Система занятий по ЗОЖ для учащихся и родителей

Цели:

- научить ребенка осознать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за сохранение своего здоровья

- формировать понятие здорового образа жизни, включающего в себя: физическое совершенствование, психическое здоровье, социальную безопасность, основы экономических знаний, правила гигиены.

Класс. Темы занятий

                   Для учащихся        Для родителей
Сентябрь. Твое здоровье – что это? Можно ли самому «творить здоровье? Сентябрь. Что такое валеология? Зачем нужно знать об этом в современную эпоху?
Октябрь. Твой новый режим Октябрь. Ребенок пошел в школу. Режим дня школьника.
Ноябрь. Настроение в школе. Как настроить себя на урок. Ноябрь. С каким настроением ребенок идет в школу. Мотивация учения.
Декабрь. Настроение после школы. Декабрь. Как регулировать настроение ребенка после школы.
Январь. .Поведение в школе. Я – ученик. Январь. Здоровье общества, родителя, ребенка. Как относиться к ребенку – школьнику.
Февраль. Сменная обувь – зачем она? Февраль. Одежда школьника, учебные принадлежности и здоровье.
Март. Как сделать сон полезным. Сон – лучшее лекарство. Март. Как организовать сон первоклассника. Нужен ли дневной сон?
Апрель. Вредные привычки. Апрель. Курение и здоровье. Экология и курение в наше время.
Май. Уход за руками и ногами. «Рабочие инструменты» человека. Май. Экологическая проблема сегодняшнего дня – мыть руки как можно чаще.

                               3 класс. Темы занятий.

Сентябрь. Ты – третьеклассник. Можешь ли ты сам уже заботиться о своем здоровье? Сентябрь. Как помочь ребенку адаптироваться к школе после лета. Гимнастика для глаз.
Октябрь. Как воздух влияет на здоровье. Октябрь. Экологические проблемы воздуха, которым мы дышим. Что можно сделать?
Ноябрь. Пыль и здоровье. Зачем нужно проветривать класс? Ноябрь. Экология жилища. Здоровье и наша квартира.
Декабрь. Чистота в твоем доме, на твоем рабочем месте. Чистота и здоровье. Декабрь. Чистый дом. Пыль в доме и наше здоровье. Пыль и дети.
Январь. Домашний и школьный ботанический сад. Январь. Цветы в нашем доме.
Февраль.    Домашний зоопарк. Февраль. Животные дома и их влияние на настроение и воспитание ребенка.
Март. Почему нельзя пить воду сразу из – под крана. Март. Экологические проблемы воды в городе. Обеззараживание воды.
Апрель. Здоровье и цветущие растения. Апрель. Аллергия и цветущие растения. Как себя вести.
Май. Сохраним природу – сохраним здоровье. Май. Охрана природы – залог здоровья.

                                                       Приложение 8

Родительское собрание «Режим дня в жизни школьника» в 1 классе

Цель: показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника; убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня.

Форма проведения: семинар-практикум.

Вопросы для обсуждения:

- здоровье ребенка и школьные нагрузки;

- особенности рационально организованного режима дня;

- приемы сохранения психического и физического здоровья ребенка с помощью режима дня.

Подготовительная работа: анкетирование, подбор статистических материалов, памятки для родителей.

Ход собрания

I.  Вступительное слово.

Начало обучения ребенка в школе – это экзамен на зрелость той семьи, в которой он растет и развивается. Если семья не готова к пониманию важности этого этапа в жизни ребенка, со временем есть вероятность того, что ребенок войдет в одну из групп, приведенных на доске.

● Лишь 20–25% первоклассников, переступающих ежегодно школьный порог, остаются здоровыми после первого года обучения в школе.

● К концу первой четверти худеют 30% учащихся-первоклассников.

● 15% первоклассников жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие желания учиться.

● Треть учащихся-первоклассников имеют различные нарушения осанки, которые усугубляются в первый год обучения.

● 10% детей, поступающих в первый класс, имеют нарушения зрения различной тяжести.

● 20% детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости.

● Лишь 24% первоклассников выдерживают ночной норматив сна.

● Ежедневно дети недосыпают от 1,5 часов до получаса.

Отсутствие у родителей понимания проблемы, незнание своего ребенка, родительский эгоизм и тщеславие, неумение и нежелание наладить контакт со своим ребенком, поддержать его в этот весьма непростой период жизни может привести к стрессам и трагедиям всего периода обучения в школе.

Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребенка может быть несоблюдение режима дня школьника. Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию “режим”. А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребенком как некую догму.

Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:

– снижение количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал урока;

– повышение количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;

– рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;

– изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.

Безусловно, нельзя работать без утомления, но ведь задача семьи состоит в том, чтобы предупредить переутомление и способствовать такой организации жизни ребенка, которая позволит избежать влиянию утомления на его здоровье.

II. Анализ анкетирования.

III. Ознакомление родителей с режимом дня школьника

Раздаю родителям памятки и комментирую их содержание.

IV. Работа родителей в группах.

Родители делятся на группы и разрабатывают законы для родителей класса, которыми они должны руководствоваться при организации выполнения ребенком режима дня. Родители работают в группах в течение 20 минут, затем каждая группа выступает. На основе групповых запретов составляется общий свод родительских “НЕЛЬЗЯ”.

НЕЛЬЗЯ:

● будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему;

● кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится;

● требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;

● сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;

● лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;

● заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;

● кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;

● заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;

● не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;

● ждать маму и папу, чтобы выполнять уроки;

● сидеть у телевизора и за компьютером более 40–45 минут в день;

● смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;

● ругать ребенка перед сном;

● не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;

● разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;

● не прощать ошибки и неудачи ребенка.

V. Подведение итогов

Литература.

1. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. М., 2004.

2. Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е. Журовой – М., 2002.

3. Дик Н.Ф. Начальная школа от А до Я: Практическое руководство для учителя. – Ростов н/ Д, 2006.

4. Как проводить родительское собрание в школе / авт.-сост. О.С. Олендарь. – М., 2005.

5. Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе / сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005.

Приложение

1. Анкетирование учащихся класса.

В котором часу ты встаешь утром?

Тебя будят родители или ты встаешь сам?

Ты встаешь охотно или с трудом?

Какие процедуры входят в твой утренний туалет?

Делаешь ли ты зарядку по утрам?

Ты делаешь ее один или вместе с родителями?

Как долго ты делаешь уроки?

Ты выполняешь их сам или тебе помогают родители?

Гуляешь ли ты на улице перед тем, как начать выполнять домашние задания?

В котором часу ты идешь спать?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: