Глава 11. Финансовое обеспечение в сфере охраны здоровья

 

Статья 82. Источники финансового обеспечения в сфере охраны здоровья

Комментируемая статья закрепляет источники финансового обеспечения в сфере охраны здоровья. Ими являются:

средства федерального бюджета;

средства бюджетов субъектов РФ;

средства местных бюджетов;

средства ОМС;

средства организаций и граждан;

средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования;

иные не запрещенные законодательством источники.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ предназначены для исполнения расходных обязательств РФ. Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет РФ (ст. 13 БК РФ).

Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ. В бюджетах субъектов РФ в соответствии с бюджетной классификацией РФ раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов РФ, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пп. 2 и 5 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", и расходных обязательств субъектов РФ, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта РФ (ст. 14 БК РФ).

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией РФ раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ для осуществления отдельных государственных полномочий. Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района. В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями (ст. 15 БК РФ).

То обстоятельство, за счет какого источника осуществляются те или иные мероприятия в сфере охраны здоровья, зависит от полномочий соответствующего органа государственной или местной власти. Финансирование медицинской помощи медицинскими организациями производится исходя из подведомственности учреждения из соответствующего бюджета. Финансирование муниципальных медицинских учреждений производится за счет субвенций из регионального бюджета. Услуги частных медицинских учреждений и лиц, осуществляющих медицинскую деятельность, оплачиваются непосредственно гражданами, обратившимися за медицинской помощью.

На практике часто возникают вопросы об источнике финансирования отдельных видов медицинской помощи или обеспечения бесплатными лекарственными средствами, медицинским оборудованием, лечебным питанием.

 

Пример: Нижегородским областным судом в апелляционной инстанции было рассмотрена апелляционная жалоба по делу N 33-6186 по иску П.Н., действующей в интересах несовершеннолетней П.А.В., к Министерству здравоохранения Нижегородской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом. Министерством П.А.В. было отказано в обеспечении лекарственным средством по причине отсутствия препарата в Перечне лекарственных средств, отпускаемых отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 18 сентября 2006 г. N 665. Суд, вынося решение, указал, что Правительством РФ утвержден перечень лишь тех лекарственных препаратов, которые предоставляются за счет средств федерального бюджета, но при этом не исключается возможность предоставления иных лекарственных средств за счет средств собственного бюджета субъекта РФ. Поскольку финансирование бесплатного обеспечения лекарственными средствами при амбулаторном лечении осуществляется за счет средств областного бюджета, организация обеспечения лекарственными препаратами возложена на Министерство здравоохранения Нижегородской области, судебная коллегия возлагает обязанность по обеспечению несовершеннолетней лекарственным препаратом на Министерство здравоохранения по Нижегородской области. Поскольку финансирование расходов на содержание Министерства здравоохранения Нижегородской области осуществляется за счет средств областного бюджета (п. 14 постановления Правительства Нижегородской области от 23 ноября 2007 г. N 435 "Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения Нижегородской области"), то выплату указанных сумм судебная коллегия возложила на Министерство финансов Нижегородской области.

 

Статья 83. Финансовое обеспечение оказания гражданам медицинской помощи и санаторно-курортного лечения

1. Комментируемая статья распределяет обязанности по финансированию отдельных видов медицинской помощи (первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи, санаторно-курортного лечения граждан, за исключением медицинской реабилитации) и определяет источники их финансирования, а также категории лиц, которым оказывается медицинская помощь (населению отдельных территорий и работникам отдельных организаций, указанных в ст. 42 Закона, военнослужащим и приравненным к ним лицам, лицам, задержанным, заключенным под стражу, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы или административного ареста). В ряде случаев законодатель прибегает к бланкетным нормам.

Это относится к финансовому обеспечению оказания медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам, а также лицам, задержанным, заключенным под стражу, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы или административного ареста:

финансовое обеспечение оказания медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам осуществляется в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" и соответствующими подзаконными нормативными актами (постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей", постановление Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1093 "О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих" и др.);

финансовое обеспечение оказания медицинской помощи лицам, задержанным, заключенным под стражу, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы или административного ареста, осуществляется в соответствии с УИК РФ, Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Положением об условиях содержания, нормах питания и порядке медицинского обслуживания лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 301, Порядком организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ, Минюста РФ от 17 октября 2005 г. N 640/190, Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003 г. N 627, и другими нормативными актами.

2. Также комментируемая статья устанавливает особенности финансового обеспечения в следующих случаях:

обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории РФ лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности (за исключением заболеваний, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона), осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ;

расходы, связанные с оказанием гражданам бесплатной медицинской помощи в экстренной форме медицинской организацией, в том числе медицинской организацией частной системы здравоохранения, подлежат возмещению в порядке и в размерах, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Например, как указано в определении Санкт-Петербургского городского суда от 20 февраля 2014 г. N 33-2691/2014, обеспечение гражданина бесплатными лекарственными препаратами, необходимыми по медицинским показаниям, действующим законодательством возложено на субъект Российской Федерации - Санкт-Петербург в лице его компетентного исполнительного органа с осуществлением финансирования за счет бюджета субъекта и иных источников, привлекаемых на эти цели.

3. Источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи в случаях, прямо не урегулированных Законом либо другими федеральными законами, определяются с учетом положений программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Источниками финансового обеспечения оказания медицинской помощи являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов РФ соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления), средства ОМС. Страховое обеспечение в соответствии с базовой программой ОМС устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, установленных Минздравом РФ. Напомним, что Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов утверждена постановлением Правительства РФ от 18 октября 2013 г. N 932.

Оказание медицинскими организациями медицинской помощи, финансирование которой предусмотрено из соответствующего бюджета или фонда ОМС, возмещается в установленном порядке. Так, например, Тринадцатым арбитражным апелляционным судом было рассмотрено дело по иску ЗАО "КардиоКлиника" к Государственному учреждению "Территориальный фонд ОМС Санкт-Петербурга" о взыскании расходов. Судом установлено, что пациент обратился в ЗАО "КардиоКлиника" с жалобами на острую боль в области груди. Ему была оказана неотложная медицинская помощь в размере 180 018,11 руб. ЗАО "КардиоКлиника" обратилась к государственному учреждению "Территориальный фонд ОМС Санкт-Петербурга" с заявлением о возмещении стоимости оказанной экстренной медицинской помощи по действующим тарифам ОМС. В ответ на указанное заявление ответчик признал законность и обоснованность требований ЗАО "КардиоКлиника" на возмещение понесенных затрат по оказанию экстренной медицинской помощи, однако указал, что в настоящее время отсутствует механизм, позволяющий возместить указанные расходы. Суд апелляционной инстанции посчитал, что ссылка ответчика на отсутствие утвержденного на 2012 год постановлением Правительства РФ порядка возмещения затрат медицинской организации, связанных с оказанием гражданам бесплатной медицинской помощи в экстренной форме, а в связи с тем и отсутствием оснований для удовлетворения иска, несостоятельна (см. постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2013 г. по делу N А56-46935/2012).

 

Статья 84. Оплата медицинских услуг

1. Комментируемая статья определяет, что граждане имеют право на получение платных медицинских услуг. Причем оказание платных медицинских услуг осуществляется по желанию самого пациента, навязывание таких услуг не допускается. К платным услугам, на предоставление которых имеют право граждане, можно отнести бытовые, транспортные, сервисные и другие дополнительные услуги.

Платные медицинские услуги - медицинские услуги, которые предоставляются на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе и договоров добровольного медицинского страхования. Сторонами договора по оказанию платных медицинских услуг являются потребитель и исполнитель. Потребителем является физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором. Потребитель, получающий платные услуги, является пациентом.

Договор может заключаться в интересах третьего лица, и в этом случае стороной договора оказания платных медицинских услуг является заказчик. Заказчик - физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать (приобрести) либо заказывающие (приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором в интересах потребителя.

Другой стороной договора является исполнитель. В качестве исполнителя выступает медицинская организация, предоставляющая платные медицинские услуги потребителям.

Договор по оказанию платных медицинских услуг является гражданско-правовым договором, согласно которого одна сторона исполнитель обязуется предоставить другой стороне потребителю (заказчику) в сроки и в порядке, определенном договором, медицинскую услугу на возмездной основе, а другая сторона обязуется оплатить, предоставленную исполнителем медицинскую услугу. Оплата медицинских услуг подтверждается документом установленного образца (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности).

Платные медицинские услуги, как отмечено в комментируемой статье, могут быть также оказаны на основании договоров добровольного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование физических лиц осуществляется на основании договора личного страхования (п. 1 ст. 934 ГК РФ). Данный договор заключается организацией (страхователем) со страховой организацией (страховщиком) (п. 1 ст. 927 ГК РФ).

Организация, финансирование и предоставление застрахованному по договору о добровольном медицинском страховании медицинской помощи осуществлялось в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-I "О медицинском страховании граждан в РФ". С 1 января 2011 г. данный закон отменен ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ". Нового закона, регламентирующего программу добровольного медицинского страхования, пока нет.

Сейчас заключение договора добровольного медицинского страхования и оплата медицинских услуг осуществляются в соответствии с ГК РФ и Законом РФ "Об организации страхового дела". Таким образом, страховую премию (плату за страхование) организация обязана уплатить в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования (п. 1 ст. 954 ГК РФ). Договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса (п. 1 ст. 957 ГК РФ).

Платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке. Объем, сроки и другие требования к платным медицинским услугам определяются соглашением сторон, если федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ не предусмотрены иные требования.

Потребители (пациенты) имеют право на получение полной информации о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения. Исполнитель (медицинская организация) обязан предоставить такую информацию. Помимо этого, пациент имеет право на получение информации о применяемых в его лечении медицинских препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках годности и показаниях к применению.

Если при предоставлении платных медицинских услуг требуется проведение дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить об этом потребителя (заказчика), и только с согласия потребителя (заказчика) исполнитель вправе предоставлять платные дополнительные медицинские услуги.

В случае возникновения необходимости оказания платных дополнительных услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях такие медицинские услуги оказываются бесплатно в соответствии с комментируемым законом.

Потребитель обязан соблюдать все рекомендации медицинского работника во время оказания ему платной медицинской услуги согласно договору, в том числе назначенный режим лечения, несоблюдение которого может привести к снижению качества предоставляемой платной услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя. Об этом исполнитель должен проинформировать потребителя в письменной форме перед заключением договора.

Потребитель в любое время может отказаться от предоставления ему платных медицинских услуг после заключения договора. В этом случае договор расторгается, при этом потребитель (заказчик) оплачивает исполнителю фактически понесенные им расходы, связанные с исполнением по договору обязательств.

После исполнения договора исполнителем выдаются потребителю или законному представителю потребителя медицинские документы, отражающие состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг. К таким документам относятся: копии медицинских документов; выписки из медицинских документов (медицинской карты).

При оказании платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи (см. комментарии к ст. 19).

2. В ч. 4 комментируемой статьи определено, что платные медицинские услуги по желанию пациента могут оказываться сверх выполняемых стандартов медицинской помощи. Дополнительные медицинские услуги могут оказываться в качестве разовых консультаций и медицинского вмешательства.

В соответствии с письмом Минздравсоцразвития РФ от 24 ноября 2011 г. N 14-3/10/2-11668 "О стандартах медицинской помощи" стандарты медицинской помощи устанавливаются Минздравсоцразвития РФ. Следует отметить, что постановлением Правительства РФ от 28 июня 2012 г. N 655, постановлениями Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 608, N 610 утверждены положения о Министерстве здравоохранения РФ и о Министерстве труда и социальной защиты.

Стандарты медицинской помощи внедряются в медицинских организациях, имеющих лицензию на соответствующие виды медицинской деятельности. Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг. Медицинская помощь оказывается в соответствии со стандартом медицинской помощи, который разрабатывается на отдельные виды медицинской деятельности, на предоставление и применение медицинских услуг, лекарственных препаратов, видов лечебного питания, медицинских изделий и иного исходя из особенностей заболевания. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, которые не входят в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускается в случае наличия медицинских показаний по решению врачебной комиссии.

Комментируемым законом определены четкие критерии бесплатной и платной медицинской помощи, усилены меры ответственности не только органов государственной власти, но и врача по отношению к пациенту.

3. В ч. 5 комментируемой статьи определяется, что медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги (см. комментарий к ст. 19).

Например, апелляционным определением Московского городского суда от 06 сентября 2013 г. по делу N 11-28996/13 установлено, что в удовлетворении исковых требований о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда отказано правомерно, так как действующим законодательством не предусмотрено возмещение из средств обязательного медицинского страхования личных расходов граждан на медицинские услуги, предоставленные на платной основе.

4. В настоящее время действуют Правила предоставления платных медицинских услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04 октября 2012 г. N 1006. В данных Правилах установлена обязанность информирования граждан посредством размещения сведений на интернет-сайте медицинской организации или на информационном стенде, в том числе, о перечне платных услуг с указанием цен и порядка их оплаты, о медицинских работниках, участвующих в оказании таких услуг, графике их работы. Установлена ответственность исполнителя за ненадлежащее исполнение обязательств по договору, и определен порядок осуществления контроля за оказанием платных медицинских услуг.

Согласно данным Правилам медицинские организации, участвующие в реализации программы и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право предоставлять платные медицинские услуги гражданам, обращающимся анонимно за медицинской помощью, а также иностранным гражданам, лицам без гражданства. Исключением составляют иностранные граждане и лица без гражданства, застрахованные по ОМС, и граждане РФ, которые постоянно не проживают на ее территории и не являются застрахованными по обязательному медицинскому страхованию. В отношении граждан, обращающихся за оказанием платных медицинских услуг анонимно, исключение составляют случаи, когда медицинская помощь анонимно должна оказываться на бесплатной основе.

Порядок предоставления медицинской помощи иностранным гражданам регламентирован постановлением Правительства РФ от 06 марта 2013 г. N 186 "Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории РФ". Указанными Правилами определено, что медицинская помощь иностранным гражданам, временно пребывающим (временно проживающим) или постоянно проживающим в Российской Федерации, оказывается медицинскими и иными осуществляющими медицинскую деятельность организациями независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность. Счета-фактуры за фактически оказанную медицинскую помощь в течение 10 дней после окончания лечения направляются медицинской организацией в адрес иностранного гражданина или юридического либо физического лица, представляющего интересы иностранного гражданина, если иное не предусмотрено договором, в соответствии с которым она была оказана (см. комментарии к ст. 19).

Бюджетные медицинские учреждения самостоятельно определяют цены на медицинские услуги в соответствии с размерами расчетных и расчетно-нормативных затрат на их оказание и на содержание имущества (см. комментарий к ст. 19).

5. Порядок предоставления платных медицинских услуг четко прописан в Правилах предоставления медицинскими организациями платных медицинских организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04 октября 2012 г. N 1006.

В соответствии с заключенным договором об оказании платных медицинских услуг между исполнителем и потребителем (заказчиком) исполнитель обязан оказывать платную медицинскую услугу соответствующего качества, оговоренного в содержании договора. При отсутствии в содержании условия о ее качестве или при неполноте условий договора исполнитель оказывает медицинскую услугу, качество которой должно соответствовать требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида.

Обязательным условием оказания платных медицинских услуг является информированное добровольное согласие пациента или его законного представителя.

Пациент или его законный представитель имеют право знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать их копии.

При оказании платных медицинских услуг не допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия пациента или его законного представителя. Платные медицинские услуги не могут оказываться взамен или в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

6. К отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг, применяются положения Закона РФ "О защите прав потребителей". Особенно важно применение положений закона при несоблюдении или ненадлежащем соблюдении условий договора по оказанию платных медицинских услуг.

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Потребитель (заказчик) при обнаружении недостатков оказанной платной медицинской помощи имеет право требовать от исполнителя по своему выбору:

безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

возмещения понесенных расходов по устранению недостатков оказанной медицинской услуги своими силами, в случае причинения вреда его здоровью, или третьими лицами.

Потребитель (заказчик) вправе отказаться от исполнения договора об оказании платной медицинской услуги и потребовать полного возмещения убытков. Потребитель вправе отказаться от исполнения договора и в случае обнаружения существенных недостатков, оказываемой платной медицинской услуги. Недостатки оказания платных медицинских услуг подтверждаются результатами ЭКМП или решением суда.

Потребитель (заказчик) вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной платной медицинской услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Заказчик имеет право в случае нарушения исполнителем установленных сроков начала и окончания оказания платной медицинской услуги по своему выбору:

назначить исполнителю новый срок;

поручить оказание услуги третьим лицам за аналогичную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

потребовать уменьшения цены оказанной услуги;

расторгнуть договор.

Заказчик вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания медицинской или иной услуги.

Вред, причиненный жизни, здоровью пациента в результате оказания некачественной платной медицинской услуги подлежит возмещению исполнителем в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.

В качестве примера рассмотрения в судебном порядке спора о нарушении прав потребителя платной медицинской услуги можно привести постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19 декабря 2013 г. по делу N А27-11969/2013 об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ за нарушение исполнителем - медицинской организацией прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге (отсутствие в договоре на оказание стоматологических услуг условий и сроков предоставления платных медицинских услуг).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: