Реформа не была широко обсуждена с родительским, педагогическим и экспертным сообществом

Помимо того, что мероприятия реформы ДО не имеют под собой обоснованной нормативной правовой базы, стоит также отметить тот факт, что даже имеющиеся документы реформы (паспорт национального проекта «Образование», паспорт регионального проекта «Успех каждого ребенка», распоряжение Правительства Московской области от 29.10.2018 № 668-РП, которым была утверждена Концепция внедрения целевой модели развития системы дополнительного образования детей в Московской области) не проходили требуемых процедур общественного обсуждения, а также иных форм общественного контроля согласно положений Федерального закона от 21.07.2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 24 вышеуказанного закона под общественным обсуждением понимается обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, с обязательным участием в таком обсуждении уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением. Общественное обсуждение проводится с привлечением к участию в нем представителей различных профессиональных и социальных групп, в том числе лиц, права и законные интересы которых затрагивает или может затронуть решение, проект которого выносится на общественное обсуждение. Общественное обсуждение проводится публично и открыто. Организатор общественного обсуждения заблаговременно обнародует информацию о вопросе, выносимом на общественное обсуждение, сроке, порядке его проведения и определения его результатов, и обеспечивает всем участникам общественного обсуждения свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, выносимого на общественное обсуждение.

Социальную значимость принимаемых в рамках реформы ДО решений трудно переоценить, так как их негативные последствия неминуемо отразятся на большинстве семей, имеющих и воспитывающих несовершеннолетних детей, а также на профессиональной группе педагогов дополнительного образования.

В этой связи Правительством Московской области должны были быть инициированы процедуры общественного обсуждения и иных форм общественного контроля с целью принятия столь важных общественно значимых вопросов в сфере дополнительного образования.

В подтверждение данному тезису о важности общественного контроля при принятии решений органов власти в отношении организаций дополнительного образования возможно привести письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.06.2015 № ВК-1545/09 «О направлении рекомендаций о недопустимости свертывания системы организаций дополнительного образования детей».

Согласно данному письму разъяснено, что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» действия органов власти в отношении организаций дополнительного образования могут выступить предметом мониторинга, проверки, экспертизы со стороны общественных палат при органах власти различного уровня. Кроме того, в указанных целях в отношении проектов решений органов власти могут проводиться общественные обсуждения.

Однако по состоянию на июль 2019 года информация о проведенных мероприятиях по широкому общественному обсуждению планируемой реформы ДО отсутствует, как и отсутствует элементарное информирование родительской общественности по данному вопросу, хотя с момента утверждения Концепции внедрения целевой модели развития системы дополнительного образования детей в Московской области прошло уже более 8 месяцев.

Возможно, «кулуарный» характер принимаемых решений объясним тем, что практическая реализация реформы противоречит требованиям действующего законодательства, а также тем, что опыт проведения подобного рода реформ в пилотных регионах Российской Федерации вызвал отрицательный отклик у общественности и экспертов.

 

Практическая реализация реформы противоречит требованиям действующего законодательства, а именно:

- реформа не учитывает право граждан на отказ от автоматизированной обработки персональных данных и право граждан на отказ от получения государственных услуг в электронной форме посредством РПГУ (требования 152-ФЗ и 210-ФЗ);

- реформа приведет к повсеместному превышению педагогами и директорами образовательных организаций своихдолжностных полномочий (статья 286 УК РФ);

- реформа будет способствовать нарушению равенства прав и свобод человека и гражданина (статья 136 УК РФ);

- реформа предусматривает присвоение обучающимся номеров-идентификаторов, что умаляет достоинство личности (статья 21 Конституции РФ) и нарушает нормы Нюрнбергского трибунала;

- реформа не предусматривает права родителей на исключение своих персональных данных и персональных данных своих детей из информационных систем;

- реформа нарушает право граждан на неприкосновенность частной жизни, способствует установлению избыточного сбора информации, контроля за личностью, а также многократно повышает риски несанкционированного доступа третьих лиц к консолидированной информации о детях и их семьях (статьи 23, 24 Конституции РФ).

         Согласно замыслу авторов реформы получение сертификатов дополнительного образования возможно исключительно в электронном виде посредством Регионального портала государственных услуг - РПГУ.

    Для осуществления мероприятий по выдаче сертификата персональные данные ребенка и его представителей требуют автоматизированной обработки и внесения в единую информационную систему дополнительного образования (ЕИСДОП).

    В соответствии с требованиями Федерального закона 27.07.2006 года   № 152-ФЗ «О персональных данных» подобного рода обработка персональных данных производится на основе добровольного согласия субъекта персональных данных или его представителей.

Если субъект персональных данных не подписывает согласие на обработку персональных данных автоматизированным способом, организация должна обрабатывать сведения в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации, а именно в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.09.08 № 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации».

    Однако практическая реализация реформы в части выдачи сертификатов ПФДО не предусматривает права выбора субъектом персональных данных способа обработки его персональных данных и требует в обязательном порядке наличия согласия субъекта на обработку персональных данных автоматизированным способом, что нарушает требования федерального законодательства.

    Кроме того процедура подачи заявления на получение сертификата ПФДО предусматривает от заявителя наличие действующей учетной записи на РПГУ и обязательную электронную форму подачи заявления для записи/перезаписи в образовательную организацию.

    Что также противоречит требованиям федерального законодательства, а именно Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в соответствии с которым электронная форма предоставления услуг не может быть единственно возможной.

    Следует отметить, что со случаями массового принуждения к регистрации на сайте РПГУ с целью записи/перезаписи в кружки родители Московской области уже столкнулись в октябре 2018 года.

Тогда требования о перерегистрации детей в кружки через РПГУ носили безапелляционный характер. Сотрудники организаций указывали на то обстоятельство, что финансирование бюджетных мест в их учреждениях в скором времени будет осуществляться исключительно исходя из количества поданных родителями электронных заявок и данной «процедуры» не избежать (видимо, имея ввиду последующее внедрение системы ПФДО).

В некоторых случаях даже был приостановлен процесс обучения ребенка в образовательной организации до момента осуществления электронной перезаписи.

Данные требования о срочной электронной перезаписи детей в кружки сотрудники организаций обосновывали поступившими в их адрес письмами из профильных министерств Московской области, содержащими аналогичные безапелляционные поручения и положения, не отвечающие требованиям действующего законодательства и превышающие должностные полномочия органов исполнительной власти региона.

Потому что сформулированные в императивном порядке требования о регистрации на РПГУ и подаче электронного заявления не учитывают право родителей на выбор формы предоставления услуги, закрепленное пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которому гражданин выбирает форму получения государственной услуги, при этом электронная форма предоставления государственной услуги является дополнительной, а иная (традиционная) - базовой.

Лица, не желающие получать государственные и муниципальные услуги в электронном виде, вправе получать их в иных формах, предусмотренных законодательством РФ (в том числе посредством личного обращения в орган, предоставляющий услугу, с предоставлением документов на бумажном носителе).

Лишь многочисленные жалобы родителей позволили остановить данный произвол с принуждением к перезаписи детей в организации дополнительного образования через РПГУ.

При этом, несмотря на то, что подача родителями обращений для записи детей в кружки в электронном виде через сайт РПГУ носит добровольный характер и принуждение к осуществлению указанных действий противоправно, механизм финансирования образовательных организаций через систему ПФДО выстроен таким образом, что иной (альтернативный) вариант у родителей попросту отсутствует.

Администрация образовательной организации во избежание рисков недофинансирования будет вынуждена принуждать родителей регистрироваться на сайте РПГУ и получать сертификаты в электронном виде (следует напомнить, что согласно планам авторов реформы в 2019 году должно быть выдано не менее 81 тысячи сертификатов, что составляет 25% от общего числа детей, охваченных дополнительным образованием в Московской области). Если сотрудники образовательных организаций не будут настаивать на приобретении сертификатов детьми, то последствия для них, надо полагать, очевидны.

Указанное обстоятельство говорит о том, что, либо, по мнению авторов реформы ДО, обеспечение безальтернативного предоставления услуги исключительно в электронном видевходит в должностные обязанности сотрудников образовательных организаций (но при этом, они забывают, что оно носит принудительный противозаконный характер для получателей услуг - родителей). Либо тем самым авторы реформы ДО намерено подталкивают сотрудников образовательных организация на совершение уголовно наказуемого преступления – превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий»).

В противном случае, в целях сохранения требуемого уровня финансирования администрация образовательной организации будет вынуждена отдавать предпочтение детям, получившим электронный сертификат, что вызовет повсеместную практику отказа детям и их родителям в образовательных услугах на основании того, что они не зарегистрировались на РПГУ, не подписали согласие на автоматизированную обработку персональных данных и не получили электронный сертификат.

Данное обстоятельство говорит о том, что планируемая реформа будет способствовать нарушению равенства прав и свобод человека и гражданина, что также является уголовно наказуемым преступлением (статья 136 УК РФ «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина). Кроме того здесь также можно говорить о нарушении требований Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», в соответствии с которыми права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены по мотивам, связанным с использованием различных способов обработки персональных данных (пункт 3 статьи 13Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»).

Указанной статьей федерального закона также не допускается использование оскорбляющих чувства граждан или унижающих человеческое достоинство способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных.

Следует отметить, что после завершения процесса автоматической генерации электронного сертификата в системе, каждому ребенку будет присвоен номер-идентификатор, на который будет осуществляться ежегодное начисление номинальной стоимости.

Что такое «идентификатор»? «Идентифика́тор, ID (англ. dataname, identifier — опознаватель) — это уникальный признак объекта, позволяющий отличать его от других объектов, т.е. идентифицировать». Идентификатором в настоящее время является имя человека, позволяющее его индивидуализировать. Согласно п. 1 ст. 19 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) «гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество». Согласно п. 1 ст. 150 ГК РФ «достоинство личности, честь и доброе имя…, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом». Именно имя должно являться в силу закона индивидуализирующей характеристикой (идентификатором) гражданина.

Стоит напомнить, что на Нюрнбергском процессе (20 ноября 1945 - 1 октября 1946 г.г.) международный военный трибунал в числе прочих преступлений фашизма признал практику присвоения людям номеров преступлением против человечности, не имеющим срока давности. Поэтому инициативы, предполагающие идентификацию граждан через номерной идентификатор, преступны, они умаляют человеческое достоинство, нарушают неотчуждаемое право человека на имя.

Согласно ч. 1 ст. 21 Конституции РФ «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Поэтому авторы реформы грубо нарушают положения Конституции РФ.

Немаловажным также является тот факт, что в целях повышения эффективности управления системой дополнительного образования детей Правительством Московской области была разработана единая информационная система, содержащая сведения о возможностях дополнительного образования на территории Московской области (СПО ЕИСДОП).

В случае принятия родителями решения о получении электронного сертификата в единой информационной системе будет консолидирован достаточно большой объем информации об обучающихся и их родителях (ЕИСДОП предусматривает ведение отдельных реестров обучающихся и их родителей), также будет внедрена система учета личных достижений каждого ребенка в различных дополнительных общеобразовательных программах, основывающаяся на едином открытом формате электронного портфолио.

Помимо ведения базовых реестров об обучающихся и их родителях одной из функций системы в соответствии с презентацией ЕИСДОП https://docplayer.ru/41728514-Edinaya-informacionnaya-sistema-soderzhashchaya-svedeniya-o-vozmozhnostyah-dopolnitelnogo-obrazovaniya-na-territorii-moskovskoy-oblasti-spo-eisdop.html) является передача данных из этих реестров ЕИСДОП в ЕИС «Контингент».

Однако, стоит напомнить, что федеральный закон о разработке информационной системы ЕИС «Контингент» вызвал масштабный протест в родительской общественности и экспертном сообществе и был ветирован Президентом РФ в конце 2016 года.

Основаниями для столь резкого неприятия общественностью внедрения данной информационной системы послужило то обстоятельство, что разработчики ЕИС «Контингент» планировали (и планируют по сей день) объединить в одной базе данных информацию об успеваемости школьников, в том числе в системе дополнительного образования, о состоянии здоровья обучающихся, в частности, болезнях, прививках, а также о положении дел в семье, в частности, о составе семьи, местах работы отца и матери, отношениях в семье и т.п. (сейчас эти данные разбросаны по 44 разным базам). При этом доступ к электронному досье практически не ограничен для любых органов и организаций.

Несмотря на то, что проект закона был ветирован на федеральном уровне, субъекты РФ самостоятельно внедряют региональные сегменты системы, которые в дальнейшем будут интегрированы в общую федеральную базу данных (http://katyusha.org/view?id=9250). Именно поэтому функционал ЕИСДОП и должен предусматривать передачу данных в ЕИС «Контингент», что предусматривает сбор большого количества информации о частной жизни обучающихся и их семей.

Данное обстоятельство представляет возможным сделать однозначный вывод о том, что реформа ДО, предусматривающая обязательную консолидацию избыточных сведений о семьях в единой информационной системе (ЕИСДОП), прямым образом нарушает гарантированное статьей 23 Конституции РФ право граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а также нарушает требования Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», в соответствии с которыми установлено, что не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой (пункт 3 статьи 5), а также не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных (пункт 2 статьи 5).

Данная реформа будет способствовать избыточному сбору информации на семьи, усилению контроля за личностью, а также многократномуувеличению рисков незаконной передачи консолидированной информации обобучающихся и их семьях заинтересованным третьим лицам.

К слову, отказ от размещения данных о детях в информационных системах предусмотрен даже при прохождении обучающимися государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (ЕГЭ/ОГЭ), что подтверждается разъяснительным письмом Рособрнадзора от 17.03.2015 № 02-91, но не предусмотрен по каким-то причинам при получении сертификатов на ДО.

На основании изложенного представляется возможным сделать вывод о том, что предлагаемая практическая реализация реформы ДО грубо нарушает требования действующего законодательства и попирает основополагающие, в том числе конституционные права граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: