Рассмотрим этапы выполнения условий реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе:
1 этап - условия для поддержания здоровья на уроках:
- санитарно-гигиенические условия и условия, учитывающие физиологию человека: формирование правильной осанки; правильное размещение обучающихся при посадке; физкультминутки; использование мебели, соответствующей росту обучающихся;
- морально- психологические: деловая, деятельная атмосфера; уверенность в успехе; доброжелательность; раскованность (отсутствие всяческих психологических «зажимов»);
2 этап - формирование социально - психологического климата в классе, отвечающего следующим требованиям: перспективность, оптимистичность; жизнерадостность; уверенность в успехе, результативности, как в личной, так и в коллективной деятельности; защищенность обучающихся; дух сотрудничества; построение оптимальных целесообразных отношений учитель - ученик.
3 этап - во внеклассной спортивно-массовой работе массовость, всеохватность обучающихся в спортивных секциях; различные внутриклассные соревнования, веселые старты, спортивные встречи родителей и школьников; активность в школьных вечерах, танцах, перемены для расширения двигательной активности (через подвижные и спортивные игры).
|
|
4 этап - пропаганда здорового образа жизни, обучение способам оздоровления организма, раскрытие значения взаимодействия человека с окружающей средой.
5 этап - установление взаимосвязи с медицинскими учреждениями для решения общих задач: прохождение медосмотров, профилактика инфекционных заболеваний посредством встреч с медработниками ФАПа, организация медицинского ликбеза через классные часы.
6 этап - работа с родителями: проведение родительских собраний с целью вооружения родителей основами психолого-педагогических знаний, индивидуальная работа с родителями по созданию установки на совместную деятельность; оказание помощи в создании благоприятной экологической и психологической среды в семье; включение родителей в воспитательный процесс; привлечение внимания обучающихся и их родителей к проблемам здоровья (сочинения, классные часы, конкурсы и т.д.).
Таким образом, обозначив этапы реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе, проведя теоретический литературный обзор, касающийся основ реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в начальной школе, мы можем сделать следующие выводы:
1. воспитание у детей младшего школьного возраста культуры здоровогого образа жизни помогает расширить их представления о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем, помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических навыков, расширить знания школьников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания;
|
|
2. настоящее время характеризуется достаточно быстрыми изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Следовательно, самой актуальной проблемой на сегодняшний день необходимо считать укрепление здоровья детей;
3. здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности;
4. для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства;
5. очень важным на сегодняшний день является формирование у детей мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
Исходя из вышесказанного, выделим необходимые требования для продуктивной познавательной деятельности учащихся и реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе:
- создание оптимальных санитарно-гигиенических условий на уроке с учетом вопросов здоровье сбережения;
- обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей;
- установление межпредметных связей;
- логичность и эмоциональность всех этапов учебной деятельности;
- эффективное использование на уроках физкультминуток, подвижных игр;
- формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье;
- тщательная диагностика, планирование и контроль.