Глава 9. Медицинские работники и фармацевтические работники, медицинские организации

 

Статья 69. Право на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности

1. Право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица:

получившие медицинское или иное образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Поскольку данные требования применяются с момента вступления в силу ч. 1 комментируемой статьи (с 1 января 2016 г. согласно ч. 6 ст. 101 Закона), будем опираться на закон в сфере образования, который вступил в силу с 01 сентября 2013 г.

Согласно ФЗ "Об образовании в РФ" федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся. При их формировании учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов.

Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Министерством образования и науки РФ в отношении каждой специальности и в отношении каждого уровня образования разрабатываются отдельные федеральные государственные стандарты, например, приняты следующие приказы:

Приказ Минобрнауки России от 02 августа 2013 г. N 694 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 060501.01 Младшая медицинская сестра по уходу за больными";

приказ Минобрнауки РФ от 28 октября 2009 г. N 472 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060101 Лечебное дело";

приказ Минобрнауки РФ от 17 января 2011 г. N 57 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 060500 Сестринское дело (квалификация (степень) "бакалавр")";

приказ Минобрнауки РФ от 08 ноября 2010 г. N 1122 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060103 Педиатрия (квалификация (степень) "специалист")";

приказ Минобрнауки РФ от 14 января 2011 г. N 16 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060201 Стоматология (квалификация (степень) "специалист")".

2. Для лиц, осуществляющих фармацевтическую деятельность, предъявляются следующие требования:

наличие фармацевтического образования, полученного в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

наличие свидетельство об аккредитации специалиста.

В качестве примера утверждения уполномоченным органом федерального государственного образовательного стандарта приведем приказ Минобрнауки РФ от 10 ноября 2009 г. N 572 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060301 Фармация".

Правом на осуществление фармацевтической деятельности также обладают лица, имеющие право на осуществление медицинской деятельности и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

Указанные требования действуют с 1 января 2016 г. (ч. 6 ст. 101 Закона).

3. Комментируемая статья дает определение аккредитации. Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности в соответствии с установленными порядками оказания медицинской помощи и со стандартами медицинской помощи либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста осуществляется по окончании им освоения основных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования, а также дополнительных профессиональных образовательных программ не реже 1 раза в 5 лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

4. Лица, имеющие медицинское или фармацевтическое образование, не работавшие по своей специальности более 5 лет, могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) и прохождения аккредитации.

Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено комментируемым законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

Приказом Минздрава РФ от 03 августа 2012 г. N 66н утверждены порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях.

5. Лица, не завершившие освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, и лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала согласно положению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития РФ от 19 марта 2012 г. N 239н.

Лица, не завершившие освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала при наличии академической справки (диплома о неполном высшем профессиональном образовании), подтверждающей освоение основной образовательной программы высшего медицинского или высшего фармацевтического образования в объеме и по специальности, соответствующим установленным требованиям к образованию, а также положительного результата сдачи экзамена по допуску к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала, подтвержденного выпиской из протокола сдачи экзамена.

Лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала при наличии диплома о высшем медицинском или высшем фармацевтическом образовании по специальности, соответствующей установленным требованиям к образованию, а также положительного результата сдачи экзамена, подтвержденного выпиской из протокола сдачи экзамена.

6. Лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, допускаются к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности после:

установления в РФ эквивалентности документов иностранных государств об образовании в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2013 г. N 1391 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве";

сдачи экзамена по специальности;

прохождения аккредитации, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Признание и установление в РФ эквивалентности документов об образовании осуществляются в соответствии с международными договорами, регулирующими вопросы признания и эквивалентности документов об образовании и имеющими юридическую силу на территории РФ, законодательством РФ и названным Административным регламентом с учетом международной практики по вопросам признания и установления эквивалентности документов об образовании. Признание и установление в РФ эквивалентности документов об образовании осуществляется Рособрнадзором по заявлению обладателя документа об образовании или уполномоченного им лица, действующего на основании оформленной в установленном порядке доверенности (далее вместе - заявители).

По результатам рассмотрения представленных заявителем документов Рособрнадзор принимает одно из следующих решений:

о выдаче свидетельства о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации с предоставлением его обладателю тех же академических и (или) профессиональных прав, которые имеют обладатели соответствующих образования и (или) квалификации, полученных в Российской Федерации, либо о признании иностранного образования в качестве периода обучения по образовательной программе определенного уровня, с правом на продолжение обучения по данной образовательной программе в Российской Федерации;

о выдаче дубликата свидетельства о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации;

об отказе в выдаче свидетельства о признании;

об отказе в выдаче дубликата свидетельства о признании.

7. Лица, незаконно занимающиеся медицинской деятельностью и фармацевтической деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии со ст. 235 УК РФ, которая предусматривает, что занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на избранный вид деятельности, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до 120 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается принудительными работами на срок до 5 лет либо лишением свободы на тот же срок.

Например, определением Московского городского суда от 14 февраля 2011 г. по делу N 22-1657\2011 г. приговор суда по делу о незаконном занятии частной медицинской практикой, повлекшем по неосторожности смерть человека, оставлен без изменения, поскольку размер суммы, взысканной с осужденного в возмещение потерпевшей морального вреда, определен судом первой инстанции с учетом нравственных и физических страданий матери пострадавшей, детей пострадавшей, оставшихся на попечении у потерпевшей.

 

Статья 70. Лечащий врач

1. Лечащий врач назначается руководителем медицинской организации (подразделения медицинской организации) или выбирается пациентом с учетом согласия врача. В случае требования пациента о замене лечащего врача руководитель медицинской организации (подразделения медицинской организации) должен содействовать выбору пациентом другого врача в порядке, утвержденном приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2012 г. N 407н. Порядок регулирует отношения, связанные с оказанием руководителем медицинской организации (ее подразделения) содействия выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача.

В случае требования пациента о замене лечащего врача (за исключением случаев оказания специализированной медицинской помощи) пациент обращается к руководителю медицинской организации (ее подразделения) с заявлением в письменной форме, в котором указываются причины замены лечащего врача. Руководитель медицинской организации (ее подразделения) в течение 3 рабочих дней со дня получения заявления информирует пациента в письменной или устной форме (посредством почтовой связи, телефонной связи, электронной связи) о врачах соответствующей специальности и сроках оказания медицинской помощи указанными врачами. На основании информации, представленной руководителем медицинской организации (ее подразделения) пациент осуществляет выбор врача.

В случае требования пациента о замене лечащего врача при оказании специализированной медицинской помощи пациент обращается к руководителю соответствующего подразделения медицинской организации с заявлением в письменной форме, в котором указываются причины замены лечащего врача. Руководитель подразделения медицинской организации в течение 3 рабочих дней со дня получения заявления информирует пациента в письменной или устной форме о врачах соответствующей специальности, работающих в подразделении медицинской организации.

Возложение функций лечащего врача на врача соответствующей специальности осуществляется с учетом его согласия.

2. Комментируемая статья закрепляет основные обязанности лечащего врача, которые он должен выполнять при оказании им медицинской помощи:

организация своевременного квалифицированного обследования и лечения пациента;

предоставление информации о состоянии здоровья пациента;

по требованию пациента или его законного представителя приглашение для консультаций врачей-специалистов;

созыв при необходимости консилиума врачей для решения вопроса об изъятии органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живого донора при наличии его информированного добровольного согласия;

информирование пациента о возможности получения им соответствующего лекарственного препарата, медицинского изделия, специализированного продукта лечебного питания или заменителя грудного молока без взимания платы в соответствии с законодательством - при рекомендации пациенту лекарственного препарата, медицинского изделия, специализированного продукта лечебного питания или заменителя грудного молока.

Лечащий врач при оказании им медицинской помощи имеет право:

по согласованию с руководителем медицинской организации (подразделения медицинской организации) отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения,

уведомить в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности, если отказ непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих.

В случае отказа лечащего врача от наблюдения за пациентом и лечения пациента, а также в случае уведомления в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности должностное лицо (руководитель) медицинской организации (подразделения медицинской организации) должно организовать замену лечащего врача.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 февраля 2007 г. N 110 утвержден Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания. Однако в судебной практике встречаются случаи оспаривания решений лечащего врача по назначению лекарственного препарата пациенту. Например, определением Санкт-Петербургского городского суда от 17 апреля 2013 г. N 33-6161 требование о возмещении денежных средств, затраченных на лекарственные средства, оставлено без удовлетворения, поскольку назначение лечащим врачом спорного препарата произведено для дополнения лечения по факту его предоставления супругом пациента добровольно и осознанно, что подтверждено информированным добровольным согласием супруга, то есть применение в лечении спорного препарата не повлекло предусмотренных статьей 1095 ГК РФ нарушений или неосновательного обогащения медицинского учреждения.

3. Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента, в том числе явившемся причиной смерти пациента. Диагноз, как правило, включает в себя сведения об основном заболевании или о состоянии, сопутствующих заболеваниях или состояниях, а также об осложнениях, вызванных основным заболеванием и сопутствующим заболеванием.

4. Отдельные функции лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи могут быть возложены на фельдшера, акушерку в порядке, утвержденном приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 марта 2012 г. N 252н.

Отдельные функции лечащего врача могут возлагаться:

1) при организации оказания первичной медико-санитарной помощи:

на фельдшера фельдшерского здравпункта, фельдшера фельдшерско-акушерского пункта, акушерку фельдшерско-акушерского пункта, оказывающих первичную доврачебную медико-санитарную помощь;

на фельдшера, акушерку медицинской организации - при неукомплектованности либо недостаточной укомплектованности медицинской организации, оказывающей первичную врачебную медико-санитарную помощь, или ее подразделений медицинскими работниками из числа врачей-терапевтов, врачей терапевтов-участковых, врачей-педиатров, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей), а также в случае их временного отсутствия;

2) при организации оказания скорой медицинской помощи:

на фельдшера фельдшерской бригады скорой медицинской помощи;

на акушерку акушерской бригады скорой медицинской помощи.

Отдельные функции лечащего врача возлагаются на фельдшера, акушерку приказом руководителя медицинской организации, в котором указываются, в том числе, причины возложения на фельдшера, акушерку отдельных функций лечащего врача, перечень отдельных функций лечащего врача, возлагаемых на фельдшера, акушерку.

Отдельные функции лечащего врача, возлагаемые на фельдшера, акушерку при организации оказания первичной медико-санитарной помощи, а также скорой медицинской помощи определяются исходя из должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками врача-терапевта участкового, врача-терапевта участкового цехового врачебного участка, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), врача скорой медицинской помощи, установленными приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", а также с учетом положений иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача).

Функции лечащего врача по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, осуществляются фельдшером, акушеркой в соответствии с требованиями законодательства РФ об охране здоровья граждан и о наркотических средствах и психотропных веществах, в том числе приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 февраля 2007 г. N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания".

Освобождение фельдшера, акушерки от функций лечащего врача производится на основании приказа руководителя медицинской организации.

Руководитель медицинской организации осуществляет контроль за исполнением фельдшером, акушеркой отдельных функций лечащего врача.

 

Статья 71. Клятва врача

Комментируемая статья посвящена клятве врача, которую дают выпускники высших учебных медицинских заведений при получении диплома о высшем профессиональном медицинском образовании, и закрепляет ее текст. Данная клятва соответствует традициям и основана на клятве Гиппократа.

По сравнению с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I (признаны утратившими силу в соответствии со ст. 99 комментируемого закона) в комментируемой статье слово "больной" в тексте клятвы изменено на слово "пациент", а также не указывается на обязательный порядок удостоверения факта дачи клятвы врача личной подписью выпускника под соответствующей отметкой в дипломе врача с указанием даты. Кроме этого, в настоящей статье не упоминается о том, что врачи за нарушение клятвы врача несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ. Представляется, что это связано с морально-этической основой клятвы врача. Юридическая ответственность наступает за нарушение конкретных требований комментируемого закона и действующих в соответствии с ним нормативно-правовых актов.

 

Статья 72. Права медицинских работников и фармацевтических работников и меры их стимулирования

1. Медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ.

В трудовом законодательстве гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений (ст. 164 ТК РФ).

Согласно ст. 165 ТК РФ, помимо общих гарантий, предусмотренных ТК РФ (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии в следующих случаях:

при направлении в служебные командировки;

при переезде на работу в другую местность;

при исполнении государственных или общественных обязанностей;

при совмещении работы с обучением;

при вынужденном прекращении работы не по вине работника;

при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

в некоторых случаях прекращения трудового договора;

в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника;

в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Непосредственно комментируемой статьей установлены следующие гарантии медицинским работникам:

1) создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием (условия труда);

2) профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с ТК РФ.

Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Статья 197 ТК РФ закрепляет, что работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.

Например, апелляционным определением Саратовского областного суда от 22 ноября 2012 г. по делу N 33-6878 требование работников о возмещении расходов, связанных с прохождением курсов повышения квалификации, удовлетворено, поскольку работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности;

3) профессиональная переподготовка за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством РФ, при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья и при увольнении работников в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации;

4) прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и в сроки, определяемые Минздравом России, а также дифференциация оплаты труда по результатам аттестации. Порядок и сроки прохождения медицинскими и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории утверждены приказом Минздрава России от 23 апреля 2013 г. N 240н.

Аттестация является добровольной и проводится аттестационными комиссиями по трем квалификационным категориям: второй, первой и высшей. Аттестация проводится один раз в пять лет. Присвоенная квалификационная категория действительна на всей территории Российской Федерации в течение пяти лет со дня издания распорядительного акта о присвоении.

При аттестации оцениваются теоретические знания и практические навыки, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей по соответствующим специальностям и должностям, на основе результатов квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя экспертную оценку отчета о профессиональной деятельности специалиста, тестовый контроль знаний и собеседование.

Аттестационная комиссия состоит из Координационного комитета, осуществляющего функции по организации деятельности аттестационной комиссии, включая обеспечение деятельности аттестационной комиссии в перерывах между заседаниями, и экспертных групп по специальностям, осуществляющих аттестацию специалистов в части рассмотрения документов и проведения квалификационного экзамена. В состав аттестационной комиссии включаются ведущие специалисты организаций, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций, работодателей, органа государственной власти или организации, формирующих аттестационную комиссию, и иные лица. Персональный состав аттестационной комиссии утверждается распорядительным актом органа государственной власти или организации, создавших аттестационную комиссию. Решение Комитета и Экспертной группы принимается открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комитета или Экспертной группы. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании Комитета или Экспертной группы является решающим.

При рассмотрении вопроса о присвоении квалификационной категории специалисту, являющемуся членом аттестационной комиссии, последний не участвует в голосовании. Решение Комитета и Экспертной группы оформляется протоколом, который подписывается всеми членами Комитета или Экспертной группы, присутствовавшими на заседании Комитета или Экспертной группы.

Следует отметить, что в письме Минздрава России от 25 декабря 2012 г. даны разъяснения по отдельным вопросам аттестации на квалификационную категорию медицинских и фармацевтических работников;*(11).

5) стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности.

Стимулирование труда регламентируется локальными актами медицинской организации и представляет собой систему премирования труда, а также иных мер стимулирования;

6) создание профессиональных некоммерческих организаций.

Профессиональные некоммерческие организации создаются в целях реализации и защиты прав медицинских работников и фармацевтических работников, развития медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, содействия научным исследованиям, решения иных связанных с профессиональной деятельностью медицинских работников и фармацевтических работников вопросов. Указанные работники имеют право на создание на добровольной основе профессиональных некоммерческих организаций, которые могут формироваться в соответствии с критериями, установленными ст. 76 Закона;

7) страхование риска своей профессиональной ответственности.

Страхование риска профессиональной ответственности медицинских и фармацевтических работников регулируется рядом нормативно-правовых актов. Так, Законом г. Москвы от 17 марта 2010 г. N 7 "Об охране здоровья в городе Москве" предусмотрено, что в городе Москве может осуществляться страхование профессиональной ответственности медицинских и фармацевтических работников государственных учреждений здравоохранения города Москвы.

Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2006 г. N 191 утвержден перечень должностей подлежащих обязательному страхованию медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью этих работников.

2. Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Так, Правительством РФ принято постановление от 17 октября 2011 г. N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях". Данным постановлением предусмотрена дополнительная социальная поддержка в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 руб.

Постановлением Правительства РФ от 13 января 2011 г. N 2 "О единовременном денежном поощрении лучших врачей" в целях стимулирования профессиональной деятельности врачей и распространения передовых форм и методов работы лучших врачей предусматривается, что ежегодно, начиная с 2011 г., выплачивается единовременное денежное поощрение лучшим врачам по результатам Всероссийского конкурса врачей, проводимого по ряду номинаций (перечень приводится в документе).

Субъектами РФ и органами местного самоуправления принимаются нормативно-правовые акты, устанавливающие гарантии медицинским работникам, работающим в соответствующих подведомственных учреждениях. Расходы при этом возлагаются на соответствующие бюджеты. Если льготы медицинским работникам предусмотрены федеральным законодательством, то финансовое обеспечение этих льгот является расходным обязательством РФ.

Например, постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 29 марта 2013 г. по делу N А28-9713/2012 и постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 08 апреля 2013 г. по делу N А28-10036/2012 требование о взыскании за счет казны РФ убытков, понесенных администрацией муниципального образования вследствие предоставления медицинскому работнику, проживающему в сельской местности, льгот по оплате коммунальных услуг, удовлетворено, поскольку факт несения администрацией спорных убытков доказан, и судом установлено, что РФ не исполнила в полном объеме возложенную на нее обязанность по финансированию названных льгот.

Апелляционным определением Омского областного суда от 13 декабря 2012 г. по делу N 33-7660/2012 иск о признании незаконным бездействия уполномоченного органа по непредоставлению мер социальной поддержки, обязанности предоставления мер социальной поддержки, взыскании компенсации был правомерно удовлетворен, поскольку установлено, что органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

 

Статья 73. Обязанности медицинских работников и фармацевтических работников

1. Статья регламентирует основные обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

Наряду с обязательным соблюдением законодательства, медицинской этики и деонтологии медицинские работники обязаны:

1) оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями.

Соблюдение должностных обязанностей регламентировано ТК РФ и должно отражаться в заключаемых с медицинскими работниками трудовых договорах;

2) соблюдать врачебную тайну.

Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных Законом. Принцип неразглашения врачебной тайны, а также условия, допускающие ее разглашение, закреплены в ст. 13 Закона (см. комментарий к ст. 13).

Например, апелляционным определением Орловского областного суда от 28 ноября 2013 г. по делу N 33-2608/2013 установлено, что в удовлетворении исковых требований о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании компенсации за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда отказано правомерно, так как истцом были распространены сведения, составляющие врачебную тайну, которые стали известны ему в связи с исполнением трудовых обязанностей.

3) совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные приказом Минздрава РФ от 03 августа 2012 г. N 66н "Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях".

Совершенствование профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях осуществляется работниками в целях обновления имеющихся теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач, формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности, а также получения дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида медицинской или фармацевтической деятельности.

Необходимость прохождения работниками повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки устанавливается работодателем. Профессиональная переподготовка проводится в обязательном порядке для работников, планирующих выполнение нового вида медицинской или фармацевтической деятельности. Повышение квалификации работников проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности;

4) назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 февраля 2007 г. N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания", а также приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения".

Назначение лекарственных препаратов при амбулаторном и стационарном лечении в медицинской организации независимо от организационно-правовой формы производится врачом, непосредственно осуществляющим ведение больного, в том числе частнопрактикующим, имеющим лицензию на медицинскую деятельность, выданную в установленном порядке. При оказании скорой и неотложной медицинской помощи лекарственные препараты назначаются врачом выездной бригады скорой медицинской помощи или врачом отделения неотложной помощи (помощи на дому) медицинской организации.

Медицинскими работниками при назначении лекарственных средств должна соблюдаться Инструкция о порядке выписывания лекарственных препаратов и оформления рецептов и требовании накладных, являющаяся приложением N 13 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 февраля 2007 г. N 110, а также требования приказа Минздрава России от 01 августа 2012 г. N 54н "Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления".

Так, запрещается выписывать рецепты:

на лекарственные препараты, не разрешенные в установленном порядке к медицинскому применению;

при отсутствии медицинских показаний;

на лекарственные препараты, используемые только в медицинских организациях (эфир наркозный, хлорэтил, фентанил (кроме трансдермальной лекарственной формы), сомбревин, калипсол, фторотан, кетамин и др.);

на наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в Список II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 - для лечения наркомании;

на наркотические средства и психотропные вещества списков II и III - частнопрактикующим врачам;

5) сообщать уполномоченному должностному лицу медицинской организации информацию:

а) предусмотренную ч. 3 ст. 64 ФЗ "Об обращении лекарственных средств", а именно информацию:

обо всех случаях побочных действий, не указанных в инструкции по применению лекарственного препарата;

о серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов;

об особенностях взаимодействия лекарственных препаратов с другими лекарственными препаратами, которые были выявлены при проведении клинических исследований и применении лекарственных препаратов;

б) предусмотренную ч. 3 ст. 96 Закона, а именно информацию:

обо всех случаях выявления побочных действий, не указанных в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации медицинского изделия;

о нежелательных реакциях при его применении;

об особенностях взаимодействия медицинских изделий между собой;

о фактах и об обстоятельствах, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинских изделий.

2. Фармацевтические работники несут только часть из вышеперечисленных обязанностей:

соблюдение врачебной тайны (см. подп. 2 п. 1 комментария к статье);

совершенствование профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (см. подп. 3 п. 1 комментария к статье);

сообщение уполномоченному должностному лицу медицинской организации информации, предусмотренной ч. 3 ст. 64 ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и ч. 3 ст. 96 Закона (см. подп. 5 п. 1 комментария к статье).

 

Статья 74. Ограничения, налагаемые на медицинских работников и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности

1. В комментируемой статье определено, что на медицинских работников при осуществлении ими профессиональных обязанностей налагаются ограничения.

Ограничения заключаются в запрете медицинским работникам принимать подарки, денежные вознаграждения от организаций, которые занимаются разработкой, производством и реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий. Также не разрешается принимать подарки и денежные средства от организаций оптовой торговли лекарственными препаратами, аптечных организаций, их представителей, иных физических и юридических лиц, которые осуществляют свою деятельность от имени этих организаций. Исключением является получение вознаграждения по договорам при проведении клинических исследований лекарственных препаратов, медицинских изделий в связи с осуществлением медицинским работником педагогической или иной научной деятельности. Педагогическая и научная деятельность направлена на получение новых результатов в медицине путем изобретения медицинских изделий, производства лекарственных препаратов с целью лечения и профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. В связи с этим заключаются договоры с целью проведения клинических исследований лекарственных препаратов и медицинских изделий, на основании которых возможно получение вознаграждения за педагогическую или научную деятельность.

Ключевая характеристика дарения - это его безвозмездность, добровольность. Если подарок преподносится с целью получения определенной услуги, то есть не безвозмездно, а взамен совершения какого-то действия, это уже нельзя считать дарением, так как отсутствует основной признак термина "подарок" - безвозмездность.

Статья 572 ГК РФ регламентирует нормы по заключению договора дарения, по которому одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или третьим лицом. При наличии передачи встречной вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением. Договор дарения может быть заключен в письменной или устной форме. Таким образом, это подтверждает мнение авторов о том, что подарок - это, прежде всего, безвозмездная передача вещи. В противном случае дарения нет.

Также медицинским работникам запрещается принимать участие в развлекательных мероприятиях. Данный запрет распространяется на развлекательные мероприятия, которые проводятся за счет средств компаний, представителей компаний. В том числе медицинским работникам запрещается принимать денежные средства на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха. Если эти мероприятия проводятся за счет собственных средств медицинских или фармацевтических работников, данный запрет не действует. Данные нормы введены для того, чтобы исключить злоупотребления положением медицинских работников и фармацевтических работников руководителями медицинских организаций и аптечных учреждений с целью распространения и реализации дорогостоящих лекарственных препаратов, особенно в тех случаях, когда пациентам положено предоставление бесплатных лекарственных средств. В данном случае медицинские работники акцентируют внимание больных на приобретении именно тех лекарств, которые производятся и реализуются организациями, с которыми они работают и получают за это вознаграждение, то есть определенный процент с реализации лекарственных препаратов и медицинских изделий. Запреты, предусмотренные данной нормой, касаются отношений, возникающих между медицинскими, фармацевтическими работниками и пациентами. Запреты распространяются на медицинских работников, фармацевтических работников, руководителей медицинских организаций, аптечных учреждений.

Сейчас многие медицинские работники при выписке лекарственных средств пациенту нарушают принцип беспристрастности врача, так как многие из них состоят в неформальных отношениях с фармацевтическими компаниями, поэтому заинтересованы порекомендовать или выписать более дорогостоящее лекарственное средство, не задумываясь о материальном положении пациента. Благодаря данной норме ситуация может измениться, поскольку согласно положениям закона лечащий врач при назначении лекарственного препарата обязан сообщать приблизительные данные о стоимости и возможности получить его бесплатно в соответствии с законодательством РФ. Помимо того, комментируемая норма запрещает медицинским работникам и руководителям медицинских организаций заключать с компанией, представителем компании соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов и медицинских изделий. Запрет относится к случаям заключения договоров с компаниями, производящими лекарственные препараты, медицинские изделия, с целью рекомендации и назначения именно этих лекарственных препаратов пациентам. Тем самым возможно рекламирование лекарственных препаратов и медицинских изделий, производимых компаниями, с которыми заключены соответствующие договоры. Исключением является заключение договоров о проведении клинических исследований лекарственных препаратов и медицинских изделий.

2. Всякая реклама медицинскими работниками и руководителями медицинских организаций запрещается, особенно, если в ней содержатся ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования, говорится о необходимости применения именно этого лекарственного препарата, о гарантированности положительного действия объекта рекламирования, его безопасности, эффективности и отсутствии побочных действий. Это может неблагоприятно отразиться на здоровье пациента, так как в этом случае скрывается достоверная информация относительно рекламируемого лекарственного препарата или медицинского изделия. Именно ч. 4 комментируемой статьи регламентировано положение о том, что медицинский работник (фармацевтический работник) не вправе предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную, неполную или искаженную информацию об используемых лекарственных препаратах, о медицинских изделиях, в том числе скрывать сведения о наличии в обращении аналогичных лекарственных препаратов, медицинских изделий.

Если факт предоставления недостоверной или искаженной информации имеет место, наступает ответственность медицинского работника (фармацевтического работника) и руководителя медицинской организации (аптечной организации), тем более, если в результате этого причиняется существенный вред здоровью. Ответственность наступает в соответствии со ст. 12 Закона РФ "О защите прав потребителей", согласно которой изготовитель, исполнитель, продавец несут ответственность за ненадлежащую информацию об услуге, товаре.

Реклама лекарственных препаратов и медицинских изделий, техники в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей, методов лечения допускается только в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий.

3. Частью 3 комментируемой статьи запрещается получать от компании, представителя компании образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам (за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий).

Понятие медицинское изделие означает любой инструмент, аппарат, прибор, устройство, оборудование, имплантат, программное обеспечение, материал или иные подобные или связанные с ними изделия, предназначенные изготовителем для применения к человеку по отдельности или в сочетании друг с другом в целях диагностики, профилактики, лечения или облегчения заболевания. При изготовлении медицинских изделий они должны вначале пройти определенные испытания с целью определения невозможности в результате их использования причинения вреда здоровью и жизни пациентов. Таким образом, прежде чем применять медицинское изделие, изготовитель должен установить, задокументировать и поддерживать в рабочем состоянии непрерывный процесс для определения возможных опасностей, связанных с медицинским изделием. Только после этого его можно применять и назначать пациентам для лечения или облегчения боли. В связи с этим законодатель установил запрет получать от компании не проверенные и не зарегистрированные медицинские изделия для передачи их пациентам.

Лекарственные препараты - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности. Лекарственный препарат также должен быть проверен, исследован на эффективность, безопасность, то есть определяется характеристика степени положительного влияния его на течение, продолжительность заболевания или его предотвращение, реабилитацию. После тщательной проверки лекарственные препараты подлежат регистрации. Только после прохождения всей процедуры лекарственный препарат подлежит реализации через аптечную сеть и применению, но не посредством получения его от соответствующей компании и передачи пациентам.

Анализ данной нормы свидетельствует о том, что законодатель установил запрет на получение образцов лекарственных препаратов и медицинских изделий в случае передачи их пациентам для лечения.

4. Данной нормой запрещается выписывание рецептов на бланках, содержащих сведения, рекламирующие лекарственные средства, а также символику и название фармацевтических компаний с которыми медицинские работники сотрудничают.

На законодательном уровне четко регламентированы требования относительно заполнения рецептурных бланков. В настоящее время действуют приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения", и приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1181н "Об утверждении порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения". Отдельные положения разъясняются в информационном письме Минздрава России от 17 октября 2013 г. N 25-4/10/2-7719 "О назначении и выписывании лекарственных препаратов".

Назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного наименования лекарственного препарата, лекарственный препарат назначается и выписывается медицинским работником по торговому наименованию.

Наркотические и психотропные лекарственные препараты выписываются на специальном рецептурном бланке по форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 августа 2012 г. N 54н "Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления".

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14 декабря 2005 г. N 785 регламентирован Порядок отпуска лекарственных средств. Отпуску аптечными учреждениями (организациями) подлежат лекарственные средства, в том числе наркотические средства, психотропные, сильнодействующие и ядовитые вещества, зарегистрированные в Российской Федерации. Отпуск лекарственных средств по рецепту врача и без рецепта врача осуществляется аптечными учреждениями (организациями), имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

5. Частью 5 комментируемой статьи запрещается осуществлять прием представителей фармацевтических компаний, производителей или продавцов медицинских изделий, за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, участия в порядке, установленном администрацией медицинской организации, в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, связанных с повышением их профессионального уровня или предоставлением информации.

Под клиническим исследованием лекарственного препарата понимается изучение диагностических, лечебных, профилактических, фармакологических свойств лекарственного препарата в процессе его применения у человека, животного, в том числе процессов всасывания, распределения, изменения и выведения, путем применения научных методов оценок в целях получения доказательств безопасности, качества и эффективности лекарственного препарата, данных о нежелательных реакциях организма человека, животного на применение лекарственного препарата и об эффекте его взаимодействия с другими лекарственными препаратами и (или) пищевыми продуктами, кормами.

В соответствии со ст. 41 ФЗ "Об обращении лекарственных средств" клиническое исследование лекарственного препарата для медицинского применения проводится на основании договора о проведении клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения. Сторонами договора являются организация, получившая разрешение уполномоченного федерального органа исполнительной власти на организацию проведения такого исследования, и медицинская организация, осуществляющая проведение такого исследования.

В клинических исследованиях лекарственных препаратов могут принимать участие пациенты. Однако такое участие должно быть добровольным.

Прежде чем проводить подобного рода клинические исследования, пациент или его представитель должны быть проинформированы в письменной форме о самом лекарственном препарате, о его безопасности, ожидаемой эффективности и степени риска для пациента. В обязательном порядке пациент должен знать о целях и продолжительности клинического исследования, об условиях пациента в случае непредвиденных последствий влияния лекарственного средства, об условиях обязательного страхования жизни и здоровья пациента. Участие пациента в таком исследовании является конфиденциальным, пациент должен быть извещен о гарантиях конфиденциальности.

Пациент или его законный представитель имеет право отказаться от участия в клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского применения на любой стадии такого исследования.

6. Аналогичные запреты относятся к деятельности фармацевтических работников и руководителей аптечных организаций, анализ которых приведен выше.

Следует уточнить понятие "фармацевтическая деятельность", которая представляет собой деятельность, включающую в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов. Организация оптовой торговли лекарственными средствами означает их хранение, перевозку в соответствии с требованиями ФЗ "Об обращении лекарственных средств".

Аптечная организация - организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.

7. За нарушения требований комментируемой статьи медицинские и фармацевтические работники, руководители медицинских организаций и руководители аптечных организаций, а также компании, представители компаний несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ. Данная норма отсылает к другим законам и нормативным правовым актам, в которых установлена ответственность, за такие нарушения и несоблюдения данных норм. В комментируемом законе отсутствуют меры ответственности медицинских и фармацевтических работников за несоблюдение указанных в настоящей статье запретов и ограничений. В ГК РФ в ст. 1084 предусмотрено, что вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, подлежит возмещению.

Уголовным законодательством предусмотрена ответственность за причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ); за причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст. 118 УК РФ); за неоказание помощи больному (ст. 124 УК РФ); за нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228.2 УК РФ). Также уголовная ответственность предусмотрена за незаконное занятие частной медицинской или частной фармацевтической деятельностью (ст. 235 УК РФ); за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237).

Таким образом, данный пробел относительно нарушений требований, предусмотренных настоящей статьей, в законодательстве должен быть восполнен путем установления мер ответственности. Ответственность должна быть конкретизирована на законодательном уровне, в противном случае данная норма является формальной.

 

Статья 75. Урегулирование конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности

1. В комментируемой статье предусмотрена процедура урегулирования конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности.

Конфликтная ситуация может возникнуть между пациентом и медицинским или фармацевтическим работником, заинтересованным в получении прибыли от пациента без надлежащего оказания ему медицинской помощи в процессе выполнения своих должностных обязанностей.

Конфликт интересов между медицинскими работниками и пациентами проявляется в злоупотреблении своим положением со стороны медицинских работников, которое выражается в получении взятки, злоупотреблении полномочиями вопреки законным интересам пациента. Это способствует развитию коррупции в сфере здравоохранения. В связи с этим необходимо проводить мероприятия по противодействию коррупции, которые заключаются в профилактике и борьбе с ней, то есть в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании коррупционных правонарушений. Основные положения по борьбе с коррупцией регламентированы Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Таким образом, при возникновении конфликта интересов возникает ситуация, когда медицинский работник заинтересован не в оказании качественной медицинской помощи, а в получении прибыли от пациента, что является неприемлемым для отношений, возникающих между медицинским работником, руководителем медицинской организации и пациентом по поводу оказания медицинской помощи.

При возникновении конфликта интересов медицинский работник или фармацевтический работник обязаны проинформировать об этом в письменной форме руководителя медицинской организации или руководителя аптечной организации, в которой они работают, а индивидуальный предприниматель, осуществляющий медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность, обязан проинформировать о возникновении конфликта интересов уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Руководитель медицинской организации или руководитель аптечной организации в семидневный срок со дня, когда ему стало известно о конфликте интересов, обязан в письменной форме уведомить об этом уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Ответственность за невыполнение обязанностей о представлении информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности предусмотрена ст. 6.29 КоАП РФ.

Для урегулирования конфликта интересов уполномоченный федеральный орган исполнительной власти образует комиссию по урегулированию конфликтной ситуации.

Положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Состав комиссии по урегулированию конфликта интересов формируется с учетом исключения возможности возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые указанной комиссией решения. Положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов утверждено приказом Минздрава России от 21 декабря 2012 г. N 1350н.

В случае заинтересованности медицинского работника в получении прибыли от пациента меньше акцентируется внимание медперсонала на оказание медицинской помощи пациентам. В результате страдает качество оказываемой медицинской услуги и, как следствие этого, возникают новые конфликты.

Поэтому, рассматривая урегулирование конфликта интересов, следует уделить внимание рассмотрению конфликтных ситуаций, возникающих между врачом и пациентов по поводу оказания медицинской помощи.

В настоящее время все чаще стали возникать конфликтные ситуации между лечащим врачом и пациентом относительно качества оказания медицинской помощи. Пациенты все больше недовольны медицинскими услугами врачей и лечебным учреждением. Особенно часто конфликты возникают в результате причинения вреда жизни и здоровью пациенту. При причинении вреда здоровью пациента в ходе оказания медицинской помощи у пациента появляется необходимость требовать возмещения ущерба, а у врача - обязанность возместить этот ущерб. Именно эти отношения являются гарантией обеспечения права на жизнь и здоровье.

Сегодня законодательство предусматривает обязательство, которое возникает вследствие причинения вреда жизни и здоровью. В случае нарушения своих прав пациент может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд. Если в лечебно-профилактическом учреждении пациенту при оказании медицинской помощи нанесен вред здоровью, то он имеет право на возмещение ущерба. В случаях причинения вреда здоровью граждан виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленных законодательством РФ.

В соответствии с действующим законодательством действия всех государственных органов и должностных лиц, которые ущемляют права и свободы граждан в области охраны здоровья, их неправомочные действия могут быть обжалованы в вышестоящие государственные органы или в суд с целью восстановления справедливости.

2. При оказании медицинской помощи медицинский работник является субъектом оказания помощи, а учреждение, с которым он связан трудовыми отношениями, - субъектом ее предоставления. Неблагоприятные для здоровья пациента последствия профессиональных действий медицинского работника влекут его персональную ответственность (в том числе уголовную) и имущественную (гражданскую) ответственность учреждения, в котором он работает. При этом медицинское учреждение несет ответственность за неисполненные или ненадлежащим образом исполненные обязательства перед пациентом.

Во многих зарубежных странах широко используется практика страхования профессиональной ответственности при предъявлении гражданских исков к врачам с требованиями выплаты денежной комп


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: