Глава 2. Описание педагогического опыта реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе

В данной главе представлен личный опыт по реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Образовательный процесс должен носить творческий характер. Участие ребёнка в творческом процессе, в поиске решений служит его развитию, снижает утомление. Это достигается использованием различных методов и приемов: игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игры); драматизации диалогов с движением, разыгрыванием сценок литературных сюжетов; подвижными играми на переменах; наглядности; занимательных упражнений; фантазирования; творческого характера домашних заданий (составить задачу, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему). Всё это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.

Нервная система у учащихся начальных классов особенно чувствительна, поэтому важно во время урока необходимо:

· создавать благоприятный психологический климат на уроке, используя прием «Веселая минутка»; обеспечивать эмоциональную мотивацию в начале урока и ситуацию успеха ученика.

· чередовать различные виды учебной деятельности (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение задач);

· использовать различные методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся (метод свободного выбора - беседа, свобода творчества, выбор действия, выбор способа действия; активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание, саморазвитие (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценка);

· проводить физкультурные минутки: расслабление кистей рук, массаж пальцев перед письмом, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

· выполнять экологические требования: проветривание помещений; озеленение кабинета; освещение кабинета.

Как я реализую названные приемы и методы в моей педагогической деятельности как на уроках, так и во внеурочной работе?

Особую роль в сохранении здоровья школьника играет обеспечение его двигательной активности. Она влияет на деятельность мозга, активизирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшает кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы. Именно движение снижает утомляемость детей на уроке. Я регулярно чередую учебную работу и отдых детей. Каждый рабочий день в классе начинается с гимнастики, которая длится 3 – 4 минуты. В основе гимнастики лежит комплекс упражнений, предложенный доктором С.С. Коноваловым (Приложение 1).

Недостаток двигательной активности - одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьника. Для достижения результативности физических упражнений необходимо разнообразить виды упражнений; проводить их на начальном этапе утомления; предпочтение отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц. Во время урока через каждые 15 минут проводится смена деятельности учащихся – проводятся физкультминутки, задача которых – снятие физического напряжения, развитие эмоционально-волевой сферы. (Приложение 2)

Немаловажным фактором при воспитании здорового образа жизни является формирование положительной учебной мотивации. Этого можно достичь с помощью веселых, шуточных строк, которыми начинаю урок:

 Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час.

   2.1 Использование приемов и методов В.Ф.Базарного.

Для создания здоровьесберегающей среды на уроке использую также специальные приемы и методики, которые рекомендует профессор В.Ф.Базарный:

1. Режим смены динамических поз (применяется вариант без использования специальной мебели – конторок). Основное рабочее место ребёнка в школе - парта, за которой ему приходится долго сидеть в наклонной позе, что может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, затеканию ног. Изменение позы во время урока оказывает полезное воздействие на функции организма. Чтобы избежать последствий, к которым может привести нахождение ребенка в одной и той же позе, каждый месяц пересаживаю ребят с одной парты на другую, с ряда на другой ряд. Кроме того, на уроке дети занимаются в режиме динамических поз: выполнили полученное задание – поднимаются из-за своих парт и ожидают окончания работы остальными учениками. Если ученик не испытывает потребности в смене позы, учитель не настаивает на этом. Главное в этой технологии – не продолжительность нахождения в том или ином физическом положении, а сам факт смены позы. Применяю и методику «Посиди и походи». Эта методика применяется при особенно большой учебной нагрузке на уроках математики, русского языка, литературного чтения.

2. Методика зрительно – координационных упражнений.

На стене класса размещена схема – тренажер: красный наружный овал, зеленый внутренний, в центре овала - коричнево - золотистый крест и ярко – голубая восьмерка. Стрелки указывают направления движения взгляда. Учащиеся несколько раз пробегают по разноцветному тренажеру глазами. При этом они осуществляют непроизвольные движения головой, шеей, туловищем, в результате снимается мышечное напряжение. Тренажер необходим для снижения зрительного утомления после работы на близком расстоянии при чтении и письме. По мнению В.Ф.Базарного, регулярное использование этого тренажера восстанавливает зрение за учебный год.     

Расширению зрительно – двигательной активности способствует также проведение гимнастики для глаз после продолжительного чтения и письма.

Использую следующие упражнения:

· «Филин». Закрыть глаза и держать их закрытыми на счет 1-4. Широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1-6 (4-5 раз).

· «Метелки». Производить частое моргание без напряжения глаз (до 10-15 раз). Упражнение можно сопровождать проговариванием текста:

Вы, метелки, усталость снимите,

Глазки нам хорошо освежите (4-5 раз).

· «Далеко – близко». Во время этого упражнения дети смотрят в окно. Ведущий называет вначале удаленный предмет, а через 2 - 3 секунды предмет, расположенный близко. Дети стараются быстро отыскать предметы, которые называет ведущий (6 – 8 раз).

3. Дыхательная гимнастика, успокаивающее (вдох – выдох – пауза) и мобилизующее дыхание (вдох – пауза – выдох). Дыхательная гимнастика повышает также возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует внимание детей на уроках и помогает повысить их работоспособность. Первое и важное условие правильного дыхания – дышать через нос. Я провожу такие дыхательные упражнения:

· «Холодный ветер» (Звучит музыка, слышен шум моря). Вдох через нос, выдох через рот холодным воздухом, губы в трубочку (2 раза).

· «Теплый ветер». Вдох через нос, выдох через рот теплым воздухом со звуком «ха-а», будто согревая руки (2 раза).

· «Нюхаем цветы». Три коротких вдоха через нос, плавный выдох через рот (4 раза).

· Дыхание через левую ноздрю, правую закрыть пальцем, затем наоборот. (2 раза)

· «Свисток». В руках стакан и пластмассовая трубочка. Вдох через нос, выдох – через трубочку в стакан с водой со звуком – у-у-у (3 раза).

    Для дыхательной гимнастики мы изготовили также тренажеры: вертушка, выполненная из бумаги и прикрепленная к тонкой проволоке, и машинка, изготовленная методом оригами, которая легко скользит по парте, если подуть на задний бампер. На перемене учащиеся с удовольствием соревнуются, чья машинка уедет дальше.

4. Упражнения с кистью руки. Развитие речевых способностей ребенка напрямую связано с развитием его кисти. Самое простое пособие, которое способствует этому и которое можно сделать с учащимися на уроках технологии, - палочка – выручалочка. Она проста в изготовлении, но многогранна в использовании:

- держим ее в руках, поочередно передвигаем кулачки вверх, читаем предложение, загадку, стихотворение;

- палочку можно перебирать пальчиками одной руки от одного конца до другого, катать ладонями, удерживать в равновесии на голове, ладошке;

- с ней можно прыгать, зажав между коленями.

5. Пальчиковая гимнастика. Развитие мелкой моторики рук является основой для овладения первоклассниками письмом. Уроки письма немыслимы без пальчиковой гимнастики. Руки первоклассников быстро устают, ведь письмо для них очень сложный процесс. Чтобы избежать утомления, использую такие упражнения:

· «Капуста». Движения, имитации действий.

Мы капусту рубим.

Мы капусту трём.

Мы капусту солим.

Мы капусту жмём.

Задача учителя на уроке письма - научить ребенка писать, не напрягая руку, а значит, сберечь силы. С этой целью использую также разнообразные упражнения (Приложение 3).

Уроки технологии также способствуют развитию моторики, так как многие поделки мы делаем из мелких деталей, из кусочков бумаги. На уроке сделали тренажер для пальчиков, который состоит из листа бумаги и произвольно приклеенных на нем пяти разноцветных кружков, по ним в процессе гимнастики и «бегают» пальцы.

На занятиях кружка «Умелые руки» дети получают определенную физическую нагрузку на кисть руки. Занятия с пластилином, с бисером, с природным материалом значительно способствуют развитию моторики, а также развитию творческих способностей детей.

Помимо названных упражнений, для развития кистей рук использую игровую стену «Ладошки». На стене нарисованы детские ладони. Учащиеся наклоняются к стене и прикладывают свои ладони к ладошкам, нарисованным у пола, затем начинают «шагать» по нарисованным ладошкам вверх, «доходят» до верхних ладошек, встав на цыпочки и вытянув руки вверх. Упражнения у стены снимают утомление в мышцах кистей и способствуют их развитию, а еще корректируют осанку и искривление позвоночника. Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики, которая оказывает благотворное влияние на развитие их речи, подготавливает к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Мы формируем навык грамотного письма, одновременно способствуем правильному физическому росту здоровых и уверенных в себе людей.

6. Массаж и самомассаж.

В начале учебного дня, на первом уроке, провожу точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с    мозгом.
Массаж проводится в следующей последовательности:
1) точка на лбу между бровями («третий глаз»);
2) парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние);
3) точка посередине верхнего края подбородка;
4) парные точки в височных ямках;
5) три точки на затылке в углублениях;
6) парные точки в области козелка уха.

Самомассаж, в том числе точечный, снимает мышечное напряжение, способствует профилактике простудных заболеваний. Нужно только помнить, что любое упражнение может не принести пользу, не оказать никакого воздействия, навредить. Поэтому выполнять его нужно очень старательно, обязательно в хорошем настроении.

7. Элементы цветотерапии и музыкотерапии.

Они способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости. Оформляются таблицы и схемы разных цветов. На доске школьники пишут мелом разного цвета. Известно, что красный цвет усиливает мышечную деятельность, укрепляет память, желтый – стимулирует зрение, тонизирует нервную систему, улучшает умственные способности, зеленый лечит простудные заболевания, снимает нервозность и раздражительность, обостряет слух, синий успокаивает утомленные глаза и нервы.

8. Эмоциональное состояние детей.

Чтобы поднять позитивное отношение к учебе, должное внимание уделяю оформлению кабинета. Здесь имеются дидактические таблицы по русскому языку и математике, уголок здоровья «По тропинке здоровья», классный уголок. В классе много комнатных растений, особенно таких, которые цветут зимой, т.к. запахи благотворно влияют на здоровье и настроение. В озеленении класса большую помощь оказывают родители.

    2.2. Педагогические учебные методы и приемы.

     Бесспорно, использование в учебной практике элементов методики В.Ф.Базарного для сохранения здоровья учащихся трудно переоценить. 

        Но педагогические учебные методы и приемы, имеющиеся на вооружении учителя, также призваны сыграть свою роль в этом направлении. Для этого, к примеру, провожу уроки в самых разных формах: уроки – игры, уроки – экскурсии, уроки – путешествия и т. п. Так, уроки математики по темам «Сравнение предметов и групп предметов», «Числа от 1 до 10», «Многоугольники» проходили на открытом пространстве. Находясь на территории школы, дети искали предметы разных геометрических форм, в частности, многоугольники, упражнялись в подсчете их сторон и вершин. В итоге тема, связанная с изучением счета предметов, стала для детей более интересной, увлекательной, так как от них требовались умения самостоятельно сравнивать, выделять предметы из группы предметов, из окружающей обстановки.

Помня о том, что традиционное построение урока и однообразная учебная работа снижают у детей интерес к обучению, вызывают у них эмоциональный дискомфорт, стараюсь использовать на уроке элементы игры. На уроке математики при изучении темы «Перед, за, между. Первый, второй…» проводила с детьми игру «Узнай себя». На улице они строились в шеренгу друг за другом и отвечали на вопросы: «Кто стоит между Дашей и Алесей? Перед Сашей? За Алесей?»

Чтобы дети лучше запомнили буквы на уроках письма, использую игру «Угадай букву». Встав спиной к детям, учитель указкой «пишет» в воздухе букву, а дети с ручкой в руках повторяют движения за учителем и отгадывают букву. Также задействую не только зрительную, образную, но и кинетическую память, то есть память тела. Изучаемую букву дети увлеченно «вырисовывают», пуская в дело руки, ноги, голову и туловище, одновременно отдыхая на уроке. 

Чтобы не допустить во время урока утомляемости детей, использую игровыедвигательные моменты, как бы закрепляющие знания по изучаемому материалу. Вот несколько фрагментов уроков:

1. Урок русского языка во 2 классе.

Тема: «Повторение гласных и согласных звуков и букв».

Если слово начинается с гласного звука, то дети поднимают руки вверх, если они услышат в начале слова согласный, то приседают.

  Утюг              Стол         Книга            Апельсин

  Окно              Школа      Лошадь    Карандаш

  Мост              Урок         Ириски     Жук

2. Урок русского языка в 3 классе.

Тема: «Повторение согласных парных по звонкости - глухости».

Дети встают; поднимая руки вверх, называют звонкий парный согласный; опуская руки вниз – парный глухой. Таким образом, в этом упражнении они повторяют все парные по глухости – звонкости согласные звуки.

3. Урок математики в 3 классе.

Тема: «Площадь фигур».

- Какая это фигура? – учитель показывает фигуру. Дети встают; если фигура имеет углы, делают столько прыжков, сколько углов у фигуры; садятся, если углов нет.

С целью закрепления знаний по математике на уроках использую подвижные игры с дидактической направленностью:

· Игра «Не скажу». Игроки перебрасывают друг другу мяч, называя при этом числа по порядку, но вместо нечётных чисел говорят: «Не скажу!»

· Игра «Быстро занять места!». Учащиеся получают карточки с числами, по просьбе учителя встают по возрастанию, убыванию чисел, слева – чётные числа, справа – нечётные.

· Игра с мячом (на знание таблицы умножения). Ученики бросают мяч, задавая друг другу примеры на умножение и деление и отвечая на задания. Игра развивает мышление, внимание, координацию движений.

· Игра «День – ночь». Дети опускают головы на руки на парты по команде «Ночь» и слушают задание. По команде «День» дети поднимают головы и, если хотят ответить, руки. Учитель вызывает ученика. Ребёнок подходит к преподавателю и шепчет ему на ухо ответ. Так отвечают несколько детей, после чего учитель сообщает верный ответ. Дети очень любят эту игру, каждый непременно хочет встать и шепнуть ответ учителю на ухо.

На уроках окружающего мира я провожу пантомимическую гимнастику и дидактические игры с движениями, которые дают возможность учащимся расслабиться, стимулируют деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимают утомление. Включаю в урок следующие упражнения:

· «Подражание животным», «Зверь-птица-рыба» – при демонстрации учителем иллюстрации дети изображают животных, увиденных на них;

· «Деревья, кустарники, травы» - учитель называет кустарники - дети принимают положение полуприсед, деревья – стоят, травы – приседают;

Помимо названных приемов обучения, использую методический приём под названием «Вставка о здоровье на уроках». На уроке русского языка:

Вставка 1. Вежливые слова и здоровье.

Учитель предлагает детям правильно списать с доски слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть дети подумают, что общего между этими словами, и продолжат список.

- Учитель: Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу: «Спасибо». Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:

- Я хочу быть здоровым!

- Я могу быть здоровым!

- Я буду здоровым!

Вставка 2. Списывание текста о здоровье.

Учитель предлагает учащимся правильно списать с доски текст:

«Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье. Терпенье и труд всё перетрут».

Или такой текст:

«Чистота - залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт, тот долго живёт. С курами ложись, с петухами вставай».

Вставка 3. Разбор слова по составу.

Пясть - пястные кости- запястье.

Перст – персты – перстень -перстенёк.

Ладонь – ладья – ладушки – оладьи – ладошки – ладоши.

Пальцы – пяльцы – пялить глаза.

Ухо – подушка – заушница – заушная область.

Изучая русский язык, школьники познают смысловое значение и происхождение слов, обозначающих части тела. Пясть – это пять лучеобразно расположенных косточек, формирующих основу ладони. Кости пясти называются пястными. Запястье – часть кисти, соединяющая её с предплечьем. Первый ряд слов объединяет корень «пяст».

Перст – старинное название пальца руки. «Перст» - корень слов второго ряда. «Перстами, лёгкими как сон, моих зениц коснулся он» (А.С. Пушкин)

Ладья – это большая лодка. Ладонь в согнутом положении образует углубление, напоминающее ладью, откуда и получила своё название.

Разбирая слова с корнем «ух (уш)», назовём слово «заушница». Так называется воспаление околоушной слюнной железы, другое название болезни – свинка. Заболевание заразное, передаётся через воздух. Кстати, можно сказать ребятам, что через воздух плохо проветренной комнаты можно заразиться не только свинкой, но и корью, дифтерией, гриппом и даже туберкулёзом. Но никто не заболеет, если мы будем на каждой перемене выходить из класса и хорошо его проветривать, а также постоянно укреплять здоровье.

Анализ программного материала содержания курса русского языка для начальных классов показал, что в формировании системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни могут оказать большую помощь упражнения, которые включены в учебники русского языка УМК «Школа России». Так в понимании детьми значения овощей, фруктов, ягод для растущего организма помогут упражнения на с. 32 № 2, с. 35 №10, с. 102 № 71 – 1 класс; с. 43 № 27, с. 49 № 35, с. 26 № 23 – 2 класс; с. 58 № 5, с. 157 № 40 – 3 класс; расширить знания об основных природных факторах, укрепляющих здоровье – о прогулках в лес, в парк, о значении подвижных игр, катании на коньках, лыжах – с.41 № 23, с. 81 № 31 – 1 класс; с. 123 № 181, с. 125 № 185- 2 класс; с. 110 № 24 – 3 класс (Приложение 4); о питании - с. 102 № 7 – 3 класс.

Обратимся к №7: Молоко очень полезно и взрослым и детям. Молоком нас угощают коровы и козы. Из молока делают творог, сметану, сливки.

После выполнения упражнения провожу беседу.

Учитель: Почему важно употреблять в пищу творог, сметану? - В этих продуктах содержатся необходимые для организма питательные вещества: белки, жиры. Белки – вещества, которые служат основным «строительным материалом» для тела человека. Особенно нужен такой «материал» детям – для роста и развития. Жиры обеспечивают организм энергией, а также служат «строительным материалом» для тела.

Вставка 4. Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильном образе жизни и о здоровье.

Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.

Проведем обзор содержания учебника «Литературное чтение» в 1 – 3 классах под редакцией Л.Ф.Климановой, УМК «Школа России»:

· Читаем отрывок из русской народной сказки «Кот, петух и лиса» (с. 60), беседуем и делаем вывод о соблюдении правил безопасного поведения при общении с незнакомыми людьми:

- Из какой русской народной сказки эти слова? («Кот, петух и лиса».)

- Кто помнит, какая беда приключилась в этой сказке с петухом?

- Почему это произошло?

- Можно ли без разрешения взрослых открывать окно или двери посторонним?

- Что может произойти?

Вывод: Дети не должны открывать дверь чужим людям, если в доме нет взрослых. Это может быть опасно для их жизни и здоровья. Не все люди бывают добрыми.

· О пользе ягод, овощей и фруктов говорим при работе по с. 115. Дети классифицируют картинки: ягоды - смородина, малина, фрукты – сливы, яблоки.

Учитель: Чем полезны для здоровья человека фрукты и ягоды?

(Фрукты и ягоды содержат витамины, которые полезны организму. Кроме того, их используют в народной медицине. Чай из малины назначают при различных простудных заболеваниях. В ягодах смородины содержится витамин С, который необходим для укрепления организма, и человек меньше подвергается простудным заболеваниям. Витамин С содержится и в яблоках. Свежие яблоки обладают противовоспалительными свойствами. Теплый яблочный чай оказывает целебное действие при простудном кашле, охриплости голоса.

· Читаем стихотворение А.Л.Барто «Веревочка» (2 класс) и делаем вывод о пользе подвижных игр на свежем воздухе.

Учитель: В любое время года нужно совершать прогулки, проводить подвижные игры на свежем воздухе: зимой - катание на лыжах, санках, коньках, весной – игры в мяч, скакалку, летом – купание, загорание, осенью – прогулки в лес, парк. Каждый день нужно гулять не менее 2 часов, чтобы не было переутомления, чтобы не болела голова.

· Как подарить здоровье и радость друг другу? Об этом узнаем после работы над стихотворением А.Л.Барто «Вовка – добрая душа».

Учитель: Давайте будем вырабатывать привычку каждый день улыбаться друг другу. Улыбка — это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость. Постарайтесь ежедневно 1-3 минутки посвящать добрым сло­вам. Каждое доброе слово несет силу, энергию, прежде всего тому че­ловеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово — неживое. Грубых слов не говорите, Только добрые дарите. Выполним такое упражнение «Азбука волшебных слов».

— Давайте улыбнемся и скажем друг другу добрые слова. Так мы подарим друг другу немного здоровья и радости.

· Произведения литературного чтения 3 класса подводят к мысли о том, что приятно прогуляться по осеннему лесу, шурша опавшими листьями (Некрасов Н.А.«Славная осень!»), кататься с горки на санках и весело смеяться, когда санки «набок хлоп» («Детство», Иван Захарович Суриков).

На уроках математики также с успехом можно использовать материалы, способствующие формированию навыков ЗОЖ:

Вставка 1. Задачи в стихах на тему «Ты и твоё здоровье».

Для учащихся 1 класса:

1. Без здоровья что за жизнь?

На турник – и подтянись!

Подтянулся 10 раз

Наш силач спортсмен Тарас.

А его сосед Емеля -

Один разик еле – еле.

На сколько меньше подтягиваний сделал Емеля?

2. Ваня любит витамины:

Он купил 3 апельсина,

10 яблок, 2 банана.

Все в корзине у Ивана.

Сколько всего фруктов купил Ваня?

Для учащихся 2 класса:

1.В нашем классе 15 ребят,

Заниматься все спортом хотят,

3 пловчихи, 2 самбиста, остальные –

Шахматисты.

Сколько шахматистов в классе?

Для учащихся 3 – 4 класса:

1. Задачи по анатомии.

При рождении скелет ребёнка имеет 350 костей, у взрослого человека – 260 костей.

Вопрос 1: На сколько костей в скелете взрослого человека меньше, чем у новорождённого?

Ответ: с ростом человека количество костей в его скелете уменьшается на 90. 350 – 260 = 90.

- Куда деваются эти кости?

- Они срастаются.

Вопрос 2. На сколько костей у новорождённого больше, чем у взрослого?

Ответ: 350 – 260 = 90. При рождении у человека на 90 костей больше, чем у взрослого.

Вопрос 3. Сколько костей у здорового человека срастаются в течение жизни?

Ответ: 350 – 260 = 90. В течение жизни у здорового человека 90 костей срастаются.

Задача 2. Картофель, сваренный в кожуре, сохраняет 75% витаминов. Картофель, очищенный и сваренный целыми клубнями, – 60 %, а порезанный кусками – 35%. Во сколько раз больше витаминов сохраняется в картофеле, сваренном в кожуре, по сравнению с картофелем, очищенным и порезанным кусками?

Ответ: в 2 раза.

- Картофель «в мундире» и запечённый в кожуре наиболее полезен. В нём много витамина С и калия. Они укрепляют сердце, делают человека энергичным, защищают от инфекций.

  Формированию здорового образа жизни, расширению знаний о лечебных свойствах некоторых трав и умению использовать их для профилактики и лечения некоторых заболеваний способствуют задачи, которые мы решаем из учебника математики в 1 - 3 классах:








Класс. 

С. 92, № 7. Папа купил 6 кг капусты и 2 кг моркови. Сколько всего килограммов овощей купил папа? После решения задачи рассказываю детям о пользе капусты для нашего здоровья.

  В капусте содержится витамин С, который необходим для профилактики простудных заболеваний. В ней имеются вещества, предупреждающие ожирение и язвенную болезнь. Поэтому особенно полезны салаты из свежей капусты и её сок. А морковь называют витамином роста, он улучшает зрение.

· О значении утренней гимнастики говорим после решения задачи на с. 100 № 3, о пользе ягод – с. 105 №34, с. 117 № 7.

Класс.

С. 7, № 3. На прогулку вышли 7 девочек, а мальчиков – на 2 больше. Сколько мальчиков вышло на прогулку?

После решения задачи беседуем о важности соблюдения режима дня.

С. 12, № 6; с. 20, № 2; с. 21, № 11; с. 34, № 3; с. 63, № 1; с. 93 № 3. Эти задачи научат детей предупреждать простудные заболевания.

 С. 59, №2; с. 83, № 4, № 3; с. 47, № 5. Задачи под этими номерами помогают понять роль спорта в жизни человека.

 

3 класс

С. 7, № 4.  Ваня собрал 8 стаканов малины, а его сестра – на 2 стакана меньше. Сколько стаканов малины собрали дети? После решения задачи напоминаем о пользе малины и использовании ее в народной медицине. Решаем задачи о яблоках - говорим о пользе яблок (с. 10, № 2; с. 26, №3, 7; с. 38, №5), об овощах - говорим о значении овощей (с. 46, №1; с. 62, № 4; с. 68, № 3), об играх детей, о спорте - учим понимать значение двигательной активности для развития здорового организма (с. 45, № 1).

Таким образом, и математическая задача, наравне с другими учебными предметами, формирует у младшего школьника сложное психическое «новообразование» - ответственное отношение к здоровью.

На уроках окружающего мира:

Вставка 1. Лекарственные растения твоего края.

Природа даёт человеку лекарства. Они растут у нас во дворе, в саду, в лесу, в поле. Это травы, кустарники, деревья. Около 150 видов лекарственных растений признаны научной медициной. Мы можем собрать гербарий лекарственных растений или вырастить аптеку на подоконнике. Подорожник, тысячелистник, крапива, шиповник, черёмуха, берёза, дуб, липа, одуванчик – не перечесть всех природных врачей.

Во время экскурсии по теме «Растения» надо найти подорожник – лекарственное растение. В народе его называют порезник, ранник. Это связано с его ранозаживляющим свойством.

Вставка 2. К теме «Введение». Природа и человек.

 Нет неживой природы. Земля, вода, камни так же, как растения и животные, ценят доброе к себе отношение и отвечают на добро добром. В природе всё взаимосвязано. В народе говорят: «Как аукнется, так и откликнется». Люди – часть природы. Люди отличаются от всего другого в природе только тем, что способны осознавать себя, познавать законы природы, творить по намеченному плану. Человек – маленькая Вселенная. Естественный образ жизни человека, соответствующий законам природы, даёт человеку здоровье и долгую счастливую жизнь, а человеческому сообществу – мир и процветание.

Содержание учебного курса «Окружающий мир» позволяет узнать состав, родственные корни своей семьи, любить и почитать отца, мать, уважать других членов семьи, помогать вести хозяйственные дела в семье;

- быть острожными в общении с незнакомыми людьми, избегая тем самым возможных экстремальных ситуаций;

- уметь взаимодействовать с окружающей средой с позиции экологической безопасности, понимать при каких условиях среда обитания (жилище, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни. Этому дети учатся при изучении разделов:

 1 класс:

·  «Что и кто?» (темы «Что растет на подоконнике?», «Что растет на клумбе? «Что вокруг нас может быть опасным?»,

· Как, откуда и куда? (тема«Как живет семья?»)

· Почему и зачем? (темы «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»)

 2 класс:

· Природа (темы «Про воздух…», «И про воду», «Комнатные растения», «Если хочешь быть здоров», «Домашние опасности», «На воде и в лесу», «Наша дружная семья», «Правила вежливости».

· «Здоровье и безопасность»

Класс

· Мы и наше здоровье (темы «Умей предупреждать болезни», «Здоровый образ жизни»).

· Наша безопасность (темы «Опасные места», «Природа и наша безопасность», «Экологическая безопасность»).

             2.3 Внеурочная работа.

    Формирование здорового образа жизни продолжается во внеурочное время. Ежемесячно на классных часах затрагиваю темы здоровья. Это также помогает формировать у детей потребность в ЗОЖ, создавать благоприятную психологическую обстановку в классе, формировать комфортные способы взаимоотношений между учащимися, между детьми и взрослыми, развивать творческую активность учащихся, стремление к самовыражению в различных видах полезной деятельности. Мы беседуем о личной гигиене, закаливании, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья. На одном из классных часов в занимательной и увлекательной форме путешествия детям были даны знания о здоровой и полезной пище, о правильном питании, о пользе витаминов. Путешествовать в страну Здоровячков детям помогали ковер – самолет, электровоз, проводник Доктор Айболит. В мероприятие были включены игры, загадки, тесты, кроссворд (Приложение 5).

В послеурочное время проводим игру «Мы растим «цветок здоровья». Она носит не разовый характер, а частотный. Это своего рода тот эталон, к которому мы должны стремиться, чтобы жить здоровой жизнью. Убеждена, что частое обращение к нему не может не принести пользы детям в приобретении навыков сохранения своего здоровья. 

Стебель с листьями символизирует направления здоровьесберегающей работы, доступные для осуществления их в семье и школе: гигиена, формирование правильной осанки, охрана зрения, правильное питание, организация физкультурно - оздоровительной работы, пропаганда здорового образа жизни. На сердцевине цветка написаны имена детей. Лепестки цветка означают сферы здоровья: физиологическая, психологическая, социальная и вспомогательная, оказывающая влияние на основные знания и увлечения. Для учащихся названия лепестков звучат так: «Мой организм», «Мое настроение», «Мое отношение к людям и окружающему миру», «Мои знания», «Мои увлечения». Для привлекательности этот «цветок» сделан пятицветным. На классном часе, посвященному знакомству с символом нашей жизни в классе, после обсуждения дети выбрали цвет каждого лепестка: красный лепесток – мой организм (аргументировали это тем, что это цвет опасности, а если в организме есть отклонения, нужно сразу обратить на это внимание); желтый – мое настроение, это цвет солнца, а когда светит солнышко, у нас хорошее настроение; зеленый – мое отношение к людям и окружающему миру, это цвет спокойствия и гармонии, синий цвет - это знания, а белый – творчество, знания оказывают влияние на любую из этих сфер). Идея игры: мы идем по «тропинке здоровья», несем свой «цветок», оберегая его от вредных влияний, получаем знания, приобретаем умения. Классные часы – это наши походы по «тропинке здоровья», а походы предусмотрены разные: «Как сохранить и улучшить свое здоровье», «Познай и оцени себя», «Путешествие в страну Здоровячков», «Весёлые старты» (Приложение 6). Кроме того, эта игра помогает мне осуществлять в классе повседневную воспитательную работу. Например, мальчик обидел товарища. Я спрашиваю его: «Как ты думаешь, в каком состоянии находится твой «цветок здоровья»? Какой лепесток страдает?» Он осознает свою вину и извиняется перед товарищем.

Активное участие дети принимали в акциях, проводимых в школе, рисовали плакаты. Так в школе ежегодно проходит Акция «Говорим наркотикам – НЕТ!», «Курение – это яд!».

          2.4 Работа с семьей.

        Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Каждый классный руководитель хочет стать помощником и хорошим советчиком для родителей, старается создать в коллективе атмосферу взаимопонимания и доверия, желает помочь родителям приобрести опыт в воспитании ребенка. Поэтому была разработана система занятий по ЗОЖ для учащихся и родителей, цели которых следующие:

- научить ребенка осознавать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за сохранение своего здоровья;

- сформировать понятие здорового образа жизни, включающего в себя социальную безопасность, основы экономических знаний, правил гигиены. (Приложение 7).

Наиболее приемлемая форма работы для меня с родителями – лекции и беседы по здоровьесберегающим технологиям на школьных, классных собраниях, а также формы активного отдыха вместе с детьми – «Веселые старты», походы на природу, что практически осуществимо в условиях сельской жизни, открытые уроки. Варьируя формы проведения работы с родителями, стремлюсь, чтобы, уходя с родительских собраний, дружеских встреч, родители не только уносили искорку надежды, но и повод к раздумью (Приложение 8).

     В текущем году учащиеся моего класса посещают кружок «Здоровейка». Учитываю в работе показания медицинских осмотров, которые проходят ежегодно осенью в школе. Как уже было отмечено выше, показатели детского здоровья оставляют желать лучшего. К примеру, согласно последнему медицинскому осмотру, только 19% детей нашей школы являются здоровыми. С данными медицинских осмотров сельский фельдшер знакомит родителей на общешкольном собрании и ведет разъяснительную работу по сохранению и укреплению здоровья детей.

    В классе действует сменный уголок для родителей и детей «Будьте здоровы», где помещаются материалы по организации оздоровительной работы. Родители имеют представление о тех знаниях и умениях, которые дети получают на уроках и внеклассных мероприятиях: о дыхательной гимнастике, гимнастике для глаз, гимнастике для пальчиков, чтобы помочь своим детям освоить их дома. Только систематическое проведение оздоровительной работы в школе и дома принесет желаемый результат – поможет детям сохранить и укрепить свое здоровье.

Выводы:

1. Таким образом, установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия, у детей формируются необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, они учатся использовать полученные знания в повседневной жизни. В свободной игровой, творческой деятельности через практические действия воспитывается мотивационное основание гигиенического, полового и нравственного воспитания.

2. В результате систематического использования рассмотренных выше приемов и методов у учащихся сформируются представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; они научатся выполнять правила личной гигиены, режим дня, правильного питания; смогут самостоятельно поддерживать своё здоровье, осознанно делать выбор поступков, поведения, позволяющих сохранить и укрепить здоровье.
                                                       ЗАКЛЮЧНИЕ

    За годы своей работы в школе мною было замечено, что в последнее время дети чаще стали болеть, на уроке быстро утомляются, меньше играют в подвижные игры на свежем воздухе. Стало редкостью увидеть детей, катающихся на лыжах, санках, т.к. все свободное время они проводят за компьютерами и телевизорами. Результаты таких наблюдений подвели меня к мысли о необходимости вплотную обратиться к теме здоровьесберегающих технологий. В своей работе стала использовать методы и приемы, направленные на укрепление здоровья, на формирование у учащихся необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, которые они смогут применить в повседневной жизни.

Итак, в данной работе были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть сущностные характеристики понятия здоровьесбережения.

2.Описать возможности здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

3.Описать педагогический опыт по здоровьесберегающим технологиям в начальной школе.

Решая первую задачу, выяснили, что понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающая технология – это:

- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Решая вторую задачу, пришли к выводу, что для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения необходимо определить основные средства обучения: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические. Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

Решая третью задачу, я описывала собственный опыт работы по формированию ЗОЖ: используемые мной на уроках и во внеклассной работе, также в работе с родителями методы и приемы, обеспечивающие школьнику возможность сохранить здоровье за период обучения в школе.

  Однако следует отметить, что в условиях села решение проблемы по формированию у детей навыков ЗОЖ имеет определенные трудности:

1.Реструктуризация сельских школ привела к слиянию классных комплектов начальной школы. Это накладывает определенные трудности по внедрению некоторых приемов, в частности, вставок. Также при решении задач с одним классом дети другого класса отвлекаются и не могут сосредоточиться на своем задании.

2.Малочисленность классов не позволяет организовать групповые формы обучения, которые помогают избежать длительного сидения за партой и формируют культуру общения.

3.Недостаточен уровень знаний в области ЗОЖ у родителей учащихся. Это препятствует тем намерениям по сохранению здоровья детей, которыми озадачен коллектив педагогов школы.

        И тем не менее, систематическая работа по поставленной проблеме, постоянный поиск новинок, изучение опыта педагогов - новаторов страны, изучение опыта работы учителей нашего района и школы приносит свои результаты. Можно отметить снижение уровня заболеваемости учеников начальной школы в текущем учебном году.

 

            СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Антипова Л.П. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе //Начальная школа.- 2011.- №8.

2. Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе. - Ростов - на – Дону, Феникс, 2011

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В.Давыдова.// -М.: Педагогика, -1991    

4. Григорьева Т. Пути формирования здоровья школьников младшего возраста. – М: Знание, 1990                               

5. Грузков В.Н. Здоровый образ жизни учащихся сельской школы // Начальная школа, 2007 - № 9

6. Гусарова Е.В. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий как средство предупреждения учебных перегрузок учащихся //Начальная школа.- 2013 - № 11.

7. Егорова О.В. Содружество семьи и школы - залог успеха в воспитании здорового образа жизни / /Начальная школа.- 2009.-№ 1.

8. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа.- 2005. -№11.

9. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.- М.: ВАКО, 2004.

10. Кучма В.Р. Здоровье сберегающие технологии в школе. – М: Просвещение, 2008

11. Обухова Л.А. Уроки здоровья. / Начальная школа// 2002. - № 6.

12. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. /Н.К. Смирнов // М.:АРКТИ.-2005.

13. Соловьева Н.И. Концепция здоровьесберегающей технологии в образовании и основы организационно-методические подходы        ее реализации. // ЭКО.-2004. - № 17

14. Хрипкова А.Г., Экхольм Э. Окружающая среда и здоровье человека/ Перевод М.А. Богусловский. - М.: Прогресс, 1980
                                         Приложение 1.

1.Наклон головы вперед. Возвращение в и. п.

2.Наклон головы назад. Возвращение в и. п

3. Поворот головы вправо. Возвращение в и. п.

4. Поворот головы влево. Возвращение в и. п.

5. Вращение головы вправо.

6. Вращение головы влево.

7. Круговые движения плечами вперед.

8. Круговые движения плечами назад.

9. Руки вверх. Вращения кистями.

10. Руки над головой. Сгибание и разгибание пальцев.

11. Руки вниз. Три хлопка по ногам.

12. Руки вверх. Потянуться.

13. Руки вверх. Прогнуться.

14. Руки вниз. Три хлопка по ногам. Встряхнуть пальцы.

15. Перекатывание с пяток на носки, стоя на месте.

16. Вращение туловищем в одну, затем в другую сторону.

                                               Приложение 2.

1. «Цапля». И. п. – основная стойка. Согнув правую ногу в колене, упереться стопой во внутреннюю часть левого бедра, ближе к паху, руки в стороны. Хором прочитать четверостишие: Цапля важная, носатая. Целый день стоит, как статуя. Она знает все на свете. У нее учитесь, дети.

2. «Тигр». «Медленно, мягко ступая, идет по лесу. Тигр сильный, уверенный в себе, он никого не боится. Он хозяин леса. Он знает здесь каждый кустик, каждое деревце».

Учащиеся, входя в образ тигра, чувствуют себя более уверенно в своих движениях.

3. «Снежинка». Учащиеся подражают движениями снежинок, которые плавно кружатся и медленно опускаются на землю. Время выполнения каждого движения 2 – 3 минуты.

4. Выполняем физкультминутки под веселые стихотворения.

Как же долго мы сидели,

Наши руки онемели,

Наши ноги затекли,

Ими топнем: раз, два, три!

Руки в сторону, дружок,

Раз, два, три, потом – прыжок,

А теперь присядь скорее,

Не держись за батарею.

Со здоровьем все в порядке,

Если делаешь зарядку.

                                         Приложение 3.

Массаж пальцев перед письмом:

· протирание ладошек;

· «Скалка» (покатать ручку между ладонями; между большим и указательным пальцем);

· «Игра на клавишах» (поочередное постукивание пальцами обеих рук);

· «Бабочка» (собрать пальцы в кулак, попеременно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо; выпрямленными пальцами делать быстрые движения). Упражнение выполняется 10 – 15 секунд и сопровождается такой сказкой: «Бабочка спит в твоем кулачке. Вот она начинает медленно просыпаться. Сначала затрепетало маленькое крылышко – Мизинец, потом другое – Безымянный палец. Наконец, запорхало большое крыло – Средний палец. Крылышки быстро двигаются, но бабочка еще не взлетела, а сидит на Ладошке другой Руки. Подуй на нее! Вот видишь – летит. Но бабочка так привыкла к тебе, что не улетает далеко, а порхает вокруг. Вот она села на плечо, опять вспорхнула вверх, теперь села на Голову, затем перелетела на Колено. Она совсем не боится тебя. Я думаю, вы подружитесь»;

· «Рыбка» (установить кисть ладонью к себе, совершать волнообразные движения всей кистью, перемещать кисть во всех направлениях на длину вытянутой руки - 15 – 20 секунд). Упражнение сопровождается таким текстом: «Сначала появилась рыбка – Правая рука. Медленно и плавно она плыла вперед – куда глаза глядят. Вот любопытной рыбке стало скучно, и она повернула в одну сторону, потом в другую. «А что там творится наверху? Хочу хоть одним глазком взглянуть! – устремилась вверх. – А что на дне? Но как скучно играть одной…» Не успела подумать, как подплыла подружка – Левая рука. Вдвоем веселее. И стали они играть, танцевать то вместе, то порознь. А когда устали – заснули. И правильно».



Приложение 4.

Упражнения из учебника русского языка.

  3 класс с. 110 № 24

Прочитайте текст. Объясните правописание пропущенных орфограмм.

Лё.. кие снежинки в..ются в воздухе. На дв..ре вес..ло. Р..бята сл..пили сн..говика. Малыш.. к..таются на сала..ках. Алеша надел к..ньки.

Запишите текст, вставляя пропущенные буквы. В однокоренных словах выделите основу.

Класс с. 125 № 185

 Прочитайте, выделяя каждое предложение.

    В солне..чные зимние дни Веро..ка после школы катается на кон.ках обедает она то.но в два ч.са дево.ка после уроков идёт в ово.ной магазин или в було.ную довол.на мама своей до..кой

Объясните, какие буквы пропущены в словах. Запишите предложения, оформляя их на письме по правилам и вставляя пропущенные буквы.

Класс с. 110 № 24

Прочитайте скороговорку. Какое имя собственное в нём встретилось?

Не любила Мила мыло.

Мама Милу с мылом мыла.

Но не ныла Мила.

Мила молодчина!

 

                                       Приложение 5

Фрагменты классного часа «В страну Здоровяков».

Форма: Путешествие.

Тема: «Здоровое питание».

Цели: 1. Закрепить знания о здоровом питании, необходимости витаминов в пище.

2. Формировать привычки есть то, что требуется организму, а не то, что хочется есть.

3. Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье.

Тест.

1). У тебя есть деньги. Что ты купишь на завтрак в школу:

- сок, творожный сырок, банан;

- лимонад, чупа- чупс, чипсы?

2) Ты пришел после прогулки голодный. Что ты выберешь:

- пирожные, чай, шоколадные конфеты, мороженое;

- картофель отварной, котлеты, хлеб, молоко с печеньем;

- печенье, бутерброды, лимонад.

3) У тебя есть деньги. В обед ты пришел в столовую. Выбери себе блюда:

- макароны с сыром (или без сыра), пирожное, чай, шоколад;

- жареный картофель, гамбургер, мороженое, газированный напиток;

- салат овощной, хлеб, суп, каша, гуляш с гарниром, компот.

4) Напиши, какое блюдо ты хотел бы поесть еще раз (ты его ел дома, в гостях, в кафе, и оно тебе понравилось).

- Молодцы! С заданием справились. Вы знаете, как правильно питаться. Наверное, школьный повар кормит вас вкусно и правильно.

Вот вам ковер - самолет, чтобы лететь дальше, в лес загадок.

2. Загадки для кроссворда «Витамины»

Ваши ответы вы будете вносить в кроссворд «Витамины».

1..Пушистый и зеленоватый хвост

На грядке горделиво рос,

Ухватился Ваня ловко,

Вылезай на свет … (Морковка)

2. Если в чай его положишь,

Чаем насладиться сможешь:

Ведь такой душистый он,

А зовется он …. (Лимон).

3. Меня, единственного в мире,

Не просто варят, а в мундире.

Честь мундира берегу,

Служу людям, чем могу. (Картофель)

4. Уродилась я на славу.

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи,

Меня ищи.           (Капуста)

5.В огороде вырастаю.     

А когда я созреваю,      

Варят из меня томат,

В щи кладут

И так едят. (Томаты)

6. Золотистый, сочный фрукт,

Тоже яблоком зовут.

Мы загадку разгадаем -

Это яблоко Китая. (Апельсин)

7. Вырастает он в земле,

Убирается к зиме.

Голова на лук похожа.

Если только пожуешь

Даже маленькую дольку,

Будет пахнуть очень долго. (Чеснок)

8. Летом – в огороде,

Свежие, зеленые,

А зимою – в бочке,

Крепкие, соленые. (Огурцы)

- Кроссворд разгадали. Прочитайте ключевое слово – Витамины.

Часто ли родители покупают вам витамины? Необязательно идти за витаминами в аптеку. Витамины живут рядом с нами. Зимой мы в основном едим мясо и разные мясные продукты, они содержат белки, жиры, углеводы, а витаминов в них мало либо совсем нет. Поэтому наш организм становится слабым и остро нуждается в витаминах. Где же их можно еще найти, кроме аптеки? – в овощах и фруктах.

Ребята, а какие овощи вы любите? Какие не любите?

Нужно есть все овощи.

3. Долина Витаминов.

Гостей встречает Доктор Айболит.

- Добро пожаловать, мои друзья! Для вас у меня есть сюрприз. (Показывает большущий шприц). Но не бойтесь. Он не колючий. А ну-ка, угадайте, каким же лекарством он заправлен? (Дети пытаются найти ответ на вопрос).

Помощники мои, подойдите ко мне. Расскажите о витаминах.

(Дети читают стихи)

1.Никогда не унываю,         

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А В С.

2.Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок морковный пьет.

Доктор Айболит: Витамин А очень важен для здоровья.

3. Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам

И не только по утрам.

Доктор Айболит: Витамин В способствует хорошей работе сердца.

4. Он содержится в рыбе, в рыбьем жире.

Рыбий жир всего полезней,

Хоть противный – надо пить.

Он спасает от болезней.

Без болезней лучше жить!

Доктор Айболит: Витамин Д способствует укреплению тканей всего тела.

5. От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну а лучше съесть лимон,

Хоть и очень кислый он.

Доктор Айболит:

- Витамин С укрепляет организм, и человек меньше подвергается простудным заболеваниям.

6.А еще в фруктах и овощах есть клетчатка. Она, как мочалка, чистит желудок и кишечник от лишних накоплений.

7. Ягоды – это кладовая витаминов и других полезных веществ.

Доктор Айболит:

-Почему же мы должны обязательно употреблять в пищу соки, ягоды, фрукты, овощи? (В них содержатся витамины) Правильно! Если вы будете употреблять витамины, будете меньше болеть.

Учитель: Спасибо Доктору Айболиту. Мы многое узнали: где содержатся витамины, в каких продуктах.

Игры.

В пути я предлагаю поиграть. Возьмите с собой ваши огонёчки – сигналы, займите места на ковре – самолете. Если вы согласны с моим утверждением, поднимите правую руку с зеленым сигналом, если нет – левую руку с красным сигналом.

 Мою руки перед едой.

Кушаю в одно и то же время.

Ем быстро, глотая большие куски.

Тщательно пережевываю пищу.

Ем очень много.

Беру пищи столько, сколько смогу съесть.

Питаюсь разнообразной пищей.

Когда стану взрослым, не буду пить алкогольные напитки и курить.

- Молодцы! Вы были очень внимательны. Знаете правила здорового питания.

5. Физкультминутка.

- Я предлагаю вам поиграть в игру

«Вершки и корешки»

Я буду называть овощи, а вы, если мы едим их подземные части (корешки), будете приседать, если наземные (вершки) – вставать во весь рост и вытягивать руки вверх.

(Картофель, помидор, морковь, свекла, огурец, лук, фасоль, тыква, репа, редис, кабачок, чеснок, горох, редька)

Молодцы! Вы знаете овощи и знаете, что мы употребляем у этих овощей – вершки или корешки.

6. Игра «Полезное и неполезное» Условие игры: Я буду называть продукты питания. Вы, если услышите название полезного продукта, хлопайте в ладоши; если назову продукт, который не является полезным, хотя он и вкусен, топайте ногами.

- Итак: яблоко, торт, огурцы, рыба, карамель, морковка, творог, чупа-чупс, ириски, клюква, винегрет, зефир, мармелад, сыр, чипсы, фанта, леденцы, фрукты, лимонад. Молодцы! Все продукты отделили правильно.

Творческое домашнее задание.

Задание на дом: Предлагаю каждому из вас «открыть» магазин «Здоровая пища». Нарисуйте «прилавки» вашего «магазина» с полезными продуктами.

 

 

 

                                             Приложение 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: