1. Социальное партнерство в предприятии: сущность и направления.
2. Коллективный договор как средство укрепления социального партнерства.
В процессе изучения первого вопроса «Социальное партнерство в предприятии: сущность и функции» студенту следует обратить внимание на то, что важным элементом у деятельности служб управления персоналом является обеспечение социальной защиты работников предприятия, реализация идей социальной справедливости в пределах предприятия, удовлетворения более широкого круга потребностей, чем просто материальное обеспечение.
Исключительно важным элементом в деятельности служб управления персоналом является обеспечение социальной защиты работников предприятия,реализация идей социальной справедливости в рамках организации, удовлетворение более широкого круга потребностей, нежели просто материальное обеспечение.
Социальная защита персонала позволяет организации представить себя коллективным членом сообщества, продемонстрировать понимание социальной ответственности и нужд своих работников, стремление гибко реагировать на разнообразные их потребности, обеспечивая тем самым атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, являющуюся залогом эффективного взаимодействия в организации. Конечно, не во всем и не всегда организация может обеспечить удовлетворение потребностей своих сотрудников, но стремление к этому и реализация этого стремления обычно высоко ценится коллективом и вызывает позитивное отношение к организации и ее руководству. Кадровая политика, элементом которой является социальная защита персонала, - показатель внутренней этики организации, составляющая имиджа организации.
|
|
Невзирая на имеющиеся различия в интересах, основу взаимоотношений организации и персонала составляет партнерство в достижении совместных целей, сотрудничество и взаимопонимание.
В складывающейся системе трипартизмакаждая из сторон имеет свои интересы, которые она стремится выразить и отстоять. Предприниматели, в первую очередь, заинтересованы в извлечении максимальной прибыли, налаживании нормальных рыночных отношений (в том числе и при купле-продаже рабочей силы), развитии экономических связей. Государственные органы стремятся к преодолению кризиса в экономике и социальных отношениях, используя для этого те ресурсы, которыми располагают. Главной задачей профсоюзов становится отстаивание прав и интересов наемных работников перед предпринимателями и государством.
|
|
Социальное партнерство – это взаимосвязанные действия администрации, трудового коллектива, профсоюзов и иногда представителей государства, нацеленные на поддержание социальной стабильности в организации.
В его рамках стороны берут на себя определенные обязательства: коллектив – увеличивать производительность труда, добиваться высокого качества работы, соблюдения сроков выполнения задания, производственной и трудовой дисциплины, нести свою долю ответственности за конечные результаты; администрация – поддерживать занятость и предотвращать массовые увольнения, материально стимулировать работников и своевременно индексировать заработную плату в соответствии с ростом цен, выплачивать социальные пособия при временной нетрудоспособности и потере работы и проч.; правительство - обеспечивать социальное обеспечение и переквалификацию лиц, потерявших работу, осуществлять протекционизм.
Содержанием социального партнерства являются наиболее существенные для работников судьбы экономических реформ, положения в обществе, вопросы труда, его оплаты, занятости и другие социально-экономические проблемы. При возникновении коллективных трудовых конфликтов социальное партнерство служит их урегулированию, решению выдвигаемых при угрозе и проведении забастовок вопросов.
Формами социального партнерства являются взаимные консультации, переговоры, достижение согласия и заключение коллективных договоров, соглашений.
Социальное партнерство - одновременно и метод согласования различных социально-групповых интересов, урегулирования конфликтов между ними, и система институтов, процедур такого согласования - урегулирования, и цель этой системы. Социальное партнерство - проявление социального мира и средство его достижения.
Идеологической и теоретической основой социального партнерства является признание:
- необходимости существования в обществе разных социальных групп со своими специфическими функциями;
- объективности различий и конфликта их интересов, борьбы между социальными группами;
- возможности ввести эту борьбу в цивилизованные рамки и добиться ее конструктивного исхода в виде взаимоприемлемого и отвечающего перспективным задачам общественного развития компромисса.
Социальное партнерство, следовательно, есть не что иное, как признание конфликта и введение его в легитимные и конструктивные рамки. Оно строится на принципе равенства партнерови их способности договориться между собой. Социальное партнерство тесно связано с понятиями производственной, экономической и социальной демократии.
Основными направлениями социального партнерства являются:
- заключение коллективных договоров и соглашений;
- участие в управлении, определяемое как законами и иными государственными актами, так и соглашениями (производственная демократия);
- финансовое участие, т.е. участие в собственности и доходах (экономическая демократия);
- осуществление примирительных процедур при разрешении коллективных трудовых конфликтов, формирование арбитражных органов на трехсторонней (работодатели, работники и представители государства или независимые посредники) основе;
- участие представителей этих трех сторон в управлении фондами социального обеспечения и страхования.
Полномочия трудового коллективаобеспечены трудовым законодательством. В частности, КЗоТ определяет право трудового коллектива, независимо от организационно-правовой формы предприятия, на решение вопроса о необходимости заключения с администрацией коллективного договора, на определение порядка предоставления социальных льгот из фондов трудового коллектива, на определение условий деятельности общественных организаций. КЗоТом также определено право профсоюза, Совета трудового коллектива и общего собрания (конференции) трудового коллектива представлять интересы своих членов и принимать участие в управлении предприятием, вносить вопросы по улучшению работы предприятия и социально-бытового и культурного обслуживания работников. Администрация должнасоздавать для этого соответствующие условия.
|
|
Социальное партнерство в странах с развитым рынком прошло несколько этапов развития - от эгоизма предпринимателей до эгоизма наемных работников (в США): рабочие организации стали не менее влиятельными, чем работодатели, а законодателю пришлось регулировать взаимоотношения между ними, ставить под контроль профсоюзную деятельность, чтобы она не препятствовала развитию экономики и свободного предпринимательства (законы Тафта-Хартли, Лэндрама-Гриффина).
Трехстороннее партнерство, существующее в странах Запада, формировалось в течение многих лет, и в настоящее время в Украине оно пока вряд ли возможно. Здесь наиболее вероятно развитие двусторонних отношений между работодателями и персоналом.
Организационно-нормативным воплощением таких отношений и основным звеном системы социального партнерства в отечественных предприятиях является коллективный договор.
В процессеизучения второго вопроса «Коллективный договор как средство укрепления социального партнерства» студент должен усвоить следующее.
Социальная политика предприятия - льготы и защита персонала определяются законодательством, закрепляются в коллективных договорах и соглашениях разного уровня: генеральных, отраслевых (тарифных), территориальных, коллективных.
Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателями и работниками предприятий, учреждений и организаций, наделенных правами юридического лица, независимо от их формы собственности.