План-конспект урока №2

 Тема: Рабочее место автомобилистов.

Цель: Познакомить с психофизиологическими особенностями человека, правилами организации рабочего места (кабина). О взаимоотношении сотрудников ГИБДД, пешеходов и водителей.

Тип урока – комбинированный.

 Методы – словесный, наглядный, практический.

 Дидактическое обеспечение – плакаты, учебные издания, схемы, компьютерные приложения.

Сообщение нового материала.

Быстрота и точность движений водителя по управлению автомобилем зависит не только от психофизиологических особенностей человека, но и от тех условий, при которых человек способен проявить максимум своих возможностей.

Рабочее место – кабина автомобиля, должна отвечать всем гигиеническим требованиям и создавать человеку наиболее благоприятные условия работы.

Оборудование кабины - размер и расположение сиденья и системы управления, величина, цвет, форма и размещение различных приборов, гигиеническая характеристика тканей и других материалов, использованных в дизайне кабины, имеет большое гигиеническое и психофизиологическое значение. Недостатки в оборудовании рабочего места, слишком высокая или низкая температура воздуха в кабине, проникновение в нее отработанных газов, паров топлива, отсутствие вентиляции ускоряют наступление утомления, и способствует возникновению различных заболеваний водителя.

Большое влияние на работоспособность автомобилиста оказывает правильная его посадка на сиденье, достаточно плотно прижатые к спинке сиденья плечи, почти выпрямленные руки, т. е. сидеть нужно довольно далеко от рулевого колеса. Центр тяжести тела водителя, включая руки и ноги, должен находиться на сиденье. Вес всего тела не должен приходиться на ноги или на одну из них. Ноги и руки должны быть свободными. При правильном, «глубоком» положении тела водитель может легко действовать.

Путь, который проходит рука водителя, должен быть наименьшим, причем движения должны быть плавными, а не резкими, скачкообразными, по ломаной траектории.

 Степень мышечного усилия водителя при нажатии на педали изменяются в зависимости от угла подушки, спинки, а также от высоты сиденья. При правильном подборе угла наклона подушки сиденья усилия, прилагаемые к педали, могут быть снижены на 15-20 %. Расстояние от края сиденья до сгиба в колени должно быть не менее 15 % длины бедра.

При уменьшении этого расстоянии возможны нарушения функции нижних конечностей вследствие сдавливания сосудов и нервов в области бедра. Чем выше сиденье, тем меньший угол наклона должна иметь подушка.

Обивка сиденья должна быть достаточно жесткой и шероховатой.

В холодное время года сиденье должно быть обязательно утеплено и зачехлено, так как дерматиновая обивка медленно нагревается, но довольно быстро охлаждается. Постоянное переохлаждение спины, ягодиц, бедер приводит к воспалительным заболеваниям прямой кишки, предстательной железы, а также возникновению радикулита.

Обзорность зависит от конфигурации и размеров лобового и боковых стекол кабины и зеркал заднего вида.

Для предохранения стекол от замерзания (на 2-3 часа) на внутреннюю поверхность их наносят на антифриз…. В Англии используется пластмасса, которая впитывает влагу подобно губки (наносится ее тонкий слой).

Не следует загромождать кабину различными предметами.

Японские специалисты пришли к заключению, что радиоприемник, работающий в автомобили, мешает водителю сосредоточить внимание на дороге. Многие водители любят ездить, включая свои приемники на полную мощность. Клинические исследования показали, что громкая джазовая музыка повышает артериальное давление, увеличивает частоту сердечных сокращений и частоту дыхания. А маршевая музыка, повышает активность водителя, может при определенных обстоятельствах довести его до чрезмерного возбуждения и даже вызвать некоторую активность.

Пребывание пассажиров в одном помещении с водителем делает его беззащитным от их разговоров, дыма и т. д.

Температура воздуха должна быть от 15 до 25˚С. Высокая температура увеличивает нагрузку на сердечно-сосудистую систему, нарушает функции центральной нервной системы.

Относительная влажность для большинства людей лежит в пределах от 30 до 70 %.         

Водитель!

  1. Приучите себя всегда и везде пользоваться исправным ремнём безопасности.
  2. Выполняйте требования сигналов светофоров и дорожных знаков.
  3. Не создавайте помех.
  4. Не допускайте резкого торможения, если того не требует обстановка.
  5. Своевременно подавайте понятные предупредительные сигналы.
  6. Соблюдай дистанцию равную не менее, чем половина скорости вашего движения.
  7. Не наезжай на прерывистую линию.
  8. Постоянно следите за движением на проезжей части дороги.
  9. Поступать так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами.
  10. Не реагируйте на «торопящие» действия.
  11. Не рассчитывайте на то, что избежать сложной ситуации помогут умения и благоразумие других водителей, в первую очередь будьте сами готовы предотвратить опасные последствия ошибок и легкомыслия других.
  12. Не будьте самоуверенны, остерегайтесь неуверенных.
  13. Руль надо держать, как птицу, стараясь не задушить и не дать возможности улететь, и обязательно двумя руками. Это позволит вести машину без напряжения и своевременно реагировать на толчки от неровностей дороги.

Советы бывалого.

  1. Если двигатель перегревается, значит, или нет масла, жидкости охлаждения, порвался ремень привода вентилятора (и нет ремня, возьмите старую камеру и отрежьте от неё кольцо шириной 20…25 мм. Такой «ремень» выдержит пробег 50…100 км.).
  2. В зимнее время:

- замок замерзает – макните ключ в тормозную жидкость;

- не ставьте машину на ручной тормоз;

- не ставьте машину близко к дому;

- очищайте от снега машину;

- проверьте зазоры между электродами свечей.

 Билет.

             План-конспект урока №3.

 Тема: Правила дорожного движения.

Цель: Познакомить с правилами дорожного движения Российской Федерации. Научить решать типовые экзаменационные билеты.

Тип урока – комбинированный.

 Методы – словесный, наглядный, практический.

 Дидактическое обеспечение – плакаты, учебные издания, схемы, компьютерные приложения.

Сообщение нового материала.

Общие положения.

«Водитель» - лицо, управляющее каким – либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

«Дорога» - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

 «Механическое транспортное средство» - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

 «Участник дорожного движения» - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

 Общие обязанности: водителей, пешеходов, пассажиров.

 Дорожные знаки: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно – указательные, дополнительной информации (таблички).

 Дорожная разметка.

 Сигналы светофора и регулировщика.

  Водителю о себе.

 Одежда и обувь автомобилиста.

 Основное назначение одежды заключается в поддержании температуры тела на постоянном уровне и защите его от пыли, микроорганизмов и механических повреждении кожи. Вместе с тем необходимо, чтобы, ткани одежды были мягкими, эластичными, не вызывали бы раздражения кожи. Кроме того, одежда должна обеспечивать необходимый объём влаги между телом и окружающей средой.

 Наблюдения показали, что наибольшее количество тепла организм теряет именно из–за продувания одежды ветром.

 Основные гигиенические требования к одежде являются воздухонепроницаемость её и в жаркое время года светлые тона, и нецелесообразно обнажаться до пояса.

 Одежда должна быть свободной, не препятствовать движениям по управлению автомобилем, не затруднять дыхания (особенно это касается поясного ремня).

 При подборе обуви: - обувь должна быть с жесткой нескользкой подошвой и с широким невысоким каблуком (2…3 см. и не более). Непригодны – тапочки, резиновая обувь (кеды), так как при её использовании нарушается вентиляция стопы; - в зимнее время нецелесообразна обувь из поливинилхлоридных материалов. В любое время года лучше пользоваться хлопчатобумажными носками.

  Водитель!

  1. Никогда не садись за руль, если устали или чувствуете недомогание.
  2. Сели за руль – всё внимание дороге, движению.
  3. В сложной ситуации не суетитесь, действуйте чётко, хладнокровно. Приняли решение, не меняйте его.
  4. Будьте внимательны к движению пешеходов.
  5. Внимательно следите за сигналами и дорожными знаками.
  6. За рулём не переоценивайте своих водительских способностей. «Я ничем не лучше других».
  7. За рулём не стремитесь показать себя и не давайте волю эгоистическим стремлениям.
  8. Пешеходы, особенно дети, лучше реагируют на габариты, чем на скорость.
  9. Дети не видят того, что видят взрослые. Поведение детей на дороге не предсказуемо.
  10. В пути устали, понервничали – остановитесь, посмотрите на предметы голубого и зеленного цвета (они быстро успокаивают).
  11. В дальних поездках больше всего аварий бывает в конце пути.
  12. Дважды в сутки у человека падает работоспособность мышц и сердца: около 13 часов и 21 часа. Это не безопасное для поездки время.
  13. Не стремитесь украсить салон.
  14. За кем и за чем следует наблюдать, когда управляете автомобилем? Прежде всего, за тем, кто управляет автомобилем, за которым, рядом с которым вы двигаетесь и за тем, кто следует за вами. Для чего это надо? Для того, чтобы определить отношение к ним: доверять им полностью или нет, принимать или не принимать какие – либо меры предосторожности.

  Советы бывалого.

   - не проверяйте исправность генератора на искру (выходит из строя полупроводниковые диоды).

- не запускайте двигатель, если клема «плюс» генератора отсоединена от схемы (опасно для выпрямит. диодов)   

.   - при проведении электросварочных работ отсоедините генератор и аккумуляторную батарею.

 Билет.

 

            План-конспект урока №4.

 Тема: Оказание скорой неотложной помощи при автомобильных авариях.

 Цель: познакомить с приёмами оказания первой медицинской помощи.                          Тип урока – комбинированный.

 Методы – словесный, наглядный, практический.

 Дидактическое обеспечение – плакаты, учебные издания, схемы, компьютерные приложения.

Сообщение нового материала.

Автомобиль- объект повышенной опасности на дороге. Процесс автомобилизации не случайно называют войной на колёсах. В США, например, автомобиль известен под названием убийца номер один. По выражению одного из известных исследователей «никогда нельзя совершенно исключить возможность отказа со стороны механизмов или их водителей».

Одной из особенностей дорожно-транспортных происшествий является то, что первая медицинская помощь пострадавшим на месте катастрофы не всегда оказывается своевременно. Невежество и незнание приемов первой помощи нередко приводят к роковым результатам.

Первая медицинская помощь- это мероприятия по спасению жизни или здоровья пострадавшего в результате травмы или несчастного случая до оказания врачебной помощи. Её цель - предотвратить дальнейшее повреждение во время транспортировки, снять боль и своевременно доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

Приёмы первой помощи просты и доступны.

Что делать на месте происшествия.

-При любой дорожной ситуации, подозрительной на наличие травм, каждый автомобилист должен остановиться и оказать первую помощь, на которую пострадавший вправе надеяться. Нельзя оправдывать черствость жён, что другие могут сделать это лучше, едущие сзади могут опоздать.

- Первые действия на месте происшествия должны быть целесообразными, обдуманными и решительными. Прежде всего надо оценить обстановку и организовать вызов к месту происшествия «скорой помощи».

- После этого все силы и средства, находящихся рядом и оказывающих помощь людей должны быть направлены на:

1. Извлечение пострадавших из разбитого автомобиля и перенос его в удобное место для оказания помощи. При осмотре пострадавшего в машине нужно обратить внимание на его позу и наличие пульсирующего кровотечения. Сильное кровотечение сразу же останавливается пальцевым прижатием и затем накладывается жгут. Неестественная поза свидетельствует о наличии переломов или тяжёлом бессознательном состоянии. В этих случаях надо по возможности сохранить его позу неизменной. Извлекая пострадавшего, нельзя использовать силовые приёмы: вытягивать, дёргать или сгибать. Нужно проявить максимум осторожности.

2. Оказание первой медицинской помощи.

Пострадавшего бережно укладывают на ровную поверхность (в зимнее время на снег или землю нужно набросать веток, лучше всего еловых или сосновых, и на них уже стелить одеяло) и необходимо оценить тяжесть его состояния. Для этого следует проверить наличие у пострадавшего пульса, дыхания, сознания, кровотечения из ран.

Пульс определяется на шее (сонная артерия), в области лучезапястного сустава (лучевая артерия), в паховой области (бедренная артерия), оценивается его характер, частота, напряжение, а также ритмичность.

Дыхание определяют по движению грудной клетки и живота (обычно здоровый человек производит 16-20 дыхательных движений в минуту).

При тяжёлых травмах у пострадавшего может развиться потеря сознания. В таком случаи оказывающий помощь должен четко и быстро отличить потерю сознания от смерти.

      Признаками жизни являются:

  1. При отсутствии пульсации крупных артерий, наличие сердцебиения, которое определяют рукой или ухом на грудной клетке в области левого соска.
  2. При отсутствии видимых движений грудной клетки живота, наличие дыхания вообще (циркуляция воздуха), которое определяется по увлажнению зеркала, приложенного к носу и рту пострадавшего, или по движению кусочка ваты или нити, поднесенной к носовым отверстиям.
  3. Наличие реакции зрачков на свет. Если осветить глаз пучком света (например,

 фонариком), то наблюдается сужение зрачка - это положительная реакция.

 Следует помнить, что отсутствие сердцебиения, дыхания и реакция зрачков на свет не свидетельствует о том, что пострадавший мертв (клиническая смерть, при которой необходимо оказать пострадавшему помощь в полном объёме).

Нужно иметь в виду, что оказание помощи бессмысленно при явных признаках биологической смерти: помутнение роговицы, наличие симптома «кошачий глаз» и трупных пятен.

  Водитель!

 При длительной езде на больших скоростях, особенно в жаркую погоду, желательно давление в шинах установить на 0,2…0,3 атмосферы выше по сравнению с обычной.

 Самая безопасная езда – равномерная, с соблюдением безопасной дистанции и темпе транспортного потока. Езда в замедленном темпе создаёт аварийную ситуацию, так как она вынуждает других водителей совершать обгон. Тормозить начинайте после того, как скорость снизится до 10…15 км/ч. Аналогично действуйте и в случае внезапного выхода из строя шины заднего колеса.

Когда поведение водителя впереди идущей машины вам не очень понятно, снижайте скорость.

Советы бывалого.

  Когда рисунок протектора изнашивается, на покрышке появляются трещины. Это говорит о том, что шины надо немедленно менять.

 Не прогревайте двигатель долго на холостом ходу. Прогрев осуществляйте в процессе движения, но ехать надо медленно, не давая двигателю больших оборотов.

 Перед запуском двигателя после длительной стоянки нужно вручную подкачать топливо.

Это надо делать даже в тех случаях, если двигатель не эксплуатировался более 2…3 суток.

 

 Билет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: