Реформа негативно отразится на увлеченных детях, посещающих две и более образовательные программы, а также на незащищенных слоях населения

Одной из целей реформы ДО является увеличение доступности дополнительного образования для детей с различными образовательными потребностями и возможностями.

Однако, проводимые в рамках реформы мероприятия по внедрению системы ПФДО совершенно не учитывают интересы активных детей, которые имеют высокие достижения в нескольких областях дополнительного образования.  

Согласно данным Концепции внедрения целевой модели развития системы дополнительного образования детей в Московской области, в соответствии с которой проводится реформа ДО, в настоящий момент на территории региона около 50 тысяч детей посещают два и более творческих объединения (кружка).

    В связи с тем, что методика расчета номинала сертификата выстроена таким образом, что его стоимость будет покрывать не более одной образовательной программы, то представляется возможным сделать вывод, что те дети, которые ранее занимались в нескольких кружках и секциях, были увлечены и активны, такой возможности с введением сертификатов лишатся.

    Им попросту не хватит номинала сертификата, так как их потребности шире. Минимум 50 тысяч детей и их семей (!) будут дискриминированы в своих правах и столкнутся с необходимостью оплачивать ранее бесплатные для них занятия.

    Но далеко не все родители смогут себе это позволить.

    Особо остро данная проблема отразится на самых незащищенных, чем-то обремененных слоях населения (выплачивающих ипотеку, одиночных, многодетных, малоимущих и других семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации), коих в условиях перманентно падающих доходов населения становится все больше.

    Таким образом, декларируемые цели реформы по увеличению доступности дополнительного образования для различных слоев населения, в том числе незащищенных, вновь будут не достижимы. На практике будет наблюдаться обратный эффект.

Реформа приведет к ухудшению качества дополнительного образования посредством сокращения количества программ, их вариативности и наполненности.

В настоящий момент существующая система ДО обеспечивает достаточное многообразие программ дополнительного образования.

Даже разработчики реформы соглашаются с тем фактом, что отсутствие в сфере дополнительного образования механизмов нормативной регламентации позволяет создавать необходимую вариативность и обновляемость программ.

Однако после введения сертификатов ПФДО существует очень большая вероятность сокращения данного многообразия программ и ухудшение качества оставшихся.

Утверждение номинальной стоимости сертификата - это шаблонное решение, «средняя температура по больнице» для всех образовательных организаций муниципалитета, на практике ее невозможно адекватно и без потерь рассчитать для всех существующих программ, так как у них разная трудоемкость, разные затраты в части оборудования и проч.

В этой связи, образовательные организации будут вынуждены «подгонять» все существующие программы под данную номинальную стоимость: уменьшать наполненность программ, сокращать количество часов, делить их на модули.

Указанные действия неминуемо отразятся на качестве дополнительного образования и приведут к его ухудшению.

Кроме того от каких-то программ и вовсе придется отказаться, так как, меняется и сам подход к выбору образовательной организацией направлений дополнительного образования, точнее теперь этот выбор должны будут сделать дети, получившие сертификат.

По мнению авторов реформы, при утверждении перечня образовательных программ организация должна исходить из индивидуальных потребностей детей, обладающих сертификатами (то есть предугадать, куда дети, получившие сертификаты, пойдут), а не из программ, которые уже исторически реализуются у исполнителя. Как это реализовать на практике реформаторы не уточнили.

В условиях, когда дети с большой долей вероятности будут тратить свои сертификаты на то, чтобы компенсировать пробелы в школьных предметах, то сначала программы, а затем и целые образовательные организации будут признаны чиновниками неэффективными из-за хронической нехватки «сертификационных» денег.

В таком случае, государственным образовательным организациям во избежание риска ликвидации придется заново учить детей английскому, физике, истории и прочим предметам, как это делают негосударственные коммерческие организации. Но тогда о каком многообразии идет речь?

С таким подходом очевидно, что на плаву останутся только «вынужденно» популярные программы. Немассовые программы, направленные на воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций исчезнут. А вместе с ними исчезнет и вариативность дополнительного образования детей, его доступность и прочие декларируемые реформой показатели.

Выход из этой ситуации видится не в рыночной реформе и внедрении приоритета «интересов» детей с сертификатами, а в целенаправленном создании в пределах шаговой доступности творческих студий различных направлений, программы которых будут не просто согласовываться муниципалитетом по принципу отсутствия дублирования школьных программ, а целенаправленно задаваться как подготовка к другим более сложным программам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: