Сущностные характеристики понятия здоровьесбережения

      Творческий характер образовательного процесса, как считает Л.С. Выготский (3, с. 15), - крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребёнка в творческий процесс не только природосообразно, служит реализацией той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, способствует достижению цели работы школы - развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления.

    Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы, как указывают в своих работах Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина (11, с. 59), - это рациональная организация урока.

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

  Центральным в категориальном аппарате психологии здоровья является понятие здоровья. На сегодняшний день существует множество определений этого понятия. Н.К. Смирнов дает следующее определение: «Здоровьесберегающие образовательные технологии - это комплексная, построенная на единой методологической основе система организационных и психолого-педагогических приемов, методов, технологий, направленных на охрану и укрепление здоровья учащихся, формирование у них культуры здоровья, а также на заботу о здоровье педагогов» (12, с. 22).

       Н.И. Соловьева под здоровьесберегающей образовательной технологией понимает функциональную систему организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью, учащихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья (13, с. 87).

     В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья (10, с. 37, 14, с. 42): соматическое, физическое, психическое, нравственное.

      Под здоровьесберегающими технологиями будем понимать систему мер по охране и укреплению всех видов здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, их воздействие на здоровье.

   Цель современной школы, считает Т. Григорьева (4, с. 22), - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса.

Так же Н.К. Смирнов выделяет средства и методы здоровьесберегающих технологий:

. средства двигательной направленности;

. оздоровительные силы природы;

. гигиенические факторы.

Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

Средством двигательной направленности назовем движение: физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; гимнастика; лечебная физкультура; подвижные игры.     

Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышает общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления.

К гигиеническим факторам относится выполнение санитарно - гигиенических требований, регламентированных СанПиНами. Осуществляется постоянный контроль по овладению детьми элементарными навыками здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшими навыками оказания первой медицинской помощи, а также по ограничению предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Под методами здоровьесберегающих технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления: рассказ, беседа, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, упражнения, наглядность, практический метод, познавательная игра, обучающий контроль, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы.

Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

Таким образом, многообразие концептуальных идей здоровьесберегающих технологий, рассмотренных нами в параграфе, определяет значимость данной проблемы в педагогической науке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: