Тема 12. Социальное партнерство в предприятии

 

1. Социальное партнерство в предприятии: сущность и направления.                                                                              

2. Коллективный договор как средство укрепления социального    партнерства.

      В процессе изучения первого вопроса «Социальное партнерство в предприятии: сущность и функции» студенту следует обратить внимание на то, что важным элементом у деятельности служб управления персоналом является обеспечение социальной защиты работников предприятия, реализация идей социальной справедливости в пределах предприятия, удовлетворения более широкого круга потребностей, чем просто материальное обеспечение.

Исключительно важным элементом в деятельности служб управления персона­лом является обеспечение социальной защиты работников предприятия,реализация идей социальной справедливости в рамках организации, удовлетво­рение более широкого круга потребностей, нежели просто материальное обеспе­чение.

Социальная защита персонала позволяет организации представить себя коллективным членом сообщества, продемонстрировать понимание социальной ответственности и нужд своих работников, стремление гибко реагировать на разнообразные их потребности, обеспечивая тем самым атмосферу сотрудниче­ства, взаимопонимания, являющуюся залогом эффективного взаимодействия в организации. Конечно, не во всем и не всегда организация может обеспечить удовлетворение потребностей своих сотрудников, но стремление к этому и реа­лизация этого стремления обычно высоко ценится коллективом и вызывает пози­тивное отношение к организации и ее руководству. Кадровая политика, элементом которой является социальная защита персонала, - показатель внут­ренней этики организации, составляющая имиджа организации.

Невзирая на имеющиеся различия в интересах, основу взаимоотношений организации и персонала составляет партнерство в достижении совместных целей, сотрудничество и взаимопонимание.

В складывающейся системе трипартизмакаждая из сторон имеет свои интересы, которые она стремится выразить и отстоять. Предприниматели, в первую очередь, заинтересованы в извлечении максимальной прибыли, налаживании нормальных рыночных от­ношений (в том числе и при купле-продаже рабочей силы), развитии эконо­мических связей. Государственные органы стремятся к преодолению кризиса в экономике и социальных отношениях, используя для этого те ресурсы, которы­ми располагают. Главной задачей профсоюзов становится отстаивание прав и интересов наемных работников перед предпринимателями и государством.

Социальное партнерство – это взаимосвязанные действия администрации, трудового коллектива, профсоюзов и иногда представителей государства, нацеленные на поддержание социальной стабильности в организации.

В его рамках стороны берут на себя определенные обязательства: коллектив – увеличивать производительность труда, добиваться высокого качества работы, соблюдения сроков выполнения задания, производственной и трудовой дисциплины, нести свою долю ответственности за конечные результаты; администрация – поддерживать занятость и предотвращать массовые увольнения, материально стимулировать работников и своевременно индексировать заработную плату в соответствии с ростом цен, выплачивать социальные пособия при временной нетрудоспособности и потере работы и проч.; правительство - обеспечивать социальное обеспечение и переквалификацию лиц, потерявших работу, осуществлять протекционизм.

Содержанием социального партнерства являются наиболее существенные для работников судьбы экономических реформ, положения в обществе, вопро­сы труда, его оплаты, занятости и другие социально-экономические проблемы. При возникновении коллективных трудовых конфликтов социальное партнер­ство служит их урегулированию, решению выдвигаемых при угрозе и прове­дении забастовок вопросов.

Формами социального партнерства являются взаимные консультации, переговоры, достижение согласия и заключение кол­лективных договоров, соглашений.

Социальное партнерство - одновременно и метод согласования различ­ных социально-групповых интересов, урегулирования конфликтов между ними, и система институтов, процедур такого согласования - урегулирова­ния, и цель этой системы. Социальное партнерство - проявление социаль­ного мира и средство его достижения.

  Идеологической и теоретической ос­новой социального партнерства  является признание:

- необходимости существования в обществе разных социальных групп со своими специфическими функциями;

- объективности различий и конфликта их интересов, борьбы между соци­альными группами;

- возможности ввести эту борьбу в цивилизованные рамки и добиться ее конструктивного исхода в виде взаимоприемлемого и отвечающего пер­спективным задачам общественного развития компромисса.

Социальное партнерство, следовательно, есть не что иное, как признание конфликта и введение его в легитимные и конструктивные рамки. Оно стро­ится на принципе равенства партнерови их способности договориться меж­ду собой. Социальное партнерство тесно связано с понятиями производствен­ной, экономической и социальной демократии.

Основными направлениями социального партнерства являются:

- заключение коллективных договоров и соглашений;

- участие в управлении, определяемое как законами и иными государ­ственными актами, так и соглашениями (производственная демокра­тия);

- финансовое участие, т.е. участие в собственности и доходах (экономи­ческая демократия);

- осуществление примирительных процедур при разрешении коллектив­ных трудовых конфликтов, формирование арбитражных органов на трехсторонней (работодатели, работники и представители государства или независимые посредники) основе;

- участие представителей этих трех сторон в управлении фондами соци­ального обеспечения и страхования.

Полномочия трудового коллективаобеспечены трудовым законодатель­ством. В частности, КЗоТ определяет право трудового коллектива, неза­висимо от организационно-правовой формы предприятия, на решение вопроса о необходимости заключения с администрацией коллективного договора, на оп­ределение порядка предоставления социальных льгот из фондов трудового кол­лектива, на определение условий деятельности общественных организаций. КЗоТом так­же определено право профсоюза, Совета трудового коллектива и общего собра­ния (конференции) трудового коллектива представлять интересы своих членов и принимать участие в управлении предприятием, вносить вопросы по улучше­нию работы предприятия и социально-бытового и культурного обслуживания работников. Администрация должнасоздавать для этого соответствующие условия.

Социальное партнерство в странах с развитым рынком прошло несколько этапов развития - от эгоизма предпринимателей до эгоизма наемных работ­ников (в США): рабочие организации стали не менее влиятельными, чем рабо­тодатели, а законодателю пришлось регулировать взаимоотношения между ними, ставить под контроль профсоюзную деятельность, чтобы она не препят­ствовала развитию экономики и свободного предпринимательства (законы Тафта-Хартли, Лэндрама-Гриффина).

Трехстороннее партнерство, существующее в странах Запада, формировалось в течение многих лет, и в настоящее время в Украине оно пока вряд ли возможно. Здесь наиболее вероятно развитие двусторонних отношений между работодателями и персоналом.

Организационно-нормативным воплощением таких отношений и основным звеном системы социального партнерства в отечественных предприятиях является коллективный договор.

 

 В процессеизучения второго вопроса «Коллективный договор как средство укрепления социального партнерства» студент должен усвоить следующее.

Социальная политика предприятия - льготы и защита персонала определя­ются законодательством, закрепляются в коллективных договорах и соглаше­ниях разного уровня: генеральных, отраслевых (тарифных), территориальных, коллективных.

      Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателями и работниками предприятий, учреждений и организаций, наделенных правами юридического лица, независимо от их формы собственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: