (орфанными) заболеваниями.

Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Медицинская помощь осуществляется профессионально подготовленными работниками, имеющими на это право в соответствии с действующим законодательством. Первая помощь осуществляется до оказания медицинской помощи лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел РФ, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб (см. комментарий к ст. 31);

4) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Среда обитания человека определяется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. Факторами среды обитания являются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Вредным считается воздействие таких факторов среды обитания, которые создают угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений.

Порядок обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения регламентируется ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Полномочия в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения возложены ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на Российскую Федерацию и субъекты РФ.

ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не предусматривает полномочия органов местного самоуправления, однако это не освобождает их от обязанностей в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (см. постановление ФАС Поволжского округа от 12 марта 2013 г. по делу N А12-11516/2012);

5) обеспечение определенных категорий граждан РФ лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством РФ.

Федеральным законодательством определены категории граждан и порядок их обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания.

Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. N 1074, предусмотрено, что за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ осуществляется:

обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории РФ лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности;

обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством РФ;

обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.

Отдельными законами федерального и регионального уровня закреплены категории граждан, имеющие право на обеспечение их лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения. Так, ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (ст. 6.2).

В качестве примера регионального акта, устанавливающего категории граждан, которым лекарственные средства и изделия медицинского назначения предоставляются бесплатно или в льготном порядке можно привести Закон Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 г. N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга";

6) управление деятельностью в сфере охраны здоровья на основе государственного регулирования, а также саморегулирования, осуществляемого в соответствии с федеральным законом.

Саморегулирование организаций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 01 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях". Данным законом регулируются отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций, деятельностью саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

2. Организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии трех тесно взаимосвязанных систем здравоохранения - государственной, муниципальной и частной.

2.1. Государственную систему здравоохранения составляют:

1) федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы.

Минздрав РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, ОМС, обращения лекарственных средств для медицинского применения, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения. Организация деятельности Минздрава РФ и его полномочия подробно определяются постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 608 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения РФ".

Минздрав РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Федерального медико-биологического агентства, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Федерального фонда ОМС.

Минздрав РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные Министерству организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Следует отметить, что в предыдущей редакции комментируемой статьи в числе составляющих государственной системы здравоохранения указывалась и Российская академия медицинских наук (РАМН). Однако в действующей редакции упоминание РАМН исключено. Очевидно это связано с тем, что в настоящее время РАМН, являвшаяся государственной академией наук, присоединена к Российской академии наук в соответствии с Федеральным законом от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

2) исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, указанных в п. 1).

Органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья создаются на региональном уровне в установленном порядке. Их полномочия, порядок деятельности и структура определяются региональными нормативными актами.

Так, Министерство здравоохранения Удмуртской Республики (Минздрав УР) является органом исполнительной власти Удмуртской Республики, проводящим государственную политику и осуществляющим регулирование деятельности в области здравоохранения и лекарственного обеспечения. Деятельность Минздрава УР регламентируется Положением о Министерстве здравоохранения Удмуртской Республики, утвержденным постановлением Правительства УР от 3 марта 2003 г. N 150. Министерство является составной частью единой системы исполнительной власти в области здравоохранения и в своей деятельности подчиняется Правительству Удмуртской Республики. Минздрав УР может создавать в установленном законодательством Удмуртской Республики порядке свои территориальные органы в городе (районе) Удмуртской Республики в целях реализации своих полномочий. Минздрав УР осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами исполнительной власти РФ, органами исполнительной власти Удмуртской Республики, Удмуртским территориальным фондом ОМС, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, а также другими организациями независимо от организационно-правовой формы;

3) подведомственные федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук и исполнительным органам государственной власти субъектов РФ медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

2.2. Муниципальную систему здравоохранения составляют:

1) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья.

Полномочия органов местного самоуправления закреплены ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Пункты 14 и 32 ч. 1 ст. 14 и пункты 12 и 24 ч. 1 ст. 15 устанавливают, что к вопросам местного значения городского округа и муниципального района относятся создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством РФ перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Следует отметить, что органы местного самоуправления не создают специальные исполнительные органы в сфере охраны здоровья и реализуют свои полномочия через муниципальные учреждения;

2) подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.

В соответствии со ст. 17 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формированию и размещению муниципального заказа. Иные формы организаций, создаваемых муниципальными органами в целях решения вопросов местного значения социального характера, в том числе по охране здоровья граждан, кроме учреждения, законодательством не предусмотрены.

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 120 ГК РФ).

Муниципальное учреждение создается муниципальным образованием. Оно может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Правовое положение автономных учреждений определяется ФЗ "Об автономных учреждениях".

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с муниципальными заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в соответствующих сферах, в частности в сфере здравоохранения для медицинского учреждения и в сфере фармацевтической деятельности для фармацевтического учреждения. Особенности правового статуса бюджетного учреждения определяются ФЗ "О некоммерческих организациях".

Казенное учреждение находится в ведении органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством. Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с БК РФ.

Особенности правового положения отдельных видов учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

2.3. Частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

Организациями, осуществляющими деятельность в сфере охраны здоровья, могут являться как некоммерческие организации в форме учреждений, так и коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.

Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 9 ФЗ "О некоммерческих организациях). Имущество частного учреждения находится у него на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Порядок финансового обеспечения деятельности частного учреждения и права частного учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное частным учреждением, определяются в соответствии с ГК РФ.

Деятельность коммерческих организаций в сфере здравоохранения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в сфере лицензирования.

Например, определением Верховного Суда РФ от 18 декабря 2013 г. N 77-АПГ13-4 оставлено без изменения решение Липецкого областного суда от 18 июля 2013 г., которым было удовлетворено заявление о признании недействующим постановления администрации Липецкой области от 07 июня 2013 г. N 265 "О совершенствовании медицинского освидетельствования граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия, кандидатов в водители и водителей транспортных средств на территории Липецкой области". Указанным постановлением предписано "медицинское освидетельствование граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия и медицинское освидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств врачами-специалистами психиатром, психиатром-наркологом проводить в государственных специализированных медицинских учреждениях". Признавая недействующим оспариваемое правовое регулирование, суд обоснованно исходил из того, что оно установлено с превышением компетенции субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья и, будучи по своей юридической природе ни чем иным, как ограничением прав медицинских организаций частной системы здравоохранения на осуществление лицензируемой медицинской деятельности, снижает уровень гарантий медицинских организаций частной системы здравоохранения, предусмотренных федеральным законодательством, регулирующим права и обязанности медицинских организаций.

 

Статья 30. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни

1. Комментируемая статья закрепляет перечень субъектов, на которых возлагается обязанность принимать меры по профилактике инфекционных заболеваний. Это органы государственной власти (Минздрав России, Роспотребнадзор, государственные органы исполнительной власти субъектов РФ), органы местного самоуправления (в лице районных администраций и администраций городских округов), работодатели, медицинские организации (государственные, муниципальные и частные) и общественные объединения, в частности, созданные в целях защиты прав граждан в сфере охраны здоровья.

Осуществление профилактических мероприятий проходит несколько основных этапов:

разработка программ и планов мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний;

осуществление финансирования утвержденных программ и планов;

реализация мероприятий по предупреждению возникновения, распространения и раннего выявления инфекционных заболеваний;

анализ осуществленных мероприятий и оценка их эффективности для учета в дальнейшей профилактической деятельности.

На государственном уровне основной акцент профилактики инфекционных заболеваний сделан на иммунопрофилактике.

Иммунопрофилактика инфекционных болезней - система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок (ст. 1 ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней").

Проведение профилактических прививок (вакцинация) направлено на борьбу с инфекционными заболеваниями и основано на применении вакцин и анатоксинов для защиты восприимчивого к инфекциям населения.

Организация иммунопрофилактики предполагает осуществление комплекса мероприятий по обеспечению вакцинами и анатоксинами, их транспортировке и хранению, учету всех подлежащих вакцинации лиц с целью максимально полного охвата их прививками, организации и проведению прививок, а также учету эффективности вакцинации и осуществляется в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.3.2367-08 "Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июня 2008 г. N 34.

Научные основы иммунопрофилактики состоят в подборе соответствующего медицинского иммунобиологического препарата (МИБП), разработке оптимальных схем и методов вакцинации, определении групп населения, подлежащих вакцинации, установлении показаний и противопоказаний к прививкам, адекватном сочетании различных МИБП в календаре прививок и т.п.

Осуществление иммунопрофилактики обеспечивают Минздрав России, Роспотребнадзор, органы управления здравоохранением субъектов РФ.

Профилактические прививки проводятся гражданам в государственных, муниципальных или частных организациях здравоохранения либо гражданами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии лицензий на медицинскую деятельность (ст. 11 ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней").

Профилактические прививки населению проводятся в родильных домах и отделениях, лечебно-профилактических организациях по месту жительства, медико-санитарных частях, фельдшерско-акушерских пунктах, здравпунктах, консультативных центрах по специфической профилактике и других организациях независимо от организационно-правовой формы, а также, в исключительных случаях, на дому.

Для иммунопрофилактики используются зарегистрированные отечественные и зарубежные медицинские иммунобиологические препараты.

Годовой план профилактических прививок формируется в соответствии с национальным календарем прививок, календарем прививок по эпидемическим показаниям, на основании полного учета детского и взрослого населения, проведенных ранее профилактических прививок, наличия сведений о длительных медицинских отводах, о перенесенных инфекционных заболеваниях, а также прогнозируемого числа новорожденных. Национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утверждены приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям".

Профилактические мероприятия по предупреждению и пресечению распространения инфекционных болезней включены также в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденную постановлением Правительства РФ от 18 октября 2013 г. N 932.

2. Профилактика неинфекционных заболеваний осуществляется на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, образовательными организациями и физкультурно-спортивными организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, а также на снижение риска их развития, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды, формирование здорового образа жизни.

Профилактика неинфекционных заболеваний возложена, помимо субъектов, указанных в п. 1 комментария к настоящей статье, на образовательные организации и физкультурно-спортивные организации.

Образовательные организации включают в себя дошкольные, общеобразовательные, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, а также организации дополнительного образования и организации дополнительного профессионального образования (ст. 23 ФЗ "Об образовании в РФ").

К физкультурно-оздоровительным организациям относятся как государственные и муниципальные спортивные учреждения (школы, клубы, комплексы и пр.), так и частные физкультурно-оздоровительные комплексы для различных категорий населения.

Основные цели профилактики неинфекционных заболеваний:

предупреждение возникновения неинфекционных заболеваний;

предупреждение распространения неинфекционных заболеваний;

раннее выявление заболеваний;

снижение риска их развития;

предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды;

формирование здорового образа жизни.

Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 мая 2010 г. N 64/265 "Профилактика неинфекционных заболеваний и борьба с ними" подчеркивается важность продолжения государствами-членами поиска путей устранения основных факторов риска, связанных с неинфекционными заболеваниями, на основе осуществления Плана действий на 2008-2013 годы по реализации Глобальной стратегии по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними, Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, Глобальной стратегии по питанию, физической активности и здоровью и научно обоснованных стратегий и мероприятий, призванных сократить число проблем общественного здоровья, вызываемых злоупотреблением алкоголя. Условия и образ жизни людей оказывают влияние на состояние их здоровья и качество жизни. Самые распространенные неинфекционные заболевания связаны с общеизвестными факторами риска, такими как потребление табака, злоупотребление алкоголем, нездоровый рацион питания, недостаточная физическая активность и природные канцерогены. Эти факторы риска отражают экономические, социальные, тендерные, политические, поведенческие и экологические аспекты, и в этой связи борьба с неинфекционными заболеваниями требует многосекторального подхода. Для успешного преодоления проблем в области развития и других проблем, создаваемых неинфекционными заболеваниями, в частности четырьмя самыми распространенными неинфекционными заболеваниями - сердечно-сосудистыми заболеваниями, онкологическими заболеваниями, хроническими респираторными заболеваниями и диабетом, - необходимы согласованные действия и скоординированный подход на национальном, региональном и глобальном уровнях.

В целях профилактики неинфекционных заболеваний в РФ, а также разработки единых методических подходов в осуществлении профилактической помощи и оздоровлении населения Минздравом России на функциональной основе был создан Координационный центр профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска Министерства здравоохранения РФ на базе отдела многофакторной профилактики Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Минздрава России (приказ Минздрава РФ от 26 ноября 1997 г. N 344 "О создании Координационного центра и региональных кабинетов профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска").

Профилактические мероприятия в отношении неинфекционных заболеваний осуществляются на трех уровнях - в отношении всего населения (популяционный уровень), в отношении отдельной категории населения (работников с вредными условиями труда, больных онкологическими заболеваниями, заболеваниями сердечно-сосудистой системы и др.) (групповой уровень) и в отношении конкретного лица (индивидуальный уровень).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: