Цели:
- научить ребенка осознать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за сохранение своего здоровья
- формировать понятие здорового образа жизни, включающего в себя: физическое совершенствование, психическое здоровье, социальную безопасность, основы экономических знаний, правила гигиены.
Класс. Темы занятий
Для учащихся | Для родителей |
Сентябрь. Твое здоровье – что это? Можно ли самому «творить здоровье? | Сентябрь. Что такое валеология? Зачем нужно знать об этом в современную эпоху? |
Октябрь. Твой новый режим | Октябрь. Ребенок пошел в школу. Режим дня школьника. |
Ноябрь. Настроение в школе. Как настроить себя на урок. | Ноябрь. С каким настроением ребенок идет в школу. Мотивация учения. |
Декабрь. Настроение после школы. | Декабрь. Как регулировать настроение ребенка после школы. |
Январь. .Поведение в школе. Я – ученик. | Январь. Здоровье общества, родителя, ребенка. Как относиться к ребенку – школьнику. |
Февраль. Сменная обувь – зачем она? | Февраль. Одежда школьника, учебные принадлежности и здоровье. |
Март. Как сделать сон полезным. Сон – лучшее лекарство. | Март. Как организовать сон первоклассника. Нужен ли дневной сон? |
Апрель. Вредные привычки. | Апрель. Курение и здоровье. Экология и курение в наше время. |
Май. Уход за руками и ногами. «Рабочие инструменты» человека. | Май. Экологическая проблема сегодняшнего дня – мыть руки как можно чаще. |
3 класс. Темы занятий.
Сентябрь. Ты – третьеклассник. Можешь ли ты сам уже заботиться о своем здоровье? | Сентябрь. Как помочь ребенку адаптироваться к школе после лета. Гимнастика для глаз. |
Октябрь. Как воздух влияет на здоровье. | Октябрь. Экологические проблемы воздуха, которым мы дышим. Что можно сделать? |
Ноябрь. Пыль и здоровье. Зачем нужно проветривать класс? | Ноябрь. Экология жилища. Здоровье и наша квартира. |
Декабрь. Чистота в твоем доме, на твоем рабочем месте. Чистота и здоровье. | Декабрь. Чистый дом. Пыль в доме и наше здоровье. Пыль и дети. |
Январь. Домашний и школьный ботанический сад. | Январь. Цветы в нашем доме. |
Февраль. Домашний зоопарк. | Февраль. Животные дома и их влияние на настроение и воспитание ребенка. |
Март. Почему нельзя пить воду сразу из – под крана. | Март. Экологические проблемы воды в городе. Обеззараживание воды. |
Апрель. Здоровье и цветущие растения. | Апрель. Аллергия и цветущие растения. Как себя вести. |
Май. Сохраним природу – сохраним здоровье. | Май. Охрана природы – залог здоровья. |
Приложение 8
Родительское собрание «Режим дня в жизни школьника» в 1 классе
Цель: показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника; убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня.
Форма проведения: семинар-практикум.
Вопросы для обсуждения:
- здоровье ребенка и школьные нагрузки;
- особенности рационально организованного режима дня;
- приемы сохранения психического и физического здоровья ребенка с помощью режима дня.
Подготовительная работа: анкетирование, подбор статистических материалов, памятки для родителей.
Ход собрания
I. Вступительное слово.
Начало обучения ребенка в школе – это экзамен на зрелость той семьи, в которой он растет и развивается. Если семья не готова к пониманию важности этого этапа в жизни ребенка, со временем есть вероятность того, что ребенок войдет в одну из групп, приведенных на доске.
● Лишь 20–25% первоклассников, переступающих ежегодно школьный порог, остаются здоровыми после первого года обучения в школе.
● К концу первой четверти худеют 30% учащихся-первоклассников.
● 15% первоклассников жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие желания учиться.
● Треть учащихся-первоклассников имеют различные нарушения осанки, которые усугубляются в первый год обучения.
● 10% детей, поступающих в первый класс, имеют нарушения зрения различной тяжести.
● 20% детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости.
● Лишь 24% первоклассников выдерживают ночной норматив сна.
● Ежедневно дети недосыпают от 1,5 часов до получаса.
Отсутствие у родителей понимания проблемы, незнание своего ребенка, родительский эгоизм и тщеславие, неумение и нежелание наладить контакт со своим ребенком, поддержать его в этот весьма непростой период жизни может привести к стрессам и трагедиям всего периода обучения в школе.
Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребенка может быть несоблюдение режима дня школьника. Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию “режим”. А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребенком как некую догму.
Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:
– снижение количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал урока;
– повышение количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;
– рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
– изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.
Безусловно, нельзя работать без утомления, но ведь задача семьи состоит в том, чтобы предупредить переутомление и способствовать такой организации жизни ребенка, которая позволит избежать влиянию утомления на его здоровье.
II. Анализ анкетирования.
III. Ознакомление родителей с режимом дня школьника
Раздаю родителям памятки и комментирую их содержание.
IV. Работа родителей в группах.
Родители делятся на группы и разрабатывают законы для родителей класса, которыми они должны руководствоваться при организации выполнения ребенком режима дня. Родители работают в группах в течение 20 минут, затем каждая группа выступает. На основе групповых запретов составляется общий свод родительских “НЕЛЬЗЯ”.
НЕЛЬЗЯ:
● будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему;
● кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится;
● требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
● сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
● лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
● заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;
● кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;
● заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
● не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
● ждать маму и папу, чтобы выполнять уроки;
● сидеть у телевизора и за компьютером более 40–45 минут в день;
● смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
● ругать ребенка перед сном;
● не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;
● разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;
● не прощать ошибки и неудачи ребенка.
V. Подведение итогов
Литература.
1. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. М., 2004.
2. Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е. Журовой – М., 2002.
3. Дик Н.Ф. Начальная школа от А до Я: Практическое руководство для учителя. – Ростов н/ Д, 2006.
4. Как проводить родительское собрание в школе / авт.-сост. О.С. Олендарь. – М., 2005.
5. Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе / сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005.
Приложение
1. Анкетирование учащихся класса.
В котором часу ты встаешь утром?
Тебя будят родители или ты встаешь сам?
Ты встаешь охотно или с трудом?
Какие процедуры входят в твой утренний туалет?
Делаешь ли ты зарядку по утрам?
Ты делаешь ее один или вместе с родителями?
Как долго ты делаешь уроки?
Ты выполняешь их сам или тебе помогают родители?
Гуляешь ли ты на улице перед тем, как начать выполнять домашние задания?
В котором часу ты идешь спать?