МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РЕФЕРАТ
Учебный предмет: Педагогическая анимация
Преподаватель: доц. Удина Е.И.
Тема: «Здоровьесберегающие технологии в практике педагогической анимаци»
Работу выполнила
Студентка: Песня Е.В.
Курс (группа): 1 курс ПО н/б 19-2-з
Телефон: +79781346033
Дата сдачи реферативной работы на проверку: 15.04.2020г.
Севастополь, 2020г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты здоровьесберегающих
технологий в практике педагогической анимации
1.1 Сущностные характеристики понятия здоровьесбережения
1.2 Педагогические условия здоровьесберегающих технологий
в образовательном процессе начальной школы Глава 2 Описание педагогического опыта реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе
2.1 Использование приемов и методов В.Ф.Базарного
2.2 Педагогические учебные методы и приемы:
а) игры и игровые упражнения;
б) вставки о здоровье на уроках
2.3 Внеурочная работа
2.4 Работа с семьей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье человека – тема для разговоров достаточно актуальная для всех времён и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Известно, что более половины юношей и девушек на момент окончания школы имеют несколько хронических заболеваний. Лишь 15 % выпускников можно считать практически здоровыми. Более 30 % юношей по состоянию здоровья не подлежат призыву в армию. Более 40 % призывников не могут выполнить самые низкие нормативы физической подготовки. Таким образом, состояние здоровья населения в современной России вызывает тревогу.
Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.
Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды.
Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство, гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся. Именно такое образовательное пространство является комфортным по отношению к обучающимся и педагогическим работникам. Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Только благодаря комплексному подходу к обучению могут быть успешно решены задачи формирования и укрепления здоровья школьников. В Примерной образовательной программе начального общего образования четко обозначены цели и задачи деятельности образовательного учреждения по данному направлению. Эта деятельность должна:
• сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
• дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
• сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
• научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
• сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
• сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
• обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
• сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
• научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
• сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития. (9, с. 296)
Почему именно в начальной школе важно реализовывать здоровьесберегающие технологии?
По статистическим данным, в России 30 – 35 % детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата, в 4 раза увеличивается количество детей с нарушением психического здоровья, в 3 раза – с заболеваниями органов желудочно - кишечного тракта. Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении количества детей, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7 – 10 лет. Кроме того, следует помнить, что в возрасте от 6 до 7 лет идет становление сердечно - сосудистой системы, на этот же период приходится большое число простудных и инфекционных заболеваний.
По результатам исследований российских психологов, учащиеся начальных классов, которые учатся на 4 и 5, проводят за письменным столом в школе и дома не менее 2,5 – 3 часов. К этому следует добавить время, проведенное перед телевизором и компьютером. Малоподвижный образ жизни, уличный шум, громкая музыка, излучение от сотовых телефонов, а также неблагоприятные социально-экономические и экологические факторы негативно воздействуют на здоровье детей. В результате – усталость органов зрения и слуха, головные боли, сонливость, апатия и т. п. Вот почему сбережение и укрепление здоровья детей – одна из острых проблем современной жизни. Она многогранна и требует усилий со стороны специалистов, в том числе и учителей начальных классов, через внедрение системы знаний о человеке, о его здоровье, способах его формирования и сохранения.
Задача школы – научить детей самим заботиться о своем здоровье, сформировать установки на поддержание здорового образа жизни, который предполагает выполнение правил сохранения и укрепления здоровья: содержать в чистоте свое тело, одежду и жилище, правильно питаться, сочетать труд и отдых, вести подвижный образ жизни, отказаться от вредных привычек. Следовательно, введение здровьесберегающих основ в учебно-воспитательный процесс в начальной школе является сегодня актуальной.
Проблема воспитания культуры здорового образа жизни у младших школьников рассматривается в исследованиях Г.Л. Апанасенко, М.В. Антроповой, В.Ф. Базарного, Н.В. Смирнова и др.
Таким образом, проблема исследования заключается в том, какие педагогические условия будут способствовать реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Объектом исследования является образовательный процесс в начальной школе, предметом исследования - возможности здоровьесберегающих технологий в отдельно взятой начальной школе.
Цель работы: обосновать формы и методы работы по реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущностные характеристики понятия здоровьесбережения.;
- описать возможности здоровьесберегающих технологий в начальной школе;
- описать педагогический опыт по здоровьесберегающим технологиям в начальной школе.
В качестве базы исследования выступит начальная школа МБОУ «СОШ №1 им. Вилина И.П.»
В работе использовались следующие педагогические методы и приемы:
а) изучение научной, педагогической и методической литературы;
б) использование материалов из опыта работы;
в) анализ учебных программ в контексте использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Глава 1. Теоретические аспекты здоровьесберегающих технологий в практике педагогической анимации