Тема 7. Кадровое планирование в предприятии

1. Кадровое планирование: цели, задачи, принципы, этапы.

2. Виды планирования работы с персоналом предприятия.

3. Определение потребности предприятия в персонале.

 

 

В процессе изучения первого вопроса «Кадровое планирование: цели, задачи, принципы, этапы» студент должен запомнить, что современное комплектование предприятия кадрами и реализация долгосрочной, ориентированной на будущее, кадровой политики невозможны без четкого кадрового планирования.

Планирование можно рассматривать в двух аспектах. В широком смысле - это деятельность по разработке политики и стратегии предприятия и средств их реализации; в узком – это деятельность по составлению официальных документов - планов.

Кадровое планирование - это система комплексных решений и мероприятий по реализации целей предприятия и каждого работника, которая позволяет:

- обеспечить предприятие персоналом в соответствии с количеством и требованиями рабочих мест;

- подобрать таких людей, которые могли бы решать поставленные задачи как в текущем, так и в будущем периодах;

- обеспечить высокий уровень квалификации работников;

- обеспечить активное участие работников в управлении предприятием.

     Кадровое планирование должно обеспечивать:

- максимальное раскрытие способностей работников;

- мотивацию работников;

- учет экономических и социальных последствий принятых решений.

Принципы кадрового планирования приведены в табл. 7.1.

 

Таблица 7.1 – Принципы кадрового планирования

Принципы Характеристика
Научность Применение научных да­нных, норм и нормативов.
Непрерывность Планирование рассматривается не как единичный акт, а как постоянно повторяющийся процесс.
Массовость Привлечение к процессу планирования работников, которые будут выполнять эти планы.
Гибкость Возможность постоянного внесения корректив в ранее принятые кадровые решения или их пересмотра в соответствии с изменяютсящими обстоятельствами.
Согласование планов по персоналу в форме координации и интеграции Согласование «по горизонтали» и «по вертикали».
Полнота Планирование должно охватывать все вопросы, касающиеся использования, развития персонала, мотивации труда и т.д.
Точность Соблюдение точных норм, нормативов, законодательных документов, а также количественных и качественных характеристик персонала.
Экономичность Расходы на составление плана должны быть меньше эффекта от его выполнения.
Создание необходимых условий для выполнения плана Обеспечение необходимыми ресурсами.

 

Перечисленные в табл. 7.1 принципы кадрового планирования являются универсальными, пригодными для различных уровней управления; в то же время на каждом уровне могут применяться и свои специфические принципы.

Исходными данными для планирования потребности в персонале выступают: план рабочих мест, производственная программа, нормы труда, роста производительности труда и структура работ.

 Выделяют 3 этапа планирования потребности в персонале:

 1. Оценка имеющегося персонала.

Оценка имеющегося персонала строится на основе информации о наличии трудовых ресурсов, содержащейся в базе данных предприятия.

Анализ имеющихся трудовых ресурсов ведется на момент оценки в количественном и качественном аспектах. Количественный анализ численности персонала осуществляется в разрезе подразделений и отдельных должностей.

Качественный анализ ведется с учетом разработанных на предприятии профессиограмм, а также характеристик работников, которые занимают эти должности (квалификация, навыки, наиболее важны личностные характеристики и т.д.).

Анализ и оценка персонала базируются на:

- объективных характеристиках (возраст, пол, общий стаж и т.д.);

- структуре (деление по уровню квалификации, стажу работы в предприятии);

- перечне задач, выполняемых в процессе работы, и требованиях, предлагаемых ею к исполнителям (что, когда, почему, где и как делается);

- ответственности за людей, материальные и финансовые ресурсы (с кем осуществляется взаимодействие; необходимый опыт, навыки, специальная подготовка, способности, физические данные, уровень результативности, мобильность);

- потерях времени (с выявлением причин);

- характере занятости (полная или частичная, временная или постоянная);

- режиме работы;

- основной и дополнительной заработной плате, премиях;

- социальных выплатах;

- рабочих местах (виды, количество, технические характеристики);

- физических, экономических, социальных условиях труда и т.д.

2. Оценка будущих потребностей в персонале.

Оценка будущих потребностей в персонале представляет собой прогнозирование численности персонала, необходимого для реализации стратегии развития предприятия.

Плановая потребность в трудовых ресурсах определяется на запланированный объем деятельности, обусловленный избранной стратегией развития (с учетом расширения или сокращения объемов деятельности, его структурной перестройки, изменений в содержании труда и т.д.). Источниками информации является бизнес-план, планы стратегического развития предприятия. Качественная потребность в персонале на запланированный объем деятельности определяется по категориям, профессиям, специализации, уровню квалификации, индивидуальным требованиям к работнику.

3. Разработка программы удовлетворения будущих потребностей в персонале.

Целью разработки данной программы является обеспечение количественного и качественного соответствия между запланированной потребностью в персонале и имеющимися трудовыми ресурсами. Она предусматривает привлечение дополнительных трудовых ресурсов, их высвобождение или перераспределение.

 В программу обеспечения трудовыми ресурсами целесообразно включать три раздела.

Первый раздел представляет собой график потребности в привлечении дополнительного персонала определенной квалификации или сокращении его численности.

Второй раздел включает перечень мероприятий по обеспечению потребности.

Запланированные мероприятия целесообразно сгруппировать по следующим направлениям:

• мероприятия организационно-технологического характера, которые способствуют сокращению потребности в персонале (перераспределение функций, использование более эффективных технических средств, совершенствование технологических процессов, организации труда и обслуживания);

• мероприятия по покрытию потребности в персонале (набор и отбор персонала, его внутреннее движение, переобучение);

• мероприятия по социально-бытовому обслуживанию персонала, которые непосредственно влияют на рост производительности труда персонала и его эффективность;

• мероприятия, связанные с выбытием персонала (трудоустройство, консультирование, финансовая поддержка).

Третий раздел отражает объем финансовых ресурсов, необходимый для реализации запланированных мероприятий, а также обоснование эффективности этих затрат.

 

При изучении второго вопроса «Виды планирования работы с персоналом предприятия» студенту следует обратить внимание на следующее.

Процесс планирования находит свое логическое завершение в плане. Планом называется официальный документ, в котором отражаются прогнозы развития предприятия и отдельных сторон его деятельности (в данном случае - персонала) в будущем; промежуточные и конечные цели и задачи, стоящие перед ним и его отдельными подразделениями в соответствующей сфере; механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов; стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.

В зависимости от длительности планового периода, целей и условий планирования различают три вида планирования:

- стратегическое (перспективное);

- тактическое (среднесрочное);

- текущее (оперативное).

На стратегическом уровне определяют долгосрочные, рассчитанные на 10-15 лет цели предприятия, направления его развития, учитывая общую ситуацию на рынке труда, тенденции развития внутренней и внешней торговли, концепции и направления развития народного хозяйства в целом. При этом определяются трудовые, финансовые, материальные ресурсы, необходимые для достижения целей предприятия; выбирается метод (стратегия) достижения этих целей. Оформляют результаты стратегического планирования в виде кон­цепций и программ развития, протоколов намерений.

На тактическом уровне общие цели конкретизируются на более короткий пери­од - 2-5 лет, и в соответствии с поставленными задачами привлекаются необходимые ресурсы.

Результаты тактического планирования оформляют, как правило, планом экономического и социального развития предприятия. Планы реализации конкретных предпринимательских проектов на тактическом уровне (планы рекон­струкции, внедрения новых технологий и т.п.), требующие привлечения инвестиций, разрабатывают в форме бизнес-планов.

На оперативном уровне решаются текущие задачи, обусловленные конъюнктурой рынка, и, соответственно, планы разрабатываются в пределах года. В годовых планах задачи тактического планирования конкретизируются, уточ­нюются (на основе изучения движения персонала, потребностей предприятия и т.п.). Пла­новые расчеты проводятся, как правило, в квартальном разрезе.

Оперативный план работы с персоналом - это комплекс взаимосвяза­нных кадровых мероприятий, направленных на реализацию конкретных целей предприятия и работников, который охватывает планирование всех видов работ с персоналом и составляется, как правило, на 1 год.

Структура типового оперативного плана работы с персоналом предприятия представле­на на рис. 7.1.

Для разработки оперативного плана работы с персоналом необходимо (с помощью специально разработанных анкет) собрать следующую информацию:

- сведения о постоянном составе персонала (фамилия, имя, отчество, возраст, дата приема на работу и т.п.);

- данные о структуре персонала (квалификация, поло-возрастная структу­ра, удельный вес инвалидов, удельный вес работников по категориям и т.п.);

- текучесть персонала;

- потери времени;

- данные о продолжительности рабочего дня (полностью или частично занятые, длительность отпусков и т.п.);

- заработная плата работников (ее структура, надбавки и т.п.).

Система планирования работы с персоналом должна включать такие показатели:

1) численность персонала по категориям и должностям;

2) удельный вес работников аппарата управления в общей численности работников;

3) расходы на аппарат управления;

4) количество работников, которых следует направить на обучение (в частности, подготовка резерва кадров управления);

5) движение персонала и т.д.

     При этом ведущее место в системе планирования кадровой работы занимает разработка планов потребности в персонале и источников ее обеспечения.

 

 

 

 


Рисунок 7.1 - Структура типового оперативного плана работы с персоналом предприятия

 

В пределах планов определяют текущую и долгосрочную потребность в персонале.

Текущая потребность - это потребность в персонале на данное время, связанная с движением персонала, увольнением по собственному желанию, инвалидностью, отпустками по уходу за ребенком.

Долгосрочная потребность - это потребность в персонале на будущие периоды. Эта потребность определяется данными прогноза, который основывается на анализе структуры персонала, коэффициента текучести, перспективах развития предприятия.

 

При изучении третьего вопроса «Определение потребности предприятия в персонале» студенту следует знать, что для определения потребности предприятия в персонале нужно выяснить, под воздействием каких факторов она формируется. Поскольку предприятие является открытой социальной системой, потребности в персонале обусловливаются его стра­тегией развития, на которую влияет большое количество как внутренних, так и внешних факторов.

Внутриорганизационные факторы - это, прежде всего, цели предприятия, для реализации которых нужен персонал. Так, при четко определенной цели значительно проще определить потребность в персонале, поскольку потребности не изменяются в течение длительного периода. И наоборот, при изменении целей  (выход на новые рынки сбыта, переход на новые технологии и т.п.) потребность в количественном и качественном составе персонала изменяется.

Среди большого количества внешних факторов существует несколько наиболее важ­ных, в частности:

- источники рабочей силы;

- темпы роста и уровень инфляции и безработицы;

     - структурные изменения в экономике;

     - развитие техники и технологий;

- политические изменения;

- конкуренция;

- состояние рынка сбыта и др.

Потребность предприятия в персонале делится на:

- общую;

- дополнительную.

Общая потребность в персонале равняется количеству работников, необходимых для решения задач, поставленных в инвестиционных, производственных, финансовых, маркетинговых и других планах и программах, и прогнозируется на основе их анализа. Она дифференцируется в разрезе профессий, специальностей, профилей и уровней подготовки.

 Общая потребность предприятия в персонале (Чпл) определяется отношением запланированного объема товарооборота (Тпл) к запланированной производительности труда (ПТпл):

 

Чпл = Тп: ПТпл

 

    Дополнительная потребность в персонале представляет собой разницу между общей потребностью и фактическим наличием персонала на начало планового периода.

    Баланс дополнительной потребности в персонале представляет собой комплексный, научно обоснованный документ, который определяет на конкретный период потребность в персонале как в целом, так и в разрезе отдельных категорий и профессий; источники удовлетворения этой потребности; формы и методы необходимой профессиональной подготовки. Каждая из этих составляющих имеет свою специфику расчета.

    На практике данный баланс разрабатывается таким образом. Технические службы намечают перспективные направления совершенствования производства и развития предприятия. Служба организации труда определяет в связи с этим потребность в персонале. Служба персонала рассчитывает баланс общей потребности в персонале; намечает источники удовлетворения этой потребности, вместе с экономической службой рассчитывает необходимые расходы на набор, оплату посреднических услуг, обучение; организует и практически осуществляет всю работу с персоналом, корректирует баланс в случае изменения ситуации.

К основным методам прогнозирования потребности в персонале относятся:

 1. Економетрический метод, с помощью которого потребность в персонале выводится из прогнозных уровней конечного спроса на товары и услуги на определенный период.

2. Экстраполяция - состоит в перенесении прошлых тенденций, изменений в величине совокупной рабочей силы и ее структуре на будущее. Позитивной стороной данного метода является его доступность. Негативная сторона - невозможность учесть изменения в развитии предприятия и внешней среды. Поэтому этот метод подходит для краткосрочного планирования и для предприятий со стабильной структу­рой и стабильной внешней средой.

3. Метод экспертных оценок - это метод, который основывается на использовании мнения специалистов для определения потребности в персонале. Этими специалиста­ми являются руководити подразделений. Отдел управления персоналом занимается сбо­ром и обработкой оценок. В зависимости от размеров предприятия и количества линейных руководителей проводят групповое обсуждение или письменный опрос (каждо­му работнику предлагается ответить на ряд вопросов, подготовленных служ­бой персонала). Преимущество этого метода состоит в привлечении линейных руководителей с их опытом, знаниями, что позволяет более точно определить потребность в количественном и качественном измерении.

4. Балансовый метод планирования заключается в установлении динамического равновесия между трудовыми ресурсами, с одной стороны, и их распределением в соответствии с потребностями предприятия – с другой.

Если ресурсов в сравнении с потребностями предприятия недостаточно, осуществляется поиск их дополнительных источников, которые позволяют покрыть дефицит.

5. Экономико-математические методы, предполагающие оптимизацию расчетов на основе разного рода моделей, к которым относятся корреляционные, отражающие взаимосвязь двух переменных величин. Например, определив средний показатель текучести персонала, можно рассчитать его количество на определенную дату.

6. Методы линейного программирования позволяют путем решения сис­темы уравнений и неравенств, связывающих ряд переменных показателей, определить их оптимальные величины во взаимосвязи. Это помогает по заданным критериям выбрать оптимальный вариант развития объекта управления, на­правления расстановки работников и т.п.

7. Компьютерные модели - это набор математических формул, позволяющих одновременно использовать методы экстраполяции, нормативов, эксперт­ных оценок и информацию об изменении факторов, влияющих на количественный и качественный состав персонала.

8. Нормативный метод представляет собой способ применения системы нормативов, которые определяют количество работников в функциональном разрезе, рабочее время, фонд заработной платы и т.д. Данный метод планирования используется как самостоятельный и как вспомогательный к балансовому методу.

 

Тема 8. ОРГАНИЗАЦИЯ НАБОРА И ОТБОРА ПЕРСОНАЛА

 

1. Наем персонала в предприятие.

2. Привлечение персонала.

3. Отбор персонала.

4. Профессиональная ориентация в системе управления  персоналом.

5. Управление трудовой адаптацией.

        

    В процессе изучения первого вопроса «Наем персонала в предприятие» студенту необходимо обратить внимание на то, что исходным этапом в процессе управления персоналом предприятия является наем работников. От того, каким образом проведен набор и какие люди отобраны для работы в предприятии, зависит вся последующая деятельность в процессе управления человеческими ресурсами. Поэтому руководству предприятия следует осуществлять данную процедуру квалифицированно с целью избежания дополнительных проблем.

    Наем на работу – это ряд действий, которые осуществляются предприятием для привлечения кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения его целей (рис.8.1).   

   Наем персонала - это и своеобразное торговое соглашение. Каждая из сторон стремится заключить ее выгодно для себя: работодатель - найти наиболее пригодного работника для выполнения конкретного вида работ с учетом всего комплекса предлагаемых к исполнителю требований, а работник - получить работу, которая отвечает его наиболее значимым интересам, потребностям (материальным, духовным, бытовым), его личным качествам, способностям, т.е. работа должна отвечать не только желаниям и интересам работника, но и его возможностям в полной мере овладеть данной профессией и качественно выполнять порученную работу.

Состав и содержание видов обеспечения процесса найма персонала на работу в предприятие приведен в табл. 8.1.

Изучение студентом второго вопроса «Привлечения персонала» предусматривает осознание им того, что потребность в персонале предприятие удовлетворяет в процессе привлечения (набору) и создания резерва работников для занятия вакантных должностей.                                                                 

кандидатов на вакантную должность
Набор (привлечение) персонала
Планирование потребности в персонале
                                                                            

                                                                            обеспечивает


отбора работников
                                                                                                               для

 

 

 


                 

Рисунок 8.1 – Схема найма персонала

         

Процесс привлечения персонала в предприятие представлен на рис. 8.2.

 

Таблица 8.1 - Виды обеспечения процесса найма персонала в предприятие

№ п/п Виды обеспечения процесса найма персонала Элементы обеспечения
1. Научно-методическое обеспечение - разработка оригинальных или использование имеющихся современных научных методологий, методов осуществления отбора персонала; - исследование отечественного и зарубежного опыта в проведении набора и отбора; - выбор инструментария для проверки профессиональных и личностных качеств; - проведение исследований рынка труда, коллектива, в котором будет работать новичок, учет особенностей группового взаимодействия; - осуществление анализа содержания и условий труда на рабочем месте; - разработка профессиограммы и психограммы, квалификационной карты и карты компетенций, должностной инструкции, проекта трудового контракта; - анализ успеваемости работы новичков; - корректировка требований, методологии, инструментария.

Продолжение таблицы 8.1

 

№ п/п   Виды обеспечения процесса найма персонала Элементы обеспечения
2. Финансовое обеспечение - обоснование, планирование и получение финансовых средств на проведение работ из набора и отбора персонала; - составление сметы расходов и контроль за его выполнением.
3. Материально-техническое обеспечение   - наличие средств организационной техники, получения и обработки информации о людях при проведении привлечения и отбора претендентов.
4. Организационное обеспечение   - реализация современных принципов разделения труда, специализации и кооперации в службе управления персоналом; - организация ведения информационно-справочного аппарата по рекрутингових фирмам, другим институтам и рынкам труда.
5. Правовое обеспечение   - наличие правовой базы под все действия, связанные с персоналом, четкое их соблюдение.
6. Информационное обеспечение - получение всей возможной информации о претендентах на вакантную должность; - сбор информации об особенностях рабочего места и рабочего коллектива; - формализация информации с целью ее сопоставления и проверки, выявления качеств.
7. Кадровое обеспечение   - наличие квалифицированных кадров в службе управления персоналом.  

 

1-й этап: разработка стратегии привлечения персонала

Стратегия привлечения персонала в предприятие должна отвечать как общей стратегии развития предприятия, так и его стратеги управления персоналом.

При наборе персонала наниматели имеют дело с людьми, которые стремятся реализовать свои цели, избирая то или другое предприятие. Вместе с тем, менеджеры стремятся реализовать свои цели, привлекая определенного кандидата. К тому же, нужно иметь в виду, что люди ищут не просто какую-либо работу, а именно ту, которая их устраивает. Неправильный выбор работы может иметь негативные последствия как для работника, менеджера, так и для предприятия в целом.

 


Рисунок 8.2 - Процесс привлечения персонала

2-й этап: анализ содержания работы – это процесс систематического и подробного исследования содержания работы.

Для анализа содержания работы используют такие методы:

1) наблюдение (используют, если анализируются рутинные работы);

2) анализ информации, полученной от непосредственных исполнителей и их руководителей (однако, при таком исследовании наблюдается сильное влияние субъективных факторов, потому что на любом должностном уровне, как правило, преувеличивают важность своей работы);

 3) метод прямого систематического анализа состояния работы (анализируются: пункты ответственности; рабочие взаимоотношения; требования, предлагаемые работой; условия работы; проверка выполнения работы).

При этом используется перечень контрольных вопросов:

- метод ключевых слов (что делается, когда это делается, зачем это делается, где это делается, как это делается?);

- пункты ответственности (ответственность за подчиненных; ответственность за оборудование, материалы, инструменты; финансовая ответственность);

- рабочие взаимоотношения (взаимоотношения с вышестоящими работниками, взаимоотношения с коллегами, взаимоотношения с работниками других отделов, взаимоотношения с общественностью, клиентами, взаимоотношения с подчиненными);

 - требования, которые предъявляются работой (необходимый уровень производительности и результатов труда, необходимые навыки и опыт, необходимы аналитические способности, необходимые физические данные и состояние здоровья, необходимый уровень мотивации и социальные навыки);

 - условия труда (физические условия и окружающая среда, социальные условия и рабочий коллектив, экономические условия, включая вопрос оплаты труда);

- проверка выполнения работы (проверка работы исполнителем, проверка работы начальником).

    На основе анализа содержания работы целесообразно составить должностную инструкцию. В настоящем документе коротко излагаются основные задачи, необходимые навыки, ответственность и полномочия исполнителя.

    3-й этап процедуры привлечения персонала: определение требований к кандидатам на вакантную должность.

В процессе набора персонала в предприятие следует учитывать, что ожидания и требования есть не только у работодателя, но и у кандидата на должность. Лишь при максимальном сближении этих ожиданий можно рассчитывать на наем высокоэффективного и лояльного к предприятию работника. Именно поэтому при определении требований к кандидатам важно помнить, что они должны быть реалистичными.

    При этом необходимо определить как максимум, так и минимум требований, которым должен отвечать претендент. К тому же, претендент должен вписываться в существующую корпоративную культуру предприятия.

Как правило, при описании требований к кандидату применяют такой набор характеристик:

   1. Физические данные: рост; здоровье; эталон внешности, необходимый для успешной деятельности; языковые характеристики; возрастные ограничения; пол.

   2. Квалификация: образование (уровень); необходимая профессиональная подготовка; необходимая квалификация; опыт предыдущей работы (уровень, длительность работы на должностях), ее виды (например, техническая, управленческая); другие необходимые навыки и знания.

  3. Интеллект: необходимый уровень умственных способностей, интеллекта.

  4. Способности (необходимые для того, чтобы оптимально выполнять работу): технические, вербальные, математические, умение общаться, аналитические навыки, художественные, креативность и т.д.

  5. Интересы: интеллектуальные, общественные, художественные и др.

  6. Характер: для успеха претендентам нужны определенные черты характера, они должны уметь: работать с другими людьми, влиять на других людей, полагаться на себя, получать удовлетворение от напряженной работы и т.д.

  7. Мотивация: деньги, безопасность, престиж, принадлежность к предприятию, власть, мастерство, решение проблем и др.

  8. Условия (требуемые данной работой): проживание в определенном районе, возможности поездок, возможности долго рабо тать и др.

При разработке требований к содержанию работы целесообразно применять профессиограмму.

Профессиограмма – это описание и обоснование системы требований, которые выдвигаются определенной деятельностью, специальностью или профессией к человеку.

Профессиограмма включает сведения, которые:

- характеризуют саму профессиональную деятельность (психологическая профессиограмма);

- описывают требования к человеку, который включен в эту деятельность, к его психике как перечень профессионально необходимых качеств (психограмма).

Во время составления психологической профессиограммы применяется такая схема:

- технико – экономическое описание (оборудование, нормы, технология, оплата труда и т.п.);

- характеристика организации и условий труда на рабочем месте;

- детальное описание трудовой деятельности работника;

- описание требований к общей и специальной подготовке, которая необходима для выполнения данной трудовой деятельности.

Психограмма освещает такие требования к работнику:

- образовательные;

- демографические;

- медико-биологические;

- психофизиологические;

- психологические.

      4-й этап: принятие решения относительно мотивации и перспектив карьерного роста будущих работников. Кандидата следует проинформировать не только о требованиях работодателя к его квалификации, опыту и личным качествам, но и об условиях будущей работы, включая ее оплату, корпоративную культуру, карьерный рост и др.

    5-й этап: выбор источников набора персонала.

     Выделяют такие источники набора персонала (рис. 8.3):

- внутренние (в пределах предприятия);

- внешние (за пределами предприятия).

 

 


Рисунок 8.3 - Преимущества и недостатки внутренних и внешних источников набора персонала

       

     К внутренним источникам набора персонала относятся:

- работники предприятия (внутренний конкурс, совмещение профессий, ротация и т.д.);

- друзья, знакомые и родственники работников предприятия;

- бывшие работники предприятия;

- бывшие кандидаты на вакантные должности.

К внешним источникам набора персонала в предприятиеотносятся:

- средства массовой информации (СМИ);

- Интернет;

- неформальные каналы;

- образовательные организации;

- профессиональные клубы и ассоциации;

- агенты-распространители;

- переманивание работников;

- биржи труда и агентства по трудоустройству (деньги, как правило, берутся с соискателей);

- рекрутинговые агентства (деньги, как правило, берутся с работодателей).

       Рекламное объявление о найме работников должно содержать информацию о:ключевых элементах работы, необходимой квалификации, местонахождении предприятия, уровне подчинения (кому подчиняется претендент); заработной плате.

 В процессе изучения третьего вопроса «Отбор персонала» студент должен запомнить содержание процедуры отбора персонала (рис. 8.4).

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: