Тема: Двигатель и системы, обеспечивающие его работу.
Цель: познакомить учащихся с устройством двигателя внутреннего сгорания; строением и принципом действия кривошипно-шатунного механизма, с принципом преобразования энергии сгорания топлива в механическую энергию. Научить объяснить и показать принцип действия механизма на макете, анализировать преимущества четырёхтактного и двухтактного двигателей; по строению и принципу действия газораспределительного механизма, системы смазки, системы охлаждения, системы питания; по обслуживанию двигателя и его систем.
Тип урока – комбинированный.
Методы – словесный, наглядный, практический.
Дидактическое обеспечение – плакаты, учебные издания, схемы, компьютерные приложения.
Сообщение нового материала.
Какую машину называют двигателем?
Называется машина, в которой тот или иной вид энергии преобразуется в механическую работу. Двигатели, в которых тепловая энергия преобразуется в механическую работу, является тепловым.
Назовите основные элементы двигателя внутреннего сгорания?
Цилиндр, головка цилиндра, поршень, корпус, коленчатый вал, шатун, поршневой палец.
Каков принцип работы двигателя внутреннего сгорания?
Такт: 1 – впуск (0.08МПа), 2 – сжатие (до 0.9МПа, до 300С), для дизелей- до 0.9МПа и до 300С, 3 – рабочего хода (до 4 МПа, 2000С), для дизелей – 10 МПа и 2000С, 4 – выпуска (0.11 МПа, 800с).
У дизелей детали механически и термически нагружены – требуют более качественный материал большей толщины, массы, размеров. Стоимость двигателей выше. Большой шум. Расход топлива ниже на 30%, используются более тяжёлые сорта топлива.
Система питания двигателя (карбюраторного) – относятся элементы, обеспечивающие подачу в него топлива и воздуха и отведение отработанных газов. Первая группа элементов включает в себя: топливный бак, фильтр-отстойник, топливоподкачивающий насос, трубопроводы, карбюратор, впускной патрубок. Вторая группа – воздушный фильтр, карбюратор, впускной патрубок. Третья группа – выпускной патрубок, трубопроводы, глушитель шума. Не все элементы системы питания находятся на двигателе или около него. Могут быть расположены достаточно далеко от моторного отсека.
Основным и наиболее сложным элементом питания карбюраторного двигателя является карбюратор – прибор, с помощью которого осуществляется подготовка и дозирование смеси топлива и воздуха (горючей смеси).
Топливный бак. Необходимый запас топлива на автомобиле хранится в ёмкости, которая для большинства легковых автомобилей составляет 35…60 л., что обеспечивает пробег до 350…500 км.
Топливный насос служит для перекачивания топлива из бака в карбюратор.
Система охлаждения двигателя.
При сгорании топлива тепло расходуется на механическую работу, частично уносится с выхлопными газами, тратится на лучеиспускание и нагрев деталей двигателя. Если его не охлаждать, то он теряет мощность (ухудшается наполнение цилиндров рабочей смесью, возникает преждевременное самовоспламенение смеси и т.д.), усиливается изнашивание деталей (выгорает масло в зазорах) и возрастает вероятность поломки их в результате снижения механических свойств материалов.
Если же двигатель переохлаждён, уменьшается количество тепла, переходящего в работу, топливо конденсируется на холодных стенках цилиндров, стекает в картер (масленый резервуар) и разжижает смазку, что также приводит к увеличению износа трущихся деталей и снижению мощности двигателя. Таким образом, поддержание определённого теплового режима двигателя является важным и обязательным делом. Существуют жидкостные и воздушные системы охлаждения.
Система жидкостного охлаждения включает следующие элементы: двойные стенки цилиндров и головок, радиатор, вентилятор, насос, трубопроводы.
Смазочная система.
В современных двигателях существует множество деталей, которые необходимо смазывать для уменьшения трения между ними и их изнашивания, охлаждения трущихся поверхностей, уплотнения зазоров (например, между поршнем и цилиндром), защиты от коррозии, удаления продуктов износа.
Система смазки состоит из масляного поддона, насоса с редукционным клапаном, маслоприёмника, фильтра, маслопроводов, заливной горловины и указателя уровня масла.
Обслуживание двигателя и его систем.
Во время технического обслуживания двигателя и его систем необходимо соблюдать меры безопасности. При работе под автомобилем следует использовать смотровую канаву, эстакаду. Подъёмник или специальные подставки, обеспечивающие устойчивое положение автомобиля. Производить какие-либо работы под автомобилем, поднятым на домкрате или установленным на неустойчивых подставках, категорически запрещается. Промывку систем следует применять керосином или жидким маслом. Нельзя использовать этилированный бензин (ядовит). Жидкость с низкой температурой замерзания, применяемые в системе охлаждения, также являются ядовитыми смесями и требуют осторожного обращения.
Водитель!
На дороге со скользким покрытием тормозите двигателем и не бросайте резко педаль сцепления.
Занос легче предупредить, чем погасить, если он уже возник. Если на скользкой дороге заносит вправо – руль вращайте вправо и наоборот.
Не злоупотребляйте накатом. Такая езда на скользкой дороге грозит заносом. Накатом следует пользоваться только на дорогах с сухим и шероховатым покрытием.
Советы бывалого.
Старайтесь постоянно держать бензобак заправленным полностью. В полностью заправленном баке нет возможности конденсации влаги, особенно при низких температурах окружающего воздуха. А отсутствие влаги в бензосистеме – это надёжная работа двигателя, да и нет места коррозии бензобака.
При неработающем двигателе никогда не оставляйте ключ в замке зажигания на длительное время. Это приводит к разрядке аккумуляторной батареи и повреждению элементов электрической цепи системы зажигания.
Проверка давления должна производиться на холодных шинах.
Билет.