Желательные и нежелательные стратегии разговора с детьми

 

Перед интервью стоит хотя бы вкратце рассказать ребенку, что за вопросы Вы сейчас будете задавать, зачем эти вопросы нужны и какое исследование Вы проводите. Если у ребенка появятся вопросы об этом исследовании, на них нужно ответить, чтобы во время беседы информант не пытался самостоятельно додумать, что происходит, а был более сосредоточен на ответах. Описывая исследование, ни в коем случае нельзя заострять внимание на большой важности ответов информанта, чтобы ребенок, отвечая, не боялся испортить Вашу работу.

Ребенку следует спокойно объяснить, что Вам нужна помощь с работой, и что на записи он может говорить всё что угодно, даже ругаться, и никто его не будет ругать за сказанное в интервью. Можно ещё сказать, что единственная просьба к информанту – это говорить правду, потому что Вам очень интересно понять, что же на самом деле происходит с предметом вашего исследования, а если никто не будет говорить в интервью правду, понять что-либо будет намного сложнее.

 

Если есть возможность, лучше не говорить с детьми с позиции всезнающего старшего. Если интервьюер дополняет высказывания ребёнка или как-то пренебрежительно реагирует на его ответы, информант может решить, что взрослый и так сам знает ответы на все свои вопросы. Ребенок может начать давать неполные ответы, рассчитывая на осведомленность спрашивающего, из-за чего результаты беседы будут неточными.

 

Не стоит пытаться выступить и в роли равного сверстника или друга информанта, если интервьюер таковым не является. В большинстве случаев дети понимают, что вопросы им задают взрослые, с которыми они мало знакомы. Такую «игру» дети могут не понять и им будет наоборот сложнее отвечать, потому что они будут стесняться и фокусироваться на необычном поведении собеседника, а не на качественных ответах.

 

Если ребёнок говорит о каких-то своих действиях, которые интервьюер считает неправильными, во время интервью ни в коем случае нельзя никак показывать своё отношение, ругать ребёнка, спрашивать его, знает ли он, что так нельзя. Не стоит выражать и позитивных эмоций, связанных с действиями, которые описывает информант, чтобы ребёнок не запутался. Если взрослый показывает, что плохо относится к тому, что делает ребёнок, информант может испугаться, что за такой реакцией последует наказание и больше не отвечать. Если же ребенок увидит одобрение каких-то своих действий со стороны интервьюера, информант в своём рассказе может начать фокусироваться только на подобных действиях, давая неполную информацию о других темах.

 

Нельзя прямо поощрять ребёнка и за сами ответы. Это вводит интервьюера в ту самую нежелательную позицию «всезнающего старшего», который может ругать и хвалить ребенка за его ответы. Это может создать у информанта впечатление того, что есть правильные и неправильные ответы. Ребенок в своих репликах может попытаться соответствовать тем ожиданиям, которые, как он думает, есть у интервьюера, скрывая или искажая информацию, чтобы добиться похвалы. Вместо неконкретного поощрения ребенка за ответ (напр. «молодец») можно похвалить информанта за то, что он рассказал Вам что-то новое. То есть показать ребёнку, что вам ценен не определенный тип ответов, а конкретная информация, которую он сейчас дал интервьюеру.

 

 


 

 


Глава I. Зомби в традиционном фольклоре

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: