В английском языке. Characteristics of Word Stress in English

Какими фонетическими средствами выделяется слог? От чего зависит место ударения в английском слове?

Словесным ударением (word stress, accent) называется выделение фоне­тическими средствами - усиление голоса, повышение тона, увеличение дли­тельности, интенсивности, громкости и т.п. - одного из слогов в со­ставе слова38. Определение «словесное» перед словом «ударение» необходимо для того, чтобы разграничить выделение слога в слове и выделение слова в составе предложения. В последнем случае говорят о фразовом ударении (sentence stress).

В английском языке выделение слога обеспечивается за счет его произнесения с большей силой, поэтому словесное ударение называется силовым, или динамическим (dynamic); таким образом оно противопоставляется характерному для некоторых языков музыкальному, или тоническому, ударению (tonic, musical). Выделение слога сказывается на степени громкости, отчетли­вости произнесения и долготе звука. Английское ударение является свободным (free): ударным может быть любой из слогов в составе слова (начальный, срединный или конечный). Некоторые языки характеризуются фикси­рованным (fixed) ударением: в чешском языке, например, ударным всегда является первый слог, а в польском - предпоследний.

Свобода ан­глийского словесного ударения позволяет ему выступать в качестве фонологического средства для различения слов, например: insight - incite, billow - below. Особенно многочисленны пары слов, в которых ударение позволяет отличать существительное от глагола: import - to import, object - to object. Следует помнить, что при перемещении ударения с одного слога на другой происходят существенные изменения и в фо­немном составе слова: [`PbGIkt] - [qb`Gekt], [`preznt] - [prI`zent], [`rekLd] - [rI`kLd].

В английском языке ударение подчиняется определенным зако­номерностям. Во-первых, ударение зависит от фонетических факторов, когда выделение слога определяется его звуковым составом: re ` sources, ` abstract. Ударение может зависеть также от прототипических фак­торов. Речь идет о таких словах, в которых при заимствовании были сохранены особенности, присущие языку, из кото­рого было заимствовано слово: employ`ее. Ударение расставляется и в соответствии с речевыми навыками носителей языка. Для английского языка характерно распределение ударения че­рез равные промежутки времени. Тенденция избегать последовательности нескольких безударных слогов приводит к появлению таких фонетических форм, как ex ` quisite, in ` tegral,. Также характерно сохранение места ударения на одном и том же слоге по отношению к концу или началу слова (` neces­sary - "neces`sarily, com ` pare - com ` parable). Наконец, словесное ударение находится в прямой зависимости от морфологических факторов: расстановка ударе­ния в слове определяется степенью семантической значимости со­ставляющих его морфем: unemployment, furthermore 39.

О том, в какой степени акцентная структура зависит от его морфемного (morphemic) строения, можно судить по следующим дан­ным40. В опрощенных многосложных словах ударение, как правило, падает на бывшую корневую морфему (root morpheme): ab`sorb, as`sociate, im`prove. В исконно мономорфемных словах ударным обычно является началь­ный слог: ` bargain, `climate, `manage. Слова с приставками un-, post-, self- имеют равноударные слоги, поскольку префиксальная морфема (prefix) приобретает главное ударение: ` un`able, `un`sold, `self-con`tained, `post-`war. Слова с приставками dis-, in- имеют главное ударение на корневой морфеме, а второстепенное на префиксальной: "inef`fective, "disap`pear.

Суффиксальные производные слова имеют тенденцию к сохра­нению ударения на корневой морфеме, причем дополнительного сильного или второстепенного ударения не появляется: re`duce – re`duction – re`ducable – re`duсer. Иная картина наблюдается в случае суффиксов -tion, -ability. При присоединении этих суффиксов главное ударение перемещается в центр слова, уменьшая тем самым степень выделенности начального слога: `educate - "edu`cation; `variable - "varia`bility.

В английском языке многие слова имеют два и более акцентных вариантов, например:

externally (_ ⊥ _ _), (⊥ ⊥   _ _), (⊥ _ _ _),

controversy      (⊥ _ _ _), (_ ⊥ _ _),

irrelevant (_ ⊥ _ _), (⊥ ⊥ _ _),

unemployment (⊥ _ ⊥ _), (⊤ _ ⊥ _)41.

Говоря о взаимосвязи между акцентной и морфологической струк­турами слов, мы использовали термины "главное ударение", "второсте­пенное ударение", "равномерное ударение". Эти, чрезвычайно важные для английской акцентологии понятия будут освещены ниже.

 

SUMMARY

Word stress is a greater degree of prominence given to one syllable as compared to that of the other syllables in a word. Word stress should not be confused with sentence stress. Word stress in English is dynamic (special prominence is achieved by pronouncing a syllable with a greater force); free (it may fall on any syllable in a word); and shifting (it may shift from one syllable to another). There are many pairs of words in English that differ in the position of the stress alone.

The position of the stress in many English words depends on their morphological structure. In native words, as a rule, the first syllable is stressed; there is a strong tendency to bring into prominence a root morpheme; some prefixes are always stressed. In borrowed words position of the stress may be explained by the accentual structure of the corresponding words in the source of borrowing. Position of the stress in English is also explained by the tendency to avoid a succession of weak syllables.

 

4.5 Акцентная струк­тура многосложного слова в языке и речи. Accentual Structure of the Polysyllabic Word in Language and in Speech.

На какие группы делятся слоги в зависимости от ударения? Есть ли какие-то различия между английским и русским языками в выделении ударных гласных?

 

Особенностью английского многосложного (polysyllabic) слова является то, что степень выделенности раз­ных слогов в составе одного слова варьируется. В слове impenetrability, например, столько степеней ударения, сколько и слогов.

В отличие от русского языка, в котором различаются ударные и безударные слоги, английский язык характеризуется наличием четырех степеней ударения. Выделяются главное (primary), сильное второ­степенное (strong secondary), слабое второстепенное (weak sec­ondary), нулевое ударение (zero stress), которое отличает аб­солютно безударные слоги.

В абсолютно безударных слогах могут быть реализованы только три гласные фонемы: [q], [I], [u]. Все остальные гласные несут на себе слабое второстепенное ударение, то есть тот минимум выде­ленности, который необходим для различения гласных. Иначе говоря, если словарь не отмечает какой-то слог в слове как ударный, но этот слог включает любой гласный звук, кроме [q], [I], [u], этот слог должен нести слабое второстепенное уда­рение, иначе фонетическая структура слова будет искажена. Подоб­ная ошибка часто допускается при произнесении таких слов как ` abstract, `phoneme, `contract, `blackguard, где в слогах, не отмеченных ударением, должны звучать соответственно [x], [J], [x], [R].

Другая типичная для английского языка акцентная структура – сочетание в слове главного и сильного второстепенного ударений, например: "demon`stration, "under`stand. Типичной ошибкой русскоязычных является то, что при произнесении слов с такой акцентной структурой силь­ное второстепенное ударение воспринимается как главное42.

Правильная акцентуация предполагает знание не только места и степени ударения, которыми обладают разные слоги в слове, но и тех тенденций, которые проявляются на уровне выска­зывания. В составе протяженного от­резка речи акцентная структура слова изменяется. Наиболее многочисленный разряд слов, регулярно подвергаю­щийся в речи акцентному варьированию, составляют так называемые равноударные слова, или слова с равномерным ударением (even-stressed words). В изоли­рованном произнесении (так, как они даны в словаре) эти слова имеют два сильных ударения. К равноударным словам относятся следующие группы лексических единиц:

- слова с приставками, имеющими собственное лексическое зна­чение: anti-, non-: anti-revolutionary; non-party; ex-: ex-minister; re-: rewrite; under-: underdo; vice-: vice-president; over-: over-build; pre-: pre-dorsal; ultra-: ultra-fashionable;

- числительные от 13 до 19: thirteen, fourteen;

- сложные прилагательные: well-known, double-stressed, evil-looking;

- глаголы с постпозитивными элементами: get up, put off.

В речи такие слова изменяют свою акцентную струк­туру в соответствии с "законом трех слов", который отражает тенденцию английского языка к упорядоченному чередованию ударных и безударных слогов. Сравним произнесение слова fourteen в двух предложениях.

Не is   " just four \ teen. - ' Fourteen soldiers were \ killed.

В одном случае это слово теряет сильное ударение на первом слоге под влиянием предшествующего ударного слога, в другом - сильное ударение на втором слоге под влиянием последую­щего ударного слога. Таким образом, равноударные слова прояв­ляют тенденцию к объединяющeму ударению (unifying stress), которое подчеркивает семантическую цельность, глобальность лексической единицы43.

Объединяющее ударение является основным признаком сложного слова (compound). Сопоставляя слова и словосочетания, имеющие одинаковый звуковой состав, нетрудно заметить, что объединяющее ударение обладает семиологической релевантностью, позволяя разграничить лексические и синтаксические единицы (то есть слова и словосочетания):

" bluebell                           -    " blue \bell

"bread-and-butter             -      "bread and \butter

"bluestocking                    -      "blue \stocking

"blackbird                   -     "black \bird.

Данные примеры не представляют особой сложности, так как различия здесь выражаются и средствами письменной речи (слитное написание – раздельное написание). Но во многих случаях различие проявляется только в акцентной структуре, например: \English teacher – " English \teacher, \mad doctor - " mad \doctor. Другим примером могут служить такие единицы, как \baby clothes, \baby sitter, " baby \elephant, \baby talk. Наличие двух сильных ударений у baby elephant демонстрирует существенное отличие этой единицы от прочих: baby здесь имеет значение прилагательного 'крошечный'. Точно также различаются toy shop и toy cupboard.

Объединяющее ударение появляется даже у тех единиц, кото­рые находятся в стадии перехода от словосочетаний к сложным словам44. Так, в следующих при­мерах первые компоненты словосочетаний подверглись частичной десемантизации, в результате чего словосочетание становится экви­валентным отдельному слову:

old \maid = spinster; little \man = boy; black \mammy= nurse.

На слог оказывают влияние как его непосредственное окружение в ли­нейном ряду, так и разные явления надлинейного ряда речи. Медленный темп, характерный, например, для ораторской речи, создает наиболее благоприятные условия для воспроизведения акцентно-силлабической структуры слова в ее идеальной, словарной форме. Акцент­ная структура слова в речи видоизменяется под влиянием темпа, громкости, паузации, то­нальных характеристик. Так, например, если многосложное слово, являясь смысловым центром высказывания, произносится с повышен­ной громкостью и в замедленном темпе, велика вероятность приоб­ретения этим словом второстепенного ударения на безударном слоге. Безударный слог, занимающий финальное положение в син­тагме, может звучать с той же интенсивностью и на том же высот­ном уровне, что и слог, имеющий некоторую степень выделенности.

 

SUMMARY

In contrast with Russian, where syllables are either stressed or unstressed, the English language is characterized by four degrees of word stress. Word stress is described as primary, strong secondary, weak secondary, and zero. Russian learners of English often mistake the strong secondary stress for the primary one, and disregard the fact that diphthongs and long vowels always have the weak secondary stress.

Even-stressed words have two primary stresses. They are: compounds, numerals ending in “teen”, verbs with postpositional elements, and words that include stressed prefixes. In speech such words have a unifying stress. One of the stresses (depending on the position in a sentence) is weakened in the flow of speech.

 

TASKS

 

1. Review the Summary of 4.1, 4.2, 4.3 and find equivalents of the terms:

Orthographic syllable, strength of articulation, sonority, morphological principle, distribution, to be semiologically relevant, the borderline between syllables, phoneme context.

 

 2. Provide the name for the theory that:

· describes the syllable as an expiration pulse

· views the syllable as a unit consisting of three elements that differ in strength

· is based on the concept of sonority of sounds.

3. Using the symbol “V” for a vowel and the symbol “C” for a consonant describe the structure of the following types of syllable:

· uncovered open

· covered open

· closed uncovered

· closed covered.

Give your own examples to illustrate these structures.

 

4. Arrange these words according to the length of a vowel:

a) see, bee, heat, feed, deed;

b) sh ar p razor, sh ar p boy, sh ar p pin.

 

5. Divide these words into a) phonetic syllables, b) autographic syllables.

Timer, better, listened, listening, pattern, people.

 

6. Explain in which language – English or Russian:

· a syllable cannot be formed by a consonant

· the length of a syllable depends on the vowel that follows it

· the length of a vowel depends on the consonants that surround it

· there is a tendency to divide words into open syllables

· words may differ in the position of stress alone

· there may be as many degrees of stress as there are syllables

· there are only three vowels that can carry no stress at all.

 

7. Provide the terms for the following:

  • stress achieved by pronouncing a syllable with a greater force
  • words with two primary stresses
  • stress that may fall on any syllable in a word
  • absence of stress
  • stress that brings out a word in a sentence
  • types of vowels that carry a stress even if it is not marked in dictionaries.

 

8. Arrange the following words into three columns:

1) even-stressed words, 2) words that have a primary stress and a strong secondary stress, 3) words that have a primary stress and a weak secondary stress. Pronounce these words to demonstrate different accentual types.

Pronunciation, export, contract, administration, prehistoric, un-human, realize, old-fashioned, anti-national, prohibition, opposition, organize, phoneme, vice-president.

 

9. Read the words aloud and say which of the accentual types they illustrate:

‘export, ‘contrast, ‘contract, ‘seminar, ‘decade, ‘morpheme.

 

10. Read the pairs of words and comment on the function of word stress.

‘Import – to im’port, ‘segment – to seg’ment, ‘increase – to in’crease, ‘conflict – to con’flict, ‘progress – to pro’gress, ‘object – to ob’ject.

 

11. Read the compounds. Explain how their accentual structure differs in language and in speech.

Sun flower, walking stick, writing table, hockey match, tea rose, tea party.  

 

 12. Explain the difference between the accentual structures of the underlined words in the pairs of sentences.

 

A pretty blue-eyed girl. The girl was blue-eyed.

A broad-shouldered man entered the hall. I never realized he was so broad-shouldered.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: