Глава 4. Работа корректора над вспомогательными частями текста

Для упорядочения работы корректора элементы вспомогательного текста группируются по авторской принадлежности. Это обязательные элементы аппарата в авторском оригинале, элементы аппарата, подготавливаемые корректором, и элементы аппарата, подготавливаемые не издательскими специалистами.

Элементы аппарата в авторском оригинале анализируют, оценивают и дорабатывают в процессе работы над произведением. Подготовкой издательского предисловия, отличительных и других элементов редактор, как правило, занимается по окончании работы над авторским оригиналом. Формы и методы работы редактора с не издательскими специалистами - авторами вступительной статьи, указателей, примечаний, комментариев и др. - разнообразны и определяются реальными ситуациями творческих и организационно-управленческих контактов.

Выделенные стадии работы связаны с процессом создания и комплектования аппарата издания в целом. После того как редактор сформировал комплекс элементов аппарата, он может приступить к итоговому анализу, оценке и редактированию аппарата в совокупности всех элементов. Эта работа включает следующие направления:

· определение соответствия каждого элемента предъявляемым к нему требованиям с учетом жанровой специфики и функционального назначения;

· выявление и оценку содержательной и формальной связи материалов аппарата с основным текстом произведения;

· анализ и комплексную оценку группы взаимосвязанных элементов (аннотации, реферата, предисловия, вступительной статьи, послесловия и др.);

· анализ и комплексную оценку аппарата в целом;

· обоснование комплексного подхода к доработке и редактированию аппарата;

· доработку и редактирование элементов аппарата с учетом специфики каждого из них, а также особенностей произведения и издания.

Качество аппарата в значительной степени влияет на уровень культуры издания. Бывает так, что от аппарата зависит, получилось ли задуманное издание или нет. Если читателю предстоит работать с книгой, а в ней нет необходимых для этого элементов аппарата (предметного указателя, списка сокращении, библиографических списков и др.), говорить о должном уровне культуры издания нельзя. Отсутствие нужных читателю элементов аппарата снижает эффективность произведения и издания. Хорошо подготовленный аппарат издания порой представляет самостоятельный текстовой комплекс. И ценность издания может быть в комментариях, вступительной статье и др.

При обосновании требований к содержанию и форме каждого элемента аппарата учитывается функциональное назначение отличительных элементов, элементов, дополняющих и поясняющих основной текст, и справочно-поисковых. Просчеты в обосновании этих требований приводят к недостаткам в содержании и форме материалов аппарата, а в результате функции отдельных элементов в полной мере не реализуются.

Недостатки в любом элементе аппарата очень заметны и всегда отрицательно отражаются на интересах читателя. К наиболее распространенным недостаткам аппарата следует отнести:

· нецелесообразную степень полноты аппарата (отсутствие отдельных элементов, необходимых для работы с книгой);

· дублирование материалов в нескольких элементах аппарата (например, одни и те же сведения варьируются или повторяются в аннотации, предисловии, вступительной статье);

· логические противоречия в сведениях, сопоставимых по содержанию, в разных элементах аппарата (например, упоминание разных литературных источников по одному и тому же поводу в комментариях и библиографических списках, противоположные оценочные выводы);

· фактические ошибки и неточности, идущие от авторского оригинала, или появляющиеся при подготовке материалов к печати;

· отсутствие единообразия в терминологии;

· просчеты, связанные с отражением содержания произведения (например, в именной указатель попали все фамилии, встречающиеся в произведении, т.е. он был составлен по формальному принципу, в то время как в произведении упоминание отдельных фамилий к содержанию его имеет косвенное отношение и для осмысления фактов роли не играет);

· многословие, излишняя распространенность высказываний;

· общие фразы, высказывания общего плана, не позволяющие конкретизировать смысл;

· языково-стилистические погрешности и ошибки;

· неточности в элементах, устанавливающих связи между материалами аппарата и основным текстом произведения (например, в предметном указателе страницы не соответствуют фрагментам произведения);

· неточности в заголовках элементов аппарата (например, издательское предисловие называют по-разному: Обращение к читателю, К читателю, Слово к читателю, вместо формального заголовка, содержание называют оглавлением и наоборот, не уточняют, какой именно библиографический список предлагается читателю - рекомендательный, использованной литературы и др.).

Отдельные недостатки вызывают у читателя чувства досады и недоумения, другие сводят на нет практическую ценность аппарата издания.

Так, противоречивые и многословные высказывания снижают действенность материалов, малоинформативная аннотация с общими фразами, неточности в страницах указателя, неполное предисловие, где нет необходимых сведений, приводят к тому, что читателю просто нет никакой пользы от вспомогательного текста.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: